Автор: Ахмадуллина Айгуль Ильгизовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №139 комбинированного вида"
Населённый пункт: города Казани Республики Татарстан
Наименование материала: Конспект ООД для старших дошкольников с использованием игр В.Воскобовича
Тема: "Веселое путешествие к гномам"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД для старших дошкольников на тему:
«Веселое путешествие к гномам» с использованием игр
В.Воскобовича.
Цель: Развитие лексико-грамматических категорий имен существительных.
Коррекционно-образовательная задача:
учить детей находить в
сложных
существительных простые слова;
-упражнять детей в делении имен существительных на слоги;
-закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами;
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать дыхание, мимическую мускулатуру лица, мелкую, общую и
артикуляционную моторику;
-развивать логическое мышление и внимание;
-освоение простейшего программирования.
Коррекционно-воспитательные
задачи:
создать
хорошее
настроение,
воспитывать доброту, умение выполнять игровые правила.
Оборудование: Игра «Геоконт» по количеству детей, кораблики «Плюх-Плюх»,
конструктор «Чудо Соты 1», маленькие коврики из ковролина, предметные
картинки
с
изображением
гостинцев,
магнитофон,
мультимедийное
оборудование, воздушные шары.
Ход занятия.
Вводная часть.
Организационный момент. (Играет спокойная музыка).
Логопед: Ребята, давайте поздороваемся! Внимательно слушайте и повторяйте
за мной.
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их
вверх)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с
улыбкой).
Основная часть.
Объявление темы занятия.
Логопед: Ребята, вчера я получила письмо от Гномиков, они зовут нас в гости и
говорят, что приготовили для нас интересные задания (Логопед показывает
детям конверт и фотографию Гномиков на экране). Ну что ж, примем их
приглашение?
Дети: Да.
Логопед: Только Гномики живут на далеких от нас островах. А на чем же нам
туда добраться? Ой, ребята, посмотрите, в конверте лежит какой-то код.
Давайте разгадаем его на «Геоконте». Садитесь за столы. (Дети садятся за
столы и разгадывают код Б4 О2 О4 Ж3 Г3 С4 С2 Б4. У них должен получится
силуэт кораблика). Что же у вас получилось?
Дети: Кораблики.
Логопед: Ну и чудеса, посмотрите, вот и наши кораблики. (Логопед незаметно
выставляет кораблики «Плюх-Плюх»). Ребята, как вы знаете, в гости без
гостинцев не ходят. Выберите для Гномиков по одному гостинцу, поделите его
название на слоги и прикрепите к мачте столько же флажков, сколько у вас
получилось слогов. А затем занимайте свое место на корабле. Только нужно
отвечать полными предложениями. Например: Я повезу Гномикам торт. В
слове торт один слог. (Дети выбирают картинки, делят названия картинок на
слоги, затем подходят к столу с корабликами «Плюх-Плюх» и надевают
нужное количество флажков на мачту. Садятся на стул.)
Логопед: Ребята, все заняли свои места?
Дети: Да.
Логопед: Ну, тогда поплыли. (10 сек. Шум моря).
Развитие мимических мышц.
Плывут по морю корабли,
Дует ветерок.
Греет солнце в вышине,
Радостно в душе.
(Дети изображают радость). Слайд с радостным лицом.
Что-то видится в дали.
(Дети изображают удивление). Слайд с удивленным лицом.
Ой, грозовая туча.
(Дети изображают страх, испуг). Слайд с испуганным лицом.
Рассердила туча нас,
Что закрыла солнце.
(Дети изображают сердитое лицо). Слайд с сердитым лицом.
Но подувший ветерок,
Тучку за море унес.
Снова солнце ярко светит,
Солнцу радуются дети.
(Дети изображают радость). Слайд с радостным лицом.
Работа над развитием дыхания.
Логопед: Ребята, что-то наши кораблики плывут очень медленно, давайте
поможем ветерку их разогнать.
(Выполняют дыхательные упражнения
стоя).Слайд с изображением кораблика с раздутыми парусами.
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на паруса пестрые
Подул, подул, подул.
(Дети делают глубокий вдох носом и с силой выпускают воздух через
сомкнутые губы.)
Дует, дует
Ветер озорной,
И плывут кораблики
Будто заводные.
(Сделать вдох носом, на выдохе через нос протяжно тянуть звук [м],
одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Садятся на места).
Логопед: Мы приплыли с вами на первый остров – остров Гнома «Разделяй-
Объединяй». (Слайды с видом острова и Гнома) А наш Гномик чем-то занят,
он занялся уборкой, давайте, мы ему поможем.
Развитие артикуляционной моторики.
Гномик утром рано встал, (потянулись)
И уборку делать стал.
Моет окна, (Упражнение «Окошко», «Вкусное варенье»)
Моет пол, (Упражнение «Почистим нижние зубки»)
Чистит коврик, (Упражнение «Накажем непослушный язычок»)
А потом….
Приглашает в дом друзей, (Упражнение «Заборчик»)
Чтобы было веселей. (Упражнение «Улыбка»)
Молодцы, ребята! Вот и помогли Гномику.
Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: Этот Гном любит делить и образовывать слова. Вот какое задание он
нам подготовил. Я буду вам называть одно слово, а вам нужно в нем найти два
слова. Например: вездеход – везде ходит (Логопед называет сложные слова, на
экране появляется соответствующая картинка, а дети из этих слов
составляют простые слова).
Игра «Найди спрятанные слова»:
Пароход – пар ходит, ледокол – лед колит, самолет – сам летит, самовар – сам
варит, мясорубка – мясо рубит, пылесос – пыль сосет, самосвал – сам свалит,
дымоход – дым ходит, сухофрукты – сухие фрукты и т.д.
Логопед: Молодцы! И с этим заданием вы справились. Оставим Гному наши
гостинцы и продолжим путь. Кораблики приплыли на остров «Отдыхайка».
(Слайд с видом острова) Здесь мы с вами отдохнем и поплывем дальше.
Выходите все на остров.
Физкультминутка «У моря». (Выполняется под музыку).
К берегу бежит волна,
(гибкое движение ладони правой руки вверх, затем вниз)
Вслед за ней еще одна.
(левая рука тем же движением догоняет правую)
Эта – выше, эта – ниже,
(высокая волна правой рукой, немного пониже – левой)
Эта вовсе не видна.
(еле заметная пологая волна правой рукой)
А на берегу морском
Будем мы играть с песком.
(собрать невидимый песок в ладони, высыпать его)
Будет башня из песка
Как до неба, высока.
(поочередно ставить один кулак на другой, постепенно поднимая руки. Встать
на цыпочки, вытянуть руки вверх, показывая высоту башни)
Логопед: Наше путешествие продолжается. Садитесь в свои кораблики. (Шум
моря 5 сек.)
Следующий остров по курсу остров Гнома «Великан – Кроха». (Слайды с
видом острова и Гнома) Он очень любит уменьшать и увеличивать предметы
вокруг себя. И хочет поиграть с нами в игру «Кроха». Во что превратится дом,
если его уменьшить?
Дети: В домик.
Игра «Кроха».
Стул – стульчик, стол – столик, дверь – дверка, окно – окошко, дерево –
деревце, цветок – цветочек, ваза – вазочка, чашка – чашечка, ложка – ложечка и
т.д.
Логопед: Угостим Гнома и можем плыть дальше. Попали мы с вами на остров
Гнома «Появись – Исчезни». Он приготовил для вас загадки, слушайте
внимательно:
В ярком платье модница —
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает.
(Бабочка)
Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час на ним гонялся.
(Заяц)
Грозный, сильный и красивый,
Он трясёт мохнатой гривой.
А как рычит! Совсем не зря
У зверей он за царя.
(Лев)
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А еще он любит мед!
Кто сластену назовет?
(Медведь)
А отгадки у вас появятся на ковриках, если вы сделаете их при помощи «Чудо
Сот». (Дети делают фигурки на ковриках на выбор)
Логопед: Молодцы, все справились. Но у Гнома осталась для вас еще одна
загадка, если вы ее разгадаете, то получите сюрприз.
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)
Да это воздушные шарики. (Детям раздаются шары).
Итог занятия:
Логопед: Ребята, садитесь в свои кораблики. Вам сегодня понравилось
путешествие? А что вам понравилось больше всего? Почему?
Дети: Да, понравилось. Мне понравилось помогать Гному убираться. А мне
изображать разные лица, потому что это весело и т.д
Логопед: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, мы еще не
раз с вами будем встречаться с Гномами.
Список литературы:
1.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада:
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т.М.Бондаренко. –
Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009. – 432 с.
2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского
сада:
Практическое
пособие
для
воспитателей
и
методистов
ДОУ/
Т.М.Бондаренко. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009. – 666 с.
3. Мазнин И.А 500 загадок для детей /И.А.Мазнин. – М.: «Сфера», 2008. – 95 с.
4.Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации
по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста /
Е.А.Пожиленко.- СПб.: КАРО, 2004. - 92 с.
5.Харько Т. Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально –
творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные
лабиринты игры»/ Т.Г.Харько, В. В. Воскобович. – Санкт-Петербург: ООО
РИВ , 2003. – 110 с.