Авторы: Новикова Лариса Васильевна, Конькова Наталья Васильевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 388
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей комбинированной группы для детей с ТНР 6-7 лет по лексической теме "Профессии"
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы Новиковой Ларисы Васильевны и Коньковой Натальи
Васильевны учителей-логопедов высшей квалификационной категории
МКДОУ д/с № 388 г. Новосибирска.
Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы
для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет.
Данный материал представляет собой практическое пособие для
непосредственной образовательной деятельности воспитателей
комбинированной группы для детей 6-7 летнего возраста с тяжелыми
нарушениями речи. Оно включает в себя пальчиковую гимнастику,
подвижную игру с речевым сопровождением, считалку, потешку,
скороговорку, стихотворение по лексической теме «Профессии». Здесь
подобраны упражнения на развитие лексико-грамматических категорий,
фонематических процессов, развитие слухового и зрительного внимания,
памяти и логического мышления, навыков языкового анализа и синтеза, а
также включает работу над слоговой структурой слова.
Подобран материал
на развитие связной речи и лексики. Все это поможет педагогу в организации
занятий в течение недели.
Данный материал ориентирован на выполнение Программы воспитания и
обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,
Т.С. Комаровой и программ коррекционного обучения и воспитания детей
с нарушениями речи под редакцией Г.В. Чиркиной. Соответствует ФГОС.
Лексическая тема: «Профессии»
Развитие общих речевых навыков
Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи и
звукопроизношением.
Стихотворение «Рабочий класс» Считалка Потешка
Кто нам делает сапожки, Раз, два, три, четыре, пять, Ялик с якорем у Яшки,
Ранцы, пуговицы, ложки? На стройку едем мы опять! Якорь есть и на тельняшке.
Кто построил дом? На самосвале груз везем, Моряк Яшка!
И кто Рабочих мы не подведем!
Сшил нам куртки и пальто? Раз, два, не зевай,
Кто кует металл для плуга, Самосвал разгружай!
Добывает нефть и уголь?
Отгадали вы: Скороговорки: Ткет ткач ткани на платок Тане.
Для нас В поле Поля-Полюшка полет поле-полюшко.
Трудится рабочий класс! Сорняков не будет в поле, если полет поле Поля.
В. Пальчинскайте
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «Повар»
Повар готовил обед, Ребрами ладоней стучат по столу.
А тут отключили свет.
Повар леща берет Загибают большие пальцы.
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, Загибают указательные пальцы.
В печку кладет варенье. Загибают средние пальцы.
Мешает суп кочережкой, Загибают безымянные пальцы.
Угли бьет поварешкой. Загибают мизинцы.
Сахар сыплет в бульон. Разводят руками.
И очень доволен он! Машут рукой.
О. Григорьев
Пальчиковая гимнастика «Маляр»
В новый дом маляр пришел, Кисти рук имитируют движения рук маляра. 1-я и
3-я
Красит стены, двери, пол… строки – вверх-вниз; 2-я и 4-я – из стороны в
сторону.
А наличник на окне
Он доверил красить мне.
Развитие общей моторики
Подвижная игра с речевым сопровождением «Кто строил дом».
Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, лицом в круг.
Если строить новый дом, Прыгают: ноги врозь – ноги вместе, руки на поясе, на своем
месте
Чтобы люди жили в нем,
Нужно знания иметь Шагают на месте, одновременно хлопая в ладоши.
И профессией владеть.
Архитектор строит дом Поочередно поднимают вверх и опускают вниз правую и левую
руку.
За компьютерным столом…
Экскаваторщик упрямо Выполняют наклоны вниз, руки при наклоне вниз.
Под фундамент роет яму.
Нужно в срок бульдозеристу Притоптывающим шагом продвигаются к центру круга, затем,
Разровнять площадку чисто. возвращаются на свои места, руки согнуты в локтях.
Вот и каменщик за делом – Руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук одна над одной.
Кирпичи кладет умело. Несколько раз поменять местоположение кистей.
На работе крановщик Приседания. Когда встают из приседа, поднимают руки перед
К высоте давно привык… собой, кисти рук параллельно земле.
Кроют кровельщики дом Руками делают «домик» над головой, пальцы рук касаются
Металлическим листом. друг друга.
Штукатуры со сноровкой Выполняют руками перекрестные движения над головой.
Штукатурят стены ловко.
Если красить что-то нужно. Поднять вверх через сторону, затем опустить вниз правую
Маляры возьмутся дружно. руку, то же левой рукой.
Окна – плотников забота, Выполняют повороты вправо-влево, руки на пояс.
Двери – тоже их работа.
Новый дом почти готов – Хлопают в ладоши.
С нетерпеньем ждет жильцов.
К. Нефедова
Подвижная игра с речевым сопровождением «Портной».
Вот портной наш шить устал, из-за стола он быстро встал,
Расправил плечи, потянулся, потом он низенько нагнулся.
Затем на цыпочки поднялся, поприседал он вот, размялся.
К работе можно приступать, теперь нам долго не устать.
Мимические упражнения. Психогимнастика
Пластический этюд на тему «Строгийполицейский», «Добрая воспитательница»,
«Задумчивый экономист», «Удивленный доктор». Детям предлагается передать с
помощью выразительных движений и мимики свои эмоции.
Развитие связной речи
Беседа по теме. Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Все для всех», Дж.
Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?», Н. Найденова «Ольга
Павловна», В. Степанов «Стихи о профессиях», А. Кардашова «Наш доктор». Пересказ
текста «Где работает твоя мама». Рассказы детей о профессиях родителей. Составление
рассказа «Кем я хочу стать и почему?»
Загадки о профессиях. Пословицы и поговорки. Были бы руки, а работу дадут.
Поработаешь до поту, так и поешь в охоту. Работай смелей – будешь жить веселей. Дело
мастера боится.
Лексика
Закрепить и расширить знания о профессиях, о содержании труда, о роли механизации
труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться. Активизация и
обогащение предметного словаря. Артист, архитектор, бетонщик, воспитатель, логопед,
музыкальный руководитель, егерь, каменщик, кровельщик, маляр, мастер, паркетчик,
пастух, плиточник, плотник, повар, пожар, пожарный, сантехник, сварщик, столяр,
стекольщик, учитель, экскаваторщик, электрик, чертежник, профессор, ученый, инженер,
физик, химик, биолог, врач, хирург, педиатр, закройщик, портной.
Активизация глагольного словаря: шьет, строит, воспитывает, лечит, готовит, красит,
ухаживает, растит, управляет, устанавливает, сваривает.
Активизация словаря признаков: трудолюбивый, смелый, умелый, талантливый, добрый.
Активизация словаря наречий: умело, творчески, аккуратно.
Развитие лексико-грамматических процессов
«Сосчитай до пяти» Согласование существительных с числительными и
прилагательными в роде, числе. Один талантливый художник, одна трудолюбивая
воспитательница.
«Кто что делает?» Образование существительных от глаголов. Учит – учитель,
строит – строитель, водит – водитель, грузит – грузчик, продает – продавец и т.д.
«Подбери слово». Подбор подходящих по смыслу определений. Учитель какой? –
Умный, добрый. Водитель какой? – Внимательный, осторожный. Строитель какой?
– Умелый, ловкий. Грузчик какой? – Сильный, могучий.
«Скажи о себе». Составление предложения по образцу. «Учитель учит, и я учу» И
т.д.
«Кто работает на машинах?» Формирование навыка словообразования.
Закрепление названий профессий. На тракторе работает тракторист. И т.д.
«Кем хочешь быть?» Обогащение словаря по теме. Я хочу быть учителем или
врачом.
«Разгадай слово». Активизация словаря по теме. Хлебороб, рыболов, лесоруб,
пчеловод, трубочист, садовод.
«Рассказал о ком?» Предложный падеж единственного и множественного числа.
Дети рассказали о любимых воспитателях, логопеде, медсестрах.
«Работа». Образование глаголов с помощью приставок. Работать – отработать,
заработать, выработать, переработать.
«Чьи?» Образование притяжательных прилагательных. Плотник – плотницкие,
маляр – малярные, хирургические, воспитательские, врачебные, редакторские,
педагогические.
«Подбери парное слово». Активизация словаря по теме. Школа – учитель, детский
сад - …. Больница – врач, магазин - …
«Измени по образцу». От каких профессий произошли эти фамилии: Столяров –
столяр, Плотников, Поваров, Сапожников, Гончаров, Портнов, Кузнецов, Конюхов
«Собери предложение». Составление предложения из данных слов. Учительница,
в , вошла, класс. В, красят, доме, новом, маляры, стены.
«Что общего и чем отличаются друг от друга?» Маляр и художник. Тракторист
и водитель.
«Измени по образцу». Образование множественного числа существительных.
Один повар – много поваров.
«Ответь на вопрос». Употребление предлога В. Куда пойдет мама, если нужно
вызвать врача? Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье? Куда нужно пойти,
чтобы купить лекарства, хлеб?
Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления
«Кто лишний?» Окулист, хирург, ветеринар, педиатр.
«Какое слово не подходит?» Учит, учитель, учет, учительская. Груз, грузить, грусть,
грузчик. Час, часто, часовщик, часовой.
«Что не так?» Врач принимает больных в магазине. Сапожник работает в часовой
мастерской. Сварщик вставляет стекло.
«Как можно закончить предложение?» Рабочие привезли кирпич … Водитель открыл
багажник автомобиля … Учительница весело рассмеялась из-за … Если врач выписал
лекарство … Регулировщик громко засвистел, потому что …
«Найди отличия», «Что перепутал художник?», «Сколько писем нужно разнести
почтальону?»
Развитие навыков языкового анализа и синтеза
Развитие фонематических представлений. «У кого больше» (подбор названий профессий с
заданным звуком).
Слоговой анализ и синтез слов. Лото «Профессии».
Составление и анализ предложений о профессиях (с опорой на картинки).
Звуковой анализ слов: врач, учитель, повар.
«Какое слово самое короткое?» Воспитатель, продавец, повар, водитель. Носильщик,
крановщик, маляр, учитель. Врач, грузчик, ветеринар, строитель.
Грамота
Чтение предложений по теме.
Составление слов из готовых слогов.
Работа над слоговой структурой слова
Работа над одно-, дву-, трех- и четырехсложными словами (отработанными ранее).
Задания по самокоррекции
«Помоги шоферу заправиться бензином на бензоколонке, затем поставить машину в
гараж».