Напоминание

О заинтересованности и внимании.


Автор: Поджарова Елена Геннадьевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ШИ г.Выборг"
Населённый пункт: Ленинградская область. город Выборг
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: О заинтересованности и внимании.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Поджарова Елена Геннадьевна.

МБУДО «ШИ г. Выборга»

Преподаватель

О заинтересованности и внимании

Как заинтересовать и увлечь за собой ребенка с первых встреч в огромный мир музыки,

научить маленького музыканта понимать слушать, переживать, а также очень много

работать.

Каждому педагогу хорошо известно насколько ученик все усваивает, если он

заинтересован работой, сосредоточен, внимателен. Такое состояние с физиологической

точки зрения является свойством нервной системы реагировать на всякое новое

необычное раздражение. Такую реакцию на новизну можно назвать ориентировочный

рефлексом «что такое?». В момент действия ориентировочного рефлекса органы чувств

максимально мобилизуются на восприятие объекта его вызвавшего. Организация такого

восприятия получила в психологии названия внимания, сосредоточенность. При наличии

сосредоточенности, все условные рефлексы усваиваются гораздо быстрее и прочнее,

ориентировочный рефлекс составляет физиологическую основу внимания. Но этот же

рефлекс обладает и другими свойствами. Как только новизна восприятия прошла, и

интенсивность реакции возбуждения уступает место торможению, а при наступлении

торможения усвоение навыка затрудняется. Чтобы преодолеть действие

ориентировочного рефлекса, необходимо поддерживать новизну впечатления. Ведь

восприятие каждого предмета и явления может быть все более детальным и бесконечно

новым, если освещать различные стороны предмета. То есть надо уметь многогранно и

красочно его преподнести. В этом и заключается искусство чтеца, актера, музыканта-

исполнителя и в еще большей степени искусство педагога. Преподаватель, который

находит способы вызвать и поддержать интерес ребенка к занятиям и вместе с тем уметь

использовать каждый момент, когда эта заинтересованность исходит от самого ученика

всегда добивается больших результатов. Чем можно заинтересовать ученика с первого

урока? Ведь заинтересованность должна носить профессиональный характер, а не

отвлеченно-развлекательный.

О рассеянности

Люди, которые обладают недостаточной подвижностью нервных мозговых процессов

обычно бывают рассеянны им трудно сосредоточиться, легко отвлекаются даже слабыми

раздражителями. Это свойство почти у всех детей. У взрослого такая рассеянность может

эпизодически возникать вследствие сильного утомления или истощения нервной

системы. Степень рассеянности зависит от типа нервной деятельности и в какой-то мере

от полученного воспитания. Но у людей умственного труда (ученые, музыканты и другие),

рассеянность возникает от большей силы нервных процессов.

Рассеянность ребенка может возникнуть от того, что он не приучен еще к каким-либо

обязанностям, требующим от него самостоятельности и собранности. Эти качества нужно

воспитывать с самого раннего детства, не боясь преждевременно утрудить ребенка. Если эти

качества не привить в семье, то этим должен заняться педагог. С помощью большой

заинтересованности работой можно достигнуть хотя бы кратковременной концентрации

внимания даже у очень рассеянных детей. Результат от выполнения доставляет удовольствие и

следующее задание он выполнит охотнее. Постепенно рассеянность будет уступать место

сосредоточенности, окрики и угрозы не помогут, скорее наоборот. Но один и тот же ученик может

быть внимателен и невнимателен. Но один и тот же ученик на одном предмете хорошо усваивает

на другом нет и здесь вина педагога. Причиной отвлеченности чаще всего является

безответственное отношение ученика к своим обязанностям или отсутствие интереса к данному

предмету. Но есть причины и в самом педагоге-(большое количество замечаний, неудачно

сказанное слово, внешний вид-яркая одежда, украшения и прочее могут отвлечь ученика). Для

поддержания внимания все бывает важно: темы повествования, тембр голоса, динамика речи,

жесты, мимика. Чтобы уметь вдохновить ученика педагог должен уметь сам вдохновляться

(актеры). Прежде всего, не затрудняться в выборе приемов и примеров. Это расхолаживает

ученика. В каждом предмете есть разделы трудные или малоинтересные. Большое значение

имеет то, как распределить материал. Если начать с трудного, а закончить легким и интересным,

то зная свойство внимания (непроизвольное и произвольное), следует сначала подготовить

восприимчивость ученика, а затем чередовать трудное с легким. В самом начале урока

поделиться какой-либо интересной мыслью или фактом (вызвать повышенный тонус,

оптимальный очаг возбуждения) и преподать небольшое количество трудного или скучного

материала. На возбужденной коре он воспринимается легко и может показаться даже

интересным, хотя интерес был вызван и не им. Этот прием как показала практика, себя

оправдывает.

О заинтересованности.

Как известно первоначальный период игры на домре связан в основном с освоением

постановки. Это утомительный и малоинтересный процесс для ребенка, так как он учится

только правильно держать инструмент. Поэтому необходимо с первых уроков помимо

освоения постановки рук, заниматься развитием и других музыкальных навыков 9 пение,

подбор песенок на рояле, изучение нотной грамоты). Эти новые навыки потребуют от

ученика активных действий и заинтересуют его. Долгое занятие одним и тем же быстро

притупляет внимание ученика. Включение же нескольких объектов в процессе урока

позволяет чередовать их примерно через каждые 5 минут не утомляя внимания. Очень

хорошие результаты для повышения заинтересованности дают занятия одновременно с

двумя учениками по очереди. Показывая какой-либо новый навык одному ученику,

педагог одновременно обращается к другому, чтобы то внимательно слушая посмотрел и

затем выполнил тоже самое. Соревнуясь на каждом уроке оба ученика, быстрее

усваивают. Коллективные уроки полезны и тем, что педагогу представляется возможность

в некоторых случаях воздействовать на одного ученика непосредственно через другого,

если ученик обидчив и самолюбив и на замечания педагога оказывает противодействие, а

не исправляет ошибок. Занимаясь с другим учеником, объяснит, что бывают недостатки и

привычки, которые мешают домристу и их следует избегать и ученик примет к усвоению

слова педагога. И еще педагог предлагает одному из них позаниматься с другим

(проверит правильно или нет постановка). На следующем уроке они меняются ролями.

Этот метод заинтересует, активизирует, укрепляет знания, приучает к каждому своему

навыку относиться осознанно, внимательно, требовательно.

О внимании.

Внимание бывает непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание

возникает у ребенка по каждому интересующему его поводу, оно легко переключается с

одного объекта на другой. Задача педагога в данном случае суметь сосредоточить

внимание ученика в нужном направлении. Лучшим средством является здесь вовлечение

ученика в активную интересную работу, конкретную задачу-цель. Увлекаясь, он будет

более продолжительное время сосредоточен и внимателен. В силу усталости скучного

однообразия отдельных этапов всякого рода отвлекающих впечатлений,

непосредственное внимание неизбежно будет ослабляться. Таким образом внимание

всякой работы требует участия и произвольного внимания, а также непосредственно

постоянно их чередования.

Например, надо подобрать песенку. На рояле ученик одним пальцем подбирает песенку

(это непроизвольное внимание), а на домре чтобы подобрать надо преодолеть целый ряд

не интересных для него трудностей, связанных с постановкой рук. Для этого требуется

некоторое усилие, надо постараться быть внимательным. Это будет произвольное

внимание, в основе которого лежит интерес к результату данной работы. Взрослому

человеку в поддержании произвольного внимания помогает сила воля сознательности,

чувство долга, но ребенку надо еще помочь воспитать эти качества, ставя перед ним по

возможности интересные и выполнимые цели. Правильно поставленная цель и

моральная поддержка со стороны педагога в том, что ученик сможет успешно достичь

цели, способствует быстрому развитию произвольного внимания.

Объём внимания.

Какое же количество объектов может ученик охватить вниманием одновременно? Объём

внимания зависит от тренировки. Ребенок, который учится читать, читает по буквам, и

каждая буква на какой-то момент приковывает к себе внимание и осознается как бы

изолированно. Взрослый человек читает не по буквам, а сразу целыми словами, фразами.

То же относится и к игре по нотам, В начале ученик очень медленно охватывает

вниманием каждую ноту, затем в результате тренировки он видит не только ноту, но

одновременно обращает внима7ние на ее длительность, высоту и далее воспринимает

целую группу нот и так далее. Такое комплексное внимание, когда целая группа объектов

может восприниматься как один объект, вырабатывается в результате объекта в

отдельности. Развитие комплексного внимания особенно необходимо при чтении нот с

листа.

Внимание концентрированное и распределение его.

Каждый новый навык должен вырабатываться при концентрированном внимании. При

тщательном контроле сознания. При совершенствовании навыка концентрация внимания

будет постепенно снижаться, и ученик научится распределять внимание. Он будет

концентрировать свои действия как бы издалека и наконец, когда навык

автоматизируется, внимание освободится для усвоения новых навыков. Такое свойство

нервной системы дает возможность накопления, громадного числа навыков, которые

могут действовать одновременно и безошибочно. Если в выполняемую работу

вкрадывается ошибка, значит какой-то из навыков был усвоен недостаточно. Чтобы

успешно выполнить одновременно две работы, надо по крайней мере одной из них

владеть настолько, чтобы она была отработана до автоматизма, чтобы требовалось лишь

время от времени сознательно контролировать ее.

О воспитании внимания.

Если человек ничем серьезно не интересуется не будет иметь хорошего внимания.

Первое условие — это наличие достаточно широких и устойчивых интересов,

устремлений. Внимание поддается развитию, если этим серьезно заниматься. Нужно

заставлять учеников ежедневно тренировать свое внимание, сосредотачивая его в любой

момент и на любом предмете. Приучая работать в неблагоприятных условиях, чтобы

уметь бороться с отвлекающими раздражителями. Это чрезвычайно важное качество,

особенно в момент публичного выступления и его необходимо воспитывать в наших

учениках. При выходе на сцену внимание исполнителя рассеивается. Для того, чтобы

отвлечься от зрительного зала, надо увлекаться тем, что на сцене. Увлеченность

играемыми произведениями воспитывается у исполнителя в период его изучения

познавания. Но на сцене эта увлеченность исчезает из-за рассеивания внимания. С

помощью систематических упражнений нужно приучать учеников удерживать внимание

на сцене, сначала на одной ближайшей точке (малый круг внимания) с тем, чтобы в

данный момент ничего не отвлекало, затем на средней и дальней. Такие упражнения

имеют быть место в музыкальных школах в классе по специальности.



В раздел образования