Напоминание

Тема: Сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами


Автор: Григорьева Людмила Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 37
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: разработка урока русского языка в 9 классе
Тема: Тема: Сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами
Раздел: среднее образование





Назад




9 класс. Русский язык

Тема:

Сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными и

противительными союзами

Цели:

1)

отработка умений

определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения;

находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого

предложения,

2)

отработка навыков постанови знаков препинания в СПП.

3)

повторение правил орфографии; синтаксиса простого предложения.

I. Проверка домашнего задания.

1.

Задание.

Из текста (раздаточный материал) выписать только слова с чередующими

гласными по вариантам:

1 вариант – чередующиеся гласные, проверяемые ударением,

2 вариант – чередующиеся гласные, проверяемые последующим суффиксом - А-,

2 вариант – чередующиеся гласные, проверяемые согласной корня,

4 вариант – чередующие гласные, правописание которых зависит от значения.

Текст.

З..ря раг..ралась. Лучи солнца к..снулись верхушек деревьев.

Все бегут на зарядку. В комнате остаются только ребятишки младшего возр..ста. Они

ещё не умеют заст.. лать свои постели. И долго возятся с ними.

А на спортивной площадке, подр..внявшись, застывают ребята по команде: «Смирно!» И

через минуту в воздухе мелькают заг..релые руки, ребятишки накл..няются, к..саясь земли

кончиками пальцев. А потом с Р..стиславом, знаменитым пл..вцом, все бегут к пл..вучему

мостику. После купания надо хорошо раст..реться, а потом уплетать оладьи, м..кая их в

сметану.

После завтрака – на участок, распол..женный за цветником. На участке ребята

выр..щивают овощи.

Проверка: 4 ученика читают свои работы, комментируют орфограммы. Оценивание

ответов учащихся.

Карточка учителя.

1 вариант

Заря, разгоралась, загорелые, наклоняются, пловец, плавучему

2 вариант

Коснулись застилать, касаясь, растереться

3 вариант

Возраста, Ростислав, расположенный, выращивают.

4 вариант

Подравнявшись, макая

2.

Фронтальный опрос по теме «Простое предложение» в форме игры «Да-нет»

№ п/п

Вопрос учителя: «Верно ли утверждение, что ..»

Ответ ученика

1.

Односоставные предложения бывают трех типов?

Нет, четырех

2.

Второстепенные

члены

предложения

распространяют грамматическую основу?

Да

3.

Тире в предложениях с однородными членами

ставится только после обобщающего слова?

Нет, и после однородных

членов, если предложение

продолжается.

4.

Между неоднородными определениями ставится

запятая?

Нет

5.

Обособляются все согласованные определения, если

они относятся к личному местоимению?

Да.

6.

Двоеточие и тире с предложениях с однородными

членами ставится, если ест обобщающее слово

перед однородными членами и есть продолжение

предложения после однородных членов?

Да.

7.

В предложениях «Мне холодно» и «Как хорошо

кругом» сказуемые разные?

Нет, оба составные

именные.

8.

К второстепенным членам предложения относятся

определения,

дополнения,

обстоятельства,

приложения, сказуемые?

Нет, сказуемое – главный

член предложения.

9.

Предложение

«Налево

шумела

река,

направо-

плакучие ивы» тире ставится между подлежащим и

сказуемым?

Нет, между

второстепенными членами

в неполном предложении.

10.

Предложение «Под кустом черёмухи я нашёл и

ключик, и спавшую дочку» осложнено причастным

оборотом»

Нет,

однородными

дополнениями.

2

ученика в это время работают самостоятельно у доски по карточкам.

1 карточка. Расставить знаки препинания, выполнить синтаксический разбор предложения.

Вековые тёмные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться

сквозь листву

4

(Симонов).

2 карточка. Расставить знаки препинания, выполнить синтаксический разбор предложения.

Его душа сживается с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и

томится

4

(Лермонтов).

Проверка выполненной работы.

II. Повторение материала

1.

Проверка

усвоения учащимися смысловых отношений между простыми

предложениями в составе ССП.

На доске проецируются предложения с з а д а н и е м по вариантам: записать номера

предложений:

1вариант-с одновременными явлениями,

2 вариант- с чередующимися явлениями.

3 вариант- с возможным явлением одного из двух названных.

1.

Тёплое пасмурное утро, и чуть-чуть моросит.

2.

Или вы пойдёте со мной на речку, или я сама уйду туда.

3.

Не то вдали сирень видна, не то не то акация цветёт.

4.

То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

5.

Тихо плескались струйки воды, да где-то вскрикивала ночная птица.

6.

Маслята либо маринуют, либо они подвергаются сушке.

7.

Ни одно из насекомых не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на

дереве.

8.

То солнце пригревало опустевшие поля, то северный ветер гнал быстрые тучи.

9.

Не то вишни на дереве, не то красные капли.

Проверка выполненной работы.

Карточка учителя

1 вариант

1,5.7

2 вариант

2,4,8

3 вариант

3,6,9

2.

Конструирование: в упр. 66 на с. 43 учащиеся составляют из двух простых

предложений сложносочинённые со значением противопоставления с разными

союзами. Далее девятиклассники читают вопросы, записанные на доске, дают ответы

на них в форме сложносочинённых предложений с указанным смысловым значением,

чертят схемы.

— Что происходит ранней осенью в лесу или в городе (одновременность)?

— Что можно услышать в поле или в лесу (чередование)?

— Что происходит перед праздниками с улицами, домами (причинно-следственные

отношения)?

3.

Работа с таблицей «Условия, при которых в сложносочиненном предложении не

ставится запятая»

Задание:

Анализ предложений на соответствие указанных в таблице условий, при

которых в ССП не ставится запятая. Соотнести предложения с условиями и поставить знак

+

п/п

Условия, при которых в ССП не

ставится запятая

№ предложения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Общий

второстепенный

член

предложения

2.

Общее вводное слово

3.

Общая частица

4.

Общее придаточное предложение

5.

Оба назывные

6.

Оба с синонимичными безличными

сказуемыми

7.

Оба побудительные

8.

Оба вопросительные

9.

Оба восклицательные

1.

Это кто такие и что им надобно?

2.

Хриплый стон и скрежет ярый.

3.

Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму.

4.

От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

5.

К сожалению, погода испортилась и мы не пошли в поход.

6.

Как весело кружатся листья в танце и ветер песню звонкую поет!

7.

Когда наступила ночь, звёзды ярко зажглись и луна осветила землю.

8.

Здесь краски не ярки и звуки не редки.

9.

Подай мне молоток и сам иди сюда.

10. Тебе не спится и мне не уснуть.

11. Какая красота и дышится легко!

Проверка выполненной работы.

Карточка учителя:

п/п

Условия, при которых в ССП не

ставится запятая

№ предложения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

10.

Общий

второстепенный

член

предложения

+

+

+

11.

Общее вводное слово

+

12.

Общая частица

+

13.

Общее придаточное предложение

+

14.

Оба назывные

+

15.

Оба с синонимичными безличными

сказуемыми

+

16.

Оба побудительные

+

17.

Оба вопросительные

+

18.

Оба восклицательные

+

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание: повторить материал § 13—15. Варьируя тему «Я люблю отдыхать»,

составить 10 предложений с разными смысловыми отношениями. Из них 3-4 без запятой.

Разработка урока русского языка в 9 классе

Тема:

Сложносочинённые

предложения

с

соединительными,

разделительными

и

противительными союзами

Автор: Григорьева Людмила Васильевна



В раздел образования