Напоминание

"Педагогические идеи Януша Корчака"


Автор: Скороход Махабат Алпысовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г. Омска "Детский сад №238"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогические идеи Януша Корчака"
Раздел: дошкольное образование





Назад




БДОУ г. Омска «Детский сад №238»

воспитатель: Скороход Махабат Алпысовна

Педагогические идеи Януша Корчака

Януш

Корчак

выдающийся

польский

педагог,

писатель,

врач

и

общественный деятель. Родился в Варшаве 22 июля 1878 года в интеллигентной

ассимилированной еврейской семье.

В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского

университета. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе

познакомиться с результатами педагогической деятельности Песталоцци. В

своей поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами.

В 1903–1911 гг. он работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и

Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях, являлся членом еврейского

благотворительного Общества помощи сиротам.

Наконец, 23 марта 1905 года Генрик получает долгожданный диплом

врача. Век настигает его гулкими шагами Русско-японской войны, в которой он

принимал участие в качестве военврача. Одному Богу известно, сколько зрелых

людей, перемолотых в жерновах времени, обязаны Корчаку уже тогда спасением

своих жизней, но прямым следствием его военного опыта становится то, что он

резко меняет течение своей жизни и всю ее, без остатка и до конца, решает

посвятить детям…

Это первое этапное его решение по оформлению

собственной экзистенции, так, из горнила темного опыта возникает решение, по

сути – глубокого гуманистического пафоса, по факту – переменившее его жизнь.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает

лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомится с различными

воспитательными учреждениями. Он проходит стажировку также во Франции,

посещает детский приют в Англии. Именно тогда в его голове зарождается

мысль о создании в родной Варшаве детского дома совершенно нового типа.

Сейчас он изучал опыт… 8 лет Януш Корчак работал в детской больнице. Стал

известным специалистом. Получал высокие гонорары от богатых пациентов и

даром лечил детей бедняков – чудак человек, да?.. В 1911 же году он оставляет

профессию врача и основывает «Дом сирот» в Варшаве на улице Крохмальной,

в доме № 92. Он руководил им с перерывом в 1914-1918 гг. до конца жизни. От

жертвователей, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной

независимости в своей административной и воспитательской деятельности, и

интересно то, что он ее получил… Три года он успешно руководит «Домом

сирот», совершенно отказывая себе в обычных человеческих утешениях, в

любой личной жизни...

В 29 лет Корчак решает жить в одиночестве. "Сыном своим я выбрал

идею служения ребенку", – писал он, спустя 30 лет. Живет он в том же доме на

улице

Крохмальной

в

маленькой

комнате

в

аттике

как

совершенный

нестяжатель.

Корчак читал лекции в Свободном польском университете и на Высших

еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних

преступников, выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными

беседами по радио.

Отвлеченно веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18

молитв «для тех, кто не молится»), Януш Корчак отличался широкой

веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.

Принцип, выраженный в названии главного труда Корчака, - принцип

любви.

Принцип выполнимости требований, предъявляемых ребёнку.

Своеобразное представление о правах ребёнка:

1. Право ребёнка на смерть.

2. Право ребёнка на сегодняшний день.

3. Право ребёнка быть тем, что он есть.

Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя. Признание того, что

дети - разные. Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его

понимания (в соответствии с возрастом). Нужно готовить ребёнка к реальной

жизни (а не идеальной, воображаемой)

Право ребёнка на уважение. Важность размышлений матери, черпающей

«не из книг, а из самой себя».

Педагогика - наука о человеке: «Одна из грубейших ошибок считать, что

педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Общаться с ребёнком

имеет смысл на уровне возможностей его понимания» (в соответствии с

возрастом).

Януш Корчак осуществил свою цель, создав в Варшаве, в 1911 году

своеобразную детскую республику – Дом сирот, которым руководил до конца

жизни.

Создавался он на средства неравнодушных людей и стал оазисом доброты

и настоящим домом не только для двухсот детишек, но и для самого Корчака.

Дом жил по особым правилам, которые учили детей любить и уважать себя,

быть трудолюбивыми и с оптимизмом смотреть на жизнь. Дом учил быть

достойными людьми…

В приюте работало детское самоуправление, существовал детский

товарищеский суд и совет при суде. Решения суда были обязательны для

руководства

приюта,

причем,

«подсудимыми»

могли

стать

не

только

воспитанники приюта, но и его воспитатели. Детский суд был судом, который не

выносил никаких наказаний, потому что в детской республике действовал

непреложный закон: «Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего

простить его. Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже

будет знать. Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее.

Так кем же был этот человек?

Корчак

был

детским

врачом,

педагогом,

общественным

деятелем,

писателем.

Его уникальность в том и состоит, что он был и тем, и другим, и третьим

одновременно. Став педагогом, не перестал быть врачом. А когда по ночам

садился за письменный стол и работал над детскими повестями, продолжал

быть воспитателем. Как педагог, он не принадлежал ни к какой педагогической

школе. Его называют детским писателем, но его книги в равной степени

предназначены взрослым, желающим понять душу ребенка.

Он не имел ни философского, ни психологического образования, но его

наследие изучают философы и психологи. Корчак говорил о себе, что он человек

одинокого пути. Можно сказать, еще лаконичнее: он был человеком.



В раздел образования