Автор: Аникина Маргарита Ивановна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - "Детский сад ЗАТО Сибирский
Населённый пункт: ЗАТО Сибирский Алтайский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Речевое развитие дошкольников по ФГОС ДОО
Раздел: дошкольное образование
-
Семинар практикум на тему
«Речевое развитие дошкольников в соответствии с
ФГОС ДОУ»
Составила: учитель – логопед
Аникина М. И.
Цель семинара:
•
создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения
профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
ХОД СЕМИНАРА.
Учитель-логопед: Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга ».
Цель: установить эмоциональный контакт между участниками, создать
положительное настроение, преодолеть робость, освободиться от отрицательных
эмоций, настроить группу на совместную работу.
Учитель-логопед: (вносит волшебный ларец с ключиком).
- Добавим к нашему замечательному настроению немного волшебства: перед нами
сказочный ларец знаний попробуем открыть его. Вам необходимо по очереди
представляться и называть личное качество, начинающееся на первую букву своего
имени, например, «Я – Маргарита и я – милая».
- Замок откроется тогда, когда вы расскажете, зачем вы здесь? Я здесь для того, чтобы
вдохновить вас на новые творческие достижения в речевой работе. А вы? (участники
семинара рассказывают о цели своего визита, после этого логопед открывает второй
замок).
- Волшебный ларец знаний открыт, а в нем вот такой семицветик, который является
эмблемой нашего семинара и представляет наш девиз!
Развиваться! Развивать!
Вдохновляться! Вдохновлять!
Творить! Любить! Хотеть все знать!
Чтоб лучшим педагогом стать!
Учитель-логопед:
- А чтобы стать лучшими, необходимо творчески и качественно работать, что мы сейчас и
сделаем, я предлагаю вам организовать творческую лабораторию, сегодня вы все
исследователи, желаю вам приятной, качественной и интересной работы.
- Итак, друзья, сейчас вы пройдете курс обучения на факультете «Знатоки».
И наша первая лабораторная работа называется «От теории к практике».
Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от
того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном
общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное
утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного
возраста.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка,
поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада –
формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение
родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является
подражание.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только
все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те
несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня
предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя
рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и
выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы
(правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее
основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую)
сторону речи.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между
частями и компонентами мысли.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение
нелитературной лексики: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и
жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу
эмоционального сопереживания: интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального
выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте
формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого
педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает
сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности
речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям
общения: (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого
этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются
следующие недостатки:
нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся
(«что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного
говора;
неправильное ударение в словах;
монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию
высказывания;
ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными
суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
копирование речи малышей, «сюсюканье»;
использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и
т.д.
В заключение еще раз напомню: чтобы речь педагога была правильной, выразительной,
яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное
употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные
тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных
эффектов и невербального языка. Однако, наверное, наибольшее значение для речевого
искусства имеют особенности внутреннего мира воспитателя, его культура и душевное
богатство, его убежденность в правоте своих слов. С.Л. Соловейчик писал: «Сейчас много
говорят о техническом мастерстве педагога, о том, что у него должен быть поставлен
голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее... нравственный облик,
манера общения и поведения педагога». Не забывайте об этом и совершенствуйтесь, ведь
постоянное совершенствование качеств речи – это залог успешности работы по речевому
развитию детей в детском саду.
1 вариант.
Логопед: Здравствуйте!
Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить.
Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут?
Ребенок. Фиёда.
Логопед: Как?
Родитель: Сережа.
Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались
раньше?
Родитель: В садике, со Светланой Ивановной.
Логопед: Да уж…
Родитель: А как же нам быть?
Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то
заторможенный. Ведет себя нормально?
Родитель: Да. А что вы имеете в виду?
Логопед: Ладно, не важно.
2 вариант.
Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас
проблемы?
Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже,
чем его друзья.
Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку).
Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой.
Родитель: Ну, Максим, подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой.
Логопед: (к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя
вести.
Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит. Ребенок плачет. Логопед:
Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите.
Задание: Проанализируйте фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем. Какие
нарушения профессиональной речи были допущены логопедами? Время на подготовку
ответа – 3 минуты. Оцениваются: - правильность педагогического решения; - четкость
объяснения.
2 Факультет
«Проверьте свою грамотность» (с педагогами)
Правила игры:
-играют все педагоги
- время для обдумывания одного вопроса не более 10 секунд.
- если воспитатель считает, что знает ответ на вопрос – он поднимает руку.
- если ответ неверный, другие педагоги могут дать свой ответ.
- за каждый правильный ответ на вопрос педагог получает медаль.
- в итоге кто больше наберет медалей, тот и станет «Педагогом премудрым»
Вопросы:
I. «Вопрос - ответ»
1.Назовите основные задачи по развитию речи дошкольников.
Развитие словаря.
Формирование грамматической стороны речи.
Воспитание звуковой культуры речи.
Формирование разговорной (диалогической) речи.
Обучению рассказыванию (монологической речи).
Ознакомление с художественной литературой.
Подготовка детей к обучению грамоте.
2.Назовите виды связной речи.
(монологическая и диалогическая речь)
3. Какие формы диалогической речи Вы знаете?
(разговор, беседа)
4. Работа органов речи — губ, языка и т.п., необходимая для образования
звуков. (Артикуляция)
5. Какой прием считается ведущим при организации беседы?
(вопрос)
6. Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки. (Слух)
7. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).
8. Единица речи, представляющая звуковое выражение отдельного предмета
мысли. (Слово)
9. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)
10.Назовите словесные методы развития речи.
Методы:
1.Чтение и рассказывание художественных произведений
2.Заучивание наизусть
3. Пересказ
4. Беседа
5.Рассказывание по картинке, об игрушке, из опыта
6. Творческое рассказывание
12.Назовите наглядные методы развития речи
Методы:
1.Наблюдения
2.Экскурсии
3.Осмотры помещения
4. Рассматривание натуральных предметов.
5.Рассматривание игрушек, картин, фотографий.
6.Моделирование
15. Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и говорим, а букву мы пишем и
читаем)
16. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный)
Логопед: Игра показала ваши знания по методике развития речи детей дошкольного
возраста. Теорией вы владеете. Теперь давайте посмотрим, как обстоят дела на практике.
1.
“Родственные (однокоренные) слова”.
На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на
карточках написаны слова. Например, лес и снег.
Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить
под нужной картинкой.
Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье. .
Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад,
снежный.
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.
Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.
2. “Почему так называется?” (Этимология).
Задание: Объяснить, почему так называются растения.
Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.
Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.
Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы
сплетенных между собой.
Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.
3. Конкурс «Сундучок профессиональных идей»
Задание: Необходимо назвать как можно больше применений в работе логопеда данных
предметов (бусы, прищепки, мячик , вата, карандаш, погремушка, шнурок, щетка и др.)
Предметы предлагаются в сундучке на выбор.
Педагогам предлагается набор предметов, необходимо назвать как можно больше их
применений в работе логопеда.
- бусы - при обучении звуковому анализу, мелкой моторики пальцев,
- мячик- составление рассказа по цепочке,
- прищепка- массажер фаланг пальцев, конструктор,для работы над ударением в слове,
- шнурок- для развития мелких мышц пальцев (узелки), при обучении звуковому и
слоговому анализу слова,
- погремушка- для развития слухового внимания. Например: «Угадай, на чём играю?»,
«Что за звук?», «Угадай, что я делаю?»,
- вата- для выработки продолжительно выдоха, обработки инструментов,
- карандаш- для стимулирующего пальчикового массажа, для раскрашивания предметов
на рисунках, обводить контур, штриховать, писать буквы и цифры, для выработки
продолжительно выдоха, например «Покатай карандаш».
- щетка- для массажа языка, щек.
4. Подскажите слово.
Задание: Предложить педагогам по цепочке добавить слово, продолжить диалог:
Кошка мяукает, а воробей…чирикает
Соль в солонке, а масло…в масленке
У лошади хвост лошадиный, а у собаки..собачий
У ребенка рука, а у куклы …руки
Медведь спит в берлоге, а волк…в норе
У кошки котята, а у слонихи…слонята
У собаки щенята, а у жирафа…..(в "Орфографическом словаре", изданном Российской
Академией наук в 2001 г. под редакцией В. В. Лопатина есть такое
слово "жирафенок",но если вы сомневаетесь и не хотите попасть впросак, называйте
его просто - детеныш жирафа).
Корова мычит, а собака…лает
Цыпленок желтый, а курица…белая
Курица кудахчет, а утка…крякает
5. Для развития правильной речи необходимо развивать фонематический
слух, поэтому работу с детьми мы начинаем с узнавания звучания
предметов музыкальных инструментов, звуков животных, птиц, насекомых. Вашему
вниманию будут представлены различные звучания предметов, вам нужно послушать и
назвать, что это.
6.Найдите похожие по звучанию слова:
Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.
Спички – синички,
Врач – мяч,
Значок – крючок,
Ключи – кирпичи,
Стол – пол,
Халат – салат,
Елка – иголка,
Белка – стрелка,
Зайцы – пальцы,
Яйцо – крыльцо,
Огурец – продавец,
Дворец – певец,
Пирог – творог,
Ворона – корона,
Топор – забор,
Нора – дыра.
7.“Пословицы и поговорки”.
Командам предложить карточки с перечнем слов.
Задание: Составить пословицы.
• Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
• Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
• Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
• Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
• Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
• Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).
• Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка
зубы кормят, лису хвост бережет).
• За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).
• Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
• Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся)
Рефлексия «Закончи фразу»
Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением.
Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось…
Хотелось бы добавить… и т. д.
Логопед: Я благодарю вас за участие в семинаре-практикуме, надеюсь, что вы узнали
много интересного и полезного.
1 вариант.
Логопед: Здравствуйте!
Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить.
Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут?
Ребенок. Фиёда.
Логопед: Как?
Родитель: Сережа.
Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались
раньше?
Родитель: В садике, со Светланой Ивановной.
Логопед: Да уж…
Родитель: А как же нам быть?
Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то
заторможенный. Ведет себя нормально?
Родитель: Да. А что вы имеете в виду?
Логопед: Ладно, не важно.
2 вариант.
Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас
проблемы?
Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже,
чем его друзья.
Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку).
Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой.
Родитель: Ну, Максим, подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой.
Логопед: (к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя
вести.
Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит. Ребенок плачет. Логопед:
Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите.