Автор: Юркова Евгения Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: г.Лесосибирск Красноярский край
Наименование материала: конспект образовательной деятельности
Тема: история денег
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад
общеразвивающего вида №33 "Белочка" города Лесосибирска"
Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности по
познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы
Тема «История денег»
Разработала:
Юркова Евгения Сергеевна
Лесосибирск 2022
Тема: история денег
Цель: создание условий для формирования представления об истории, и видах денег.
Детская цель: собрать потерянную коллекцию.
Задачи:
1.
Образовательные: расширить представления о первых деньгах, об обмене
предметами как способе получить необходимое. Дать понятие о
словообразовании слов «рубль» и «копейка»
2.
Развивающие: активизировать мыслительную, речевую деятельность детей.
Развивать речевую деятельность детей активизировать в речи детей слово
«чеканить». Развивать логическое мышление, творческие способности.
3.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию о эволюции денег.
Материалы и оборудование: презентация-карта города с маршрутом. Изображение
станций формата А4. Печатная игра «собери целое из частей». Монеты из глины,
изображения денег
Предварительная работа: беседа с детьми на тему «История-наука о прошлом».
Знакомство с понятиями «путь, маршрут». Презентация на тему «металлы, простые и
драгоценные»
Ход занятия
Организационный момент:
Дети заходят в музыкальный зал
Воспитатель: Здравствуйте ребята, здравствуй друг, здравствуй друг, становись скорее в
круг, поздоровайся с друзьями, поздоровайся глазами, поздоровайся руками, поздоровайся
плечами, всех улыбкой встречай, с нами в круге не скучай.
Ребята, нам в детский сад пришла посылка, что нам сделать чтобы узнать, что там?
(ответы детей). Пошуметь коробочкой. Правильно, это деньги, а еще здесь письмо,
давайте прочитаем.
«здравствуйте ребята, меня зовут Витя, нес вам в детский сад коллекцию, но пока нес,
растерял где-то по дороге, очень расстроился что подарок не получился, помогите найти
коллекцию «история денег»
Ребята, что такое история денег? (предположения детей)
Как можем помочь Вите? (найти страницы)
Где мог потерять страницы Витя? Где мог гулять? (на улице, около школы, по дороге в
детский сад)
А как нам узнать там ли он потерял? (пройти его путь)
Что нам может помочь пройти его путь? (карта, навигатор)
Где можем найти карту? (в интернете-слайд Яндекс)
Куда мы отправимся сперва? (в школу)
Основная часть
Пункт «школа»
(на столе картинки с изображением предметов на каждого ребенка, воспитатель
предлагает взять в руки и рассмотреть)
Мы ищем деньги, разве это похоже на деньги?) конечно, давно в древности у людей не
было денег, но у них были предметы, продукты, вещи. Как люди приобретали то, что им
необходимо? У человека была лошадь, а ему нужен бык, а у человеку у которого бык
нужна лошадь, что приходилось делать? (люди обменивались предметами) Древние люди,
просто обменивали товар на товар. Кто - то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то
лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на
зерно, животных на других животных, шкуры на овощи, или другие товары. Я вам
предлагаю произвести обмен с соседом (дети меняются картинками, договариваются
чтобы получить нужный им предмет)
Что мы сделаем с картинками? (дети уносят потерянные элементы в коллекцию,
обращаются к карте, идут к следующему пункту)
Был ли удобен такой способ расчета, почему? (предположения детей)
Пункт «остановка»
(дети подходят к остановке, на столах лежат части, чтобы узнать, что это,
необходимо собрать в целое)
Воспитатель: Позже люди научились добывать металлы, а из драгоценных металлов
плавили вот такие бруски, которые использовали в качестве денег, за один такой брусок
можно было купить целого коня, ребята, а если товар стоил дешевле чем целый брусок?
что приходилось делать? (предположения детей)
Каким образом люди делили такие твердые, крепкие металлические бруски?
(дети должны сказать слово «рубили») Правильно, бруски приходилось рубить, таким
образом длинный кусок металла делили на маленькие кусочки, которые имели разную
величину и вес. За больший кусочек покупали дорогой товар, за маленький кусочек люди
покупали что-то подешевле. А отрубленный кусочек так и назвали «рубль» от слова
«рубить». Были удобны такие деньги? (ответы детей)
(дети пополняют коллекцию, обращаются к карте, идут дальше)
Пункт «детская площадка»
Музыкальная физ. минутка «мы пойдем налево, потом пойдем на право»
Отдохнули на площадке, идем дальше? Куда отправимся? (дети смотрят карту)
Пункт «мастерская»
Воспитатель: что мы нашли? Похоже на настоящие деньги? (ответы детей)
Из кусочков металла люди научились чеканить монеты, повторите за мной слово
«Чеканили» монеты. Рассмотрите, что на них изображено? (дети рассматривают
изображение монеты на странице, говорят, что видят изображение лошади) когда люди
научились чеканить монеты, на них стали изображать коня с всадником, а всадник в руках
держал копье, поэтому монету и назвали копейка! Одно копье-одна копейка.
Что сделаем с монетами? Такие монеты были удобны? (дети пополняют коллекцию,
отправляются к следующему пункту)
Пункт «детский сад»
Воспитатель: Отгадайте загадки, и мы узнаем, что здесь потерял мальчик.
(дети собирают последние современные деньги, уносят в коллекцию)
Заключительная часть (рефлексия)
Что было легко? (ответы детей)
Что трудно? (ответы детей)
Что было интересно? (ответы детей)
Почему рубль так называется? (ответы детей)
Как появилась копейка? (ответы детей)
Как можем сообщить мальчику что мы нашли всю коллекцию? (предположения детей)
Самоанализ
Уважаемые члены жюри, Вашему вниманию была представлена непосредственно
образовательная деятельность по познавательному развитию для детей подготовительной
группы. Присутствовало 12 человек.
Тема: История денег.
Цель деятельности: создание условий для формирования представления об истории
возникновения денег.
Для проведения занятия я выбрала музыкальный зал, так как НОД была выстроена так,
чтобы дети свободно перемещались.
В начале занятия использовала сюрпризный момент «посылка от мальчика», что вызвало
у детей интерес, и они включились в деятельность. Перед детьми была поставлена задача
найти элементы коллекции, на этом этапе была реализована задача-активизировать
мыслительную и речевую деятельность. Карта с маршрутом заинтересовала детей к
занятию, они активно включились в работу. Дети с помощью карты отправились в пункт
«школа» и приступили к первому заданию-договориться и произвести обмен. В этой части
деятельности мною была реализована задача-расширить представления о первых деньгах,
об обмене предметами как способе получить необходимое.
Далее дети, обращаясь к карте, отправились к следующему пункту- «остановка».
Воспитанникам было предложено встать друг напротив друга и собрать целое из частей.
На этом этапе была решена задача-развить логическое мышление, и дать понятие о
словообразовании слова «рубль». Анализируя деятельность детей при выполнении двух
предыдущих заданий целесообразно было бы разделить детей на группы перед работой.!
Далее дети прошли к следующему пункту «детская площадка», где для снятия
утомляемости детей была проведена физкультминутка.
После дети пришли к следующему пункту «мастерская» где им было предложено
поиграть в чеканщиков, дети выполняли задание творческого характера. На этом этапе
была реализована задачи-развить творческие способности и дать понятие о
словообразовании слова «копейка».
На последней станции детям были предложены загадки.
После прохождения каждого пункта дети пополняли растерянную коллекцию найденными
элементами.
В рефлексивно - оценочном этапе занятия были заданы вопросы. Детская цель была
достигнута-дети собрали потерянную коллекцию. На занятии использовались следующие
методы, для решения поставленных мною задач:
Словесные-были использованы неоднократно. Прием повторение использовала для
активизации слова «чеканить». Наглядные методы использовались на протяжении всего
занятия в следующих моментах-дети обращались к маршруту, рассматривали элементы
коллекции. Практический метод использовался при выполнении творческого задания-
рисование на глине. Метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы. На
всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность
детей.
Я считаю, что занятие построено логично, все моменты занятия подчинены одной теме.
Во время образовательной деятельности старалась поддерживать интерес и
положительный эмоциональный настрой на протяжении всего времени. Дети были
активны.
Считаю, что поставленные мною программные цели и задачи были реализованы