Напоминание

Кинезиологическое развитие межполушарных связей с детьми ОВЗ 5-7 лет


Автор: Екатерина Владимировна Сорокина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д\с 102
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Авторская программа
Тема: Кинезиологическое развитие межполушарных связей с детьми ОВЗ 5-7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Авторская программа

«Кинезиологическое развитие

межполушарных связей у детей 5-7 лет с ОВЗ»

В

последние

годы

актуальность

исследования

проблемы

межполушарного

взаимодействия

объясняется

повышением

случаев

отклонений в развитии у детей дошкольного возраста.

С середины ХХ века проблема межполушарных взаимодействий

стабильно удерживает первое место в исследовательском поле нейронаук. К

«межполушарному дискурсу» постоянно апеллируют также клиницисты,

этологи, лингвисты, педагоги, не говоря уже о средствах массовой

информации.

К настоящему времени имеется достаточно литературных источников,

посвященных феноменологии и научному обсуждению огромного массива

данных о парной работе мозга. Но накал страстей не уменьшается, а

потребность, в такого рода литературе не уменьшается. Это обусловлено,

во)первых, постоянным пополнением «банка данных» в этой области знаний,

а во)вторых, тем очевидным обстоятельством, что многие фундаментальные

работы стали сегодня раритетами, поскольку давно не переиздавались или в

свое время были опубликованы в специальных научных сборниках.

Представления о системной и динамической локализации высших

психических

процессов

стимулируют

поиск

в

плане

исследования

межполушарного взаимодействия как динамического процесса обеспечения

сложной жизнедеятельности человека, где каждое из полушарий выполняет

свои вполне определенные функции, вносит свой вклад в осуществление

любого психического процесса (Лурия, 1969; Хомская, 1986; Симерницкая,

1985).

Следует отметить, что идея равенства и параллелизма в работе

полушарий привлекла внимание широкой общественности. Представление о

том, что асимметричное использование рук есть результат исключительно

воспитания при потенциальном их функциональном равенстве, легло в

основу создания специальной организации «Общество амбидекстральной

культуры», которую возглавил Дж. Джексон. В 1905 г. он изложил цели

общества в книге «Амбидекстральность, или Двурукость и двуполушарность:

аргумент для естественного развития и рационального обучения».

Итак, понятие «межполушарное взаимодействие» включает в себя

представления:

о доминантности полушарий мозга. Употребление этого термина еще с

50 х годов прошлого века было признано грамотным только в контексте

непременного упоминания, «по отношению к какому фактору (именно

фактору, а не целой функции или процесса), в каких условиях, в каком

возрасте, в каком социокультурном обрамлении»;

о функциональной асимметрии мозга, имеющей нейробиологические,

психофизиологические и психические (фило и онтогенетические) аспекты; то

есть о функциональной ла терализации, специализации левого и правого

полушарий мозга в процессе обеспечения любой психической функции и,

более глобально, целостных стратегий поведения;

о парной работе левого и правого полушарий мозга, то есть о

собственно межполушарных взаимодействиях в актуализации различных

параметров, аспектов психической деятельности в целом и конкретной

психической функции или процесса в частности;

о системе и функциях комиссуральных связей, обеспечивающих

парную работу мозга актуально и на разных этапах онтогенеза; то есть о

структурах и механизмах, которые собственно и реализуют многогранные

межполушарные взаимодействия (координации).

При

несформированности межполушарного

взаимодействия не

происходит полноценного обмена информацией между правым и левым

полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Для

развития

межполушарных

связей

используют

кинезиологические

упражнения. Тем самым

кинезиология, метод развития межполушарного

взаимодействия.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через

определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения

позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное

взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Кинезиология — современное направление телесно-ориентированной

психотерапии, использующее различные двигательные, дыхательные и

энергетические

упражнения

для

коррекции

проблем

в

обучении

и

психоэмоциональном развитии детей.

Кинезиологические упражнения— комплекс движений, позволяющих

активизировать межполушарное взаимодействие.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это

возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не

сформирована.

Успешность обучения детей зависит от своевременного развития

межполушарного

взаимодействия;

развивая

моторику,

мы

создаем

предпосылки для становления многих психических процессов.

Исследования

ученых-физиологов

подтвердили

связь

между

интеллектуальным развитием и пальчиковой моторикой. Уровень развития

речи

детей

также

находится

в

прямой

зависимости

от

степени

сформированности тонких движений рук.

В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей

при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а

также управлению своими эмоциями.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга –

гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию

движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое,

речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой

информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно

связанных

между

собой

системой

нервных

волокон

(мозолистое

тело). Мозолистое

тело

(межполушарные

связи)

находится

между

полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из

двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации

работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Исходя

из

вышесказанного

мною

была

разработана программа

«Кинезиологические упражнения как метод развития

межполушарных

связей у детей 5-7 лет с ОВЗ», основанная на использовании комплекса

кинезиологических упражнений.

Перечисленные выше положения были положены в основу

создания авторской программы, имеющей оздоровительное и коррекционно-

развивающее направления.

Программа составлена в соответствии с ФГОС и программой

воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под

редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Цель данной программы: развитие межполушарных связей через

выполнение систематизированных кинезиологические упражнения.

Задачи:

Синхронизация работы полушарий;

Развитие концентрации внимания и усидчивости, памяти, мышления;

Развитие моторики и точности движений;

Развитие восприятия речевой инструкции и речевой активности;

Развитие скорости реакции и скорость мыслительных процессов;

Нормализуется тонус мышц лица и тела;

Развитие чувства времени и ритма;

Развитие сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации;

Предупреждение дислексии.

Комплекс специальных кинезиологических упражнений для развития

межполушарного взаимодействия. Взаимодействия интеллектуального и

речевого.

Деятельность представляет систему подобранных упражнений на

развитие мелкой моторики, крупной моторики, снятие тонуса с мышц лица,

зрительно - моторная координация. Все упражнения выполняются от

постепенного простого к сложному и производится одновременно правой и

левой сторонами тела: пальцев, рук, ног, языка, глаз.

Это занимательные и необычные занятия для детей, которые они

выполняют с удовольствием. Сначала выполнять сложно, но постепенно,

когда у детей начинает получаться, они сами просят усложнить задания.

Выполняя

инструкции,

дети

концентрируют

все

свое

внимание.

Согласовывая движения с речью, у детей взаимодействуют все мозговые

структуры и части тела, что приводит к нормализации развития интеллекта.

Программа составлена в помощь детям для успешного освоения

образовательных и коррекционно- развивающих занятий, для успешной

подготовке к обучению в школе.

Личностно- ориентированное обучение и воспитание.

Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее

самобытность,

самоценность,

субъектный

опыт

каждого

сначала

раскрывается,

а

затем

согласовывается

с

содержанием

образования.

Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности

субъектного

опыта

самого

воспитанника,

как

важного

источника

индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающее обучение.

Позволяет

выращивать

в

ребенке

творческие

способности

и

потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и

поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуальное обучение.

Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей

развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для

занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе.

Кроме того, данная программа позволяет наиболее эффективно развивать

навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные технологии.

В современном мире при все нарастающем потоке информации не

обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий.

На занятиях в совместной деятельности часто применяются упражнения на

общение в коллективе, музыкальное оформление, организуются шуточные

игры.

Развитие творчества.

Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание

идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у

воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки

в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая технология.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде

формируется

готовность

к

общественно-значимой

и

общественно-

оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные

ценности - играя.

Проектная технология.

Одна

из

современных

интерактивных

технологий

обучения.

Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности,

проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и

принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

При выстраивании педагогического процесса по коррекционному

развитию дошкольников с ОВЗ положены следующие принципы:

Принцип систематичности учитывая структуры различных дефектов,

определяет ведущее нарушение и соотносит первичные и вторичные

дефекты. Речь является наиболее сложным психическим процессом, поэтому

даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся

речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при

устранении речевых расстройств.

Комплексный принцип воздействия особо важен при таких сложных

речевых нарушениях как дизартрия и заикание, СНР и ОНР. Принцип

дифференцированного

подхода

осуществляется

с

учетом

этиологии

нарушения, симптоматики, структуры речевых дефектов, индивидуальных и

возрастных особенностей ребенка. В процессе логопедической работы важно

учитывать уровень развития речи, особенности психических процессов,

уровень познавательной деятельности.

Принцип

поэтапности

представляет

собой

сложный

процесс

логопедического воздействия, т.е. исправление недостатков происходит в

несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и

приемы исправления. Происходит постепенный переход от одного этапа к

следующему — от более простого к более сложному.

Онтогенетический

принцип,

т.е.

учитывая

развитие

речи

в

онтогенезе: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

Исправлять звуки в речи ребенка нужно в той же последовательности, в

какой они появились в процессе его развития.

Воспитывать личность, учитывая особенности ее формирования, в

связи

с

различными

видами

нарушения

один

из

принципов

логопедического воздействия. Этот принцип особенно актуален при работе с

детьми, у которых имеются сложные дефекты речи.

При коррекционной работе учитывается ведущая деятельность детей

дошкольного

возраста.

В

этом

заключается

смысл

деятельностного

принципа. Разным возрастам соответствует свой вид ведущей деятельности.

В дошкольном возрасте это игра, с помощью которой обогащается

словарный запас, развиваются лексическая, грамматическая формы речи,

происходит

формирование

личности

ребенка.

Через

игру

в

данной

программе,

развиваем

интеллектуальные

способности

и

речевые

компоненты языковой системы.

Принцип естественного речевого общения предполагает различные

ситуации, в которых оказывается ребенок. Сначала они моделируются на

занятиях, а затем закрепляются в обычных условиях при помощи родителей,

воспитателей. Окружение ребенка должно быть информировано о виде

дефекта, о задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с учителем-

логопедом.

Принцип гуманизации

предполагает умение педагога встать на

позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и

эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра.

Принцип дифференциации

заключается в создании оптимальных

условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения умений,

знаний.

Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве со всеми

специалистами ДОУ.

Средства реализации поставленных задач:

- развивающая предметно – пространственная среда;

- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение,

развивающие упражнения);

Ожидаемые результаты

соотнесены

с

задачами и содержанием

программы:

1.

Синхронизация работы левого и правого полушарий;

2.

Развитие концентрации внимания и усидчивости, памяти, мышления;

3.

Развитие моторики и точности движений;

4.

Развитие восприятия речевой инструкции и речевой активности;

5.

Развитие скорости реакции и скорость мыслительных процессов;

6.

Нормализации тонуса мышц лица и тела;

7.

Развитие чувства времени и ритма;

8.

Развитие сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации;

9.

Подготовка ребенка к успешному освоению учебной деятельности.



В раздел образования