Напоминание

"Главный сказочный урок"


Автор: Анненкова Алена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №45"
Населённый пункт: г. Братск Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Главный сказочный урок"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Главный сказочный урок»

Использование сказки при обучении детей дошкольного возрас-

та правилам безопасного поведения
Сегодня каждый человек на улице, в быту, в природе может встретиться с рядом опасностей, которые необходимо уметь предвидеть, избегать, а если опасность случилась, то действовать. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека. Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу испытываем мы за самых беззащитных граждан – де- тей. Ежедневно работники МЧС России получают тревожные сводки о чрез- вычайных ситуациях, жертвами которых становятся наши дети. Задача взрос- лых, родителей и педагогов, состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выде- лить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукосни- тельно, т.к. от этого зависит их здоровье и безопасность. Но ребенок должен не просто запомнить правила собственной безопасности, но и задуматься над тем, что должен сам отвечать за свою безопасность и безопасность окружаю- щих его людей, животных, растений. Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности в младшем дошкольном возрасте используются специально подобранные произведения художественной литературы, а особенно сказки.
Ведь они заставляют ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруд- нительно или невозможно для него в повседневной жизни. Русские народные сказки являются ценным материалом в развитии у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения в разнооб- разных опасных ситуациях. Сказки – это учебник, по которому маленький че- ловек начинает учиться жить. В сказках всё – по законам реальной жизни. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их – жизненный опыт многих поколений. Сказки – многослойны, один из слоев – те самые уроки безопасности, кото- рые должны усвоить дети. В народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. И малыш впитывает её бук- вально с молоком матери. Причем важная для детей информация подается в самой доступной форме – образах и символах. Она действует не на разум, а на подсознание, ведь то, что человек прочно усвоил в раннем детстве, бессо- знательно усвоил (буквально впитал с молоком матери), останется с ним на всю жизнь. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, дошкольни- ки легко усваивают, что в «другом» большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, ребенок научится бдитель- ности и осторожности. Причём (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир – разный, что есть внем и добрые, злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окру- жение ты попадешь. А если вдруг попадешь в переделку – как из неё выбе- решься, чтоб вернутся домой целым и невредимым. Например:  будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают слу - чаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно. («Гуси - лебеди»);  не покупайся на лестные предложения. Если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Дер- жись, помощь придет. («Кот, петух и лиса»);
 слепая доверчивость опасна. Никого не пускай к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла («Заюшкина избушка», «Волк и семеро коз- лят»);  не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни складыва- лись обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать («Гуси-лебеди», «Лисица и волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.) Чтобы дети лучше запомнили, надо применять следующие простые пра- вила:  Определить для себя: какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в сказке.  Рассказывать сказки. Можно, конечно, и читать, но - устный строй речи отличается: он более теплый, более доверительный...  Показать свое отношение к героям, к происходящим событиям.  Задавать вопросы по содержанию сказки и побуждать малыша задавать вопросы .  Реагировать эмоционально.  Повторять. Время от времени возвращаться к обсуждению сказки жела- тельно. Закрепление пройденного проводить по-разному. Сказочных ге- роев не обязательно покупать в магазине, можно вылепить их из пла- стилина, нарисовать и вырезать из бумаги и картона. Очень интересно играть, разместив сказочных героев на пальцах. В магазинах продаются готовые, но можно сделать и самим из пробок, коробочек, тряпочек и ниток. Дети старшего дошкольного возраста могут придумывать к знако- мым сказкам свои концовки. В процессе этого развивается воображе- ние, снимается напряжение. А ребята приходят к выводу: безвыходных ситуаций не бывает, всегда есть выход, главное – не растеряться. У каждой сказки есть своя мораль, и не одна, из каждой можно (и нужно) сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, дети идут во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждая дополняет и расширяет пре-
дыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой под- растающему человеку придется столкнуться в реальной жизни. Данные приемы помогают готовить ребенка к встрече с возможными трудностями, формировать представления о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения. Литература 1. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: - 5-е изд. – М.:. Просвящение,2006.- 94 с. 2. З.Некрасова, Н.Некрасова Без опасности: От рождения до школы. – М.: ООО Издательство «София», 2008. – 176с. 3. Шорыгина Т.А. «Основы безопасности», Москва, «Сфера», 2006.- 80с.


В раздел образования