Напоминание

Правильная речь как залог успешной социализации учащихся


Автор: Скребкова Евгения Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 15 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Правильная речь как залог успешной социализации учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Анализ результатов моей деятельности, позволяет выявить проблему, на

решение которой направлен проект «Правильная речь как залог успешной

социализации учащихся». При проведении уроков, внеклассных мероприятий, а

также индивидуальных и групповых занятий я обратила внимание на то, что

культура речи школьников находится на довольно низком уровне. На решение этих

проблем и направлена моя работа, оно должно обеспечить:

знание норм речевого этикета и умение их использовать;

формирование навыков речевого этикета, не позволяющих слепо следовать

языковой моде;

развитие логического мышления, формирование интереса к русскому языку,

литературе и российской культуре.

Актуальность проблемы исходит из того, что серьезный подход соблюдению норм

культуры речи и ее изучению сегодня — необходимость, которая осознается не

только педагогами, но и людьми самых разных профессий. Интерес к родному

языку — осознанная необходимость для миллионов молодых людей, стремящихся

достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков. Падение

уровня культуры речи напрямую связано с разрушением нравственных ценностей.

Школа помогает учащимся осознать и принять духовно-нравственную значимость

саморазвития личности. Моя работа направлена на то, чтобы каждый ребенок

понимал, что грамотное владение русским языком является необходимым условием

для его успешной социализации и самореализации в дальнейшей жизни.

Идеи, лежащие в основе жизнедеятельности моего проекта, следующие:

изменение отношения учителя к личности ученика и стиля общения;

активное внедрение новых педагогических технологий, информационно-

технологических, личностно-ориентированных техник обучения и воспитания;

раскрытие творческого потенциала школьников;

формирование интереса и любви к чтению отечественной и зарубежной

литературы.

Таким образом, целью моего проекта является воспитание и обучение навыкам

речевого этикета, способствующим саморазвитию и самореализации личности, а

также формирование интереса к русскому языку, литературе и российской культуре.

Исходя из поставленной цели, ставлю задачами:

1.

Обучение учащихся эффективной речи.

2.

Расширение возможностей социализации ученика.

3.

Обновление учебно-методического комплекса, способствующего наиболее

эффективной реализации данного проекта.

4.

Формирование у учащихся метапредметных умений, обозначенных в рамках

ФГОС.

5.

Саморазвитие педагога через овладение умениями использовать новые

образовательные технологии и совершенствование механизма их реализации,

создание программы элективного курса.

Для реализации педагогического проекта созданы следующие условия:

имеется оборудованный класс русского языка и литературы, оснащенный

АРМ учителя;

сформирован УМК для изучения данного курса.

Для получения желаемого результата руководствуюсь следующими

принципами:

Принцип гуманизации. Один из основополагающих принципов, так как

основным смыслом моего проекта должно стать развитие и саморазвитие

каждого ученика, направленное на социализацию и самореализацию личности

ребенка.

Принцип развивающего обучения будет реализовываться путем введения в

учебный

процесс

личностно-ориентированных,

здоровьесберегающих,

информационно-коммуникативных технологий.

Принцип

индивидуализации

будет

реализовываться

через

введение

технологий

личностно-ориентированного

образования.

Предполагает

выстраивание индивидуальной траектории обучения каждого ученика.

Принцип целостности образования будет реализовываться через единство

процессов образования и воспитания.

Принцип гуманитаризации образования. Гуманитаризация образования

будет способствовать формированию у обучающихся целостной картины

духовного развития человечества на протяжении веков, это, в свою очередь,

будет способствовать становлению духовного мира учащегося, созданию

условий для самосовершенствования его личности.

Принцип креативности.

Предполагает выявление и развитие творческих

способностей учащихся.

В ходе реализации задуманного мною была написана программа элективного курса

«Культура речи», подобраны упражнения для осуществления мониторинга уровня

речевой культуры школьников 5-6 классов, разработаны рекомендации для роди-

телей по ведению учащимися читательского дневника, разработаны планы индиви-

дуальных занятий и индивидуальные маршруты по развитию культуры речи.

Упражнения для осуществления мониторинга

Точность, логичность и выразительность речи

1.

Опираясь в основном на технику речи, донесите до слушателей смысл

данного текста.

Льюис Кэрролл. Бармаглот

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

И бойся Бармаглота, сын!

Он так свиреп и дик,

А в глуще рымит исполин –

Злопастный Брандашмыг!

Но взял он меч, и взял он щит,

Высоких полон дум.

В глущобу путь его лежит

Под дерево Тумтум.

Он встал под дерево,

И вдруг граахнул гром –

Летит ужасный Бармаглот

И пылкает огнём!

Раз-два, раз-два! Горит трава,

Взы-взы – стрижает меч.

Ува! Ува! И голова

Барабардает с плеч.

О светозарный мальчик мой!

Ты победил в бою!

О храброславленный герой,

Хвалу тебе пою!

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

2

.

Прочитайте

японские

стихотворения

(хокку).

Какую

картину

вы

представляли себе во время чтения? Как нужно читать стихотворение, чтобы

слушатели представили себе его образы?

1)В аромате слив

Вдруг над горной тропой

Выплыл солнца лик (Басё).

2)Возле хижины рыбака,

Замешавшись в груду креветок,

Тянет песню свою сверчок (Басё).

3)На голой ветке

Ворон сидит одиноко…

Осенний вечер! (Басё).

4)Первый снег в саду!

Он едва-едва нарцисса

Листики пригнул (Басё).

5)Камнем бросьте в меня!

Ветку цветущей вишни

Я сейчас обломал (Кинаку).

6)Сливы аромат!

От лачужки нищего

Глаз не отвести… (Кинаку).

7)Туманится диск луны…

Два круга мерцают в тени ветвей:

Филин в мутных очках (Кинаку).

8)Осенняя луна

Сосну рисует тушью

На синих небесах (Рансэцу).

9)В стране моей родной

Цветет вишневым цветом

И дикая трава! (Исса).

10)Так кричит фазан,

Будто это он открыл

Первую звезду (Исса).

11)Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету (Исса).

12)Стаял зимний снег.

Озарились радостью

Даже лица звезд (Исса).

13)Снова весной прилети!

Дом свой родной, смотри, не забудь,

Ласточка, в дальнем пути! (Исса).

14)Где же светлячки?

Спасаясь от погони,

Скрылись на луне! (Рета).

15)Выпала роса,

И на всех колючках тёрна

Капельки висят (Бусон).

16)Ливень грозовой!

За траву чуть держится

Стайка воробьев (Бусон).

17)Над ручьем весь день

Ловит, ловит стрекоза

Собственную тень (Тиё).

18)Вот бабочка слегка

Крылышками дрогнула.

Что грезится тебе? (Тиё).

19)За ночь вьюнок обвился

Вокруг бадьи моего колодца.

У соседа воды возьму! (Тиё).

20)Идешь по облакам,

И вдруг на горной тропке

Сквозь дождь – вишневый цвет!

(Кито)

Определение уровня речевой культуры школьника

1.

Составьте

с

данными

словами

такие

словосочетания,

чтобы

существительные выполняли в них роль главного слова.

Агрессия, альтернатива, аналогия, аномалия, беспокойство, благо, боязнь,

версия,

влияние,

возможность,

возмущение,

гарантия,

доверие,

договор,

доказательство, долг, жажда, желание, забота, заведующий, запрос, изменения,

инициатива,

интервью,

исследование,

итоги,

командующий,

комментарий,

наблюдение, намек, недовольство, объяснение, одобрение.

2. Найдите и исправьте орфоэпические и грамматические ошибки в текстах

современных песен, постарайтесь сохранить песенный ритм.

1. А если б ты по

́

няла, с каким огнём играла... (Агата Кристи. Триллер). 2. А

когда растаял сон, оборва

́

лась счастья нить (Мираж. Я снова вижу тебя). 3.

Алмаза

́

ми, как глазами, засверкают вместе… (Мумий Тролль. Алмазами). 4.

Ба

́

луешь, ба

́

луешь ты меня... (Каролина). 5. …Быть добрее, Быть красиве

́

е (Звери.

Быть добрее). 6. Все едят торты

́

... (Ромашки). 7. В слезах парнишка: ему совра

́

ла я

немножко… (Мумий Тролль. Медведица). 8. Город в дорожной петле

́

... (Кино.

Звезда по имени Солнце). 9. Если буду объяснять – ничё приятного! (Глюкоза.

Юра). 10. Жизнь разносилась, как туфля

́

... (Король и Шут). 11. Зво

́

нишь ты «Алло!

Подъём!» (Нэнси. Телефон). 12. И вы не запоёте в толпе такие песни, А просто

промолчите… И будете правы

́

(О. Митяев). 13. И завернём на диско[тэ

́

]ку…

(Мумий Тролль. Не звезда). 14. …и нет желаний ску[чн]ых… (Жуков Р. Я люблю

вас, девочки, я люблю вас, мальчики). 15. Когда ши[нэ

́

]ль снимая… (Петлюра).

3. Составьте с каждым словом словосочетания, а затем – предложения.

Образец: близкий – ближний.

Словосочетания: близкие отношения, близкие люди, близкие цели, близкие

расстояния; ближняя дорога, ближний лес, ближняя школа.

Предложения: Для Михаила поступление в институт было близкой целью.

Ближний лес находился в двух километрах от деревни.

Больной – болевой; вкусовой – вкусный; грозный – грозовой; грузный –

груженый; деловой – дельный; добрый – добротный; женский – женственный;

жизненный – житейский; заявление – заявка; игровой – игривый.

План индивидуального занятия

Тема: «Техника речи»

Цели:

Сформировать навыки правильного дыхания при чтении, правильной

постановки логических ударений

Развивать внимание, логическое мышление, выразительность речи

Воспитывать любовь к чтению

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Прочитайте стихотворение Ю. Тувима, делая вдох только в указанных

местах.

В славном городе Радуйске (вдох),

В переулке Веселинском (вдох)

Жил да был певец чудесный –

Пан Тралислав Тралялинский (вдох).

У него жена – Траляля,

Дочь-дочурка – Тралялюрка,

Сын-сыночек – Тралялёчек

И собачка – Тралялячка (вдох).

Ну, а кошка? (вдох) Есть и кошка (вдох).

Кошку звали Тралялёшка (вдох),

Также был и попугайчик,

Развесёлый Траляляйчик (вдох).

И кухарка – Тралялярка,

И пан дворник – Тралялёрник,

И стекольщик – Тралялёрщик,

И портниха – Тралялиха (вдох).

И садовник – Тралялёвник,

И аптекарь – Тралялекарь,

И пан доктор – Тралялёктор (вдох).

Траля-траля-траляляля,

Траля-траля-траляляля,

И летит повсюду "браво"

В честь маэстро Тралислава.

2. Прочитайте, делая вдох только в указанных местах.

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой (вдох),

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном (вдох),

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно (вдох);

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: "Давай улетим!.." (А.С. Пушкин).

3. Прочитайте текст выразительно. За сколько времени вы прочли его?

Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и всё теперь предвещало

нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета. Прокуратору

казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя

примешивается проклятая розовая струя. От флигелей в тылу дворца, где расположилась

пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта Двенадцатого Молниеносного легиона,

заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму,

свидетельствовавшему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался всё

тот же жирный розовый дух…

На мозаичном полу у фонтана уже было приготовлено кресло, и прокуратор, не глядя ни на кого,

сел в него и протянул руку в сторону. Секретарь почтительно вложил в эту руку кусок пергамента

(М.А. Булгаков).

Вспомните, что наиболее благоприятный для восприятия слушателей темп – 100 –120 слов в

минуту.

1)

Прочитайте этот текст за минуту.

2)

Попробуйте прочитать текст за 1,5 – 2 минуты. Как это можно сделать? Какие

ощущения при этом возникают у слушателей?

4. Произнесите словосочетания, меняя место логического ударения.

Новое платье, хороший рассказ, плохая работа, интересный спектакль.

Сопоставьте фразы по интонации.

1) Зима пришла ↑, но снега всё нет.

2)

Зима пришла ↓.

3)

Зима пришла !

4)

Зима пришла ↓.

5)

Зима пришла ?

6)

Я люблю кататься на лыжах ↑, а подруга на коньках ↓.

7)

Я люблю кататься на лыжах ↓.

8)

Я люблю кататься на лыжах !

9) Я люблю кататься на лыжах ↓.

5.Моделирование и участие в речевых ситуациях, "Какую книгу советуете прочитать и

почему", "Как проехать в музей в незнакомом городе", "Посоветуйте, какой подарок

подарить другу" и т.д.

ПРИМЕР индивидуального маршрута по развитию культуры речи

Сроки

Направленность дополнительной

работы

Задачи

1

Сентябрь-

октябрь

Точность, логичность и

выразительностью речи, умение

определять цель и понимать

ситуацию общения; Определение

уровня речевой культуры

школьника; знание текстов

литературных произведений по

программе и внеклассному чтению

1.Прочитать Мифы

Древней Греции,

русскую народную

сказку

2.Научиться читать с

выражением

3.Развивать технику

чтения до 90 слов

2

Ноябрь-

декабрь

Умение прогнозировать развитие

диалога, реакции собеседника,

умение создавать и поддерживать

благожелательную атмосферу

общения; определение уровня

речевой культуры школьника,

знание текстов литературных

произведений по программе и

внеклассному чтению

1.Прочитать и выучить

два стихотворения

А.Пушкина, русскую

народную сказку

2.Учиться пересказывать

3. Отвечать на вопросы

по тексту

4. Развивать технику

чтения до 100 слов

3

Январь-

март

Навыки создания текстов

различных стилей речи,

определение уровня речевой

культуры школьника;

1. Прочитать рассказы о

природе М. Пришвина,

русскую народную

сказку

2.Учиться писать

изложение

3. Развивать технику

чтения до 110 слов

4

Апрель-май

Определение уровня речевой

культуры школьника, знание

текстов литературных

произведений по программе и

внеклассному чтению,

1. Прочитать рассказы о

животных Е. Чарушина,

русскую народную

сказку

2.Учиться писать

сочинение

3. Развивать технику

чтения до 120 слов

Упражнения

Цель: выработка точности, логичности и выразительности речи, умения определять

цель и понимать ситуацию общения; определения уровня речевой

культуры

школьника; знание текстов

литературных произведений по

программе и

внеклассному чтению.

Произнесите скороговорки.

1) Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

2) К Габсбургам из Страсбурга.

3) Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола

навру.

Произнесите слова шепотом, но ясно и точно.

Взяточничество, корреспонденция, нераспространенное, предшествовавший,

неистовствовать,

вспомоществование,

обусловливаемый,

транспортируемая,

катастрофический,

переосвидетельствовать,

взгромоздившееся,

искренность,

присутствие, усовершенствование, делопроизводство, университет, артиллерия,

фельдшер, фельдмаршал, брошюра, Цюрих, Гельсингфорс, инцидент, прецедент,

компрометировать, эскалатор, экзистенциализм.

Эти же слова произнесите громко, ясно и четко.

Прочитайте обращение князя Игоря к дружине перед началом его похода

на половцев. Сначала низким тоном, потом средним, затем высоким.

Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья,

на своих борзых коней, поглядим на синий Дон! Хочу копье преломить у степи

половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из

Дону.

Читая каждую строку стихотворения, представьте себе, что вы "шагаете

голосом" прямо к солнцу. Передайте в голосе движение вверх.

По тропинке узкой горной

Вместе с песенкой задорной

Мы с тобой идем в поход.

За горой нас солнце ждет.

Наш подъем все выше, круче.

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом

Нам навстречу солнце встало.

Попытайтесь "нарисовать голосом" линию прыжка, используя данный

текст.

Голосовой "загиб" кручу…

Теперь мне надо

И вот лечу, опуститься,

чтоб ставить

Прыжок… точку

Разбег… научиться.

Какая

из

фраз

является

наиболее

подходящей

для

завершения

радиопередачи?

а) Наша передача дошла до своего финиша. б) Программа неуклонно приближается

к своему завершению. в) Наша передача подошла к концу. г) Программа

подошла к своему финальному завершению.

Отметьте то словосочетание, значение которого может быть понято

только из контекста.

а) расписание занятий; б) ожидание чуда; в) обсуждение проблемы; г)

ожидание ребенка.

Написание сочинения-миниатюры и его публичное представление.

o

Нужно ли детей воспитывать строго?

o

Должны ли родители чем-то жертвовать ради своих детей?

o

Что правит миром: разум или чувства?

o

Компьютер: за и против.

o

Если бы я был президентом России…

Вопросы для самоконтроля:

1.

Что я запомнил?

2.

Чему я научился?

3.

К каким выводам пришел?



В раздел образования