Автор: Карипова Регина Расимовна
Должность: Инструктор по адаптивной физической культуре
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1708
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка по развитию зрительно-моторной координации на занятиях по сенсорной интеграции
Тема: Изучение изменений окуломоторного глазодвигательного контроля у детей дошкольного возраста с ООП на занятиях по сенсорной интеграции
Раздел: дошкольное образование
Карипова Регина Расимовна,
инструктор по физической культуре в ГБОУ №1708,
магистрант института специального образования и психологии МГПУ
г.Москва
Аннотация: В статье раскрывается вопрос системы диагностики и практические методы
формирования окуломоторного (глазодвигательного) контроля в рамках актуального
направления сенсорная интеграция у детей с ООП.
Ключевые слова: окуломоторный контроль, батарея тестов, особые образовательные
потребности.
Изучение изменений окуломоторного (глазодвигательного) контроля у детей
дошкольного возраста c ООП на этапе становления навыков движения в пространстве.
Переработка зрительной информации, как правило, осуществляется двумя системами. Одна
из этих систем распознает предметы (включая «живые» предметы). Эта система называется
системой предметного зрения, или системой «что»[]. Другой системой является система
«где», или система пространственного зрения. Она определяет расположение предметов в
пространстве относительно себя самих и относительно других предметов.
Вклад этой зрительной системы в нашу способность двигаться в пространстве и
взаимодействовать с предметами делает понятным значение зрительно-пространственных
способностей для детей младше школьного возраста с ООП, которые формируются на
занятиях сенсорной интеграции.
Для практикующих физических реабилитологов предлагается батарея тестов, которая
помогает определить уровень развития вестибулярно-зрительно-цервикальной триады на
этапе становления навыков движения в пространстве у детей дошкольного возраста с ООП.
1 тест.
Вращение по часовой стрелке в положение стоя на вращающемся диске с
последующим прохождением прямой линии.
2 тест. Вращение по часовой стрелке лежа на боку на доске-роллере, голова параллельно
пола. После вращения, провести роликом по прямой линии сверху вниз.
3 тест. Исходное положение (и.п.) узкая стойка, в правой и левой руке гимнастические палки
одинаковой длины. Соединить гимнастические палки под прямым углом с указательной
точкой соединения.
4 тест. И.п. узкая стойка, бросить подвесной мяч по неподвижной мишени вправо, прямо,
влево.
5 тест. а) И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони прижаты к полу. Следить глазами
за перемещающейся игрушкой (самолет): по горизонтали, по вертикали, по диагонали вверх
направо и вниз налево, по диагонали вверх налево и вниз направо. б) Быстро переместить
глаза из одной плоскости в другую.
6 тест. И.п. сидя на пятках. Выполнить отраженно двумя руками упражнение: ладонь, кулак,
ребро, кольцо.
Наблюдения за выполнением выше описанных тестов дают четкое представление о
возможности получения эффективных данных о развитии содружества двигательного и
зрительного анализаторов, выстраивая последовательную методику построения упражнений:
1 упражнение. Сидя по-турецки на доске роллере, руки вперед, ладони вместе. Правая
ладонь сверху, вращение вправо. Левая ладонь сверху, вращение влево.
2 упражнение. Стоя на диске с закрытыми глазами, педагог вращает ребенка по часовой
стрелке, по команде ребенок меняет исходное положение рук (на пояс, за голову, вперед
ладони вниз, в стороны и т.д.).
3 упражнение. И.п. лежа на животе на фитболе, взять из корзинки прищепку, надеть на
вертикальную веревку. Педагог раскачивает фитбол вправо, влево.
4 упражнение.
И.п. стоя перед прямой тактильной дорожкой, в правой руке трубочка.
Пройти по дорожке, одновременно дуть в трубочку.
5 упражнение.
И.п. стоя перед восьмиобразной дорожкой, руки на поясе. Пройти по
дорожке восьмерке вокруг двух предметов (мягкие модули), при сохранении фиксации
взгляда на цели, находящейся в метре от мягких модулей прямо перед центральной точкой
восьмерки.
одновременно
переводить
взгляд
на
цель
(включающийся
фонарик
с
изображением).
6 упражнение. Стоя на балансире бросок мяча от груди в ближнюю горизонтальную цель и
дальнюю вертикальную цель попеременно.
7 упражнение. И.п. стойка ноги вместе, руки вдоль туловища. Прыжок руки в стороны, ноги
в стороны. Вернутся в и.п.
8 упражнение.
И.п. сед на пятках. В правой руке гимнастическая палка. Продеть
гимнастическую палку через кольцо, образованное с помощью большого и указательного
пальца левой руки. Выполнить упражнение поменяв руки.
9 упражнение. И.п. стоя перед полосой препятствий. Пройти полосу по заданию педагога.
По итогам построения и использования методике развития окуломоторного контроля мы
попытались показать значимость диагностического исследования и необходимость в
развитии и формировании вестибулярно-зрительно-цервикальной триады, дисфункция
любого из ее элементов нарушает работу остальных систем, тем самым приводя к
отклонениям в адаптивных реакциях на внешние изменения. Методика упражнений
описанная выше связана с развитием функционального компонента, имеющего большое
значение для задач, выполняемых ребенком ежедневно. Ориентирование на местности,
восприятие зрительного окружения, успехи в спорте, непринужденное поведение в
обществе, вождение велосипеда, самоката, беговела, чтение и копирование информации –
все эти виды задач, выполнение которых зависит от окуломоторного контроля и
вестибулярно-зрительно-цервикальной триады. Таким образом, тщательно разработанная и
апробированная методика глазодвигательной терапии предположительно должна повысить
эффективность повседневной деятельности ребенка.
Литература.
1.
Банди, А. Сенсорная интеграция: теория и практика/Анита Банди, Шелли Лейн,
Элизабет Мюррей; пер. [с англ.] и науч. ред. Д.В. Ермолаева. – М.: Теревинф, 2017. –
768с.
2.
Барабанщиков В. А., Жегалло А. В. Регистрация и анализ направленности взора
человека. - М.: Институт психологии РАН, 2013. -316 с.
3.
Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Книга по требованию, 2013. – 254с.
4.
Веккер Л. М. Механизм формирования осязательных образов // Осязание в процессах
познания и труда. М., 1959. С. 47-63.
5.
Леонтьев, А. Н. Восприятие и деятельность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.:
Издательство Московского университета, 1976.
6.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш.
проф. Образования / А.Р. Лурия 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,
2013. – 384 с.
7.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод
замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 10-е изд. – М.: Генезис, 2017. – 474с.