Напоминание

Проблемные технологии на уроках математики


Автор: Коршак Татьяна Федоровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Поливянская СОШ № 29
Населённый пункт: с. Поливянка
Наименование материала: Методическая разработка урока математики "Коэффициент". 6 класс
Тема: Проблемные технологии на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка урока по математике в 6 классе.

Тема. Коэффициент

Формируемые результаты.

Предметные: сформировать понятие коэффициента; формировать умение применять

переместительное и сочетательное свойства умножения для нахождения значения выражения.

Личностные: формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью.

Метапредметные: формировать умение применять создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять переместительное и сочетательное

свойства умножения для упрощения выражения и нахождения значения выражения; находить

коэффициент выражения.

Тип урока. Урок формирования новых знаний.

Метод. Проблемное обучение.

Структура урока:

1.

Организация урока.

2.

Создание проблемной ситуации.

3.

Формирование и развитие нового знания.

4.

Итог урока. Рефлексия.

Ход урока.

1.

Этап организации урока. Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

2.

Этап подготовки учащихся на основном этапе. Задача: актуализация субъективного опыта

учащихся с целью создания проблемной ситуации, мотивация учащихся.

Учитель: Из наших областных газет я выписала некоторые данные.

В Ростовской области с 1 июня 2014 года действует сезонный коэффициент на

электроэнергию и природный газ.

Ежегодно 1 июня на железнодорожные билеты вводится коэффициент.

За период с 2009 года в Ростовской области наблюдается изменение коэффициента

заболеваемости детей гриппом.

Для оценки здоровья каждому человеку надо знать коэффициент его физической активности.

Учитель: Вы можете сказать, что произошло с электроэнергией и газом с 2014 года? С

железнодорожными билетами? Как изменилось количество болеющих гриппом с 2009 года?

(учащиеся затрудняются ответить). Почему вы не можете ответить на мои вопросы? (Ожидаемо, что

учащиеся дадут ответ о том, что они не знают такое понятие, как коэффициент). А ведь это

математическое понятие. Назовите тему урока.

Что вы бы хотели узнать по теме, чему научиться.

Возможные вопросы: что такое коэффициент и как его находить.

Учитель: А вот что еще можно узнать по этой теме. Перед вами лишь ключевые слова, вопросы

составьте группой.

Ключевые слова: Определение. Значение, толкование слова. Правописание. Применение в жизни.

Применение в других науках. Личный интерес. (Зачем мне надо знать эту тему)

Время на раздумье. Вопросы записываются фломастерами на бумажных лентах.

Учитель: Обращение к 1 группе. Какие вопросы составили вы? Какие вопросы добавит 2, 3 группа?

(вопросы записываются группами на листках и прикрепляются к боковой доске, если вопрос

некорректен, я исправляю и цепляю свой)

Расставим вопросы по степени важности для вас.

Где применяется в жизни коэффициент.

На каких предметах мы будем использовать данное понятие.

Зачем мне надо знать эту тему.

Из какого языка это слово. Как оно записывается, что означает.

Что такое коэффициент. (то есть определение)

Как его находить.

А заинтересовала ли вас последняя ситуация? Что бы вам хотелось узнать по ней? (собственный

коэффициент физической активности).

Как находить КФА человека?

В таком порядке и будем работать на уроке.

Ответы на вопросы.

Учитель: В начале урока вы познакомились лишь с 4 ситуациями, взятых из жизни. На самом деле их

гораздо больше. Когда вы повзрослеете, станете участниками жизни общества, страны. Понимание

такого понятия, как к. позволит вам правильно ориентироваться в экономических и социальных

явлениях, событиях, происходящих в нашей стране. Важно?

Понятие коэффициента используется во многих науках, но близко вы с ним столкнетесь на уроках:

- математики при вычислении корней квадратного уравнения, угловых коэффициентов, упрощении

алгебраических выражений, коэффициента вероятности и т.д.

- физики, при вычислении различных коэффициентов. - кпд, трения, упругости и т.д.

- в географии при решение расчетных задач на вычисление коэффициента влажности для природных

зон России, на основании которого составляются карты водных ресурсов, разрабатываются планы

осушения болот, улучшения почв для выращивания сельскохозяйственных культур, коэффициента

роста численности населения и т.д.

- в химии при составлении уравнений химических реакций и расстановки в этих уравнениях

коэффициентов.

Надо знать тему? Запишем тему в тетрадь.

Где можно узнать правописание и значение слова? Словарь математических терминов. (Е.

Половинкина С. Шакирова. Краткий словарь иностранных терминов в математике. Книга для

учащихся)

Коэффициент - латинского происхождения, сложное слово для запоминания и правильного

написания. Ошибок при его воспроизведении может быть несколько.

Слово –: «СО» + «efficients»

КО - "совместный", а ЭФФИЦИЕНТ - «производящий». Если вы запомните, что есть такое слово

efficients, то всегда будете писать правильно! Во всяком случае, первую Э уже не пропустите! И

двойную ф – тоже.

1.

В концовке слова пишут не Е, а Э. Конечно, произносится Э, но по правилам русского языка во

многих словах иностранного происхождения Э передается именно русской буквой Е.

Интеллект- карта ( латынь: «СО» + «efficients»)

Китайская народная мудрость: Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать

— и я пойму. ( Выберите способ изучения темы)

Я тоже согласна с вами, главная ценность - не механическое запоминание, а собственная

деятельность.

Рассказать о рефлексии.

2.

Этап усвоения новых знаний и способов действий. Задача: создать содержательные и

организационные условия для восприятия, осмысления, запоминания уч-ся теории, методики

воспроизведения изучаемого материала, содействовать усвоению учащимися способов,

средств, которые привели к обобщению.

Далее идет работа по теме.

Задание 1. Позволит понять, что к. связан с произведением, а не с суммой или разностью.

У: У вас есть карточки с выражениями. Разделите их на два столбика. Объясните по какому

принципу вы распределили их. (в 1 столбике – произведения, во 2 столбике – сумма или разность)

5 ab ;10

a

+

y ;

3 m ∙

(

8 k

)

3

8

m ∙

(

2

3

n

)

7

8

;

n

+

9

k ;

10 x ;

4

9

bc ; 4 ∙

(

2 x

)

∙ 3 y ;

6,5 bc ;

2,3 y

+

5 ;

2 c ∙

(−

0,4

)

∙ d

У: (убирает столбик с суммой или разностью) К. не связан с суммой или разностью.

Интеллект –карта ( Коэффициент – выражение, состоящее из произведения чисел и

букв)

У: Теперь оставшиеся выражения снова разделите на 2 столбика. Объясните по какому

принципу вы распределили их.(в 1 ст – один числовой множитель, во 2 ст - несколько)

У: В одном столбике к. выражения можно указать сразу, а в другом – нет. Предположите, в

каких выражениях можно указать к.

Время на раздумье.

У: Ответ 2 группы. (Называют числовой множитель).Согласны ли остальные группы?

Объясните, почему вы решили, что к. – это числовой множитель, а не буквенный?.( вы сказали, что в

одном столбике к. можно назвать сразу, в другом нет, так как выражение надо еще упростить.

Значит, к. это числовой множитель, а не буквенный).

Интеллект карта (Коэффициент – числовой множитель)

Откройте д/з. Я показываю карточку, вы рассказываете как упрощали выражение. Проверка

домашнего задания. Д/з состояло в том, чтобы по сочетательному закону упростить выражение. (дать

образец записи).

У: Назовите к. выражения.

Интеллект карта ( Коэффициент - можно указать сразу)

Интеллект карта (Коэффициент – можно указать после упрощения выражения)

После этого устно выполняется № 1056 (Математика. 6 класс. Мерзляк). Я называю номер

примера, кроме 3 и 7.

Вынуждаю задать вопрос, а есть ли коэффициент у этих выражений. А вы как думаете. Если

что, обратиться к интеллект карте(к. – это числовой множитель). Назовите числовой множитель в 7

примере (xyz=1 xyz) Аналогично, в 3 примере.

Интеллект- карта (эти же примеры)

3.

Этап закрепления и применения новых знаний и способов деятельности.

У: Итак, вот опорный конспект темы. Используя его, расскажите, что вам стало известно про

к.

У: Откройте учебник § 34 и сравните с тем, что вы узнали о коэффициенте.

Вывод. Мы узнали больше.

Работа с упражнениями.

4.

Вернемся к ситуации о здоровье человека. Вычислим КФА некоего ученика Н. 6 класса

Чтобы это сделать, нужно сначала расписать день – что ученик делал и сколько времени он на это

потратил. Записать в такую таблицу. Ср. знач. Кфа – постоянный числовой множитель для данной

деятельности. Приводится пример. Потом вычисляется итоговый КФА по формуле …

1 группа:

Вид деятельности

Время t, ч

Среднее

значение

кфа

Итоговый КФА,

КФА = кфа*t

Сон

1

Прием пищи, личная гигиена, утренняя

2,4

гимнастика

Школьные занятия

1,7

Отдых на перемене стоя

1,8

Отдых на перемене сидя

0,8

Работа по дому (уборка постели,

подметание, стирка, мытье посуды без

применения машин, мытье обуви)

3,8

Работа по дому (легкая уборка в доме)

3,9

Работа по дому (мытье полов)

4,1

Работа по двору( помощь родителям )

4,5

Письменная домашняя работа

1,7

Устная домашняя работа (сидя, лежа)

1,6

Пассивный отдых (работа на

компьютере, просмотр телевизора,

1,4

Ходьба, бег

4,7

Езда на велосипеде

6,5

Занятия в спортивных секциях

6,5

Теннис

6,5

24 часа

Итоговый КФА вычисляется так: КФА = кфа*t

Малоподвижный образ жизни: 1,20—1,69

Умеренно активный и активный образ жизни: 1,70—1,99

Высокие физические нагрузки: 2,00—2,40

2 группа:

Вид деятельности

Время, ч

Среднее

значение

кфа

Итоговый

КФА,

КФА = кфа*t

Сон

10 ч

1

Прием пищи за день

1,5 ч

2,4

Уход за собой(личная гигиена утром и

вечером)

0,5 ч

1,6

Школьные занятия

6 ч

1,7

Отдых на перемене стоя

0,5 ч

1,8

Отдых на перемене сидя

0,5 ч

0,8

Легкая работа по дому (уборка

постели, подметание, мытье посуды без

применения машин, мытье обуви)

1 ч

3,8

Работа по дому (мытье полов)

0 ч

4,1

Работа по двору ( помощь родителям по

0 ч

4,5

хозяйству)

Письменная домашняя работа

1 ч

1,6

Устная домашняя работа (сидя, лежа)

1 ч

1,6

Пассивный отдых (работа на

компьютере, просмотр телевизора,

1,5 ч

1,4

Ходьба

0,5 ч

4,7

Езда на велосипеде

0

6,5

Всего часов и среднее значение

коэффициента

24 часа

3 группа:

Вид деятельности

Время, ч

Среднее

значение

кфа

Итоговый

КФА,

КФА = кфа*t

Сон

10 ч

1

10

Прием пищи за день

1,5 ч

2,4

3,6

Уход за собой(личная гигиена утром и

вечером)

0,5 ч

1,6

0,8

Школьные занятия

6 ч

1,7

10,2

Отдых на перемене стоя

0,5 ч

1,8

0,9

Отдых на перемене сидя

0,5 ч

0,8

0,4

Легкая работа по дому (уборка

постели, подметание, мытье посуды без

применения машин, мытье обуви)

1 ч

3,8

3,8

Работа по дому (мытье полов)

0 ч

4,1

0

Работа по двору ( помощь родителям по

хозяйству)

0 ч

4,5

0

Письменная домашняя работа

1 ч

1,6

1,6

Устная домашняя работа (сидя, лежа)

1 ч

1,6

1,6

Пассивный отдых (работа на

компьютере, просмотр телевизора,

1,5 ч

1,4

2,1

Ходьба

0,5 ч

4,7

2,35

Езда на велосипеде

0

6,5

0

Всего часов и среднее значение

коэффициента

24 часа

1,3

27,35

5.

Д/3. Опорный конспект. Рассказ по нему. Вычисление КФА за 15 марта.

6.

Итог урока. Рефлексия.



В раздел образования