Автор: Вержболович Анна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад №88
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Поликультурное воспитание дошкольников в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Поликультурное воспитание дошкольников в детском саду
Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного
наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко
всему
этому
подрастающее
поколение,
опираясь
на
многовековую
народную
педагогику. Знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало.
Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в
их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению
кругозора у ребенка, формированию мировоззрения дружелюбия. У детей развиваются
познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой
народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное,
но и поликультурное воспитание.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что
«содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную
и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества, каждый
ребенок, поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному
общению с объектами иной национальной культуры, и сегодня, как никогда, стало
важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны
основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка.
Поликультурность любой территории нашей страны обуславливает необходимость
поликультурного воспитания, и воспитания с дошкольного возраста. Поликультурное
воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает
малыш, с приоритетом для него культуры его национальности, формирование
толерантности. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и
свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не
передается по наследству. В каждом поколении толерантность надо воспитывать.
Образование, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с
одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место,
которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.
Работая в детском саду с детьми, мы погружаем их в культуру своего края, своей
местности, позволяя ребенку почувствовать и понять особенности национальных
культур. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и
правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и
взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.
Идея поликультурности на региональной основе – самоуважение и уважение
другого человека. Обращая внимание на особенности развития детей дошкольного
возраста, «поликультурной личностью дошкольника» можно назвать каждого ребенка
дошкольного возраста, если он имеет самые элементарные представления о родном
крае. Ребенок знает о природе родного края, материальной и духовнойкультуре,
искусстве, литературе, традициях своего народа и народов ближайшего и отдаленного
национального окружения; знает нормы поведения в быту и обществе, умеет их
соблюдать; умеет воспроизводить полученные знания и представления в своей
жизнедеятельности.
Другими
словами,
целью
поликультурного
воспитания
в
дошкольной
педагогике
можно
рассматривать
формирование
именно
такой
поликультурной личности.
Это определяет конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников:
формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и в России,
воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и
навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание
детей в духе мира, гуманного межнационального общения.
Поликультурное образование ставит целью: создание системы поликультурного
образования,
способной
обеспечить
благоприятный
социальный
климат,
способствующий
гармонизации
отношений
между
представителями
всех
социокультурных групп населения. Дошкольное образование является важнейшим
этапом в построении конструктивного межкультурного диалога.
Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. В
современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и
развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального
самосознания,
стремление
к
этнической
и
этнокультурной
самоидентификации
обусловливает огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но
и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения.
Поликультурное воспитание – это залог успешного обучения детей в школе, поскольку
дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной
культуры. Сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей
задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к
национальному фактору» - именно этим положением, известного исследователя
поликультурного воспитания детей Э.К. Сусловой, обосновывается актуальность
формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.
Это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к
родной культуре, принятие многообразия и специфичности этнических культур,
воспитание доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической
принадлежности.
Именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с
привитием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой
личности. Поликультурное воспитание – явление относительно новое. В настоящее
время активно разрабатываются научно - теоретические основы поликультурного
воспитания таким ученым как Геннадий Дмитриевич Дмитриев. Значительная часть
исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с
национальными культурами, над этими вопросами работают педагоги-исследователи –
Е.С. Бабунова; Т.Ф. Бабынина и другие.
Поликультурное воспитание у нас в детском саду осуществляется в трех
направлениях:
1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных
народов, специфике их культуры и ценности и т.д.).
2. Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления
«информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить»
его чувства).
3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений
между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его
собственном поведении).
В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:
национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважение к своему
народу, гордости за его культурно – исторические достижения;
ознакомление
людей
с
людьми
ближайшего
национального
окружения,
формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних
национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;
сообщения
знаний
об
этнической
самобытности
отдаленных
народов
и
формирование
эмоционально
положительного
отношения
к
национальному
разнообразию планеты.
Музыкальный руководитель уделяют большое внимание народному творчеству,
фольклору, которые как нельзя лучше способствуют развитию мира душевных
переживаний ребёнка и многообразной гамме его чувств, настроений, учат понимать
красоту национальной музыки.
Большую лепту в процесс поликультурного воспитания вносит непосредственно
образовательная деятельность по изобразительной деятельности. Именно они знакомят
дошкольников с национальным декоративно – прикладным искусством, живописью и
элементами орнаментов. Дети постигают азы изобразительного искусства, используют
национальный колорит красок и узоров.
Деятельность воспитателя с детьми по физической культуре, способствует
знакомству с национальными народными играми.
Игра– ведущий вид деятельности дошкольника. Играя, ребенок познает мир, свое
место в нем и вырабатывает собственную модель поведения.
Очень любят дети народные игры: подвижные, словесные, хороводные. В процессе
дидактических
игр
мы
имеем
возможность
закладывать
у
детей
основы
поликультурного образования, например, «Назови элементы национального костюма»,
«Четвертый лишний», «Из какой сказки герой?», «Назови блюдо», «Одень куклу в
национальный костюм
Поликультурное образование дошкольников интегрируется в различных видах
деятельности и реализуется в образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Таким
образом,
целостная
система
в
дошкольном
учреждении
помогает
формировать
у
детей
дошкольного
возраста
представление
о
региональных
особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей
другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно
находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь,
справедливость, взаимопомощь).
Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных
национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой
на своей земле…». Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов,
говорящих
на
разных
языках,
исповедующих
разные
религии,
отличающихся
самобытностью культур. Могущество и сила Российского государства во многом
обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее.
Целенаправленная
работа
по
воспитанию
толерантности
у
подрастающего
поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия
«патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый
смысл и огромное значение. Уважение воспитанников к детям другой национальности,
полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи,
внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их
главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и
общества.
Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве,
особенно в начальном звене. Дети с удовольствием переодеваются на утренник в
национальные костюмы других республик. Вряд ли современные дети и молодежь –
новое поколение – знают, что это такое. Но, как гласят законы истории, все начинания
проходят свой виток, затем утрачиваются, а потом вновь становятся актуальными.
Человек изначально интересовался историей. И не важно, чья это история: история
человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться
опыту предков всегда необходимо. Можно почувствовать себя наследником великих
нравов и обычаев. А для этого, прежде всего, нужно сохранять свои традиции, помнить
свои национальные черты, самобытность народа и его духовность, историю, культуру.
Именно через это мы учимся любить свою родину, свой родной город, все то, что
оставили в дар наши предки.
У нас – общая история и общее будущее. Будем продолжать учиться уважать друг
друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на
разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской
Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле.