Напоминание

Роль многофункционального логопедического пособия в развитии речи


Автор: Смирнова Ирина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ- детский сад комбинированного вида №25
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Роль многофункционального логопедического пособия в развитии речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль многофункционального логопедического пособия в развитии речи

Смирнова Ирина Николаевна

smirnova

2774@

mail

.

ru

Рассматривается система работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ по

развитию речи через многофункциональное логопедическое пособие.

Ключевые слова: речь, коррекционная работа, методы, приёмы.

Не секрет, что в настоящее время увеличивается число детей, дошкольного

возраст,

имеющих отклонения в речевом развитии. Негативные изменения

показателей происходит как в качественном, так и количественном плане: с

каждым

годом

дефекты

речи

становятся

все

сложнее,

приобретают

комбинированные формы.

Дети с задержкой речи и тяжелыми речевыми нарушениями нуждаются в

регулярном и более длительном логопедическом воздействии.

Практика же

показывает, что многократные повторения одного и того жен материала утомляют

не только ребенка, но и взрослого.

В то же время без дублирования, повторений, особенно на этапе автоматизации

звука, логопедическая работа затягивается на несколько месяцев, а то и лет.

Учителям-логопедам

приходится

придумывать,

как

и

какими

средствами

разнообразить занятия, чтобы отработанный материал не наскучил ребенку, был

для него интересен. Положительная мотивация может возникнуть под влиянием

новых методов, приемов, материалов. Новизна – побудитель динамики, способ

повышения эффективности коррекционной работы.

Для этого учителя логопеды разрабатывают многофункциональные

логопедические пособия, которые являются эффективным средством коррекции,

помогающее достичь высоких успехов в преодолении речевых трудностей у детей

тяжелыми нарушениями речи. Их большое разнообразие.

Основными целями нашей работы является формирование чёткой,

грамматически правильной связной речи детей дошкольного возраста, повышение

эффективности логопедического воздействия, создание положительной

мотивации у детей с речевыми нарушениями при помощи наглядных средств. А

задачами - развитие артикуляционной моторики, формирование правильных

артикуляционных укладов, формирование произносительных навыков (в

зависимости от этапа работы над звуком), развитие фонематического восприятия,

навыков звукового анализа, развитие и совершенствование грамматического

строя речи, развитие зрительного гнозиса, развитие психических процессов

(внимания, восприятия, памяти, логического мышления), развитие тактильной

чувствительности, мелкой моторики пальцев рук. Содержание пособий

разнообразно. Хочу познакомить с одним из них.

Дидактическое пособие« Пирамида» :

«Пирамида» имеет 3 стороны, каждая из которых несет определенное задание.

1 сторона - «Дерево».

2 сторона - «Пирамидка».

3 сторона - «Конверт».

1

сторона пирамиды помогает педагогу организовать игры на развитие

мелкой моторики. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких

движений руки, учеными доказано, что формирование устной речи ребенка

начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени

развития тонких движений пальцев рук, поэтому это красочное пособие поможет

детям в игровой форме развивать не только пальчики, но и речь. Для этого в

пособии присутствует дерево, на котором дети крепят листочки разного цвета,

фрукты, снежинки , под деревом растения ,насекомые, животные, цветы, над

деревом -солнце, тучка, дождь, ветер, снег и т.д.

2 сторона поможет детям классифицировать предметы по цвету, форме,

признаку, геометрическим формам, закрепить порядковый счет, составлять

примеры, а также поможет в работе над звуковым анализом слов (выделение

звука в начале, в середине, в конце слова. Ребенок выбирает картинку, определяет

место заданного звука в слове и ставит картинку в нужное окошечко, сторона –

пирамида поможет детям делить слова на слоги (1 колечко – поставить картинку в

названии которой 1 слог, 2 колечка – 2 слога и т. д.)

3 сторона – конверт используется для информации о времени года ,составление

мнемосхем,

а также для информации

родителям

, стихотворений, для

определения настроения ребенка(картинки с изображением мимики) .

Благодаря пособию «Пирамида» у детей повысилась мотивация и интерес к

логопедическим занятиям, усидчивость, работоспособность, самостоятельность.

Ребёнок постоянно находится в движении- при выполнении различных заданий

он не сидит, а двигается вокруг «Пирамиды», активно действует руками,

контролирует себя. Это пособие используем для индивидуальной коррекционной

работы

с

детьми

с

тяжелыми

нарушениями

речи

и

ограниченными

возможностями здоровья.

Литература:

-Жукова Н.С. «Преодоление недоразвития речи у детей». М., 1994

-Филичева Т.Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста».

– М., 2000.



В раздел образования