Автор: Татьяна Васильевна Старостина
Должность: педагог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад "Кунчээн"
Населённый пункт: с. Дябыла Республика Саха (Я), Чурапчинский улус
Наименование материала: статья
Тема: Обучение основам риторики на материнском языке в сельском дошкольном учреждении
Раздел: дошкольное образование
Обучение основам риторики на материнском языке в сельском дошкольном
учреждении
В силу ряда социально-экономических и исторических факторов развития народа саха
многие формы традиционной речи стали исчезать, теряется этническое своеобразие в
публичных выступлениях на материнском языке, утрачивается связь поколений в
передаче богатой языковой культуры и общения на родном языке. Дети, приходящие в
детский сад и в школу без специальной подготовки, зачастую затрудняются при общении,
часто конфликтуют, испытывают трудности в учении, особенные затруднения они
испытывают в изучении языков.
Актуальность проблемы заключается, на наш взгляд, в необходимости сохранения
генетического кода национальной культуры в виде родного материнского языка. Родной
язык определяет самобытность и культуру народа, является практически единственным
этнообразующим фактором. Утрата родного языка равноценна исчезновению народа как
нации, как этноса. Как считал А.Е.Кулаковский, представитель первой якутской
интеллигенции, ребенок, воспитанный и обучаемый на своем родном языке, лучше и легче
усваивает знания, у него богаче воображение, крепче логическое мышление, он и
душевнее, и тоньше. Наши предки придавали речи большое значение, поистине
одухотворяли речь человека и очень бережно обращались со словом. Ученые-
исследователи Серошевский, Миддендорф, Уваровский и другие в своих этнографических
трудах
отмечали,
что
речь
якутов
отличается
своеобразностью,
высокой
концептуальностью, глубоким смысловым содержанием. Выражается это не только в
интонациях, нюансах настроения речи, но и в скупых жестах, мимике, взглядах, позе – во
всем арсенале невербальной речи.
Одухотворенность слова придает якутской культуре особый колорит, подчеркивает
утонченность общения, бережное отношение к душевному состоянию другого человека.
Теоретически подтвердив целесообразность квалифицированного обучения риторике в
дошкольном возрасте, мы начали работу по проекту «Обучение основам этнориторике как
условие развития коммуникативных способностей детей саха дошкольного возраста» в
статусе республиканской экспериментальной площадки.
Основной целью эксперимента является определение рациональных психолого-
педагогических условий развития коммуникативных способностей детей саха в процессе
обучения риторике.
Наша работа основана на теоретических положениях Т.А. Ладыженской, которая
рассматривает
риторику
как
обучение
речевому
общению,
а
также
на
трудах
этнопедагогов В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, А.А.Григорьевой, Д.А.Данилова, Т.Н.
Петровой, И.С. Портнягина, К.С.Чиряева, этнопсихологов А.П. Оконешниковой, У.В.
Винокуровой и других, в которых подчеркивается ключевое значение материнского языка
как этнообразующего фактора.
В процессе обучения этнориторике детей старшего дошкольного возраста нами были
поставлены следующие задачи:
- дать детям представление о речевом поведении народа саха;
- помочь приобрести навыки и опыт, необходимые для публичного выступления (тембр,
силу, высоту);
- расширять круг интересов и мотивацию детей для общения с окружающими;
- формировать умение выступать перед аудиторией.
Для решения этих задач были разработаны критерии для выявления уровня владения
этикетом, умений и навыков для выступления перед аудиторией, разработана и введена
система специальных игровых занятий по риторике.
При обучении основам риторики мы основываемся на фольклор своего народа. Знакомим
с якутскими народныи традициями, ритуалами, обычаями речевого этикета. ПО методу
обучения «КылыЬах, тойук, чабыр5ах» развиваем речевое дыхание, темп речи у детей.
Игры-этюды, направленные на эмоциональное развитие детей, проводятся по сюжетам
якутских сказок.
Большое
внимание
уделяем
самостоятельному
словесному
творчеству
ведется
разноплановая предварительная работа с использованием музыки, продуктивных и других
активных видов деятельности детей, разных форм ознакомления с окружающим миром.
В детском саду проводится много интересных мероприятий, ставших традиционными.
Например, вечера сказок, загадок, скороговорок, олоцхо. Проводим конкурсы чтецов,
сказочников,
дети
выступают
с
мини-докладами,
поздравлениями,
авторскими
комплиментами (хоЬуйуу), мальчики воспевают природную красоту, доброту девочек, а
девочки - мужество и силу своих сверстников.
В
результате
такой
работы
сочинения
наших
маленьких
авторов
по
итогам
республиканского конкурса «Мин эйгэм» были опубликованы в республиканской детской
газете «Кэскил» и сборнике «Кемус чуорааннар».
Для успешной реализации проекта созданы развивающие пространства для обеспечения
свободной
самостоятельной
деятельности
детей.
Педагог
А.Р.
Аржакова
ведет
литературный кружок, Д.Д. Михайлова – эйгэ «АлаЬа», где идет ознакомление с
традициями,
с
фольклором,
обычаями
родного
народа,
игра
на
национальных
инструментах, слушание олоцхо, тойук, поделки из конского волоса. С.И. Карпова – эйгэ
«Бичик», проводит дидактические и развивающие игры, развитие мелкой моторики, И.Е.
Пудова – кукольный театр «Мичээр», С.Е. Капитонова – эйгэ «СаЬар5а», среда для
ознакомления с родным краем, где проводятся наблюдения, лабораторные игры,
исследования. Для поделок из природного материала: береста, мох, конский волос, шишки
и т.д. А.С. Ефимова – эйгэ «Дьулуур» - среда для развития физических способностей
детей, проводятся подвижные игры по сюжетам якутских сказок, олоцхо. Л.И. Колесов
эйгэ «ОЬуор» - это среда для ознакомления с национальным декоративно-прикладным
искусством,
дети
занимаются
рукоделием;
шьют,
занимаются
бисероплетением,
аппликацией из ткани и бумаги.
В
этих
развивающих
пространствах
идет
взаимообогащающее
сотрудничество
сотрудничество между педагогами и детьми. Главной целью педагога является создание
условия для самовыражения, самостоятельности детей. Дети, включаясь в разнообразную
деятельность, получают новые знания, опыт, учатся соотносить свои замыслы и интересы
с другими детьми. Мы считаем, что особенно ценным является то, что дети сами
пытаются разрешить проблему, выдвигая разные версии, находя индивидуальные
решения. Повысилась активность участия детей на конкурсах, смотрах. Они лауреаты,
дипломанты многих улусных конкурсов – «Алаас сибэккилэрэ», «Маралаайы оЬуордара»,
регионального конкурса «Полярная звезда». В 2002 году на улусном конкурсе чтецов,
посвященном 11-летнему юбилею автора первого якутского букваря А.С. Новгородова, и
в 2004 году на конкурсе спектаклей «Туос мааска» («Берестяная маска») заняли первые
места. Воспитанница Софронова Варя получила диплом «За лучшую женскую роль», с
большим артистизмом исполнив роль бабушки Бэйбэрикээн.
Ежегодно идет постоянный поиск новых методов форм работы с родителями. Проводятся
групповые, индивидуальные беседы и консультации на азнообразные этнопедагогические
темы. Например, о применении народных пословиц, загадок, поговорок, скороговорок,
народных игр, развивающих находчивость, фантазию и творческие способности, о
значении олоцхо в воспитании детей. Следует отметить, что родители с большим
интересом посещают в детском саду занятия по этнориторике, конкурсы чтецов,
поздравлений и т.д. Стало традицией совместное с родителями проведение развлечений,
народных и спортивных праздников, тематических недель. Например, «Олоцхо дьоро
киэЬэтэ», «Тацха киэЬэтэ», «Саха нэдиэлэтэ», «Кунчээнэ Куо», «ЫЬыах», «Байанай» и
другие.
Родители заинтересованы ходом экспериментальной работы и проявляют все больший
интерес к деятельности детского сада. Повысилась оценка родителями экспериментальной
работы детского сада. Если в начале эксперимента инновационную деятельность детского
сада высоким уровнем оценивали 30% родителей, то сейчас 70%
родителей дают
высокую оценку.
Коллектив детского сада работает в тесном контакте со школой. Создана творческая
группа
учителей
и
воспитателей..
Совместно
проводятся
научно-практические
конференции, семинары.
Апробация хода экспериментальной работы осуществляется на многих улусных,
республиканских семинарах, научно-практических конференциях. Коллектив успешно
проводит мастер-классы и авторские курсы по теме «Саха риторикатын терутэ –
уЬуйаацца» («Основы риторики саха – детскому саду») в г.Якутске.
Таким образом, можно утверждать, что целенаправленная работа по обучению риторике
дает
положительные
результаты.
Наши
воспитанники
стали
более
открытыми,
общительными. По отзывам учителей начальных классов, у детей на достаточном уровне
сформирована
эмоционально-мотивационная
установка
по
отношению
к
себе,
сверстникам и окружающим. На более высоком уровне у них развита способность
уважать и понимать окружающих, умение выражать себя через общение, что является
прямым путем к успеху жизни.
Старостина Т.В.