Автор: Михайлова Елена Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОКУ "Специальная (коррекционная) школа №12 "
Населённый пункт: г.Иркутска
Наименование материала: статья
Тема: «Психолого – педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ»
Раздел: начальное образование
«Психолого – педагогическое сопровождение семей,
воспитывающих детей с ОВЗ»
Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Но, к сожалению, рождение
ребенка с нарушениями в развитии, снижает ее социальный статус, изменяет, а нередко и нарушает
весь ход жизни. Признание у ребенка дефектов в развитии почти всегда вызывает у родителей
тяжелое стрессовое состояние. Психологи Р.Ф. Майрамян, О.К.Агавелян выделяют четыре фазы
психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к такому ребенку.
Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха,
возникновением чувства неполноценности.
Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующееся негативизмом и
отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической
печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей
от потребностей ребенка.
Четвертая фаза – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванной
принятием дефекта, установлением адекватных отношений с педагогами, специалистами и
достаточно разумным следованием их рекомендациям.
Очень важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не замыкались, не
стеснялись своего ребенка. Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и
духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие
и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя
родители. И поэтому, самый эффективный и наилучший способ помощи детям с ОВЗ - это помощь
их родителям. Гармонизация отношений в семье, учет индивидуальных и возрастных особенностей
ребенка с отклонениями в развитии в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию
благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и
социальное здоровье ребенка.
При сотрудничестве детского сада с семьей, воспитывающих ребенка с
ОВЗ, главная роль отводится
педагогу - психологу, который возлагает на себя функцию организатора и координатора всего
сопровождения в целом.
Целью
психолого-педагогического
сопровождения
является:
получение
ребенком
квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для
успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально- психологическое содействие
семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание
психолого
–
педагогического
сопровождения
реализуется
через
основные
направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу,
консультирование и просвещение родителей.
Задачами
психолого - педагогического сопровождения
являются:
1.
Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.
2.
Защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование
сохраненных ресурсов положительного развития, как ребенка, так и семьи, на основе
партнерства.
3.
Информирование родителей о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого -
педагогической и медико– социальной помощи.
4.
Развитие детско - родительских отношений.
5.
Формирование
адекватных
родительских
установок
на
заболевание
и
социально-
психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психо -
коррекционный процесс.
6.
Содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий ее
оказания.
7.
Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи и
поддержки.
8.
Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
9.
Способствовать преодолению психологических барьеров.
Основные этапы процесса психологического сопровождения:
1 этап
Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
Психолого - педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика
отклонений психического развития.
Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных
характеристик ( составление социально- психологической карты семьи).
2этап
Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями
(консультирование, беседы, обсуждения).
Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
Психологические занятия. Включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти,
мышления, эмоционально- волевой сферы.
Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (« Новый год», « 8 марта», «
День матери» и др.)
Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом
психофизических особенностей.
3 этап
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Работа с родителями должна строиться на следующих принципах:
1.Личностно - ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных
особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2.Гуманно - личностный
– всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи,
формирование позитивной «Я - концепции » каждого ребенка, его представления о себе
(необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3.Принцип комплексности
-
психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в
тесном контакте психолога с логопедом, дефектологом. воспитателем, музыкальным руководителем,
родителями.
4.Принцип
деятельностного
подхода
– психологическая помощь осуществляется с учетом
ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности),
кроме того,
необходимо
ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно - значимым для
ребенка.
5.Принцип конфиденциальности
- вся информация, полученная о ребенке и его семье,
не
распространяется за пределы ДОУ, без соответствующего разрешения родителей или законных
представителей ребенка.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
1.
Коллективные
формы взаимодействия:
Общие родительские собрания.
Проводятся администрацией ДОУ в начале и в конце
учебного года, где происходит информирование и обсуждение с родителями задач и
содержания коррекционно – образовательной работы, решение организационных вопросов,
информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями.
Групповые родительские собрания.
Проводятся специалистами и воспитателями групп не
реже двух раз в год и по мере необходимости, где происходит обсуждение задач , содержания
и форм работы с детьми в семье, решаются текущие организационные вопросы.
« Дни открытых дверей. Родители посещают детский сад , вместе с ребенком, наблюдая за
работой специалистов.
Семинары – практикумы.
Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять
полученные знания на практике.
Круглые столы,
где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с
ограниченными возможностями.
Проведение
совместных праздников и развлечений,
где родители могут видеть достижения
своего ребенка, участвовать совместно с ребенком ( мама рядом).
Совместные тренинги для родителей
по оптимизации детско – родительских отношений
2.Индивидуальные формы работы :
Анкетирование родителей
проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога,
воспитателей и по мере необходимости с целью получения информации о ребенке, семье,
определения запросов родителей о дополнительном образовании детей, определения оценки
эффективности работы специалистов и воспитателей, определение оценки родителями работы
ДОУ.
Беседы и консультации специалистов
. Проводятся по запросам родителей и по плану
индивидуальной работы с родителями с целью оказания индивидуальной помощи родителям
по вопросам коррекции, образования и воспитания.
Родительский час
. Проводится учителями – дефектологами один раз в неделю во второй
половине дня с целью информирования родителей о ходе образовательной работы с ребенком.
Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях
с целью обучения их
приемам и способам работы с особым ребенком.
« Служба доверия» или
« Почтовый
ящик» -
организация обратной связи для родителей.
Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными
и анонимными обращениями, отзывами и пожеланиями родителей с целью оперативного
реагирования администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.
Использование современных устройств для общения с родителями
: виртуальное общение с
родителями через Интернет, использование сотовой связи
3.Формы
наглядного информационного
обеспечения :
Информационные
стенды
и
тематические
выставки,
литературы,
фото.
доска
объявлений .Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для
родителей местах с целью информирования родителей об организации коррекционно -
образовательной работы в ДОУ.
Выставки детских работ
. Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы с
целью ознакомления родителей с формами продуктивной деятельности детей, привлечения и
активизации интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
Открытые занятия специалистов и воспитателей
.Задания и методы работы подбираются в
форме, доступной для понимания родителями с целью создания условий для объективной
оценки родителями успехов своих детей и наглядного обучения родителей методам и
формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях. Участие в таких занятиях
стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному
взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним.
Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и
свои требования к нему
Размещение информации на сайте учреждения с
целью информирования родителей о работе
ДОУ и других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями.
В результате такой работы родители учатся не стесняться своего ребенка , воспринимать таким,
какой есть, помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и
эмоционально- волевую сферу. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и
имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей , что активное участие
родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и
адекватная самооценка. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного
процесса,
основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные
результаты. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только
детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.