Напоминание

Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми


Автор: Дрыкина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 389
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми

Дыхание

обеспечивает

нормальное

звукообразование,

создает

условия

для

поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз,

сохранения

плавности речи и интонационной выразительности.

Для того, чтобы можно было

произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно развивать речевое

дыхание. Также речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков.

Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной

воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной

гимнастикой.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником

образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань,

глотку, полость рта или носа наружу.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего,

развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же формировать сильный

плавный

ротовой выдох.

Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный контроль за

правильностью дыхания.

Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь

воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать

щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос

(если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как

должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо

иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут

вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени

(можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими

упражнениями.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

Занятия по дыхательной гимнастике бодрят организм, поэтому проводить их перед

сном не желательно.

Выполнять упражнения на голодный желудок может быть опасно — возможны

головокружения. При этом сразу после еды проводить гимнастику также не стоит,

чтобы избежать проблем с пищеварением. Оптимальное время — через час после

приема пищи.

Проведение гимнастики обязательно происходит на свежем воздухе. Если нет

возможности выйти на улицу, необходимо хорошо проветрить помещение.

В комнате, где проводятся занятия, не должно быть пыли, которую вдохнут дети.

Желательно, чтобы одежда была свободной и не сдавливала грудную клетку и

живот.

Для детей возраста два-три

года подойдет комплекс из одного-трех занятий,

протяженностью не более 10-ти минут. В силу возрастных особенностей они не

смогут заниматься дольше и могут отвлечься вскоре после начала выполнения.

Чтобы привлечь к выполнению дошкольников, следует проводить гимнастику в

форме игры. Также можно предлагать детям понюхать цветы или угадать, какой

запах появился в воздухе.

Тело во время занятий должно быть расслабленным, мышцы шеи, рук и груди не

напряжены.

При вдохе и выдохе щеки не должны надуваться (исключением являются игровые

упражнения для младшего возраста). За этим можно проследить, приложив к ним руки.

ВАЖНО! У

дыхательной

гимнастики

существуют

противопоказания.

Занятиями

запрещено заниматься лицам, страдающим от порока сердца и во время острых

воспалительных заболеваний легких и вирусных инфекций.

Упражнения для развития силы и длительности выдоха

Ветерок. К нитке или шнурку привяжите несколько ленточек серпантина или

елочного дождика. Предложите малышу подуть на них и устроить ветерок.

Усложнить задание можно попросив подуть на ленты определенного цвета.

Расстояние между лицом и лентами должно быть примерно 10-15 см.

Листопад. Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья.

Вместе с ребенком вы можете устроить настоящий листопад,

сдувая их со стола. В зимнее время года так же можно играть со

снежинками из бумаги.

Лети, перышко! Пусть кроха подбросит перышко вверх и дует

на него снизу вверх, не давая ему упасть.

Карандаши-спортсмены. На столе начертите линии старта и

финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По

очереди дуйте вместе с малышом каждый на свой карандаш и

устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым.

Мореплаватели. Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с

водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.

Подуем с блинчика. Предложите ребенку улыбнуться,

положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»),

подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

Снегопад.

Предложите

подуть

на

вату,

мелкие

бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в

заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и

слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при

выполнении этого упражнения.

Буря в стакане.

Предложите ребенку сделать вдох носом и

выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане,

наполовину наполненном водой.

Свеча.

Купите большие разноцветные

свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите

ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д.

Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным,

нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести

поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Вертушка. Для формирования правильного

выдоха

отлично

подходит

игрушка-вертушка.

Дети

обожают

наблюдать за крутящимися лопастями и гордятся результатом своих

стараний.

Свистульки со звуками различных животных и птиц также порадуют малыша и

будут очень полезны для развития его речевого дыхания.

Еще одним простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.

Дыхательная гимнастика — полезное и интересное занятие для детей. При помощи

игры можно начать развитие органов дыхания с самого раннего возраста. Начиная с двух

лет дети с радостью выполняют занятия, а для более старшего возраста отличной

мотивацией станет улучшение показателей на физкультуре и в спортивных секциях.

Развитие дыхательной системы и насыщение организма кислородом помогут

укрепить здоровье ребенка.

Удачи, успехов и удовольствия в совместной

деятельности с ребёнком!

Дрыкина Анастасия Сергеевна,

учитель-логопед I категории



В раздел образования