Напоминание

Изучение изменений окуломоторного глазодвигательного контроля у детей дошкольного возраста с ООП на занятиях по сенсорной интеграции


Автор: Карипова Регина Расимовна
Должность: Инструктор по адаптивной физической культуре
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1708
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка по развитию зрительно-моторной координации на занятиях по сенсорной интеграции
Тема: Изучение изменений окуломоторного глазодвигательного контроля у детей дошкольного возраста с ООП на занятиях по сенсорной интеграции
Раздел: дошкольное образование





Назад




Карипова Регина Расимовна,

инструктор по физической культуре в ГБОУ №1708,

магистрант института специального образования и психологии МГПУ

г.Москва

Аннотация: В статье раскрывается вопрос системы диагностики и практические методы

формирования окуломоторного (глазодвигательного) контроля в рамках актуального

направления сенсорная интеграция у детей с ООП.

Ключевые слова: окуломоторный контроль, батарея тестов, особые образовательные

потребности.

Изучение изменений окуломоторного (глазодвигательного) контроля у детей

дошкольного возраста c ООП на этапе становления навыков движения в пространстве.

Переработка зрительной информации, как правило, осуществляется двумя системами. Одна

из этих систем распознает предметы (включая «живые» предметы). Эта система называется

системой предметного зрения, или системой «что»[]. Другой системой является система

«где», или система пространственного зрения. Она определяет расположение предметов в

пространстве относительно себя самих и относительно других предметов.

Вклад этой зрительной системы в нашу способность двигаться в пространстве и

взаимодействовать с предметами делает понятным значение зрительно-пространственных

способностей для детей младше школьного возраста с ООП, которые формируются на

занятиях сенсорной интеграции.

Для практикующих физических реабилитологов предлагается батарея тестов, которая

помогает определить уровень развития вестибулярно-зрительно-цервикальной триады на

этапе становления навыков движения в пространстве у детей дошкольного возраста с ООП.

1 тест.

Вращение по часовой стрелке в положение стоя на вращающемся диске с

последующим прохождением прямой линии.

2 тест. Вращение по часовой стрелке лежа на боку на доске-роллере, голова параллельно

пола. После вращения, провести роликом по прямой линии сверху вниз.

3 тест. Исходное положение (и.п.) узкая стойка, в правой и левой руке гимнастические палки

одинаковой длины. Соединить гимнастические палки под прямым углом с указательной

точкой соединения.

4 тест. И.п. узкая стойка, бросить подвесной мяч по неподвижной мишени вправо, прямо,

влево.

5 тест. а) И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони прижаты к полу. Следить глазами

за перемещающейся игрушкой (самолет): по горизонтали, по вертикали, по диагонали вверх

направо и вниз налево, по диагонали вверх налево и вниз направо. б) Быстро переместить

глаза из одной плоскости в другую.

6 тест. И.п. сидя на пятках. Выполнить отраженно двумя руками упражнение: ладонь, кулак,

ребро, кольцо.

Наблюдения за выполнением выше описанных тестов дают четкое представление о

возможности получения эффективных данных о развитии содружества двигательного и

зрительного анализаторов, выстраивая последовательную методику построения упражнений:

1 упражнение. Сидя по-турецки на доске роллере, руки вперед, ладони вместе. Правая

ладонь сверху, вращение вправо. Левая ладонь сверху, вращение влево.

2 упражнение. Стоя на диске с закрытыми глазами, педагог вращает ребенка по часовой

стрелке, по команде ребенок меняет исходное положение рук (на пояс, за голову, вперед

ладони вниз, в стороны и т.д.).

3 упражнение. И.п. лежа на животе на фитболе, взять из корзинки прищепку, надеть на

вертикальную веревку. Педагог раскачивает фитбол вправо, влево.

4 упражнение.

И.п. стоя перед прямой тактильной дорожкой, в правой руке трубочка.

Пройти по дорожке, одновременно дуть в трубочку.

5 упражнение.

И.п. стоя перед восьмиобразной дорожкой, руки на поясе. Пройти по

дорожке восьмерке вокруг двух предметов (мягкие модули), при сохранении фиксации

взгляда на цели, находящейся в метре от мягких модулей прямо перед центральной точкой

восьмерки.

одновременно

переводить

взгляд

на

цель

(включающийся

фонарик

с

изображением).

6 упражнение. Стоя на балансире бросок мяча от груди в ближнюю горизонтальную цель и

дальнюю вертикальную цель попеременно.

7 упражнение. И.п. стойка ноги вместе, руки вдоль туловища. Прыжок руки в стороны, ноги

в стороны. Вернутся в и.п.

8 упражнение.

И.п. сед на пятках. В правой руке гимнастическая палка. Продеть

гимнастическую палку через кольцо, образованное с помощью большого и указательного

пальца левой руки. Выполнить упражнение поменяв руки.

9 упражнение. И.п. стоя перед полосой препятствий. Пройти полосу по заданию педагога.

По итогам построения и использования методике развития окуломоторного контроля мы

попытались показать значимость диагностического исследования и необходимость в

развитии и формировании вестибулярно-зрительно-цервикальной триады, дисфункция

любого из ее элементов нарушает работу остальных систем, тем самым приводя к

отклонениям в адаптивных реакциях на внешние изменения. Методика упражнений

описанная выше связана с развитием функционального компонента, имеющего большое

значение для задач, выполняемых ребенком ежедневно. Ориентирование на местности,

восприятие зрительного окружения, успехи в спорте, непринужденное поведение в

обществе, вождение велосипеда, самоката, беговела, чтение и копирование информации –

все эти виды задач, выполнение которых зависит от окуломоторного контроля и

вестибулярно-зрительно-цервикальной триады. Таким образом, тщательно разработанная и

апробированная методика глазодвигательной терапии предположительно должна повысить

эффективность повседневной деятельности ребенка.

Литература.

1.

Банди, А. Сенсорная интеграция: теория и практика/Анита Банди, Шелли Лейн,

Элизабет Мюррей; пер. [с англ.] и науч. ред. Д.В. Ермолаева. – М.: Теревинф, 2017. –

768с.

2.

Барабанщиков В. А., Жегалло А. В. Регистрация и анализ направленности взора

человека. - М.: Институт психологии РАН, 2013. -316 с.

3.

Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Книга по требованию, 2013. – 254с.

4.

Веккер Л. М. Механизм формирования осязательных образов // Осязание в процессах

познания и труда. М., 1959. С. 47-63.

5.

Леонтьев, А. Н. Восприятие и деятельность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.:

Издательство Московского университета, 1976.

6.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш.

проф. Образования / А.Р. Лурия 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,

2013. – 384 с.

7.

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод

замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 10-е изд. – М.: Генезис, 2017. – 474с.



В раздел образования