Автор: Екатерина Владимировна Сорокина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д\с 102
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Авторская программа
Тема: Кинезиологическое развитие межполушарных связей с детьми ОВЗ 5-7 лет
Раздел: дошкольное образование
Авторская программа
«Кинезиологическое развитие
межполушарных связей у детей 5-7 лет с ОВЗ»
В
последние
годы
актуальность
исследования
проблемы
межполушарного
взаимодействия
объясняется
повышением
случаев
отклонений в развитии у детей дошкольного возраста.
С середины ХХ века проблема межполушарных взаимодействий
стабильно удерживает первое место в исследовательском поле нейронаук. К
«межполушарному дискурсу» постоянно апеллируют также клиницисты,
этологи, лингвисты, педагоги, не говоря уже о средствах массовой
информации.
К настоящему времени имеется достаточно литературных источников,
посвященных феноменологии и научному обсуждению огромного массива
данных о парной работе мозга. Но накал страстей не уменьшается, а
потребность, в такого рода литературе не уменьшается. Это обусловлено,
во)первых, постоянным пополнением «банка данных» в этой области знаний,
а во)вторых, тем очевидным обстоятельством, что многие фундаментальные
работы стали сегодня раритетами, поскольку давно не переиздавались или в
свое время были опубликованы в специальных научных сборниках.
Представления о системной и динамической локализации высших
психических
процессов
стимулируют
поиск
в
плане
исследования
межполушарного взаимодействия как динамического процесса обеспечения
сложной жизнедеятельности человека, где каждое из полушарий выполняет
свои вполне определенные функции, вносит свой вклад в осуществление
любого психического процесса (Лурия, 1969; Хомская, 1986; Симерницкая,
1985).
Следует отметить, что идея равенства и параллелизма в работе
полушарий привлекла внимание широкой общественности. Представление о
том, что асимметричное использование рук есть результат исключительно
воспитания при потенциальном их функциональном равенстве, легло в
основу создания специальной организации «Общество амбидекстральной
культуры», которую возглавил Дж. Джексон. В 1905 г. он изложил цели
общества в книге «Амбидекстральность, или Двурукость и двуполушарность:
аргумент для естественного развития и рационального обучения».
Итак, понятие «межполушарное взаимодействие» включает в себя
представления:
о доминантности полушарий мозга. Употребление этого термина еще с
50 х годов прошлого века было признано грамотным только в контексте
непременного упоминания, «по отношению к какому фактору (именно
фактору, а не целой функции или процесса), в каких условиях, в каком
возрасте, в каком социокультурном обрамлении»;
о функциональной асимметрии мозга, имеющей нейробиологические,
психофизиологические и психические (фило и онтогенетические) аспекты; то
есть о функциональной ла терализации, специализации левого и правого
полушарий мозга в процессе обеспечения любой психической функции и,
более глобально, целостных стратегий поведения;
о парной работе левого и правого полушарий мозга, то есть о
собственно межполушарных взаимодействиях в актуализации различных
параметров, аспектов психической деятельности в целом и конкретной
психической функции или процесса в частности;
о системе и функциях комиссуральных связей, обеспечивающих
парную работу мозга актуально и на разных этапах онтогенеза; то есть о
структурах и механизмах, которые собственно и реализуют многогранные
межполушарные взаимодействия (координации).
При
несформированности межполушарного
взаимодействия не
происходит полноценного обмена информацией между правым и левым
полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Для
развития
межполушарных
связей
используют
кинезиологические
упражнения. Тем самым
кинезиология, метод развития межполушарного
взаимодействия.
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через
определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения
позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное
взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Кинезиология — современное направление телесно-ориентированной
психотерапии, использующее различные двигательные, дыхательные и
энергетические
упражнения
для
коррекции
проблем
в
обучении
и
психоэмоциональном развитии детей.
Кинезиологические упражнения— комплекс движений, позволяющих
активизировать межполушарное взаимодействие.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это
возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не
сформирована.
Успешность обучения детей зависит от своевременного развития
межполушарного
взаимодействия;
развивая
моторику,
мы
создаем
предпосылки для становления многих психических процессов.
Исследования
ученых-физиологов
подтвердили
связь
между
интеллектуальным развитием и пальчиковой моторикой. Уровень развития
речи
детей
также
находится
в
прямой
зависимости
от
степени
сформированности тонких движений рук.
В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей
при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а
также управлению своими эмоциями.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга –
гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию
движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое,
речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой
информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно
связанных
между
собой
системой
нервных
волокон
(мозолистое
тело). Мозолистое
тело
(межполушарные
связи)
находится
между
полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из
двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации
работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Исходя
из
вышесказанного
мною
была
разработана программа
«Кинезиологические упражнения как метод развития
межполушарных
связей у детей 5-7 лет с ОВЗ», основанная на использовании комплекса
кинезиологических упражнений.
Перечисленные выше положения были положены в основу
создания авторской программы, имеющей оздоровительное и коррекционно-
развивающее направления.
Программа составлена в соответствии с ФГОС и программой
воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под
редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Цель данной программы: развитие межполушарных связей через
выполнение систематизированных кинезиологические упражнения.
Задачи:
Синхронизация работы полушарий;
Развитие концентрации внимания и усидчивости, памяти, мышления;
Развитие моторики и точности движений;
Развитие восприятия речевой инструкции и речевой активности;
Развитие скорости реакции и скорость мыслительных процессов;
Нормализуется тонус мышц лица и тела;
Развитие чувства времени и ритма;
Развитие сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации;
Предупреждение дислексии.
Комплекс специальных кинезиологических упражнений для развития
межполушарного взаимодействия. Взаимодействия интеллектуального и
речевого.
Деятельность представляет систему подобранных упражнений на
развитие мелкой моторики, крупной моторики, снятие тонуса с мышц лица,
зрительно - моторная координация. Все упражнения выполняются от
постепенного простого к сложному и производится одновременно правой и
левой сторонами тела: пальцев, рук, ног, языка, глаз.
Это занимательные и необычные занятия для детей, которые они
выполняют с удовольствием. Сначала выполнять сложно, но постепенно,
когда у детей начинает получаться, они сами просят усложнить задания.
Выполняя
инструкции,
дети
концентрируют
все
свое
внимание.
Согласовывая движения с речью, у детей взаимодействуют все мозговые
структуры и части тела, что приводит к нормализации развития интеллекта.
Программа составлена в помощь детям для успешного освоения
образовательных и коррекционно- развивающих занятий, для успешной
подготовке к обучению в школе.
Личностно- ориентированное обучение и воспитание.
Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее
самобытность,
самоценность,
субъектный
опыт
каждого
сначала
раскрывается,
а
затем
согласовывается
с
содержанием
образования.
Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности
субъектного
опыта
самого
воспитанника,
как
важного
источника
индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающее обучение.
Позволяет
выращивать
в
ребенке
творческие
способности
и
потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и
поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуальное обучение.
Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей
развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для
занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе.
Кроме того, данная программа позволяет наиболее эффективно развивать
навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные технологии.
В современном мире при все нарастающем потоке информации не
обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий.
На занятиях в совместной деятельности часто применяются упражнения на
общение в коллективе, музыкальное оформление, организуются шуточные
игры.
Развитие творчества.
Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание
идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у
воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки
в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая технология.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде
формируется
готовность
к
общественно-значимой
и
общественно-
оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные
ценности - играя.
Проектная технология.
Одна
из
современных
интерактивных
технологий
обучения.
Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности,
проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и
принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
При выстраивании педагогического процесса по коррекционному
развитию дошкольников с ОВЗ положены следующие принципы:
Принцип систематичности учитывая структуры различных дефектов,
определяет ведущее нарушение и соотносит первичные и вторичные
дефекты. Речь является наиболее сложным психическим процессом, поэтому
даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся
речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при
устранении речевых расстройств.
Комплексный принцип воздействия особо важен при таких сложных
речевых нарушениях как дизартрия и заикание, СНР и ОНР. Принцип
дифференцированного
подхода
осуществляется
с
учетом
этиологии
нарушения, симптоматики, структуры речевых дефектов, индивидуальных и
возрастных особенностей ребенка. В процессе логопедической работы важно
учитывать уровень развития речи, особенности психических процессов,
уровень познавательной деятельности.
Принцип
поэтапности
представляет
собой
сложный
процесс
логопедического воздействия, т.е. исправление недостатков происходит в
несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и
приемы исправления. Происходит постепенный переход от одного этапа к
следующему — от более простого к более сложному.
Онтогенетический
принцип,
т.е.
учитывая
развитие
речи
в
онтогенезе: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
Исправлять звуки в речи ребенка нужно в той же последовательности, в
какой они появились в процессе его развития.
Воспитывать личность, учитывая особенности ее формирования, в
связи
с
различными
видами
нарушения
—
один
из
принципов
логопедического воздействия. Этот принцип особенно актуален при работе с
детьми, у которых имеются сложные дефекты речи.
При коррекционной работе учитывается ведущая деятельность детей
дошкольного
возраста.
В
этом
заключается
смысл
деятельностного
принципа. Разным возрастам соответствует свой вид ведущей деятельности.
В дошкольном возрасте это игра, с помощью которой обогащается
словарный запас, развиваются лексическая, грамматическая формы речи,
происходит
формирование
личности
ребенка.
Через
игру
в
данной
программе,
развиваем
интеллектуальные
способности
и
речевые
компоненты языковой системы.
Принцип естественного речевого общения предполагает различные
ситуации, в которых оказывается ребенок. Сначала они моделируются на
занятиях, а затем закрепляются в обычных условиях при помощи родителей,
воспитателей. Окружение ребенка должно быть информировано о виде
дефекта, о задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с учителем-
логопедом.
Принцип гуманизации
предполагает умение педагога встать на
позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и
эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра.
Принцип дифференциации
заключается в создании оптимальных
условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения умений,
знаний.
Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве со всеми
специалистами ДОУ.
Средства реализации поставленных задач:
- развивающая предметно – пространственная среда;
- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение,
развивающие упражнения);
Ожидаемые результаты
соотнесены
с
задачами и содержанием
программы:
1.
Синхронизация работы левого и правого полушарий;
2.
Развитие концентрации внимания и усидчивости, памяти, мышления;
3.
Развитие моторики и точности движений;
4.
Развитие восприятия речевой инструкции и речевой активности;
5.
Развитие скорости реакции и скорость мыслительных процессов;
6.
Нормализации тонуса мышц лица и тела;
7.
Развитие чувства времени и ритма;
8.
Развитие сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации;
9.
Подготовка ребенка к успешному освоению учебной деятельности.