Напоминание

"Особенности занятий сольным пением с обучающимися в период мутации голоса"


Автор: Ермакова Галина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Особенности занятий сольным пением с обучающимися в период мутации голоса"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Ермакова Галина Александровна

Особенности занятий сольным пением с

обучающимися в период мутации голоса.

Методическая работа

Ханты-Мансийск

2021

«Особенности занятий сольным пением с обучающимися

в период мутации голос».

“Ricordate voi ragazzi, la voce muore dopo di noi!”

(Помните, молодые люди, голос умирает после

нас!)

Фернандо де Лючия

Детские образовательные музыкальные учреждения – это кузницы будущих

профессионалов в сфере музыкального искусства. Для многих именно здесь

начинается музыкальный путь, по которому предстоит шагать всю жизнь,

реализовывая себя в творческой работе.

Каждый преподаватель, работающий как с детьми, так и со взрослыми,

должен понимать, как устроен голосовой аппарат, что такое нервная система и за

что она отвечает в нашем организме.

Любой музыкальный инструмент – это сложная система взаимодействия

составных частей, каждая из которых выполняет свою функцию. Точно так же и

голос, особенность которого в том, что он скрыт внутри нас. Научиться петь –

значит, научиться управлять своим голосом.

Голос – уникальный инструмент, которым обладает практически каждый

человек. Но мало кто задумывается о его природе, а уж тем более об его охране, а

ведь он также нуждается в защите. Наибольшему риску подвергается голос

ребёнка, так как он только начинает формироваться и является очень хрупким и

ломким.

В процессе обучения пению у детей, помимо развития голосового аппарата,

развиваются лёгкие, укрепляются мышцы живота, устраняются логопедические

недостатки,

укрепляется

нервная

система,

предотвращаются

простудные

заболевания.

Кроме

того,

пение

оказывает

глубокое

воздействие

на

эмоциональную сферу и умственное развитие ребёнка, его основные психические

функции: мышление, память, воображение, речь; дети учатся самостоятельно

оценивать свои действия и действия других.

К сожалению, не всякое пение способствует развитию детского голоса.

Неправильный режим голосообразования, так же как и нарушение гигиенических

норм в пении, приводит нередко к серьёзным заболеваниям и порче голосов у

детей. Поэтому охрана детского певческого голоса является одной из главных

здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.

Методика вокального воспитания детей должна, прежде всего, опираться на

научные данные о возможностях детей разного возраста. Основные этапы

формирования и развития детского голоса:

1. У детей младшего школьного возраста (7-10 лет) сила голоса не велика,

индивидуальные тембры почти проявляются. Ограничен диапазон голоса, редко

выходящий за пределы октавы. Голосовой аппарат в этом возрасте может

работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции

2

бережного развития голоса целесообразно использовать фальцет и лёгкий

микст. Этому голосообразованию соответствует серебристое, преимущественно

головное звучание. Если произведение написано в удобной тесситуре, детский

голос звучит легко и естественно.

2. Голоса детей 11-13 лет становятся более сильными, несколько расширяется

диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной

период справедливо считают временем расцвета детского голоса. Основные

вокальные навыки дети должны получить именно в этом возрасте и до

наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием

культуры

звука,

развитием

вокального

слуха

и

музыкально-образного

мышления.

3. Следующий

период

развития

детского

голоса

мутация.

Мутация

характерная

перемена

человеческого

голоса

(от

латинского

mutatio

изменение, перемена). Мутацией голоса принято считать изменения или

перемену голоса подростка в период полового созревания (у мальчиков –

примерно с 13-19 лет, у девочек – с 12-14 лет).

Мутационный период – это период, когда формирование звука подростка

находится в прямой зависимости от изменения структуры голосового аппарата.

В

мутационный

период

у

подростков

часто

наблюдается

хрипотца,

скрипучесть голоса, усиливаются недостатки произношения. Голос становится

непостоянным.

Весь период мутации можно разделить на три стадии: предмутационную,

мутационную и постмутационную.

В предмутационной стадии появляются первые признаки приближающейся

мутации: отмечается сужение диапазона, утрачиваются высокие ноты, появляется

быстрая утомляемость. Голос становится жестче, напряженнее.

Мутационная стадия характеризуется бурным ростом гортани голосовых

складок, изменением механизма голосообразования. Смена голоса у мальчиков и

девочек происходит по-разному. Голосовой аппарат мальчиков растёт быстро и

неравномерно. В 1,5 – 2 раза увеличивается гортань, причём как в продольном,

так и в поперечном направлении. Увеличиваются в размерах все хрящи, особенно

доступный для наблюдения щитовидный хрящ, который образует на передней

поверхности шеи адамово яблоко (кадык). Голосовые складки удлиняются на 6-10

мм и достигают 20-25 мм. В некоторых случаях возможно покраснение средних

отделов гортани, разрыхленность слизистой оболочки складок, недостаточное

замыкание голосовой щели в хрящевой её части. При фонации остаётся просвет,

имеющий форму удлинённого треугольника в задних отделах, - «мутационный

треугольник». В этот период увеличивается объём глотки и языка, заметно

усиливается напряжение артикуляционной и мимической мускулатуры. Размеры

гортани в течение этого периода увеличиваются у мальчиков на две трети, у

девочек – на одну треть, поэтому и мутация и у мальчиков выражена очень резко.

Акустические изменения ярко выражены. Голос подростков характеризуется

непостоянством: тональность звучания меняется в пределах октавы, поочерёдно

включается головной и грудной регистры, происходит изменение диапазона,

3

интонационные возможности ограничены. Создаётся впечатление, что ребёнок не

может управлять своим голосом.

У 1/5 мальчиков мутация протекает как «ломка» голоса. У остальных

меняется постепенно, незаметно для самого ребёнка и окружающих. Лишь иногда

появляется повышенная утомляемость и лёгкая охриплость. Элементы звучания

взрослого голоса как бы незаметно вплетаются в детский голос, который

приобретает мужской или женский тембр. В других случаях мутация протекает

более остро. За это время голос у мальчиков понижается больше чем на октаву,

превращаясь из детского дисканта или альта в тенор, баритон или бас.

Период мутации у каждого подростка протекает индивидуально. Он зависит

от темпов роста организма и индивидуального гормонального фона; от таких

факторов, как климатические условия, ярко выраженные национальные черты и

индивидуальные физиологические особенности развития ребенка. В этот период

голос непостоянен, часто срывается, обнаруживаются неожиданные переходы от

низких звуков к высоким, нередко становится хриплым, приобретая неприятный,

резкий тембр. Период полного перехода из детского голоса в мужской может

длиться от нескольких недель и месяцев до 2 - 3, а иногда и до 5 лет. Наиболее

часто он продолжается около одного года.

Не

всегда

перемена

певческого

и

разговорного

голоса

наступает

одновременно: иногда запаздывает одна, иногда другая. Преподаватель вокала

должен быть подготовлен и профессионально и морально к тому, что мутация у

мальчиков может быть преждевременной. В 11 и даже в 10 лет появляется низкое,

грубое звучание голоса, совершенно не несоответственное детям этого возраста.

Такое явление может быть как следствие преждевременного наступления половой

зрелости, так и результатом длительной чрезмерно напряжённой работы

голосового аппарата (крик, форсированное пение, пение в высокой тесситуре и

т.д.). Также мутация может быть затянувшейся: смена голоса происходит от 5 -7

лет. Ко всему ещё встречается запоздалая мутация: наступает у мальчиков через

3-4 года после полового созревания, и вторичная мутация, когда в зрелом возрасте

в

голосе

внезапно

повторно

обнаруживаются

явления

мутации,

резко

улавливающиеся тембровые изменения голоса.

Эти виды мутации относятся и к развитию голоса у девочек. У девушек в

мутационный

период

основной

характер

голоса

резко

не

изменяется;

увеличивается его сила, ярче становится тембр, голос звучит объёмнее. Также

образуются регистровые особенности. В голосе появляется сипота, вялость и

неблагозвучность,

детонирование,

неустойчивость,

ощущение

неловкости,

утомление. Покраснение связок и всей гортани в этот период является

нормальным явлением. Девочки часто временно утрачивают голос во время

формирования, у них появляется беззвучие. Период роста гортани у девочек

короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за чего

некоторых явлений мутации можно и не заметить, но это не значит, что их нет,

или их можно игнорировать при обучении пению.

В особенностях развития организма девочки нельзя не обратить внимания на

явление менструации. Опасность пения в период менструации связана с тем, что

4

рост

гортани

и

её

частей,

а

также

постепенного

формирования,

сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и

прочих признаков мутации при менструации, резко усиливается. Увеличивается

раздражение

слизистой,

расширяются

сосуды.

В

момент

отсутствия

кровотечений, наоборот, рост гортани и её частей у девочек совершается не резко

и изменения в состоянии гортани обычно мало заметны для глаза. Очень часто

подростки заявляют, что в менструальный период им петь легче и продолжают

это делать, но вскоре голоса их становятся хриплыми. Именно поэтому в такие

дни преподавателю стоит настаивать на полном голосовом покое.

Постмутационная

стадия – в этот период происходит дальнейшее

оформление голоса подростков, устанавливается и увеличивается диапазон, тембр

звучания голоса обогащается. Продолжительность этого периода занимает 1-2

года и имеет большое значение для вокалистов. Так как голос ещё не окреп,

отмечается быстрая утомляемость голосового аппарата. Вокальные педагоги

должны бережно развивать и совершенствовать природные данные голоса

ребёнка. Стабилизация голоса у девочек отмечается к 15 годам, тогда как голос

мальчиков продолжает меняться до 20 лет и позже.

Мутационный период является очень важным в вокальной педагогике. Ведь

правильный подход к занятиям в это время – залог здорового голоса в будущем.

Во все времена педагогов интересовали вопросы развития певческого голоса

детей, особенности его звучания, вокальные требования, предъявляемые к детям в

разное время и различные методические приёмы в обучении пению, особенно в

период мутации.

Доказательства возможности систематического пения мальчиков в период

мутации имеются в истории. В летописях есть любопытные упоминания, что ещё

в

IX

веке

великий

князь

Владимир

привёз

из

Корсуня

в

Киев

священнослужителей

и

певцов-учителей,

или

«регентов»,

славян

по

происхождению, которые организовали первые певческие школы. Позже, в XI-XII

веках, при Ярославе Мудром и Мстиславе, в Россию из Греции прибыли новые

певцы, от которых русская церковь переняла «восемь гласов», приведённых

Иоанном Дамаскиным в строгую систему. В ХI-ХIII вв. детей обучали пению с 6-

7 лет в монастырях и церковных школах, которые были тогда проводниками

музыкальной культуры. В 1274 году собор – высший церковный орган – принял

решение поручить церковное пение «специально обученным людям» и увеличить

число певческих школ. В ХV веке они были открыты в Москве, Новгороде,

Пскове.

В это время же время стали появляться профессиональные хоры. В такие

хоры

постепенно

вводились

мальчики.

Детские

голоса

стали

особенно

необходимы с переходом от древнерусского одноголосного пения (мужские хоры)

к исполнению сложных произведений: сначала, в ХVI веке, трёхголосных

песнопений, а позже - четырёхголосных. В этот период и стали складываться

различные методики сохранения и развития вокального голоса юношей.

Музыкант и педагог Н. Дилецкий впервые на русском языке изложил

правила певческого обучения детей. Он требовал понимания содержания песни и

5

выразительного исполнения; рекомендовал учителям исходить не из силы голоса,

а находить меру его («меру гласа»). Вот некоторые рекомендации из певческих

правил, которые стоит применять во время обучения и особенно - в период

мутации:

Рот при пении «растворять… умеренно, естественно… от этого зависит

ясность голоса и чистое произношение слов».

Петь в удобной тесситуре, «никогда не должно форсировать через

силу…».

Надо петь напевно и додерживать звук (ноту по длительности) до

конца.

Ясно произносить слова, уверенно, «крепко, а не в половину духа или

между зубов».

Петь сознательно и эмоционально.

«Поддерживать весёлое расположение духа учеников».

В истории есть ещё доказательства возможности систематического пения

мальчиков в период мутации. В середине ХIII века в Праге, в храме Св.Витта пели

мальчики, а затем, достигнув зрелого возраста, они пели как солисты. Женские

голоса заменялись голосами мальчиков в хорах кафедральных соборов. В

московском синодальном хоре в 1767 году пели мальчики (дисканты и альты) до

17 лет. В учебном репертуаре хора мальчиков были детские песни и хоры русских

композиторов. Среди них песни Чайковского, детские песни и хоры Кюи. Состав

хора А. А. Архангельского отличался редким постоянством. Значительная часть

певцов и певиц составляли возраст от 10 до 20 лет. «Это без сомнения

содействовало

высокому

качеству

исполнения.

Некоторые

певцы

хора

впоследствии стали хорошими руководителями» - писал А. Архангельский.

Авторы знаменитого труда «Метод пения Парижской консерватории» (1803

г.) – профессоры Гара, Бернандо Менгоцци, Мегюль, Госсек и Керубини –

пришли к выводу, что заниматься пением в переходный возраст целесообразно, и

под умелым руководством мутация протекает быстрее и окончание её может

наступить скорее.

Исследования последних лет (В. Емельянов, В. Морозов, К. Никольская–

Береговская, Н. Полякова и др.) акцентируют внимание на защитных аспектах

академического пения. Во время мутации режим работы голоса приобретает

решающее значение,

и поэтому только компетентное обращение с ним

содействует быстрому «успокоению», появлению ровности звучания и новому

тембральному формированию. Н. Полякова, опираясь на опыт В. Чаплина, В.

Александрову, О. Ретюинских, в своём исследовании отмечает, что «занятие в

период мутации, при обязательном соблюдении определённых ограничений по

времени урока и вокально-технической сложности произведений, в большинстве

случаев не только не противопоказанные, но и полезные, поскольку содействуют

его сокращению и содействуют более плавному переходу из этого периода в

послемутационный». Вокальная практика доказывает, что во время пения в

6

мутационный период мальчики не только сохраняют, но и развивают свой голос.

В случаях прекращения занятий в период мутации у большинства мальчиков

теряется способность к пению.

Стоит ли петь во время мутации? В литературе и среди педагогов-

практиков есть два мнения. Большое количество авторов и педагогов считает, что

в переходный период следует прекращать петь совсем как мальчикам, так и

девочкам. О возможности и целесообразности занятий в мутационный период

можно найти в работах Е.Д. Малининой, Н.Д.Орловой, В.А. Багадурова, Н.Н.

Добровольской, А Г. Манабени и других. Все авторы сходятся в одном – занятия

возможны, если этим занимаются умело, с осторожностью. Необходимо бережно

относиться к голосовому аппарату, который в период интенсивного роста

нуждается в покое, его легко повредить. Поэтому для поющих подростков

устанавливается строгий режим. Спокойное обращение с голосом содействует

более быстрому его успокоению, появлению ровности звучания и новой

тембральной окраски. Пение нужно ограничить по времени, подростки должны

часто отдыхать, примерно через 3-5 минут, почти столько, сколько пели.

Режим занятий с детьми переходного возраста строго индивидуален и

строится в рамках 40-минутного урока, включая в себя:

Дыхательные и речевые упражнения – 3-5 минут;

Вокальные упражнения – 10-15 минут;

Разучивание новой песни – 10 минут (включая слушание и анализ);

Музыкальные «переменки» - 5-7 минут;

Повторение и закрепление выученных ранее произведений – 10 минут.

В

столь

сложный

период

развития

голоса

необходимо

обеспечить

обучающимся максимально комфортную обстановку на уроке. Ученик должен

чувствовать себя расслабленным и уверенным в своих способностях. Вопрос

возможности

занятий

пением

во

время

мутации

должен

разрешаться

индивидуально, в зависимости от характера мутации, принимая во внимание весь

комплекс происходящих в организме подростков изменений.

Во время мутации как у мальчиков, так и у девочек очень меняется психика.

Мальчики иногда сильно переживают новое состояние ''обедневшего'' голоса. На

педагоге лежит обязанность разъяснить им закономерность этого явления,

успокоить и уверить их, что голос к ним вернется, но будет уже звучать по-

другому, как у взрослого мужчины. У некоторых девочек в переходный период

меняется характер, появляется большая замкнутость, некоторые делаются

капризными. Педагогу важно поддержать девочек-подростков добрым словом,

заинтересовать интересным репертуаром, вернуть веру в себя. Необходимо

обязательно проводить беседы, разъясняя им, почему во время менструации

первые 2-3 дня не нужно злоупотреблять голосом. По возможности проверять

голосовой аппарат учащихся у врача, чтобы избежать ошибок при характеристике

их голоса.

Любое занятие по вокалу начинается с речевой разминки и распевания

голоса. В мутационный период, учитывая все изменения голоса и всего организма

7

в целом, необходимо более внимательно прислушиваться к поведению звука. При

выборе упражнений необходимо опираться на внутреннее ощущение ученика, о

которых он говорит. При дискомфорте лучше прервать занятия и дать подростку

«отмолчаться» несколько дней. Распеваться в период мутации необходимо в

удобной тесситуре, с комфортной ноты, где голос чувствует себя уверенно и не

зажато. Особое внимание можно уделить пению «на закрытый рот». При полном

расслаблении речевого аппарата (разомкнутые зубы, опущенная вниз нижняя

челюсть и т.д.) пение на сомкнутых губах даст возможность голосовым связкам

поработать в спокойном для них режиме. При этом стоит внимательно относиться

к тому, чтобы звук был на опоре, так как пение не на дыхании приведёт к

ненужному зажиму, что особенно вредно в мутационный период.

Педагог должен проявить большую гибкость в отборе репертуара.

Восприятие красоты в природе и в произведениях искусства у школьников 5 - 7

классов значительно изменилось по сравнению с младшим школьным возрастом.

Педагог должен осмотрительно и гибко подбирать репертуар, максимально

заинтересовывая

обучающихся

и

вместе

с

тем

неуклонно

повышая

их

художественный вкус. Важнейшее педагогическое требование - доступность

исполнения.

Репертуар

необходимо

подбирать

по

голосу.

Даже

самым

талантливым ученикам не стоит давать сложные произведения в плане вокальной

техники, с высокими нотами, которые в момент волнения и перестройки голоса не

прозвучат должным образом. Необходимо уделять внимание освобождению всего

тела, работе над вокальным дыханием, раскрытию замысла музыкального

произведения.

При

выборе

песни

для

ученика

необходимо

учитывать:

доступность тесситуры; удобно расположенную мелодию в звучащей зоне голоса;

диапазон

желательно

должен

умещаться

в

пределах

до

1

-ми

2

,

не

выше.

Необходимо

брать

произведения

с

небольшим

объемом,

учитывая

уменьшившийся диапазон участников, без яркой контрастной динамики.

Если по звучанию голоса слышатся первые признаки усталости, то

необходимо прекратить занятие пением, но не занятия вообще, так как

недопустимо, чтобы ученик уходил с урока с усталым голосом.

Индивидуальные

занятия

с

подростками

следует

проводить

с

осторожностью, учитывая быструю утомляемость нервной системы. Делать

перерыв в занятиях следует только в случаях острых явлений в средней стадии

мутации, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и

воспалительных изменений в гортани, невозможно. В таких случаях необходимо

подготовить мальчика к тому, что нужно сделать временный перерыв в занятиях

для того, что бы голос его окреп и спокойно утвердился в мужской малой октаве.

При этом нужно наблюдать за мальчиком, следить за движением его диапазона и

за общим состоянием его голоса. В этих случаях мальчики терпеливо ожидают,

когда им разрешат снова петь. Разрешение это наступает, когда голос мальчика,

утверждаясь приблизительно в малой октаве, приобретает покой, ровность и

устойчивость.

8

Из всех стадий мутации наиболее продолжительная третья - завершающая

стадия, где происходит становление взрослого голоса. Поэтому роль педагога в

этот период особенно значительна.

Подростки (особенно мальчики, а также и девочки, у которых формируется

низкий голос) при появлении первых нот с грудным звучанием стараются

искусственно сгущать тембр и распространять это звучание на весь свой

диапазон, т.е. поют еще не свойственным им звуком, что ведет к перенапряжению

голосовых мышц.

Поэтому при работе с подростками следует избегать двух крайностей:

нельзя форсировать формирование взрослого голоса; нельзя искусственно

задерживать период пения детским голосом. Эти крайности могут нанести

существенный вред голосовому аппарату.

Мальчики должны петь в характере и диапазоне детских голосов до тех пор,

пока пение новым способом для них не станет естественным. Насколько

естественным для подростка стал новый способ голосообразования, определяет

опытное ухо учителя. Мальчиков можно переводить в тесситуру мужского

звучания только тогда, когда его голос заполнит малую октаву и обретет ровность

и устойчивость звучания в диапазоне ре

м

- ре

1

. Пение в характере и диапазоне

детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно

развитого голосового аппарата к грудному регистру и дает возможность при

новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы.

Благодаря этому голос после мутации обретает полный певческий диапазон.

Такая манера пения тесно связана с применением микстового регистра,

позволяет использовать голосовой аппарат в период мутации с наименьшим

напряжением и способствует более быстрому и легкому приспособлению голоса к

новым условиям.

Между регистром грудного звучания и фальцетного находится

“микст”. Умение пользоваться высокими звуками (при ведущем значении

фальцетного “головного” звука, делает голоса детей одновременно яркими и

мягкими. В этот период высокое фальцетное звучание переходит в смешанное -

микстовое. Поэтому воспитание микста у детей - важная задача в воспитании

детского голоса.

Звукоряды, не выходящие за пределы первой октавы (до - до) в ближайших

тональностях, являются наиболее удобными для выявления смешанного регистра

голосов мальчиков и девочек. Он лучше обнаруживается при тихом пении,

особенно ярко в тех случаях, когда пение согрето эмоциональным содержанием

песни, когда дети, например, поют свою любимую песню. Не следует допускать у

детей

искусственной

эмоциональности,

подражания

взрослым.

Нужно

внимательно следить за естественным, ненапряженным звучанием примарных

тонов. Полезно пение гласных «о» и «у» и их сочетание «до – а», «до – да», «ду –

да»,

а

также

некрикливое

пение

народных

песен

на

гласные,

легкого

мелодического отрывка из произведений современной музыки, русской классики.

Можно рекомендовать пение гамм сверху вниз, так как это способствует

сохранению головного звука. Для лучшей интонационной устойчивости при

первоначальном пении каждая ступень повторяется два раза. Осторожные,

9

умелые занятия с мутирующими мальчиками являются лучшим способом охраны

их вновь возникающего мужского голоса.

В старшем возрасте воспитание дыхания принимает особо важное

значение. Если у обучающихся закрепилось умение расширять нижние ребра, то

для сохранения их устойчивости дыхание должно получить дополнительную

помощь от брюшных мышц, которые до того времени, хотя и принимали в

дыхательном процессе участие, но на них не фиксировалось особого внимания.

Большую роль в певческом дыхании играет брюшной пресс: при его активности

струя дыхания вытекает из легких медленно, без толчков, эластично.

Необходимо отметить, что этот этап воспитания певческого дыхания

может вырабатываться успешно лишь у тех обучающихся, которые хорошо

усвоили физические ощущения дыхания предыдущих лет. Все ощущения

вокального дыхания в этом периоде воспитываются постепенно на упражнениях,

попевках, песнях, отвечающих намеченной программе, сначала на коротких

фразах, а затем на постепенно удлиняющихся.

Преподаватель ни в коем случае не должен допускать, чтобы обучающиеся

форсировали звук. Такое пение отрицательно сказывается на вибрато, ценном

свойстве певческого звука, которое придает ему теплоту, льющийся характер.

Совершенно недопустимо применение твердой атаки как постоянного

приема звукообразования, поскольку это приводит к перенапряжению голосового

аппарата. Твердая атака может быть использована в редких случаях как

исполнительский или методический прием, например, при вялом пении.

Свободное, эмоциональное, в меру активное пение, но без форсировки звука

будет с точки зрения охраны голоса наиболее целесообразным.

Учитывая

изложенное,

можно

сделать

вывод,

что

охрана

голоса

необходима в отношении детей обоего пола и всех возрастов.

Детям должно быть сообщено, что при появлении у них каких-либо

ненормальных явлений в голосе (охриплости, болевых ощущениях) они должны

немедленно заявить об этом своему педагогу. Педагог, в свою очередь, должен

прослушать ребенка, и если найдет нужным - направить его к врачу-специалисту

на осмотр. Необходимо также беседовать с родителями о необходимости строгого

наблюдения за режимом голоса детей в быту. Роль педагога в это время огромна,

так как слуховой анализатор должен быть особенно обострен, а сердце открыто и

чутко к переживаниям и невзгодам подростков.

Наблюдение и практика показала, что систематическое и правильное пение

в детские годы не только способствует менее болезненному и более быстрому

протеканию мутации, но и сохраняет певческие голоса. Навыки, приобретаемые

во время пения детским голосом, сохраняются и после перемены голоса.

Нормальное вокальное развитие учащихся в период формирования зависит от

правильно выработанных норм нагрузки в детские годы. При обучении детей

необходимо считаться со всеми возрастными изменениями как в отношении

мальчиков, так и девочек. В период роста изменения, происходящие в голосовом

аппарате, сходны у обоих полов, их характерные признаки у девочек выражены

гораздо слабее, чем у мальчиков.

10

Таким образом, у девочек и у мальчиков есть свои особенности роста,

характерные для каждого пола, влияющие на состояние голоса. На занятиях по

пению нельзя превышать тех норм нагрузки в процессе обучения, которые

должны быть соблюдены как условие для нормального совершенствования

голосовых данных, а также общего развития. Мутационный период очень

ответственен в обучении. Во время острых явлений мутации занятия надо

прекращать. Во время спокойного протекания мутации занятия не только

возможны, они вполне целесообразны и желательны, так как способствуют

укреплению всего организма, быстрому и более равномерному прохождению

мутации.

Нельзя злоупотреблять силой голоса. Большой запас воздуха и сильный

напор выдоха дезорганизуют работу гортани. Также не нужно злоупотреблять

крайними звуками диапазона, в особенности верхними. Следует использовать

репертуар,

специально

рекомендованный

для

обучения

в

этом

возрасте.

Необходимо заботиться о неукоснительном соблюдении обучающимися режима

голоса. Чаще давать им отдых, не допуская усталости.

В заключение можно привести слова известного вокального педагога

Е.М.Малининой:

«Первым условием для детского вокального педагога должны быть не

только любовь к детям, но и понимание в дальнейшей работе возрастной психики

подростков и интересов молодежи.

Педагог никогда не сможет достигнуть хороших результатов в работе, если

в нем отсутствует «воспитатель», умеющий прокладывать устойчивый мостик к

каждому возрасту и к каждой индивидуальности».

Литература

1.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М., 2007.

2.

Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – Л.: Музыка, 1967.

3.

Багадуров В. А. Вокальное воспитание детей. - М., 2007.

11

4.

Добровольская Н., Орлова Н. Что нужно знать учителю о детском голосе. – М.

Музыка, 1972.

5.

Егоров А.М. Гигиена голоса. – Музгиз, 1955.

6.

Никольская – Береговая К.Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX вв.

«Языки русской культуры». – М.,1998.

7.

Манабени Е.М. Методика обучения сольному пению. – М, 1987.

8.

Орлова Н.Д. Развитие голоса девочек. – М.,1960.

9.

Юдин С.П. Формирование голоса певца./Под.ред. Е.Н. Артемьевой М., 1962.

10. Егоров А. М. Гигиена голоса и его физиологические основы. – Л., 1970.

11. Эстрова П. А. Нарушения голоса в период мутации, их предупреждения и

коррекция. – М., 2007.

12



В раздел образования