Автор: Скороход Махабат Алпысовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г. Омска "Детский сад №238"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогические идеи Януша Корчака"
Раздел: дошкольное образование
БДОУ г. Омска «Детский сад №238»
воспитатель: Скороход Махабат Алпысовна
Педагогические идеи Януша Корчака
Януш
Корчак
выдающийся
польский
педагог,
писатель,
врач
и
общественный деятель. Родился в Варшаве 22 июля 1878 года в интеллигентной
ассимилированной еврейской семье.
В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского
университета. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе
познакомиться с результатами педагогической деятельности Песталоцци. В
своей поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами.
В 1903–1911 гг. он работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и
Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях, являлся членом еврейского
благотворительного Общества помощи сиротам.
Наконец, 23 марта 1905 года Генрик получает долгожданный диплом
врача. Век настигает его гулкими шагами Русско-японской войны, в которой он
принимал участие в качестве военврача. Одному Богу известно, сколько зрелых
людей, перемолотых в жерновах времени, обязаны Корчаку уже тогда спасением
своих жизней, но прямым следствием его военного опыта становится то, что он
резко меняет течение своей жизни и всю ее, без остатка и до конца, решает
посвятить детям…
Это первое этапное его решение по оформлению
собственной экзистенции, так, из горнила темного опыта возникает решение, по
сути – глубокого гуманистического пафоса, по факту – переменившее его жизнь.
В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает
лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомится с различными
воспитательными учреждениями. Он проходит стажировку также во Франции,
посещает детский приют в Англии. Именно тогда в его голове зарождается
мысль о создании в родной Варшаве детского дома совершенно нового типа.
Сейчас он изучал опыт… 8 лет Януш Корчак работал в детской больнице. Стал
известным специалистом. Получал высокие гонорары от богатых пациентов и
даром лечил детей бедняков – чудак человек, да?.. В 1911 же году он оставляет
профессию врача и основывает «Дом сирот» в Варшаве на улице Крохмальной,
в доме № 92. Он руководил им с перерывом в 1914-1918 гг. до конца жизни. От
жертвователей, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной
независимости в своей административной и воспитательской деятельности, и
интересно то, что он ее получил… Три года он успешно руководит «Домом
сирот», совершенно отказывая себе в обычных человеческих утешениях, в
любой личной жизни...
В 29 лет Корчак решает жить в одиночестве. "Сыном своим я выбрал
идею служения ребенку", – писал он, спустя 30 лет. Живет он в том же доме на
улице
Крохмальной
в
маленькой
комнате
в
аттике
как
совершенный
нестяжатель.
Корчак читал лекции в Свободном польском университете и на Высших
еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних
преступников, выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными
беседами по радио.
Отвлеченно веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18
молитв «для тех, кто не молится»), Януш Корчак отличался широкой
веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.
Принцип, выраженный в названии главного труда Корчака, - принцип
любви.
Принцип выполнимости требований, предъявляемых ребёнку.
Своеобразное представление о правах ребёнка:
1. Право ребёнка на смерть.
2. Право ребёнка на сегодняшний день.
3. Право ребёнка быть тем, что он есть.
Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя. Признание того, что
дети - разные. Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его
понимания (в соответствии с возрастом). Нужно готовить ребёнка к реальной
жизни (а не идеальной, воображаемой)
Право ребёнка на уважение. Важность размышлений матери, черпающей
«не из книг, а из самой себя».
Педагогика - наука о человеке: «Одна из грубейших ошибок считать, что
педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Общаться с ребёнком
имеет смысл на уровне возможностей его понимания» (в соответствии с
возрастом).
Януш Корчак осуществил свою цель, создав в Варшаве, в 1911 году
своеобразную детскую республику – Дом сирот, которым руководил до конца
жизни.
Создавался он на средства неравнодушных людей и стал оазисом доброты
и настоящим домом не только для двухсот детишек, но и для самого Корчака.
Дом жил по особым правилам, которые учили детей любить и уважать себя,
быть трудолюбивыми и с оптимизмом смотреть на жизнь. Дом учил быть
достойными людьми…
В приюте работало детское самоуправление, существовал детский
товарищеский суд и совет при суде. Решения суда были обязательны для
руководства
приюта,
причем,
«подсудимыми»
могли
стать
не
только
воспитанники приюта, но и его воспитатели. Детский суд был судом, который не
выносил никаких наказаний, потому что в детской республике действовал
непреложный закон: «Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего
простить его. Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже
будет знать. Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее.
Так кем же был этот человек?
Корчак
был
детским
врачом,
педагогом,
общественным
деятелем,
писателем.
Его уникальность в том и состоит, что он был и тем, и другим, и третьим
одновременно. Став педагогом, не перестал быть врачом. А когда по ночам
садился за письменный стол и работал над детскими повестями, продолжал
быть воспитателем. Как педагог, он не принадлежал ни к какой педагогической
школе. Его называют детским писателем, но его книги в равной степени
предназначены взрослым, желающим понять душу ребенка.
Он не имел ни философского, ни психологического образования, но его
наследие изучают философы и психологи. Корчак говорил о себе, что он человек
одинокого пути. Можно сказать, еще лаконичнее: он был человеком.