Напоминание

Программа воспитания школы


Автор: Мереуца Алена Ивановна
Должность: заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 3 им. А.И. Покрышкина"
Населённый пункт: г. Муравленко ЯНАО
Наименование материала: Программа воспитания
Тема: Программа воспитания школы
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 3 ИМЕНИ А.И. ПОКРЫШКИНА»

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

протокол № __ от «___» _______2021

Мнение участников образовательных

отношений учтено

протокол Совета Учреждения

№_____от ________2021

УТВЕРЖДЕНО

приказом № ___ от _____2021

директор ______Н. Я. Штенгауэр

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Муравленко 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитания МБОУ «Школа № 3 им. А.И. Покрышкина» направлена на решение

проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания

ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа

показывает, каким образом педагогические работники (учитель, классный руководитель,

заместитель директора по учебно - воспитательной работе, педагог – организатор, старший

вожатый, педагог-психолог, социальный педагог и т.п.) могут реализовать воспитательный

потенциал их совместной с обучающимися деятельности и тем самым сделать свою школу

воспитывающей организацией.

В центре программы воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Школа № 3 имени А.И. Покрышкина» находится личностное развитие

обучающихся в соответствии с ФГОС основного общего образования, формирование у них

системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов

реализации

программы

школы

станет

приобщение

обучающихся

к

российским

традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных

во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность

обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и

социально-значимые

качества

личности;

активное

участие

в

социально-значимой

деятельности.

Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе.

1.

ОСОБЕННОСТИ

ОРГАНИЗУЕМОГО

В

ШКОЛЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

МБОУ «Школа № 3 им. А. И. Покрышкина» находится по адресу ул. Школьная 17.

Микрорайон школы - район ведения активного строительства. Потенциальные ученики

школы – выпускники МБОУ «Школы № 6» и переселенцы из ветхого жилья всех

микрорайонов города. Социальный статус населения микрорайона неоднороден. Большая

часть родителей обучающихся занята профессиональной деятельностью в нефтяном

производстве, транспортном предприятии, торговле и бытовом обслуживании. Более 60%

родителей

обучающихся

рабочие,

более

20%

-

служащие

81

(23%);

5%-

предприниматели, 9% - не работающие.

Состав обучающихся школы различается по нескольким характеристикам:

- по национальному составу.

В школе обучаются ребята 23 национальностей. Исходя из этой особенности, одной из

важнейших

задач

педагогического

коллектива

является

работа

по

формированию

толерантной образовательной среды, социальной компетенции.

- по учебным возможностям.

Одной из отличительных особенностей школы – большое количество учащихся с

ограниченными возможностями здоровья (23%). В школе созданы все необходимые условия

для обучения и воспитания детей любой категории: обустроены и оснащены современным

оборудованием учебные кабинеты, обеспечены компьютерной техникой и доступом в

Интернет, имеется спортивный зал, созданы условия для проведения коррекционно-

развивающих занятий.

- по социальному статусу.

Большинство обучающихся (88%) воспитываются в полных семьях, 27% семей –

многодетные, имеются обучающиеся под опекой.

В микрорайоне прилегающему к образовательному учреждению активно ведётся снос

ветхого жилья, в связи с этим улучшаются жилищные условия семей.

В шаговой доступности расположены организации дополнительного образования: Центр

детского

творчества,

Центр

технического

творчества,

Студия

«Ритм»,

спортивно-

оздоровительный комплекс «Ямал», художественная школа, эколого-краеведческий музей.

Компактность города Муравленко дает возможность посещения учащимися школы всех

учреждений дополнительного образования, спорта и культуры. Школа тесно сотрудничает с

Муравленковским многопрофильным колледжем в части организации профориентационных

мероприятий.

Учащиеся

школы

традиционно

принимают

участие

в

чемпионате

профессионального мастерства для лиц с ОВЗ «Абилимпикс».

Процесс воспитания в МБОУ «Школа № 3 им. А.И. Покрышкина» основывается на

следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

-

неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения

конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при

нахождении в образовательной организации;

-

ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого

ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и

педагогов;

-

реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-

взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными

событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

-

организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета

совместной заботы и взрослых, и детей;

-

системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его

эффективности.

Основными традициями воспитания в МБОУ «Школа № 3 им. А.И. Покрышкина» являются

следующие:

-

стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются общешкольные

дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

-

важной чертой каждого общешкольного дела и большинства используемых для

воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная

разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ

их результатов;

-

в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка

увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

-

в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,

поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а

также их социальная активность;

-

педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках классных

коллективов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них

доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

-

ключевой

фигурой

воспитания

в

школе

является

классный

руководитель,

реализующий

по

отношению

к

детям

защитную,

личностно

развивающую,

организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный

национальный

идеал

личности,

воспитанной

в

новой

российской

общеобразовательной

школе,

- это высоконравственный,

творческий,

компетентный

гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и

культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего

общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,

здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МБОУ «Школа № 3 им. А.И.

Покрышкина» - личностное развитие школьников, проявляющееся:

1)

в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих

ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2)

в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в

развитии их социально значимых отношений);

3)

в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта

применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими

опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка

единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с

этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого

ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются

важным фактором успеха в достижении цели.

В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)

приоритетным является создание благоприятных условий для развития социально значимых

отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

-

к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

-

к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,

залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в

завтрашнем дне;

-

к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек

вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно

оберегать;

-

к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,

нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

-

к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,

налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного

микроклимата в своей собственной семье;

-

к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как

результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

-

к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения

человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,

творческое самовыражение;

-

к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и

оптимистичного взгляда на мир;

-

к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным

социальным

партнерам,

с

которыми необходимо выстраивать

доброжелательные

и

взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие

избегать чувства одиночества;

-

к

самим

себе

как

хозяевам

своей

судьбы,

самоопределяющимся

и

самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени

основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их

стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому

миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их

собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Учащимся будут

интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и

учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные

дела, принимать самостоятельные решения. На этом этапе особенно важны кружки,

внеклассные и общешкольные мероприятия, школьные органы самоуправления. Общение

должно строиться в личностно-ориентированном ключе, он чрезвычайно важен для

личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его

жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.

Подростковый возраст - наиболее удачный возраст для развития социально значимых

отношений школьников.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными

особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей

цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками

конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное

внимание.

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит

ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше

ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать

коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,

продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения,

смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать

свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение

следующих основных задач:

1)

реализовывать

воспитательные

возможности

общешкольных

ключевых

дел,

поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа

в школьном сообществе;

2)

реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,

поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

3)

вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, и иные объединения, работающие по

школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные

возможности;

4)

использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать

использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

5)

инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне школы,

так и на уровне классных сообществ;

6)

организация деятельности первичного отделения Российского движения школьников;

7)

организовывать профориентационную работу со школьниками;

8)

развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные

возможности;

9)

организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными

представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития

детей.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и

событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом

профилактики антисоциального поведения школьников.

3.

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих

направлений

воспитательной

работы

школы.

Каждое

из

них

представлено

в

соответствующем модуле.

3.1 Инвариативные модули

3.1.1 Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса;

индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями,

преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными

представителями

Работа с классным коллективом:

инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,

оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных

дел

с

учащимися

вверенного

ему

класса

(познавательной,

трудовой,

спортивно-

оздоровительной,

духовно-нравственной,

творческой,

профориентационной

направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными

потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, -

установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них

значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения

педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности

ребенка,

поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,

предоставления

школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,

создания благоприятной среды для общения.

сплочение

коллектива

класса

через:

игры

и

тренинги

на

сплочение

и

командообразование; экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями;

празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные

ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;

регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность

рефлексии собственного участия в жизни класса.

выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить

нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с учащимися:

изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за

поведением

школьников

в

их

повседневной

жизни,

в

специально

создаваемых

педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в

организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты

наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями

школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) - со

школьным психологом.

поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание

взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, учебного заведения

и

дальнейшего

трудоустройства,

успеваемость

и

т.п.),

когда

каждая

проблема

трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они

совместно стараются решить.

индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими

личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,

спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с

классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе

анализируют свои успехи и неудачи.

коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или

законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые

школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность

за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

регулярные консультации классного руководителя с учителями - предметниками,

направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым

вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и

учащимися;

проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса

и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам

возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от

учебной, обстановке;

привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения

усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о

жизни класса в целом;

помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании

отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее

острых проблем обучения и воспитания школьников;

создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в

управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их

детей;

привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,

направленных на сплочение семьи и школы.

Модуль 3.1.2. «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется

преимущественно через:

-

вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая

предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые

знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые

отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

-

развитие функциональной грамотности школьников;

-

формирование в кружках, секциях, клубах и т.п. детско-взрослых общностей,

которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и

доверительными отношениями друг к другу;

-

создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные

социально значимые формы поведения;

-

поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской

позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых

традиций;

-

поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в

рамках следующих выбранных школьниками ее видов:

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «За страницами учебника

математики»,, «Русский язык – как неродной», «Моя речь – мое достоинство», «Практикум

по геометрии», «Практикум по химии», «Сам себе адвокат», «Программирование», «Текст.

От теории к практике», «Я и моя будущая профессия», «Подросток и закон», направленные

на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие функциональную

грамотность, любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,

политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие

их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности «Вокальная студия»,

«Креативное рукоделье», «Рукотворчество», «Бумагопластика», «Картинная галерея»,

создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников,

направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и

умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и

их общее духовно-нравственное развитие.

Туристско-краеведческая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Путешествие по

странам и континентам» направленные на воспитание у школьников любви к своему краю,

его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности

школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Секция

«Волейбол», «Секция «Баскетбол», «Юнармия», направленные на физическое развитие

школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к

здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок

на защиту слабых.

Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Российское движение школьников

в нашей школе», «Актерское мастерство», «Клуб волонтеров «Шанс», направленные на

раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них

навыков конструктивного общения, умений работать в команде.

Коррекционно-развивающие

курсы.

Курсы

внеурочной

деятельности

«Коррекция

вычислительных

навыков»,

«Коррекция

письменных

навыков»,

«Развитие

высших

психических функций», направленные на развитие личности, расширение «зоны ближайшего

развития», учет особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

3.1.3

Модуль «Школьный урок»

Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

установление доверительных отношений между учителем и его учениками,

способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,

привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их

познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,

правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы

учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках

явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией -

инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,

выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через

демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления

человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,

задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,

стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где

полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые

дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой

работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с

другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию

детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,

помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

организация наствничесива мотивированных и эрудированных учащихся над их

неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт

сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование

и

поддержка

исследовательской

и

проектной

деятельности

школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских

проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения

теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык

уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,

навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей

точки зрения.

3.1.4.

Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях

инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного

достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возможности для самовыражения и

самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.

На уровне школы:

через деятельность Совета учащихся, объединяющего представителей классов для

облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной

связи от классных коллективов;

На уровне классов:

через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса

лидеров - старост, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных

координировать работу класса;

через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные

направления работы класса (например: сектор спортивных дел, сектор творческих дел,

сектор трудовых дел, сектор учебных дел);

На индивидуальном уровне:

через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ

общешкольных и внутриклассных дел;

через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций

по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными

растениями и т.п.

3.1.5.

Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»

включает

в

себя

профессиональное

просвещение

школьников;

диагностику

и

консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб

школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к

осознанному

выбору

своей

будущей

профессиональной

деятельности.

Создавая

профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника

к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный

взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но

и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.

Эта

работа

осуществляется

через:

циклы профориентационных часов общения, проводимых педагогом-психологом,

направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего

профессионального будущего;

профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение ситуаций, в которых

необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания

школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках

той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

экскурсии на предприятия города (по согласованию), дающие школьникам начальные

представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти

профессии;

посещение

профориентационных

выставок,

дней

открытых

МБОУ

«Многопрофильный лицей», ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»

совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору

профессий, прохождение профориентационного онлайн - тестирования;

участие в работе всероссийского профориентационного проекта «Билет в будущее»;

индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по

вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей

детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

освоение школьниками основ профессии в рамках курса внеурочной деятельности

профориентационной направленности.

3.1.6.

Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более

эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций

семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями

школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

Совет Учреждения, участвующий в управлении школой и решении вопросов

воспитания и социализации их детей;

встречи родителей с приглашенными специалистами: социальными работниками,

врачами, инспекторами ПДН ОП, ГАИ ГИБДД, представителями прокуратуры по вопросам

профилактики;

общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения

наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе

которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются

собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

информирование и взаимодействие с родителями посредством АИС «Сетевой город.

Образование», официального сайта школы, групп в социальных сетях, родительских групп в

мессенджерах.

На индивидуальном уровне:

обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных

ситуаций;

участие

родителей

в

педагогических

консилиумах,

Совете

профилактики,

собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием

конкретного ребенка;

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и

внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий

педагогов и родителей.

3.1.

Вариативные модули

3.2.1

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые общешкольные дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых

принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,

готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор

календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел,

интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый

коллектив.

Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.

На внешкольном уровне:

-

социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые

школьниками

и

педагогами

комплексы

дел

(благотворительной,

экологической,

патриотической направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу

социума:

- «По безопасным дорогам – безопасный мир», «Его именем названа наша школа»;

-

социально-благотворительные акции «Протяни руки лапам». Благополучатель –

приют для животных «Умка». Обучающиеся школы, родительское сообщество и педагоги

собирают корм, принадлежности. Ход мероприятия и его итоги освещаются на школьном

сайте;

-

патриотическая акция «Мой герой – А.И. Покрышкин», «День героев Отечества»,

«Победа деда – моя победа», «Берега памяти», акции, посвященные памятным датам

истории России;

-

конкурсные мероприятия городского сетевого проекта среди учащихся 8-х классов

«Во славу Отечества»;

-

тематические круглые столы - регулярно организуемый комплекс мероприятий

(детских,

педагогических,

родительских,

совместных),

на

которые

приглашаются

представители других школ, деятели культуры, представители власти, общественности,

органов

профилактики,

в

рамках

которых

обсуждаются

насущные

поведенческие,

нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны:

-

общешкольные

родительские

и

ученические

собрания,

которые

проводятся

регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы;

-

встречи учащихся, родителей с представителями КДНиЗП, ПДН ОМВД, ОГИБДД в

рамках профилактических мероприятий (профилактика правонарушений, употребления

ПАВ, наркотиков, нарушений ПДД и т.д.);

-

Торжественная линейка «Первый звонок»;

-

Профилактическая акция «Не ремень, а пряник»;

-

Новогодние мероприятия: конкурсная программа для 5-8-х классов, новогодняя

дискотека для 9-х классов;

-

Вечер встречи выпускников;

-

Праздник мам;

-

День открытых дверей;

-

Торжественное мероприятие, посвященное 9 мая;

-

Торжественная линейка «Последний звонок»;

-

Вручение аттестатов.

На школьном уровне:

-

Общешкольные мероприятия - ежегодно проводимые творческие (театрализованные,

музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов

знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.

-

День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная

обучающимися);

-

День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный

процесс, проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т.п.);

-

День Героев Отечества;

-

Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания;

-

День рождения трижды Героя Советского союза А.И. Покрышкина;

-

церемонии награждения (по итогам полугодия) школьников и педагогов за активное

участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,

значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной

активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и

воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу:

-

награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного

года;

-

тематические дискотеки.

На уровне классов:

выбор и делегирование представителей классов в Совет учащихся, ответственных за

подготовку общешкольных ключевых дел;

участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

На индивидуальном уровне:

вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из

возможных

для

них

ролей:

сценаристов,

постановщиков,

исполнителей,

ведущих,

декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и

оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков

подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа

ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с

педагогами и другими взрослыми;

при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через

включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим

примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль

ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

3.2.2.

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной

организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него

чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает

настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию

ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы

работы с предметно-эстетической средой школы как:

оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций,

залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может

служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и

внеучебные занятия;

размещение на стендах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ

школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих

их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе

(проведенных общешкольных мероприятиях, интересных экскурсиях, походах, встречах с

интересными людьми и т.п.);

благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями

вместе учащимися своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и

творческие

способности,

создающее

повод

для

длительного

общения

классного

руководителя со своими детьми;

событийное оформление пространства проведения конкретных школьных событий

(праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и

т.п.);

совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной

символики, используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты

жизни образовательной организации - во время праздников, торжественных церемоний,

ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;

акцентирование

внимания

школьников

посредством

элементов

предметно-

эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях

школы, ее традициях, правилах.

3.2.3.

Модуль «Волонтерская деятельность»

Волонтерство - это участие обучающихся в общественно-полезных делах, деятельности на

благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет

школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство

позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать,

эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.

Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:

на внешкольном уровне:

-

организация

участия

обучающихся

в

мероприятиях,

проводимых

Всероссийским

общественным движением «Волонтеры Победы»;

- организация помощи приюту для бездомных животных «Умка».

на уровне образовательной организации:

- участие обучающихся в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с

гостями школы, проведение школьных акций.

На базе образовательной организации функционирует волонтерский отряд «Шанс».

3.2.4.

Модуль

«Безопасность

жизнедеятельности

(пожарная

безопасность,

дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и

терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний»

Формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона воспитания. Сегодня

слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и

чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной

безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни

в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.

Процесс формирования опыта безопасного поведения у школьников является важным

этапом в развитии ребенка. Осуществление данного процесса воспитания будет более

продуктивным при включении учеников в разнообразные формы внеклассной и учебной

деятельности.

на внешкольном уровне

проводятся

совместные с представителями ГИБДД акций по

правилам дорожного движения, организована работа «Родительского патруля». Проводятся

тренировочные мероприятия по эвакуации из здания в случае ЧС, проводятся встречи с

представителями

ОМВД,

ГИБДД,

ГБОУ

«Муравленковская

городская

больница»,

представителями разных конфессий..

на школьном уровне модуль «Безопасность жизнедеятельности» реализуется через систему

классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальных бесед.

В

планах

воспитательной

работы

классов

предусмотрены

мероприятия

данной

направленности: классные часы, беседы, инструктажи.

на

индивидуальном

уровне

проводятся

консультации,

беседы,

оказывается

психокоррекционная работа.

4.

ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ

САМОАНАЛИЗА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по следующим

направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и

последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно.

Результаты деятельности школы не сводятся только к показателям обученности, т.е.

традиционным знаниям, умениям, навыкам детей. Показателями успешной деятельности

школы, в целом, сводятся к следующим пунктам:

1.

уровень обученности детей (от допустимого до продвинутого по каждому предмету);

2.

уровень развития детей:

психического (работа с детьми, часто пропускающими учебные занятия, с детьми

«группы риска», детьми с ОВЗ);

физического (проведение уроков физкультуры, спортивных секций, спортивных

соревнований, физминуток, соблюдение здоровьесберегающих технологий);

интеллектуального (создание условий для работы с одаренными детьми, участие в

интеллектуальных мероприятиях);

уровень духовно-нравственной воспитанности детей.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной

работы в школе, являются:

-

принцип

гуманистической

направленности

осуществляемого

анализа,

ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к

педагогам, реализующим воспитательный процесс;

-

принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий

экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - так их как

содержание

и

разнообразие

деятельности,

характер

общения

и

отношений

между

школьниками и педагогами;

-

принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий

экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной

деятельности педагогов:

грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого

планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания

их совместной с детьми деятельности;

-

принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития

школьников, ориентирующий на понимание того, что личностное развитие школьников - это

результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими

социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса

следующие:

1.

Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика

личностного развития школьников каждого класса. Анализ осуществляется классными

руководителями совместно с заместителем директора по учебно - воспитательной работе с

последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения

классных

руководителей

или

педагогическом

совете

школы.

Способом

получения

информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является

педагогическое

наблюдение.

Внимание

педагогов

сосредотачивается

на

следующих

вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников

удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему;

какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому

коллективу.

2.

Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе

интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности

детей

и

взрослых.

Анализ

осуществляется

заместителем

директора

по

учебно-

воспитательной

работе,

классными

руководителями,

руководителем

методического

объединения

классных

руководителей,

Советом

учащихся.

Способами

получения

информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых

могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического

самоуправления,

при

необходимости

-

их

анкетирование.

Полученные

результаты

обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или

педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах,

связанных с:

качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

качеством существующего в школе ученического самоуправления;

качеством профориентационной работы школы;

качеством организации предметно-эстетической среды школы;

качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень

выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и

проект направленных на это управленческих решений.



В раздел образования