Автор: Порцева Таисия Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ с. Легостаево"
Населённый пункт: с. Легостаево Искитимского района Новосибирской области
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Развитие письменной речи" 5 класс
Раздел: среднее образование
РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС. 5 КЛАСС.
Элективной курс создан на основе учебно-методического комплекта
Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результа-
ты
Ученик научится
Ученик получит
возможность научиться
личностн
ые
- гражданский патриотизм, любовь к
Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и
историческим памятникам;
- уважение к другим народам России и
мира и принятие их, межэтническая
толерантность, готовность к
равноправному сотрудничеству;
- уважение к личности и её достоинству,
доброжелательное отношение к
окружающим;
- уважение к ценностям семьи, любовь к
природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в
восприятии мира;
- готовность и способность к выполнению
норм и требований школьной жизни, прав
и обязанностей ученика;
- потребность в участии в общественной
жизни ближайшего социального
окружения, общественно полезной
деятельности
Представлять образ
социально-политического
устройства —
представление о
государственной
организации России, знание
государственной символики
(герб, флаг, гимн), знание
государственных пра-знание
положений Конституции
РФ, основных прав и
обязанностей гражданина,
ориентация в правовом
пространстве
государственно-
общественных отношений;
- знание о своей этнической
принадлежности, освоение
национальных ценностей,
традиций, культуры, знание
о народах и праздниках.
метапред
метные
коммуникативные УУД:
- Излагать письменно свою мысль с
соблюдением норм оформления текста по
заданным образцам;
- Начинать, поддерживать и заканчивать
диалог в соответствии с заданными
нормами речи, темой обсуждения и целью
общения;
- Следовать заданной процедуре
- Готовить план
выступления на основе
заданных целей, целевой
аудитории и жанра
выступления;
- Самостоятельно
договариваться о правилах и
вопросах для обсуждения в
1
группового обсуждения;
- Следить за соблюдением разработанной
ими процедуры группового обсуждения и
при необходимости ее корректируют;
- Фиксировать итоговый продукт
(результат) коммуникации
познавательные УУД:
- Из представленной учителем информации
выбирать ту, которая необходима для
решения поставленной задачи;
- Искать ответы на вопросы,
сформулированные учителем в одном
источнике, предоставленном учителем;
- Самостоятельно формулировать вопросы,
ответы на которые необходимо получить;
- Пользоваться справочником,
энциклопедией, СМИ; ориентироваться в
книге по содержанию, а на сайте по
ссылкам;
- Оценивать найденную информацию
согласно критериям, предложенным
учителем;
- Воспринимать основное содержание
фактической/оценочной информации в
результате прочтения специально
составленного текста, монологе, диалоге,
дискуссии (группа), определяя основную
мысль, отношение говорящего к событиям
и действующим лицам, основные факты и
события, их последовательность;
- Воспринимать требуемое содержание
фактической/оценочной информации в
монологе, диалоге, дискуссии (группа),
извлекая необходимую фактическую
информацию (имена, время, место
действия), определяя причинно-
следственные связи;
- Проводить наблюдение \ эксперимент по
предоставленному плану в соответствии с
поставленной задачей;
- Извлекать и систематизировать
информацию из 1-2 простых (источник,
содержащий информацию одного вида
(только текст, только картинка, только
таблица) или источник по одной теме,
содержащих избыточную
соответствии с задачей,
поставленной перед
группой;
- Следить за соблюдением
разработанной ими
процедуры группового
обсуждения и при
необходимости ее
корректируют;
- Пользоваться
справочником,
энциклопедией, СМИ;
ориентироваться в книге по
содержанию, а на сайте по
ссылкам;
- Оценивать найденную
информацию согласно
критериям, предложенным
учителем;
-ориентироваться на
возможное разнообразие
способов решения учебной
задачи;
- первоначальному умению
2
информацию)источников по двум и более
заданным критериям (основаниям);
- Систематизировать извлеченную
информацию в рамках простой заданной
структуры (по одному основанию);
- Переводить информацию (простой
источник) из графического представления
или формализованного (символьного)
представления в текстовое и наоборот;
- Излагать полученную информацию по
заданным вопросам;
- Проверять достоверность информации по
способу, предложенному учителем;
- Находить вывод и аргументы в
предложенном источнике информации;
- Делать вывод на основе полученной
информации или делать вывод
(присоединяется к одному из выводов) на
основе полученной информации и
приводить несколько аргументов или
данных для его подтверждения или
приводить аргументы, подтверждающие
вывод;
- предварительный анализ текста задачи;
- перевод текста на знаково-символический
язык, с помощью вещественных или
графических средств, приводящий к
построению модели;
- Составление алгоритмов;
- Принимать (присваивать) проблемную
ситуацию, заданную учителем, т.е. в
общих чертах описывать желаемую и
реальную ситуации, указывая, чем они
отличаются;
- Принимать цель и задачи, поставленные
учителем; определять последовательность
шагов по ее решению;
- Ставить цель, адекватную заданной
проблеме. Формулировать задачи по
достижению заданной цели;
- Использовать предложенный алгоритм
действий;
- Использовать предложенные ресурсы,
для выполнения алгоритма действий;
- Осуществлять текущий контроль своих
действий по заданным критериям;
смыслового восприятия
текста;
- проводить аналогии между
изучаемым материалом и
собственным опытом.
- Переводить информацию
(простой источник) из
графического представления
или формализованного
(символьного)
представления в текстовое и
наоборот
- перевод текста на знаково-
символический язык, с
3
- Соотносить запланированный и
полученный результат по заданным
характеристикам и делать вывод о
соответствии продукта замыслу;
- Восстанавливать картину своей
деятельности, определять сильные и
слабые стороны;
- Высказываться по поводу выполненных
действий и полученного результата;
- составлять целое из частей;
- Самостоятельно достраивать целое с
восполнением недостающих компонентов;
- Подведение под понятие, выведение
следствий;
- Объединять предметы или явления по
определенному признаку;
- Выделять части с последующим
расчленением или объединением;
- Устанавливать причинно-следственные
связи с помощью учителя;
- Построить логические цепи рассуждений
с помощью учителя;
- Доказывать;
- Устанавливать аналогии;
регулятивные УУД:
-ставить учебные задачи с помощью
учителя;
- использовать план учителя для решения
поставленной задачи или достижения цели;
- осуществлять пошаговый и итоговый
контроль с помощью учителя;
- оценивать свое задание по следующим
параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении;
- уметь использовать волевое
стимулирование учения, преодолевать
сиюминутные отвлечения;
- ориентироваться в структуре учебника,
анализировать условные обозначения;
- подготавливать рабочее место для
учебных занятий
помощью вещественных или
графических средств,
приводящий к построению
модели;
Самостоятельно ставить
новые учебные цели задачи.
предметн
ые
1) понимание места родного языка в
системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
2) усвоение основ научных знаний о
родном языке; понимание взаимосвязи его
) понимание места родного
языка в системе
гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных
4
уровней и единиц;
3) освоение базовых понятий лингвистики:
лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная
речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры
научного, публицистического,
официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-
смысловые типы речи (повествование,
описание, рассуждение); текст, типы
текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в
речи;
4) овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета и использование
их в своей речевой практике при создании
устных и письменных высказываний;
5) опознавание и анализ основных единиц
языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
7) понимание коммуникативно-
эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой
практике;
8) осознание эстетической функции
родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
знаний о родном языке;
понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
5
1.
Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста
(членимость, смысловая цельность, связность). Тема, коммуникативная
установка, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи
предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-
стилистического членения текста.
2.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры,
принадлежности к функционально- смысловому типу речи. Составление плана
текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и
способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста.
Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли,
адресата, ситуаций и условий общения. Соблюдение норм построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме). Оценивание
и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Информационная переработка текста.
3.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических
словарей. Использование этимологических словарей и справочников для
подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и
выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.
Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной
деятельности и повседневной жизни.
4.
Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение
их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной
направленности. Корректировка собственного речевого высказывания.
Использование нормативных словарей для получения информации о нормах
современного русского литературного языка.
5.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение
основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию
для решения орфографических и пунктуационных проблем.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА.
1.
Изложение.
Структура текста. Выделение главной и второстепенной информации (2 ч)
Сжатое изложение (4ч)
Подробное изложение (1 ч.)
Изложение с изменением лица (3ч)
Изложение с элементами описания (1 ч)
2.
Сочинение.
Сочинение-описание. Композиция сочинения-описания (2 ч)
Описание предмета (2 ч)
Описание природы, пейзажа (3 ч)
6
Описание животного (4 ч)
Описание человека (1 ч)
Устный отзыв о сочинении (1 ч)
Сочинение-рассуждение. Его структура. Доказательства в рассуждении (3 ч)
Сочинение-повествование (5 ч)
Употребление «живописного настоящего» в повествовании (1 ч)
Сочинение по личным впечатлениям в форме письма (1 ч)
Сочинение по выбору (1 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Кол-
во
часов
1
Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (по упр 70)
2
Сочинение по картине. Описание картины А.Пластова «Летом»
3
Сжатое изложение (по тексту В.Катаева)
4
Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору.
Устный отзыв о сочинении
5
Сочинение по картине Ф.Решетникова «Мальчишки»
6
Сжатое изложение (по Е. Мурашовой)
7
Повествование. Обучающее изложение с элементами описания
(К. Паустовский «Шкатулка»)
8
Описание предмета. Сочинение-описание
9
Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой
«Цветы, фрукты, птица»)
10
Сочинение по картине (И. Грабарь «Февральская лазурь»)
11
Подробное изложение (К. Паустовский «Первый снег»)
12
Сочинение по личным впечатлениям в форме письма
13
Рассуждение. Сочинение-рассуждение
14
Выборочное изложение с изменением лица
15
Сочинение по картине (П. Кончаловский «Сирень в корзине»)
16
Сочинение-рассуждение
17
Доказательства в рассуждении
18
Сжатое изложение (Е. Пермяк «перо и чернильница»)
19
Изложение с изменением лица
20
Изложение с изменением лица
21
Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»
22
Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»
23
Описание животного. Изложение (по тексту А.Куприна «Ю-ю»)
24
Описание животного на основе изображенного
25
Сочинение по картине А.Комарова «Наводнение»
26
Сочинение «Как я испугался»
27
Сочинение «Мое любимое животное»
28
Рассказ
29
Невыдуманный рассказ о себе
7
30
Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Савчук
«Шоколадный торт»)
31
Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Савчук
«Шоколадный торт»)
32
Употребление «живописного настоящего» в повествовании
33
Сочинение –рассказ по рисунку О.Поповича «Не взяли на
рыбалку»
34
Сочинение –рассказ по рисунку О.Поповича «Не взяли на
рыбалку»
35
Подведение итогов
8