Автор: Анненкова Алена Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №45" Населённый пункт: г. Братск Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Главный сказочный урок" Раздел: дошкольное образование
Использование сказки при обучении детей дошкольного возрас-
та правилам безопасного поведения
Сегодня каждый человек на улице, в быту, в природе может встретиться
с рядом опасностей, которые необходимо уметь предвидеть, избегать, а если
опасность случилась, то действовать.
Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности,
когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со
временем изменились условия жизни человека. Ни для кого не секрет, что
сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка
вызывает беспокойство у людей всей планеты.
Особую тревогу испытываем мы за самых беззащитных граждан – де-
тей. Ежедневно работники МЧС России получают тревожные сводки о чрез-
вычайных ситуациях, жертвами которых становятся наши дети. Задача взрос-
лых, родителей и педагогов, состоит в том, чтобы не только самим оберегать
и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными
сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выде-
лить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукосни-
тельно, т.к. от этого зависит их здоровье и безопасность. Но ребенок должен
не просто запомнить правила собственной безопасности, но и задуматься над
тем, что должен сам отвечать за свою безопасность и безопасность окружаю-
щих его людей, животных, растений.
Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных
правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их
соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности в
младшем
дошкольном
возрасте
используются
специально
подобранные
произведения художественной литературы, а особенно сказки.
Ведь они заставляют ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруд-
нительно или невозможно для него в повседневной жизни.
Русские народные сказки являются ценным материалом в развитии у детей
дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения в разнооб-
разных опасных ситуациях. Сказки – это учебник, по которому маленький че-
ловек начинает учиться жить. В сказках всё – по законам реальной жизни.
Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их – жизненный
опыт многих поколений.
Сказки – многослойны, один из слоев – те самые уроки безопасности, кото-
рые должны усвоить дети. В народных сказках есть четкая инструкция о том,
что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. И малыш впитывает её бук-
вально с молоком матери. Причем важная для детей информация подается в
самой доступной форме – образах и символах. Она действует не на разум, а
на подсознание, ведь то, что человек прочно усвоил в раннем детстве, бессо-
знательно усвоил (буквально впитал с молоком матери), останется с ним на
всю жизнь. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, дошкольни-
ки легко усваивают, что в «другом» большом мире необходимо соблюдать
определенные правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью,
не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти
нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, ребенок научится бдитель-
ности и осторожности. Причём (что очень важно!) не запугивая и не очерняя
окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир – разный, что
есть внем и добрые, злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окру-
жение ты попадешь. А если вдруг попадешь в переделку – как из неё выбе-
решься, чтоб вернутся домой целым и невредимым. Например:
будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают слу -
чаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно. («Гуси - лебеди»);
не покупайся на лестные предложения. Если тебя обхитрили (обманули) и ты
попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Дер-
жись, помощь придет. («Кот, петух и лиса»);
слепая доверчивость опасна. Никого не пускай к себе домой, когда ты один.
Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет.
Вдруг это хитрая лиса пришла («Заюшкина избушка», «Волк и семеро коз-
лят»);
не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни складыва-
лись обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать
(«Гуси-лебеди», «Лисица и волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
и др.)
Чтобы дети лучше запомнили, надо применять следующие простые пра-
вила:
Определить для себя: какие полезные уроки для ребенка зашифрованы
в сказке.
Рассказывать сказки. Можно, конечно, и читать, но - устный строй речи
отличается: он более теплый, более доверительный...
Показать свое отношение к героям, к происходящим событиям.
Задавать вопросы по содержанию сказки и побуждать малыша задавать
вопросы .
Реагировать эмоционально.
Повторять. Время от времени возвращаться к обсуждению сказки жела-
тельно. Закрепление пройденного проводить по-разному. Сказочных ге-
роев не обязательно покупать в магазине, можно вылепить их из пла-
стилина, нарисовать и вырезать из бумаги и картона. Очень интересно
играть, разместив сказочных героев на пальцах. В магазинах продаются
готовые, но можно сделать и самим из пробок, коробочек, тряпочек и
ниток.
Дети старшего дошкольного возраста могут придумывать к знако-
мым сказкам свои концовки. В процессе этого развивается воображе-
ние, снимается напряжение. А ребята приходят к выводу: безвыходных
ситуаций не бывает, всегда есть выход, главное – не растеряться.
У каждой сказки есть своя мораль, и не одна, из каждой можно (и нужно)
сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, дети идут во взрослую
жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от
сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждая дополняет и расширяет пре-
дыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой под-
растающему человеку придется столкнуться в реальной жизни.
Данные приемы помогают готовить ребенка к встрече с возможными
трудностями, формировать представления о необходимости соблюдения мер
предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.
Литература
1.
К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина Как обеспечить безопасность дошкольников:
конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: - 5-е изд.
– М.:. Просвящение,2006.- 94 с.
2.
З.Некрасова, Н.Некрасова Без опасности: От рождения до школы. – М.: ООО
Издательство «София», 2008. – 176с.
3.
Шорыгина Т.А. «Основы безопасности», Москва, «Сфера», 2006.- 80с.