Напоминание

«Психолого – педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ»


Автор: Михайлова Елена Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОКУ "Специальная (коррекционная) школа №12 "
Населённый пункт: г.Иркутска
Наименование материала: статья
Тема: «Психолого – педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ»
Раздел: начальное образование





Назад




«Психолого – педагогическое сопровождение семей,

воспитывающих детей с ОВЗ»

Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Но, к сожалению, рождение

ребенка с нарушениями в развитии, снижает ее социальный статус, изменяет, а нередко и нарушает

весь ход жизни. Признание у ребенка дефектов в развитии почти всегда вызывает у родителей

тяжелое стрессовое состояние. Психологи Р.Ф. Майрамян, О.К.Агавелян выделяют четыре фазы

психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к такому ребенку.

Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха,

возникновением чувства неполноценности.

Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующееся негативизмом и

отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической

печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей

от потребностей ребенка.

Четвертая фаза – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванной

принятием дефекта, установлением адекватных отношений с педагогами, специалистами и

достаточно разумным следованием их рекомендациям.

Очень важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не замыкались, не

стеснялись своего ребенка. Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и

духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие

и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя

родители. И поэтому, самый эффективный и наилучший способ помощи детям с ОВЗ - это помощь

их родителям. Гармонизация отношений в семье, учет индивидуальных и возрастных особенностей

ребенка с отклонениями в развитии в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию

благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и

социальное здоровье ребенка.

При сотрудничестве детского сада с семьей, воспитывающих ребенка с

ОВЗ, главная роль отводится

педагогу - психологу, который возлагает на себя функцию организатора и координатора всего

сопровождения в целом.

Целью

психолого-педагогического

сопровождения

является:

получение

ребенком

квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для

успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально- психологическое содействие

семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание

психолого

педагогического

сопровождения

реализуется

через

основные

направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу,

консультирование и просвещение родителей.

Задачами

психолого - педагогического сопровождения

являются:

1.

Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.

2.

Защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование

сохраненных ресурсов положительного развития, как ребенка, так и семьи, на основе

партнерства.

3.

Информирование родителей о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого -

педагогической и медико– социальной помощи.

4.

Развитие детско - родительских отношений.

5.

Формирование

адекватных

родительских

установок

на

заболевание

и

социально-

психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психо -

коррекционный процесс.

6.

Содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий ее

оказания.

7.

Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи и

поддержки.

8.

Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

9.

Способствовать преодолению психологических барьеров.

Основные этапы процесса психологического сопровождения:

1 этап

Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.

Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.

Психолого - педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика

отклонений психического развития.

Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных

характеристик ( составление социально- психологической карты семьи).

2этап

Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.

Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями

(консультирование, беседы, обсуждения).

Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.

Психологические занятия. Включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти,

мышления, эмоционально- волевой сферы.

Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (« Новый год», « 8 марта», «

День матери» и др.)

Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом

психофизических особенностей.

3 этап

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Работа с родителями должна строиться на следующих принципах:

1.Личностно - ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных

особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2.Гуманно - личностный

– всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи,

формирование позитивной «Я - концепции » каждого ребенка, его представления о себе

(необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3.Принцип комплексности

-

психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в

тесном контакте психолога с логопедом, дефектологом. воспитателем, музыкальным руководителем,

родителями.

4.Принцип

деятельностного

подхода

– психологическая помощь осуществляется с учетом

ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности),

кроме того,

необходимо

ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно - значимым для

ребенка.

5.Принцип конфиденциальности

- вся информация, полученная о ребенке и его семье,

не

распространяется за пределы ДОУ, без соответствующего разрешения родителей или законных

представителей ребенка.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

1.

Коллективные

формы взаимодействия:

Общие родительские собрания.

Проводятся администрацией ДОУ в начале и в конце

учебного года, где происходит информирование и обсуждение с родителями задач и

содержания коррекционно – образовательной работы, решение организационных вопросов,

информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями.

Групповые родительские собрания.

Проводятся специалистами и воспитателями групп не

реже двух раз в год и по мере необходимости, где происходит обсуждение задач , содержания

и форм работы с детьми в семье, решаются текущие организационные вопросы.

« Дни открытых дверей. Родители посещают детский сад , вместе с ребенком, наблюдая за

работой специалистов.

Семинары – практикумы.

Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять

полученные знания на практике.

Круглые столы,

где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с

ограниченными возможностями.

Проведение

совместных праздников и развлечений,

где родители могут видеть достижения

своего ребенка, участвовать совместно с ребенком ( мама рядом).

Совместные тренинги для родителей

по оптимизации детско – родительских отношений

2.Индивидуальные формы работы :

Анкетирование родителей

проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога,

воспитателей и по мере необходимости с целью получения информации о ребенке, семье,

определения запросов родителей о дополнительном образовании детей, определения оценки

эффективности работы специалистов и воспитателей, определение оценки родителями работы

ДОУ.

Беседы и консультации специалистов

. Проводятся по запросам родителей и по плану

индивидуальной работы с родителями с целью оказания индивидуальной помощи родителям

по вопросам коррекции, образования и воспитания.

Родительский час

. Проводится учителями – дефектологами один раз в неделю во второй

половине дня с целью информирования родителей о ходе образовательной работы с ребенком.

Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях

с целью обучения их

приемам и способам работы с особым ребенком.

« Служба доверия» или

« Почтовый

ящик» -

организация обратной связи для родителей.

Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными

и анонимными обращениями, отзывами и пожеланиями родителей с целью оперативного

реагирования администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.

Использование современных устройств для общения с родителями

: виртуальное общение с

родителями через Интернет, использование сотовой связи

3.Формы

наглядного информационного

обеспечения :

Информационные

стенды

и

тематические

выставки,

литературы,

фото.

доска

объявлений .Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для

родителей местах с целью информирования родителей об организации коррекционно -

образовательной работы в ДОУ.

Выставки детских работ

. Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы с

целью ознакомления родителей с формами продуктивной деятельности детей, привлечения и

активизации интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

Открытые занятия специалистов и воспитателей

.Задания и методы работы подбираются в

форме, доступной для понимания родителями с целью создания условий для объективной

оценки родителями успехов своих детей и наглядного обучения родителей методам и

формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях. Участие в таких занятиях

стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному

взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним.

Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и

свои требования к нему

Размещение информации на сайте учреждения с

целью информирования родителей о работе

ДОУ и других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями.

В результате такой работы родители учатся не стесняться своего ребенка , воспринимать таким,

какой есть, помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и

эмоционально- волевую сферу. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и

имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей , что активное участие

родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и

адекватная самооценка. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного

процесса,

основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные

результаты. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только

детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.



В раздел образования