Напоминание

Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста


Автор: Шанина Оксана Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ ДС №3 "Радуга"
Населённый пункт: Г Тынды
Наименование материала: Проект
Тема: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Проект

Использование малых форм фольклора как

средство развития речи детей младшего

дошкольного возраста

Автор: Шанина Оксана Дмитриевна, воспитатель

Классификация проекта

Монопроект

Тип проекта

Социальный

Вид проекта

Развивающее-воспитывающий

Длительность проекта

Краткосрочный (1 год)

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

-выявить

оптимальные

условия

речевого

развития

младших

дошкольников средствами малых форм фольклора.

-способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста

средствами малых форм фольклора

ЗАДАЧИ:

• Проанализировать теоретический материал по данной теме.

• Определить основные методы использования малых форм фольклора для

развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Разработать комплексные мероприятия, способствующие реализации

данного проекта.

• Способствовать развитию познавательной активности детей.

• Способствовать обогащению активного словаря детей.

• Помочь детям в основании разговорной речи, овладеть родным языком;

• Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного

народного творчества.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Сафиуллина Ф.Г. – заведующий детским садом

Шанина О.Д. – воспитатель первой квалификационной категории

Шарова Н.В. – инструктор по физической культуре высшей квалификационной

категории

Ромакина

О.Г.

музыкальный

руководитель

высшей

квалификационной

категории

Родители

Дети

Принципы реализации проекта:

От простого к сложному: предполагает отбор от более легких для

понимания детьми фольклорных произведений к более сложный по

содержанию.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита

наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление

опирается на восприятие или представление.

• Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие

каждого ребенка.

• Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление,

полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо

знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их

внимание.

Реализация проекта

1.

Знакомство с литературными источниками.

2.

Организация кружка «У бабушке на завалинке».

3.

Создание предметно-развивающей среды, атмосферы национального

быта.

4.

Разработка цикла занятий, сценариев календарных и обрядовых

праздников, развлечений.

5.

Диагностирование – выявление знаний, интересов и способностей

детей.

6.

Встречи с работниками городской библиотеки, краеведческого музея,

МОБУ ДОД Центра Детского Творчества.

7.

Творческое сотрудничество с фольклорными коллективами города.

8.

Включение родителей в образовательный процесс.

9.

Описание процесса и результатов реализации проекта, их оформление

в методические материалы для педагогов.

10.

Отчет о работе кружка.

Перспективный план кружка «У бабушке на завалинке»

Сентябрь

Тема

Задачи

1.

Милости просим,

гости дорогие

Познакомить детей с "избой" и её хозяйкой; учить внимательно

слушать, воспринимать и запоминать песенки-потешки;

развивать интерес к русской народной игрушке матрёшке.

2.

Стоит изба из

кирпича, то

холодна, то горяча

Познакомить детей с домашней утварью: печкой, чугунком,

ухватом, кочергой; рассказать, как готовится картофель в

чугунке, используя утварь; обогащать словарь детей: "чугунок",

"ухват", "кочерга", "лупяки".

3.

Петушок - золотой

гребешок

Познакомить детей с обитателем избы - Петушком; рассказать о

его роли в жизни русского народа; развивать память, активную

речь детей.

4.

Как у нашего кота

Познакомить детей с обитателем "избы" - котом Васькой;

заучить потешку "Как у нашего кота:"; воспитывать заботливое,

ласковое отношение к животным с помощью детского

фольклора.

Октябрь

Тема

Задачи

1.

Чтение потешек

"Кисонька-

мурысонька", "Пошёл

котик на торжок"

Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать

соответствующее эмоциональное отношение к персонажам;

воспитывать умение слушать текст произведения; учить

воспроизводить слова текста интонационно выразительно:

ласково в обращении к котику и укоризненно в словах "Не

ешь одна" при обращении к кисоньке; воспитывать

нравственные чувства по отношению к другим.

2.

Мы ходили в огород

Уточнить представления детей об овощах, обогатить их

словарный запас за счет слов: "овощи", "огород", "грядки",

"твердая", "круглая", "продолговатая"; учить узнавать и

показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на

картинке; способствовать воспитанию интонационной

выразительности речи.

3.

Семья Петушка

Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха

(большой, у него на голове гребешок, бородка; у него

пышный хвост с ярким оперением), курицы (большая, но

хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие,

жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой); учить

детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая

в рифму отгадки к ним; развивать интерес к лепке, закреплять

знания цвета, учить находить сходства с реальными

предметами, аккуратно пользоваться пластилином.

4.

Колобок

Напомнить детям содержание сказки "Колобок"; развивать

умение инсценировать отдельные фрагменты сказки;

развивать эмоциональность, выразительность речи.

Ноябрь

Тема

Задачи

1.

Ходит сон близ

окон

Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и

колыбельными песнями; учить петь колыбельные тихо, ласково;

развивать память, активную речь детей.

2.

Водичка,

водичка, умой

моё личико

Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им

пользоваться; учить выразительно рассказывать потешку "Водичка,

водичка:"; воспитывать навыки самообслуживания, любовь к

чистоте, опрятности.

3.

С гуся вода, а с

Ванечки худоба

Повторение потешки и знакомых колыбельных; закреплять

последовательность действий при укладывании спать; учить петь

колыбельные тихо, ласково; закрепить предназначение люльки и

умывальника в "избе".

4.

Заюшкина

избушка

Напомнить детям содержание сказки; учить выразительно

инсценировать сказку; познакомить детей с русской народной

игрой "Зайки".

Декабрь

Тема

Задачи

1.

Девочка и лиса

Познакомить детей со сказкой "Снегурушка и лиса"; подготовка

к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с

игрой "Кто позвал?"; развивать слуховое внимание.

2.

Уж ты, зимушка-

зима

Обогащать словарь детей: "тулуп", "рукавицы", "валенки",

"шаль"; познакомить с особенностями русской зимней одежды;

развивать память.

3.

Фока воду кипятит

и как зеркало

блестит

Познакомить детей с самоваром, его предназначением;

рассказать детям о традиции чаепития; воспитывать желание и

умение помогать старшим.

4.

Сундучок Деда

Мороза

Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию; развивать

память, воображение; создать настроение приближающегося

праздника.

Январь

Тема

Задачи

1.

Пришла коляда -

открывай ворота

Познакомить детей с праздником Рождеством; разучить

рождественские колядки; познакомить детей с традицией

выпекания рождественского печенья - "козулей".

2.

Весёлые ложки

Учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода

(деревянными ложками, самоваром); развивать общие речевые

умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации,

темп речи, высоту голоса; воспитывать интерес к народному

творчеству.

3.

Хозяйкины

Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами,

помощницы

корытом, утюгом; рассказать об их предназначении; учить

сравнивать предметы старины с современными, находить сходства

и различия; воспитывать желание помогать взрослым.

4.

Половичку

курочка

веничком метёт

Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам;

воспитывать желание оказывать посильную помощь.

Февраль

№ Тема

Задачи

1.

Масленица годовая -

наша гостьюшка

дорогая

Познакомить детей с праздником Масленица; рассказать, как

его праздновали в старину; развивать речевую активность

детей.

2.

Три медведя

Напомнить детям содержание сказки; упражнять в сравнении

предметов по размеру; закреплять правила сервировки стола.

3.

Маша и медведь

Учить показывать знакомую сказку на фланелеграфе;

обогащать словарь детей; развивать ориентировку детей в

пространстве; закреплять знание предметов интерьера избы

4.

Идёт коза рогатая

Познакомить детей с новым обитателем "избы" - козой

Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием;

рассказать о пользе козы для человека.

Март

Тема

Задачи

1.

В гости к

Хозяюшке

Ознакомление с малыми фольклорными формами; вызвать у детей

радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых

потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с

воспитателем; способствовать формированию выразительной

интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.

2.

Приди, весна,

с радостью

Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички "Ласточка,

ласточка:", "Грачи-киричи"; познакомить детей с традицией печь

"жаворонков".

3.

Трень-брень,

гусельки

Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов;

учить слушать выступления русского оркестра (в записи)

внимательно; развивать интерес к русской народной музыке.

4.

В гости к

бабушке

Загадушке

Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза,

корова, и т.д.); активизировать мыслительную деятельность в

процессе игры; упражнять в выразительной интонации при

звукоподражании; воспитывать любовь и бережное отношение к

животным.

Апрель

Тема

Задачи

1.

Сорока-

белобока

кашу варила

Познакомить детей с новым предметом русского обихода - глиняным

горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной

домашней утвари; учить выразительно рассказывать знакомую

потешку.

2.

Репка

Учить рассказывать сказку по серии картинок; развивать активную

речь детей; подготовить детей к инсценированию сказки.

3.

Во дворе у

бабушки

Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества;

активизировать словарный запас детей; уточнить представления детей

о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные,

загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко

произносить их.

4.

Курочка Ряба

Познакомить детей с оригинальным текстом сказки; развивать память,

речевую активность детей; рассказать о традиции красить яйца на

Пасху.

Май

Тема

Задачи

1.

Солнышко,

нарядись,

красное,

покажись

Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце;

учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным

контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную

речь детей; воспитывать любовь к родной природе.

2.

Кто в тереме

живёт

Напомнить детям содержание сказки; учить отгадывать загадки о

животных; развивать память, творческое воображение.

3.

Ярмарка

Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи; учить

запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке;

развивать память, речь детей.

4.

Сказки водят

хоровод

Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь,

пополнять и активизировать словарь детей; помочь детям

вспомнить знакомые сказки; вызывать у детей желание

пересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать

нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов

правильно; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Основные формы работы с детьми.

Внедрение использования фольклорных произведений во всех видах

деятельности детей.

• Проведение праздников совместно с музыкальным руководителям, согласно

календарным народным праздникам.

Организация

индивидуальной

работы

с

детьми

для

улучшения

произношения звуков и развития грамматического строя языка детей.

• Проведение совместных с родителями мероприятий.

Формы работы с родителями.

• Консультации.

• Беседы.

• Наглядная информация: буклеты, памятки.

• Привлечение родителей к пополнению

• Участие в праздниках, составлении альбома «Поговорки и пословицы»

Предполагаемые результаты проекта

1.Дети знакомятся с фольклором;

2.Осваивают невербальные средства общения;

3.Учатся выражать свои чувства и понимать чувства других;

4.Становятся более уверенными в себе, учатся преодолевать робость;

5.У детей появляется интерес к фольклору и пальчиковым играм.

6. Развивается активная речь, активизируется словарный запас слов.

Рекомендации по реализации проекта

Заседание кружка (12 – 15 человек) проводить 1 раз в неделю (до 15 мин.).

Учитывать объем материала, его последовательное усложнение.

При планировании работы использовать все виды межпредметных связей:

опорные, сопутствующие, перспективные, а также соотноситься с разделами

«Социально-коммуникативное

развитие»,

«Художественно-эстетическое

развитие» основной образовательной программы.

План занятий строить так, чтобы перед детьми стояла ближайшая и доступная им

цель:

участие

в

практической

деятельности,

народных

праздниках

и

театрализованных представлениях.

Для

определения

результативности

работы

проводить

народные

гуляния, игры, викторины, конкурсы.

Литература

1. Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством».

Издательство «Детство – Пресс»., 2001г.

2. Вераксы Н.Е. «От рождения до школы». Издательство «Мозаика –

Синтез»., 2015г.

3. Дорофеев Ю. «Русский праздничный народный костюм». Издательство

«Мозаика синтез», 2004г.

4. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников. – М: Академия, 2000.

5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М: ПросвещениеЗ

6. Занятия по развитию речи в детском саду. /Под ред. О,С. Ушаковой, -

М.: Совершенство, 2001г.

7. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное

восптание. – 2004 - № 9.

8. Ботякова. Солнечный круг. Детский народный календарь: Спб

«Детство-пресс, 2004.

9. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. народные праздники в детском саду. –

М: Мозаика- Синтез, 2008.

10. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры. Программа – Спб.: Детство-пресс, 1998 г.



В раздел образования