Автор: Дрыкина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 389
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми
Раздел: дошкольное образование
Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми
Дыхание
обеспечивает
нормальное
звукообразование,
создает
условия
для
поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз,
сохранения
плавности речи и интонационной выразительности.
Для того, чтобы можно было
произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно развивать речевое
дыхание. Также речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков.
Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной
воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной
гимнастикой.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником
образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань,
глотку, полость рта или носа наружу.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего,
развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же формировать сильный
плавный
ротовой выдох.
Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный контроль за
правильностью дыхания.
Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь
воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать
щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос
(если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как
должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо
иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут
вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени
(можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими
упражнениями.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
Занятия по дыхательной гимнастике бодрят организм, поэтому проводить их перед
сном не желательно.
Выполнять упражнения на голодный желудок может быть опасно — возможны
головокружения. При этом сразу после еды проводить гимнастику также не стоит,
чтобы избежать проблем с пищеварением. Оптимальное время — через час после
приема пищи.
Проведение гимнастики обязательно происходит на свежем воздухе. Если нет
возможности выйти на улицу, необходимо хорошо проветрить помещение.
В комнате, где проводятся занятия, не должно быть пыли, которую вдохнут дети.
Желательно, чтобы одежда была свободной и не сдавливала грудную клетку и
живот.
Для детей возраста два-три
года подойдет комплекс из одного-трех занятий,
протяженностью не более 10-ти минут. В силу возрастных особенностей они не
смогут заниматься дольше и могут отвлечься вскоре после начала выполнения.
Чтобы привлечь к выполнению дошкольников, следует проводить гимнастику в
форме игры. Также можно предлагать детям понюхать цветы или угадать, какой
запах появился в воздухе.
Тело во время занятий должно быть расслабленным, мышцы шеи, рук и груди не
напряжены.
При вдохе и выдохе щеки не должны надуваться (исключением являются игровые
упражнения для младшего возраста). За этим можно проследить, приложив к ним руки.
ВАЖНО! У
дыхательной
гимнастики
существуют
противопоказания.
Занятиями
запрещено заниматься лицам, страдающим от порока сердца и во время острых
воспалительных заболеваний легких и вирусных инфекций.
Упражнения для развития силы и длительности выдоха
Ветерок. К нитке или шнурку привяжите несколько ленточек серпантина или
елочного дождика. Предложите малышу подуть на них и устроить ветерок.
Усложнить задание можно попросив подуть на ленты определенного цвета.
Расстояние между лицом и лентами должно быть примерно 10-15 см.
Листопад. Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья.
Вместе с ребенком вы можете устроить настоящий листопад,
сдувая их со стола. В зимнее время года так же можно играть со
снежинками из бумаги.
Лети, перышко! Пусть кроха подбросит перышко вверх и дует
на него снизу вверх, не давая ему упасть.
Карандаши-спортсмены. На столе начертите линии старта и
финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По
очереди дуйте вместе с малышом каждый на свой карандаш и
устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым.
Мореплаватели. Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с
водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.
Подуем с блинчика. Предложите ребенку улыбнуться,
положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»),
подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.
Снегопад.
Предложите
подуть
на
вату,
мелкие
бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в
заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и
слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при
выполнении этого упражнения.
Буря в стакане.
Предложите ребенку сделать вдох носом и
выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане,
наполовину наполненном водой.
Свеча.
Купите большие разноцветные
свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите
ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д.
Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным,
нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести
поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
Вертушка. Для формирования правильного
выдоха
отлично
подходит
игрушка-вертушка.
Дети
обожают
наблюдать за крутящимися лопастями и гордятся результатом своих
стараний.
Свистульки со звуками различных животных и птиц также порадуют малыша и
будут очень полезны для развития его речевого дыхания.
Еще одним простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.
Дыхательная гимнастика — полезное и интересное занятие для детей. При помощи
игры можно начать развитие органов дыхания с самого раннего возраста. Начиная с двух
лет дети с радостью выполняют занятия, а для более старшего возраста отличной
мотивацией станет улучшение показателей на физкультуре и в спортивных секциях.
Развитие дыхательной системы и насыщение организма кислородом помогут
укрепить здоровье ребенка.
Удачи, успехов и удовольствия в совместной
деятельности с ребёнком!
Дрыкина Анастасия Сергеевна,
учитель-логопед I категории