Автор: Гулина Ольга Владимировна Должность: инструктор по физической культуре (плаванию) Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 5" Населённый пункт: город Прокопьевск Наименование материала: Статья Тема: "Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?" Раздел: дошкольное образование
«Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?»
Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду
и
обороне
СССР»
(ГТО)
носил
характер
основополагающей,
единой
и
поддерживаемой государством системы программно-оценочных нормативов
и требований по физической подготовленности различных возрастных групп
населения. Существовал с 1931 по 1991 год и охватывал население в возрасте
от 10 до 60 лет. Являясь основой физического воспитания и программой
физкультурной
подготовки
в
общеобразовательных,
профессиональных
и
спортивных организациях СССР, был направлен на укрепление здоровья,
всестороннее
физическое
развитие
советских
людей,
подготовку
их
к
трудовой деятельности и защите Родины.
Указ о возрождении норм ГТО для школьников. С 1 сентября по поручению
президента России снова вводится физкультурный комплекс ГТО. Сдавать
спортивные нормативы школьники будут с шести лет. За хорошие результаты
подросткам
обещают
знаки
отличия,
а
также
присвоение
спортивных
разрядов и званий. А с 2015 года, помимо результатов ЕГЭ, при поступлении
в ВУЗы будут учитывать и результаты сдачи норм ГТО.
Новая
система
предусматривает
целых
11
возрастных
групп.
Теперь
физические упражнения могут сдавать дети от 6 лет и даже 70-летние. То
есть принять участие в новом комплексе ГТО сможет практически любой
желающий.
Почему ГТО стоит прививать, именно, начиная с дошколят? Физическое
развитие ребенка – это, прежде всего двигательные навыки. Координацию
движений определяют развитием мелкой и большой моторики.
Именно
в
дошкольном
возрасте
закладывается
основа
для
физического
развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства
характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского
организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью.
Для
развития
координации
движений
сензитивным
является
старший
дошкольный возраст. Именно в это время ребёнку следует приступать к
занятиям гимнастикой, фигурным катанием, балетом и т. п.
Этот период – период самого активного развития ребенка, в двигательном,
так и в психическом развитии.
С точки зрения же психологов, динамика физического развития неразрывно
связана с психическим и умственным развитием.
Цель
Комплекса
«Горжусь
тобой,
Отечество
(ГТО)»:
Повышение
эффективности использования возможностей физической культуры и спорта
в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности,
воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни
граждан Российской Федерации.
Задачи Комплекса:
Увеличение
числа
граждан,
систематически
занимающихся
физической
культурой и спортом.
Повышение
уровня
физической
подготовленности,
продолжительности
жизни граждан.
Формирование
у
населения
осознанных
потребностей
в
систематических
з а н я т и я х
ф и з и ч е с ко й
к у л ь т у р о й
и
с п о р т о м ,
ф и з и ч е с к о м
самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни.
Повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах
организации
самостоятельных
занятий,
в
том
числе
с
использованием
современных информационных технологий.
Модернизация
системы
физического
воспитания
и
системы
развития
массового,
детско-юношеского,
школьного
и
студенческого
спорта
в
образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества
спортивных клубов.
Ступени:
Первая ступень — от 6 до 8 лет;
Вторая ступень — от 9 до 10 лет;
Третья ступень — от 11 до 12 лет;
Четвертая ступень — от 13 до 15 лет;
Пятая ступень — от 16 до 17 лет;
Шестая ступень — от 18 до 29 лет;
Седьмая ступень — от 30 до 39 лет;
Восьмая ступень — от 40 до 49 лет;
Девятая ступень — от 50 до 59 лет;
Десятая ступень — от 60 до 69 лет;
Одиннадцатая ступень — от 70 лет и старше.
Комплекс состоит из следующих частей:
Первая
часть
(нормативно-тестирующая)
предусматривает
общую
оценку
уровня физической подготовленности населения установленных нормативов
с последующим награждением значками отличия комплекса.
Вторая
часть
(спортивная)
направленная
на
привлечение
граждан
к
регулярным занятиям физической культурой и спортом с учётом возрастных
групп населения с целью выполнения разрядных нормативов и получения
массовых спортивных разрядов.
Требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры
и спорта:
Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья, повышение
умственной и физической работоспособности.
Гигиена занятий физической культурой.
Основные
методы
контроля
физического
состояния
при
занятиях
различными физкультурно-оздоровительными системами и видами спорта.
Основы методики самостоятельных занятий.
Основы истории развития физической культуры и спорта.
Овладение
практическими
умениями
и
навыками
физкультурно-
оздоровительной
и
прикладной
направленности,
овладение
умениями
и
навыками в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.
Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 10 часов.)№
Виды двигательной активности
Временной объем
в неделю, мин.
1.
Утренняя гимнастика
Не менее 70
2.
Обязательные учебные занятия в образовательных организациях 120
3.
Виды двигательной активности в процессе учебного дня (динамические
паузы, физкультминутки и т. д.)
150
4.
Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой
атлетике, плаванию, лыжам, гимнастике, подвижным играм, в группах общей
физической подготовки, участие в соревнованиях
Не менее 120
5.
Самостоятельные
занятия
физической
культурой
(с
участием
родителей), в том числе подвижными играми и другими видами двигательной
активности Не менее 160
6.
В
каникулярное
время
ежедневный
двигательный
режим
должен
составлять Не менее 3 ч.
Игра – это основа жизни ребенка, движение – основа жизни, а вместе, это
двигательные
игры
–
то,
что
занимает
примерно
90%
времени
всей
деятельности ребенка дошкольного возраста. А если обратиться к тому, что
мы развиваем познавательную функцию ребенка – его любознательность и
стремление узнавать и учиться…
Вспомним, мы уже останавливаемся на том, что познавательная функция
развивается
именно
через
движение,
так
же
как
и
речь,
и
даже
художественно-эстетическое развитие…
«Детские сады должны стать фундаментом, на котором мы будем приобщать
детей к здоровому образу жизни и спорту. Свои первые значки ГТО ребята
должны получать именно в дошкольных образовательных учреждениях. Для
«ясельной группы» ГТО достаточно придумать «Веселые старты». В них не
должно быть проигравших.
Дети — подражатели. Если один ребенок получит значок, то остальные также
захотят его получить. И мы должны помогать им достичь желаемой цели».