Автор: Шанина Оксана Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ ДС №3 "Радуга"
Населённый пункт: Г Тынды
Наименование материала: Проект
Тема: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект
Использование малых форм фольклора как
средство развития речи детей младшего
дошкольного возраста
Автор: Шанина Оксана Дмитриевна, воспитатель
Классификация проекта
Монопроект
Тип проекта
Социальный
Вид проекта
Развивающее-воспитывающий
Длительность проекта
Краткосрочный (1 год)
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
-выявить
оптимальные
условия
речевого
развития
младших
дошкольников средствами малых форм фольклора.
-способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста
средствами малых форм фольклора
ЗАДАЧИ:
• Проанализировать теоретический материал по данной теме.
• Определить основные методы использования малых форм фольклора для
развития речи детей младшего дошкольного возраста.
•
Разработать комплексные мероприятия, способствующие реализации
данного проекта.
• Способствовать развитию познавательной активности детей.
• Способствовать обогащению активного словаря детей.
• Помочь детям в основании разговорной речи, овладеть родным языком;
• Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного
народного творчества.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Сафиуллина Ф.Г. – заведующий детским садом
Шанина О.Д. – воспитатель первой квалификационной категории
Шарова Н.В. – инструктор по физической культуре высшей квалификационной
категории
Ромакина
О.Г.
–
музыкальный
руководитель
высшей
квалификационной
категории
Родители
Дети
Принципы реализации проекта:
•
От простого к сложному: предполагает отбор от более легких для
понимания детьми фольклорных произведений к более сложный по
содержанию.
•
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита
наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление
опирается на восприятие или представление.
• Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие
каждого ребенка.
• Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление,
полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо
знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их
внимание.
Реализация проекта
1.
Знакомство с литературными источниками.
2.
Организация кружка «У бабушке на завалинке».
3.
Создание предметно-развивающей среды, атмосферы национального
быта.
4.
Разработка цикла занятий, сценариев календарных и обрядовых
праздников, развлечений.
5.
Диагностирование – выявление знаний, интересов и способностей
детей.
6.
Встречи с работниками городской библиотеки, краеведческого музея,
МОБУ ДОД Центра Детского Творчества.
7.
Творческое сотрудничество с фольклорными коллективами города.
8.
Включение родителей в образовательный процесс.
9.
Описание процесса и результатов реализации проекта, их оформление
в методические материалы для педагогов.
10.
Отчет о работе кружка.
Перспективный план кружка «У бабушке на завалинке»
Сентябрь
№
Тема
Задачи
1.
Милости просим,
гости дорогие
Познакомить детей с "избой" и её хозяйкой; учить внимательно
слушать, воспринимать и запоминать песенки-потешки;
развивать интерес к русской народной игрушке матрёшке.
2.
Стоит изба из
кирпича, то
холодна, то горяча
Познакомить детей с домашней утварью: печкой, чугунком,
ухватом, кочергой; рассказать, как готовится картофель в
чугунке, используя утварь; обогащать словарь детей: "чугунок",
"ухват", "кочерга", "лупяки".
3.
Петушок - золотой
гребешок
Познакомить детей с обитателем избы - Петушком; рассказать о
его роли в жизни русского народа; развивать память, активную
речь детей.
4.
Как у нашего кота
Познакомить детей с обитателем "избы" - котом Васькой;
заучить потешку "Как у нашего кота:"; воспитывать заботливое,
ласковое отношение к животным с помощью детского
фольклора.
Октябрь
№
Тема
Задачи
1.
Чтение потешек
"Кисонька-
мурысонька", "Пошёл
котик на торжок"
Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать
соответствующее эмоциональное отношение к персонажам;
воспитывать умение слушать текст произведения; учить
воспроизводить слова текста интонационно выразительно:
ласково в обращении к котику и укоризненно в словах "Не
ешь одна" при обращении к кисоньке; воспитывать
нравственные чувства по отношению к другим.
2.
Мы ходили в огород
Уточнить представления детей об овощах, обогатить их
словарный запас за счет слов: "овощи", "огород", "грядки",
"твердая", "круглая", "продолговатая"; учить узнавать и
показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на
картинке; способствовать воспитанию интонационной
выразительности речи.
3.
Семья Петушка
Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха
(большой, у него на голове гребешок, бородка; у него
пышный хвост с ярким оперением), курицы (большая, но
хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие,
жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой); учить
детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая
в рифму отгадки к ним; развивать интерес к лепке, закреплять
знания цвета, учить находить сходства с реальными
предметами, аккуратно пользоваться пластилином.
4.
Колобок
Напомнить детям содержание сказки "Колобок"; развивать
умение инсценировать отдельные фрагменты сказки;
развивать эмоциональность, выразительность речи.
Ноябрь
№
Тема
Задачи
1.
Ходит сон близ
окон
Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и
колыбельными песнями; учить петь колыбельные тихо, ласково;
развивать память, активную речь детей.
2.
Водичка,
водичка, умой
моё личико
Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им
пользоваться; учить выразительно рассказывать потешку "Водичка,
водичка:"; воспитывать навыки самообслуживания, любовь к
чистоте, опрятности.
3.
С гуся вода, а с
Ванечки худоба
Повторение потешки и знакомых колыбельных; закреплять
последовательность действий при укладывании спать; учить петь
колыбельные тихо, ласково; закрепить предназначение люльки и
умывальника в "избе".
4.
Заюшкина
избушка
Напомнить детям содержание сказки; учить выразительно
инсценировать сказку; познакомить детей с русской народной
игрой "Зайки".
Декабрь
№
Тема
Задачи
1.
Девочка и лиса
Познакомить детей со сказкой "Снегурушка и лиса"; подготовка
к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с
игрой "Кто позвал?"; развивать слуховое внимание.
2.
Уж ты, зимушка-
зима
Обогащать словарь детей: "тулуп", "рукавицы", "валенки",
"шаль"; познакомить с особенностями русской зимней одежды;
развивать память.
3.
Фока воду кипятит
и как зеркало
блестит
Познакомить детей с самоваром, его предназначением;
рассказать детям о традиции чаепития; воспитывать желание и
умение помогать старшим.
4.
Сундучок Деда
Мороза
Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию; развивать
память, воображение; создать настроение приближающегося
праздника.
Январь
№
Тема
Задачи
1.
Пришла коляда -
открывай ворота
Познакомить детей с праздником Рождеством; разучить
рождественские колядки; познакомить детей с традицией
выпекания рождественского печенья - "козулей".
2.
Весёлые ложки
Учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода
(деревянными ложками, самоваром); развивать общие речевые
умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации,
темп речи, высоту голоса; воспитывать интерес к народному
творчеству.
3.
Хозяйкины
Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами,
помощницы
корытом, утюгом; рассказать об их предназначении; учить
сравнивать предметы старины с современными, находить сходства
и различия; воспитывать желание помогать взрослым.
4.
Половичку
курочка
веничком метёт
Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам;
воспитывать желание оказывать посильную помощь.
Февраль
№ Тема
Задачи
1.
Масленица годовая -
наша гостьюшка
дорогая
Познакомить детей с праздником Масленица; рассказать, как
его праздновали в старину; развивать речевую активность
детей.
2.
Три медведя
Напомнить детям содержание сказки; упражнять в сравнении
предметов по размеру; закреплять правила сервировки стола.
3.
Маша и медведь
Учить показывать знакомую сказку на фланелеграфе;
обогащать словарь детей; развивать ориентировку детей в
пространстве; закреплять знание предметов интерьера избы
4.
Идёт коза рогатая
Познакомить детей с новым обитателем "избы" - козой
Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием;
рассказать о пользе козы для человека.
Март
№
Тема
Задачи
1.
В гости к
Хозяюшке
Ознакомление с малыми фольклорными формами; вызвать у детей
радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых
потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с
воспитателем; способствовать формированию выразительной
интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.
2.
Приди, весна,
с радостью
Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички "Ласточка,
ласточка:", "Грачи-киричи"; познакомить детей с традицией печь
"жаворонков".
3.
Трень-брень,
гусельки
Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов;
учить слушать выступления русского оркестра (в записи)
внимательно; развивать интерес к русской народной музыке.
4.
В гости к
бабушке
Загадушке
Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза,
корова, и т.д.); активизировать мыслительную деятельность в
процессе игры; упражнять в выразительной интонации при
звукоподражании; воспитывать любовь и бережное отношение к
животным.
Апрель
№
Тема
Задачи
1.
Сорока-
белобока
кашу варила
Познакомить детей с новым предметом русского обихода - глиняным
горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной
домашней утвари; учить выразительно рассказывать знакомую
потешку.
2.
Репка
Учить рассказывать сказку по серии картинок; развивать активную
речь детей; подготовить детей к инсценированию сказки.
3.
Во дворе у
бабушки
Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества;
активизировать словарный запас детей; уточнить представления детей
о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные,
загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко
произносить их.
4.
Курочка Ряба
Познакомить детей с оригинальным текстом сказки; развивать память,
речевую активность детей; рассказать о традиции красить яйца на
Пасху.
Май
№
Тема
Задачи
1.
Солнышко,
нарядись,
красное,
покажись
Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце;
учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным
контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную
речь детей; воспитывать любовь к родной природе.
2.
Кто в тереме
живёт
Напомнить детям содержание сказки; учить отгадывать загадки о
животных; развивать память, творческое воображение.
3.
Ярмарка
Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи; учить
запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке;
развивать память, речь детей.
4.
Сказки водят
хоровод
Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь,
пополнять и активизировать словарь детей; помочь детям
вспомнить знакомые сказки; вызывать у детей желание
пересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать
нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов
правильно; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Основные формы работы с детьми.
•
Внедрение использования фольклорных произведений во всех видах
деятельности детей.
• Проведение праздников совместно с музыкальным руководителям, согласно
календарным народным праздникам.
•
Организация
индивидуальной
работы
с
детьми
для
улучшения
произношения звуков и развития грамматического строя языка детей.
• Проведение совместных с родителями мероприятий.
Формы работы с родителями.
• Консультации.
• Беседы.
• Наглядная информация: буклеты, памятки.
• Привлечение родителей к пополнению
• Участие в праздниках, составлении альбома «Поговорки и пословицы»
Предполагаемые результаты проекта
1.Дети знакомятся с фольклором;
2.Осваивают невербальные средства общения;
3.Учатся выражать свои чувства и понимать чувства других;
4.Становятся более уверенными в себе, учатся преодолевать робость;
5.У детей появляется интерес к фольклору и пальчиковым играм.
6. Развивается активная речь, активизируется словарный запас слов.
Рекомендации по реализации проекта
Заседание кружка (12 – 15 человек) проводить 1 раз в неделю (до 15 мин.).
Учитывать объем материала, его последовательное усложнение.
При планировании работы использовать все виды межпредметных связей:
опорные, сопутствующие, перспективные, а также соотноситься с разделами
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Художественно-эстетическое
развитие» основной образовательной программы.
План занятий строить так, чтобы перед детьми стояла ближайшая и доступная им
цель:
участие
в
практической
деятельности,
народных
праздниках
и
театрализованных представлениях.
Для
определения
результативности
работы
проводить
народные
гуляния, игры, викторины, конкурсы.
Литература
1. Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством».
Издательство «Детство – Пресс»., 2001г.
2. Вераксы Н.Е. «От рождения до школы». Издательство «Мозаика –
Синтез»., 2015г.
3. Дорофеев Ю. «Русский праздничный народный костюм». Издательство
«Мозаика синтез», 2004г.
4. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. – М: Академия, 2000.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М: ПросвещениеЗ
6. Занятия по развитию речи в детском саду. /Под ред. О,С. Ушаковой, -
М.: Совершенство, 2001г.
7. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное
восптание. – 2004 - № 9.
8. Ботякова. Солнечный круг. Детский народный календарь: Спб
«Детство-пресс, 2004.
9. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. народные праздники в детском саду. –
М: Мозаика- Синтез, 2008.
10. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. Программа – Спб.: Детство-пресс, 1998 г.