Автор: Смирнова Ирина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ- детский сад комбинированного вида №25
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Роль многофункционального логопедического пособия в развитии речи
Раздел: дошкольное образование
Роль многофункционального логопедического пособия в развитии речи
Смирнова Ирина Николаевна
smirnova
2774@
.
ru
Рассматривается система работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ по
развитию речи через многофункциональное логопедическое пособие.
Ключевые слова: речь, коррекционная работа, методы, приёмы.
Не секрет, что в настоящее время увеличивается число детей, дошкольного
возраст,
имеющих отклонения в речевом развитии. Негативные изменения
показателей происходит как в качественном, так и количественном плане: с
каждым
годом
дефекты
речи
становятся
все
сложнее,
приобретают
комбинированные формы.
Дети с задержкой речи и тяжелыми речевыми нарушениями нуждаются в
регулярном и более длительном логопедическом воздействии.
Практика же
показывает, что многократные повторения одного и того жен материала утомляют
не только ребенка, но и взрослого.
В то же время без дублирования, повторений, особенно на этапе автоматизации
звука, логопедическая работа затягивается на несколько месяцев, а то и лет.
Учителям-логопедам
приходится
придумывать,
как
и
какими
средствами
разнообразить занятия, чтобы отработанный материал не наскучил ребенку, был
для него интересен. Положительная мотивация может возникнуть под влиянием
новых методов, приемов, материалов. Новизна – побудитель динамики, способ
повышения эффективности коррекционной работы.
Для этого учителя логопеды разрабатывают многофункциональные
логопедические пособия, которые являются эффективным средством коррекции,
помогающее достичь высоких успехов в преодолении речевых трудностей у детей
тяжелыми нарушениями речи. Их большое разнообразие.
Основными целями нашей работы является формирование чёткой,
грамматически правильной связной речи детей дошкольного возраста, повышение
эффективности логопедического воздействия, создание положительной
мотивации у детей с речевыми нарушениями при помощи наглядных средств. А
задачами - развитие артикуляционной моторики, формирование правильных
артикуляционных укладов, формирование произносительных навыков (в
зависимости от этапа работы над звуком), развитие фонематического восприятия,
навыков звукового анализа, развитие и совершенствование грамматического
строя речи, развитие зрительного гнозиса, развитие психических процессов
(внимания, восприятия, памяти, логического мышления), развитие тактильной
чувствительности, мелкой моторики пальцев рук. Содержание пособий
разнообразно. Хочу познакомить с одним из них.
Дидактическое пособие« Пирамида» :
«Пирамида» имеет 3 стороны, каждая из которых несет определенное задание.
1 сторона - «Дерево».
2 сторона - «Пирамидка».
3 сторона - «Конверт».
1
сторона пирамиды помогает педагогу организовать игры на развитие
мелкой моторики. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких
движений руки, учеными доказано, что формирование устной речи ребенка
начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени
развития тонких движений пальцев рук, поэтому это красочное пособие поможет
детям в игровой форме развивать не только пальчики, но и речь. Для этого в
пособии присутствует дерево, на котором дети крепят листочки разного цвета,
фрукты, снежинки , под деревом растения ,насекомые, животные, цветы, над
деревом -солнце, тучка, дождь, ветер, снег и т.д.
2 сторона поможет детям классифицировать предметы по цвету, форме,
признаку, геометрическим формам, закрепить порядковый счет, составлять
примеры, а также поможет в работе над звуковым анализом слов (выделение
звука в начале, в середине, в конце слова. Ребенок выбирает картинку, определяет
место заданного звука в слове и ставит картинку в нужное окошечко, сторона –
пирамида поможет детям делить слова на слоги (1 колечко – поставить картинку в
названии которой 1 слог, 2 колечка – 2 слога и т. д.)
3 сторона – конверт используется для информации о времени года ,составление
мнемосхем,
а также для информации
родителям
, стихотворений, для
определения настроения ребенка(картинки с изображением мимики) .
Благодаря пособию «Пирамида» у детей повысилась мотивация и интерес к
логопедическим занятиям, усидчивость, работоспособность, самостоятельность.
Ребёнок постоянно находится в движении- при выполнении различных заданий
он не сидит, а двигается вокруг «Пирамиды», активно действует руками,
контролирует себя. Это пособие используем для индивидуальной коррекционной
работы
с
детьми
с
тяжелыми
нарушениями
речи
и
ограниченными
возможностями здоровья.
Литература:
-Жукова Н.С. «Преодоление недоразвития речи у детей». М., 1994
-Филичева Т.Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста».
– М., 2000.