Автор: Порцева Таисия Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ с. Легостаево"
Населённый пункт: с. Легостаево Искитимского района Новосибирской области
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Развитие письменной речи" 6 класс
Раздел: среднее образование
РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС. 6 КЛАСС.
Элективной курс создан на основе учебно-методического комплекта
Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
личностные
- освоение общекультурного наследия России и
общемирового культурного наследия;
- знание основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий; правил
поведения в чрезвычайных ситуациях;
- эмоционально положительное принятие своей
этнической идентичности;
- готовность и способность к выполнению
моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах
деятельности
коммуникативные УУД:
- Излагать письменно свою мысль, определяя
жанр и структуру письменного документа (из
числа известных форм) в соответствии с
поставленной целью коммуникации и адресатом;
- Определять содержание и жанр выступления в
соответствии с заданной целью коммуникации и
целевой аудиторией;
- Начинать, поддерживать и заканчивать диалог в
соответствии с ситуацией общения;
- Высказывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
- Согласно заданным рамкам обсуждения,
высказывать свои суждения и относится к
высказываниям других членов группы;
познавательные УУД:
- Самостоятельно определять, какой информации
для решения поставленной учителем задачи ему
не достает, и планировать ее поиск;
- Искать ответы на вопросы, сформулированные
учителем, в нескольких источниках
предложенных учителем;
- Оценивать найденную информацию согласно
критериям, разработанным учителем совместно с
учениками;
- Извлекать информацию по заданному вопросу
из статистического источника, исторического
- - Понимать определяющую роль
родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств
личности.
- Анализировать и характеризовать
эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои
взаимоотношения с их учетом.
освоение общекультурного наследия
России и общемирового культурного
наследия;
Фиксировать итоговый продукт
(результат) коммуникации и объяснять,
за счет каких промежуточных
результатов он был получен
Пользоваться карточным и
электронным каталогом, СМИ,
поисковыми системами Интернет.
Пользоваться библиографическими
изданиями, списками публикаций в
метапредмет
ные
источника, художественной литературы;
- Самостоятельно проводить наблюдение \
эксперимент, планируя его ход в соответствии с
поставленной задачей;
- Систематизировать извлеченную информацию в
рамках сложной заданной структуры (по двум
или более основаниям);
- Переводить информацию (сложный источник)
из графического представления или
формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
- Излагать (толковать, обосновывать) полученную
информацию в контексте решаемой задачи;
- Самостоятельно указывать на информацию,
нуждающуюся в проверке. Предлагать способ
проверки достоверности информации;
- работа с моделью;
- Самостоятельное заполнение таблиц;
- Анализировать проблемную ситуацию,
заданную учителем, т.е. определять причины ее
возникновения;
- На основе анализа альтернативных способов
разрешения проблемы, ставить цель и определять
задачи, способы достижения цели и
предполагаемые результаты;
- Выбирать алгоритм решения задачи из
существующих;
- Выбирать (из числа предложенных)
необходимые ресурсы, для выполнения действий;
- Восстанавливать картину и основания своей
деятельности. Выделять трудности, с которыми
столкнулся при получении результата, и
формулировать причины их возникновения.
Выделять достижения и объяснять, за счет чего
они были достигнуты;
- выделять элементы и «единицы» из целого;
расчленять целого на части;
- упорядочить объекты по выделенному
основанию
регулятивные УУД:
-планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её решения с
помощью учителя;
- соотносить выполненное задание с образцом,
предложенным учителем, сравнения с
предыдущими заданиями, или на основе
различных образцов (эталонов);
- вносить коррективы в действия в случае
расхождения результата решения задачи и ранее
периодических изданиях;
выделять информацию из
сообщений разных видов в
соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию)
указанной учителем информации об
изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и
классификацию изученных объектов
по самостоятельно выделенным
основаниям (критериям) при
указании и без указания количества
групп;
- обобщать (выводить общее для целого
ряда единичных объектов).
- Переводить информацию (сложный
источник) из графического
представления или формализованного
(символьного) представления в
текстовое, и наоборот
Учитывать условия выполнения
учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы
достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль
деятельности ( «что сделано») и
пооперационный контроль ( «как
выполнена каждая операция, входящая
в состав учебного действия»).
поставленной целью с помощью учителя;
- осознанно выделять усвоенный и неусвоенный
учебный материал;
- создавать благоприятные условия для
выполнения цели
метапредмет
ные
коммуникативные УУД:
- Излагать письменно свою мысль, определяя
жанр и структуру письменного документа (из
числа известных форм) в соответствии с
поставленной целью коммуникации и адресатом;
- Определять содержание и жанр выступления в
соответствии с заданной целью коммуникации и
целевой аудиторией;
- Начинать, поддерживать и заканчивать диалог в
соответствии с ситуацией общения;
- Высказывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
- Согласно заданным рамкам обсуждения,
высказывать свои суждения и относится к
высказываниям других членов группы;
познавательные УУД:
- Самостоятельно определять, какой информации
для решения поставленной учителем задачи ему
не достает, и планировать ее поиск;
- Искать ответы на вопросы, сформулированные
учителем, в нескольких источниках
предложенных учителем;
- Оценивать найденную информацию согласно
критериям, разработанным учителем совместно с
учениками;
- Извлекать информацию по заданному вопросу
из статистического источника, исторического
источника, художественной литературы;
- Самостоятельно проводить наблюдение \
эксперимент, планируя его ход в соответствии с
поставленной задачей;
- Систематизировать извлеченную информацию в
рамках сложной заданной структуры (по двум
или более основаниям);
- Переводить информацию (сложный источник)
из графического представления или
формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
- Излагать (толковать, обосновывать) полученную
информацию в контексте решаемой задачи;
- Самостоятельно указывать на информацию,
нуждающуюся в проверке. Предлагать способ
проверки достоверности информации;
Фиксировать итоговый продукт
(результат) коммуникации и объяснять,
за счет каких промежуточных
результатов он был получен
Пользоваться карточным и
электронным каталогом, СМИ,
поисковыми системами Интернет.
Пользоваться библиографическими
изданиями, списками публикаций в
периодических изданиях;
выделять информацию из
сообщений разных видов в
соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию)
указанной учителем информации об
изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и
классификацию изученных объектов
по самостоятельно выделенным
основаниям (критериям) при
указании и без указания количества
групп;
- обобщать (выводить общее для
целого ряда единичных объектов).
- работа с моделью;
- Самостоятельное заполнение таблиц;
- Анализировать проблемную ситуацию,
заданную учителем, т.е. определять причины ее
возникновения;
- На основе анализа альтернативных способов
разрешения проблемы, ставить цель и определять
задачи, способы достижения цели и
предполагаемые результаты;
- Выбирать алгоритм решения задачи из
существующих;
- Выбирать (из числа предложенных)
необходимые ресурсы, для выполнения действий;
- Восстанавливать картину и основания своей
деятельности. Выделять трудности, с которыми
столкнулся при получении результата, и
формулировать причины их возникновения.
Выделять достижения и объяснять, за счет чего
они были достигнуты;
- выделять элементы и «единицы» из целого;
расчленять целого на части;
- упорядочить объекты по выделенному
основанию
регулятивные УУД:
-планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её решения с
помощью учителя;
- соотносить выполненное задание с образцом,
предложенным учителем, сравнения с
предыдущими заданиями, или на основе
различных образцов (эталонов);
- вносить коррективы в действия в случае
расхождения результата решения задачи и ранее
поставленной целью с помощью учителя;
- осознанно выделять усвоенный и неусвоенный
учебный материал;
- создавать благоприятные условия для
выполнения цели
- Переводить информацию (сложный
источник) из графического
представления или формализованного
(символьного) представления в
текстовое, и наоборот
Учитывать условия выполнения
учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы
достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль
деятельности ( «что сделано») и
пооперационный контроль ( «как
выполнена каждая операция, входящая
в состав учебного действия»).
предметные
представление об основных функциях языка, о
роли русского языка как национального языка
русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе
гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном
понимание места родного языка в
системе гуманитарных наук и его роли
в образовании в целом;
языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики:
лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили,
язык художественной литературы; жанры
научного, публицистического, официально-
делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст,
типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного
языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при
создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка,
грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова
(фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический,
морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного
анализа текста с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических
возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной
речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного
языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.
-совершенствовать свою речь в
процессе работы с различными
письменными источниками и в устной
речевой практике;
-анализировать речевые высказывания с
точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении
прогнозируемого результата.
-объяснять основные принципы
классификации словарного состава
русского языка;
Опознавать основные выразительные
средства лексики и фразеологии в
публицистической и художественной
речи и оценивать их;
Извлекать необходимую информацию
из лексических словарей разного
типа( толкового словаря, словарей
синонимов, антонимов,
фразеологического словаря),
использовать эту информацию в
различных видах деятельности;
-опознавать основные выразительные
средства морфологии
В публицистической, художественной
речи;
Опознавать основные выразительные
средства синтаксиса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
1.
Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста
(членимость, смысловая цельность, связность). Тема, коммуникативная
установка, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи
предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-
стилистического членения текста.
2.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры,
принадлежности к функционально- смысловому типу речи. Составление плана
текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и способов
связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор
языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата,
ситуаций и условий общения. Соблюдение норм построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме). Оценивание и
редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Информационная переработка текста.
3.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических
словарей. Использование этимологических словарей и справочников для
подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и
выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.
Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной
деятельности и повседневной жизни.
4.
Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их
в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной
направленности. Корректировка собственного речевого высказывания.
Использование нормативных словарей для получения информации о нормах
современного русского литературного языка.
5.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение
основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию
для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Содержание тем курса
Развитие устной речи
1.
Ситуация общения. Составление диалога – 2 ч
2.
Составление сообщения – 1 ч
3.
Устное публичное выступление – 2 ч
Сочинение
1.
Сочинение на тему «Интересная встреча» - 1 ч
2.
Составление продолжения текста по данному началу – 1 ч
3.
Сочинение-рассказ – 1 ч
4.
Рассказ на основе услышанного – 2 ч
5.
Сочинение-рассказ по рисунку – 5 ч
6.
Сбор и систематизация материалов к сочинению. Сложный план – 2 ч
7.
Сочинение-описание помещения – 2 ч
8.
Сочинение-описание изображенного на картине – 6 ч
9.
Сочинение-описание по личным впечатлениям – 1 ч
10.Сочинение-описание природы – 1 ч
11.Сочинение- рассуждение – 2 ч
12.Контрольное сочинение по выбору – 1 ч
Изложение
1.
Изложение по отрывку из повести – 2 ч
2.
Сжатое изложение – 3 ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
кол-
во
часов
1.
Сочинение на тему «Интересная встреча»
1
2.
Составление диалога на тему по выбору
1
3.
Составление продолжения текста по данному началу
1
4.
Сочинение-рассказ
1
5.
Собирание материалов к сочинению. Устное описание картины
А.П.Герасимова «После дождя»
1
6.
Сжатое изложение
1
7.
Составление сообщения о возникновении фразеологизма (на выбор)
1
8.
Описание помещения
1
9.
Систематизация материалов к сочинению. Сложный план
1
10.
Сочинение – описание (описание помещения)
1
11.
Сочинение- описание изображенного на картине (Т.Н. Яблонская
«Утро»)
1
12.
Сочинение- описание изображенного на картине (Т.Н. Яблонская
«Утро»)
1
13.
Сочинение-описание по личным впечатлениям
1
14.
Описание природы.
1
15.
Изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (по отрывку из
повести А.С.Пушкина «Дубровский»)
1
16.
Изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (по отрывку из
повести А.С.Пушкина «Дубровский»)
1
17.
Сочинение-описание природы по картине (Н.П.Крымов. «Зимний
вечер»)
1
18.
Сочинение-описание природы по картине (Н.П.Крымов. «Зимний
вечер»)
1
19.
Составление устного публичного выступления о произведениях
народного промысла
1
20.
Составление юмористического рассказа по рисунку.
1
21.
Публичное выступление на тему «Береги природу!»
1
22.
Рассказ по сюжетным рисункам от 1 лица на тему «Как я однажды
помогал маме»
1
23.
Рассуждение. Сочинение-рассуждение
1
24.
Рассуждение. Сочинение-рассуждение
1
25.
Сочинение по картине Е.В. Сыромятникова «Первые зрители»
1
26.
Сочинение по картине Е.В. Сыромятникова «Первые зрители»
1
27.
Сочинение=рассказ по сюжетным рисункам на тему «Степа дрова
колет» с включением части готового текста
1
28.
Сочинение=рассказ по сюжетным рисункам на тему «Степа дрова
колет» с включением части готового текста
1
29.
Сжатое изложение
1
30.
Сжатое изложение
1
31.
Рассказ по сюжетным рисункам.
1
32.
Рассказ на основе услышанного.
1
33.
Рассказ на основе услышанного.
1
34.
Контрольное сочинение на тему по выбору.
1
35.
Итоговый урок
1