Напоминание

"Развитие письменной речи" 5 класс


Автор: Порцева Таисия Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ с. Легостаево"
Населённый пункт: с. Легостаево Искитимского района Новосибирской области
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Развитие письменной речи" 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад




РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС. 5 КЛАСС.

Элективной курс создан на основе учебно-методического комплекта

Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результа-

ты

Ученик научится

Ученик получит

возможность научиться

личностн

ые

- гражданский патриотизм, любовь к

Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение к истории, культурным и

историческим памятникам;

- уважение к другим народам России и

мира и принятие их, межэтническая

толерантность, готовность к

равноправному сотрудничеству;

- уважение к личности и её достоинству,

доброжелательное отношение к

окружающим;

- уважение к ценностям семьи, любовь к

природе, признание ценности здоровья,

своего и других людей, оптимизм в

восприятии мира;

- готовность и способность к выполнению

норм и требований школьной жизни, прав

и обязанностей ученика;

- потребность в участии в общественной

жизни ближайшего социального

окружения, общественно полезной

деятельности

Представлять образ

социально-политического

устройства —

представление о

государственной

организации России, знание

государственной символики

(герб, флаг, гимн), знание

государственных пра-знание

положений Конституции

РФ, основных прав и

обязанностей гражданина,

ориентация в правовом

пространстве

государственно-

общественных отношений;

- знание о своей этнической

принадлежности, освоение

национальных ценностей,

традиций, культуры, знание

о народах и праздниках.

метапред

метные

коммуникативные УУД:

- Излагать письменно свою мысль с

соблюдением норм оформления текста по

заданным образцам;

- Начинать, поддерживать и заканчивать

диалог в соответствии с заданными

нормами речи, темой обсуждения и целью

общения;

- Следовать заданной процедуре

- Готовить план

выступления на основе

заданных целей, целевой

аудитории и жанра

выступления;

- Самостоятельно

договариваться о правилах и

вопросах для обсуждения в

1

группового обсуждения;

- Следить за соблюдением разработанной

ими процедуры группового обсуждения и

при необходимости ее корректируют;

- Фиксировать итоговый продукт

(результат) коммуникации

познавательные УУД:

- Из представленной учителем информации

выбирать ту, которая необходима для

решения поставленной задачи;

- Искать ответы на вопросы,

сформулированные учителем в одном

источнике, предоставленном учителем;

- Самостоятельно формулировать вопросы,

ответы на которые необходимо получить;

- Пользоваться справочником,

энциклопедией, СМИ; ориентироваться в

книге по содержанию, а на сайте по

ссылкам;

- Оценивать найденную информацию

согласно критериям, предложенным

учителем;

- Воспринимать основное содержание

фактической/оценочной информации в

результате прочтения специально

составленного текста, монологе, диалоге,

дискуссии (группа), определяя основную

мысль, отношение говорящего к событиям

и действующим лицам, основные факты и

события, их последовательность;

- Воспринимать требуемое содержание

фактической/оценочной информации в

монологе, диалоге, дискуссии (группа),

извлекая необходимую фактическую

информацию (имена, время, место

действия), определяя причинно-

следственные связи;

- Проводить наблюдение \ эксперимент по

предоставленному плану в соответствии с

поставленной задачей;

- Извлекать и систематизировать

информацию из 1-2 простых (источник,

содержащий информацию одного вида

(только текст, только картинка, только

таблица) или источник по одной теме,

содержащих избыточную

соответствии с задачей,

поставленной перед

группой;

- Следить за соблюдением

разработанной ими

процедуры группового

обсуждения и при

необходимости ее

корректируют;

- Пользоваться

справочником,

энциклопедией, СМИ;

ориентироваться в книге по

содержанию, а на сайте по

ссылкам;

- Оценивать найденную

информацию согласно

критериям, предложенным

учителем;

-ориентироваться на

возможное разнообразие

способов решения учебной

задачи;

- первоначальному умению

2

информацию)источников по двум и более

заданным критериям (основаниям);

- Систематизировать извлеченную

информацию в рамках простой заданной

структуры (по одному основанию);

- Переводить информацию (простой

источник) из графического представления

или формализованного (символьного)

представления в текстовое и наоборот;

- Излагать полученную информацию по

заданным вопросам;

- Проверять достоверность информации по

способу, предложенному учителем;

- Находить вывод и аргументы в

предложенном источнике информации;

- Делать вывод на основе полученной

информации или делать вывод

(присоединяется к одному из выводов) на

основе полученной информации и

приводить несколько аргументов или

данных для его подтверждения или

приводить аргументы, подтверждающие

вывод;

- предварительный анализ текста задачи;

- перевод текста на знаково-символический

язык, с помощью вещественных или

графических средств, приводящий к

построению модели;

- Составление алгоритмов;

- Принимать (присваивать) проблемную

ситуацию, заданную учителем, т.е. в

общих чертах описывать желаемую и

реальную ситуации, указывая, чем они

отличаются;

- Принимать цель и задачи, поставленные

учителем; определять последовательность

шагов по ее решению;

- Ставить цель, адекватную заданной

проблеме. Формулировать задачи по

достижению заданной цели;

- Использовать предложенный алгоритм

действий;

- Использовать предложенные ресурсы,

для выполнения алгоритма действий;

- Осуществлять текущий контроль своих

действий по заданным критериям;

смыслового восприятия

текста;

- проводить аналогии между

изучаемым материалом и

собственным опытом.

- Переводить информацию

(простой источник) из

графического представления

или формализованного

(символьного)

представления в текстовое и

наоборот

- перевод текста на знаково-

символический язык, с

3

- Соотносить запланированный и

полученный результат по заданным

характеристикам и делать вывод о

соответствии продукта замыслу;

- Восстанавливать картину своей

деятельности, определять сильные и

слабые стороны;

- Высказываться по поводу выполненных

действий и полученного результата;

- составлять целое из частей;

- Самостоятельно достраивать целое с

восполнением недостающих компонентов;

- Подведение под понятие, выведение

следствий;

- Объединять предметы или явления по

определенному признаку;

- Выделять части с последующим

расчленением или объединением;

- Устанавливать причинно-следственные

связи с помощью учителя;

- Построить логические цепи рассуждений

с помощью учителя;

- Доказывать;

- Устанавливать аналогии;

регулятивные УУД:

-ставить учебные задачи с помощью

учителя;

- использовать план учителя для решения

поставленной задачи или достижения цели;

- осуществлять пошаговый и итоговый

контроль с помощью учителя;

- оценивать свое задание по следующим

параметрам: легко выполнять, возникли

сложности при выполнении;

- уметь использовать волевое

стимулирование учения, преодолевать

сиюминутные отвлечения;

- ориентироваться в структуре учебника,

анализировать условные обозначения;

- подготавливать рабочее место для

учебных занятий

помощью вещественных или

графических средств,

приводящий к построению

модели;

Самостоятельно ставить

новые учебные цели задачи.

предметн

ые

1) понимание места родного языка в

системе гуманитарных наук и его роли в

образовании в целом;

2) усвоение основ научных знаний о

родном языке; понимание взаимосвязи его

) понимание места родного

языка в системе

гуманитарных наук и его

роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных

4

уровней и единиц;

3) освоение базовых понятий лингвистики:

лингвистика и ее основные разделы; язык и

речь, речевое общение, речь устная и

письменная; монолог, диалог и их виды;

ситуация речевого общения; разговорная

речь, научный, публицистический,

официально-деловой стили, язык

художественной литературы; жанры

научного, публицистического,

официально-делового стилей и

разговорной речи; функционально-

смысловые типы речи (повествование,

описание, рассуждение); текст, типы

текста; основные единицы языка, их

признаки и особенности употребления в

речи;

4) овладение основными стилистическими

ресурсами лексики и фразеологии русского

языка, основными нормами русского

литературного языка (орфоэпическими,

лексическими, грамматическими,

орфографическими, пунктуационными),

нормами речевого этикета и использование

их в своей речевой практике при создании

устных и письменных высказываний;

5) опознавание и анализ основных единиц

языка, грамматических категорий языка,

уместное употребление языковых единиц

адекватно ситуации речевого общения;

7) понимание коммуникативно-

эстетических возможностей лексической и

грамматической синонимии и

использование их в собственной речевой

практике;

8) осознание эстетической функции

родного языка, способность оценивать

эстетическую сторону речевого

высказывания при анализе текстов

художественной литературы.

знаний о родном языке;

понимание взаимосвязи его

уровней и единиц;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

5

1.

Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста

(членимость, смысловая цельность, связность). Тема, коммуникативная

установка, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи

предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-

стилистического членения текста.

2.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры,

принадлежности к функционально- смысловому типу речи. Составление плана

текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и

способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста.

Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли,

адресата, ситуаций и условий общения. Соблюдение норм построения текста

(логичность, последовательность, связность, соответствие теме). Оценивание

и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Информационная переработка текста.

3.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в

произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и

исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических

словарей. Использование этимологических словарей и справочников для

подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и

выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.

Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной

деятельности и повседневной жизни.

4.

Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение

их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной

направленности. Корректировка собственного речевого высказывания.

Использование нормативных словарей для получения информации о нормах

современного русского литературного языка.

5.

Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение

основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию

для решения орфографических и пунктуационных проблем.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА.

1.

Изложение.

Структура текста. Выделение главной и второстепенной информации (2 ч)

Сжатое изложение (4ч)

Подробное изложение (1 ч.)

Изложение с изменением лица (3ч)

Изложение с элементами описания (1 ч)

2.

Сочинение.

Сочинение-описание. Композиция сочинения-описания (2 ч)

Описание предмета (2 ч)

Описание природы, пейзажа (3 ч)

6

Описание животного (4 ч)

Описание человека (1 ч)

Устный отзыв о сочинении (1 ч)

Сочинение-рассуждение. Его структура. Доказательства в рассуждении (3 ч)

Сочинение-повествование (5 ч)

Употребление «живописного настоящего» в повествовании (1 ч)

Сочинение по личным впечатлениям в форме письма (1 ч)

Сочинение по выбору (1 ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-

во

часов

1

Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (по упр 70)

2

Сочинение по картине. Описание картины А.Пластова «Летом»

3

Сжатое изложение (по тексту В.Катаева)

4

Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору.

Устный отзыв о сочинении

5

Сочинение по картине Ф.Решетникова «Мальчишки»

6

Сжатое изложение (по Е. Мурашовой)

7

Повествование. Обучающее изложение с элементами описания

(К. Паустовский «Шкатулка»)

8

Описание предмета. Сочинение-описание

9

Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой

«Цветы, фрукты, птица»)

10

Сочинение по картине (И. Грабарь «Февральская лазурь»)

11

Подробное изложение (К. Паустовский «Первый снег»)

12

Сочинение по личным впечатлениям в форме письма

13

Рассуждение. Сочинение-рассуждение

14

Выборочное изложение с изменением лица

15

Сочинение по картине (П. Кончаловский «Сирень в корзине»)

16

Сочинение-рассуждение

17

Доказательства в рассуждении

18

Сжатое изложение (Е. Пермяк «перо и чернильница»)

19

Изложение с изменением лица

20

Изложение с изменением лица

21

Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

22

Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

23

Описание животного. Изложение (по тексту А.Куприна «Ю-ю»)

24

Описание животного на основе изображенного

25

Сочинение по картине А.Комарова «Наводнение»

26

Сочинение «Как я испугался»

27

Сочинение «Мое любимое животное»

28

Рассказ

29

Невыдуманный рассказ о себе

7

30

Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Савчук

«Шоколадный торт»)

31

Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Савчук

«Шоколадный торт»)

32

Употребление «живописного настоящего» в повествовании

33

Сочинение –рассказ по рисунку О.Поповича «Не взяли на

рыбалку»

34

Сочинение –рассказ по рисунку О.Поповича «Не взяли на

рыбалку»

35

Подведение итогов

8



В раздел образования