Автор: Наталья Николаевна Зыряева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Радость"
Населённый пункт: Нижний Тагил
Наименование материала: Дидактическое пособие
Тема: "Супермаркет"
Раздел: дошкольное образование
Д/и по формированию основ финансовой грамотности как средство развития
связной речи на коррекционно-логопедических занятиях.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое
направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является
глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его
жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи:
сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин,
овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на
начальном
уровне.
Более
того,
усвоение
экономических
знаний
на
ступени
дошкольного возраста – один из путей совершенствования речевого развития.
Могу
предположить,
что
систематическое
включение
в
коррекционно-
развивающую работу игровых заданий, мультимедийных презентаций, мультфильмов,
решение простейших проблемных экономических ситуаций повысит познавательную
речевую активность старших
дошкольников,
а
также уровень
подготовки к
последующему обучению в школе.
Основной целью моей работы стало развитие речевой активности детей,
повышению результативности коррекционной работы посредством игр, направленных
на формирование основ финансовой грамотности.
Речевое
развитие
очень
важно
в
процессе
изучения
основ
финансовой
грамотности как компонент активного коммуникативного поведения, что является
важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений
взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и
средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие
связной
речи,
совершенствование
разговорной
речи,
грамматически
правильной диалогической и монологической речи,
способствование закреплению
навыков пользования инициативной речью, речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание
текстов различных жанров.
Задачи по развитию речи и формированию основ финансовой грамотности
дошкольников поможет решить мое дидактическое пособие, его можно использовать в
разных видах детской деятельности и развития:
-комплексно-тематических занятиях, сюжетно-ролевых, дидактических,
настольных играх;
-экскурсиях-знакомствах с людьми разных профессий;
-беседах, с целью выявления насколько дети усвоили материал;
-проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во
время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на
них, пользуются «деньгами»; формировать умение пользоваться краткой или
развернутой формой высказывания;
-игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует
правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать
свои мысли. Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением.
Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию
слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка.
-помочь детям активно пользоваться разными способами связи слов внутри
предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при
этом его структуру (начало, середину, конец);
-решение проблемных ситуаций «Кто купит больше», «Как поступить», «Мини-
банк»;
-формировать умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание,
повествование, рассуждение), соблюдая при этом логику изложения. Подбирая для
доказательства веские аргументы и точные определения;
-развивать умение самостоятельно пересказывать небольшие рассказы, связно,
последовательно и выразительно пересказывать небылицы, загадки и т.п.
Чтобы помочь детям освоить новые понятия и научиться строить простые
предложения. На мой взгляд, игра является наиболее успешной культурной практикой
для
развития
ребенка-дошкольника.
Игра
помогает
не
только
расширять
экономический кругозор дошкольника, но и дает представление в доступной детям
форме
о
таких
экономических
качествах,
как
трудолюбие,
бережливость,
хозяйственность, экономность. Помогает в формировании речевой активности;
расширение пассивного и активного словаря; способствует формированию навыков
словообразования;
формированию
навыков
словоизменения;
с
её
помощью
формируются навыки употребления простых и сложных предложений.
Кроме этого позволяет активизировать познавательную деятельность детей,
совершенствовать коммуникативные качества. Так же использование игры на
определенном этапе обучения, позволяет развить интеллект, расширить кругозор
ребенка.
Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее
участниками, что обусловливает ее значение для речевого развития детей. Игра
доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством,
стимулирующим активное восприятие речи и самостоятельную речевую активность.
Благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности
детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в развитии речевой
деятельности.