Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в школе


Автор: Елена Николаевна Лошакова
Должность: Учитель
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №3
Населённый пункт: Ипатовский городской округ, с.Большая Джалга
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в школе
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в школе

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для

всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу

специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что

здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать

или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты

всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с

получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье

ребенка,

его

социально-психологическая

адаптация,

нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он

живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,

т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени

его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее

интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся

жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам

окружающей среды.

По

данным

Института

возрастной

физиологии

РАО,

школьная

образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с

действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих

здоровье детей школьного возраста.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса

создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят

к

поломке

механизмов

саморегуляции

физиологических

функций

и

способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая

система

школьного

образования

имеет

здоровьезатратный

характер.

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем

здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической

работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью.

Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в

сохранении

и

укреплении

здоровья

учащихся.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению

Н.К.

Смирнова,

-

это

все

те

психолого-педагогические

технологии,

программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся

культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и

укреплению,

формирование

представления

о

здоровье

как

ценности,

мотивацию

на

ведение

здорового

образа

жизни.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом

зависят

функциональное

состояние

школьников

в

процессе

учебной

деятельности,

возможность

длительно

поддерживать

умственную

работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное

наступление

утомления.

Практически

все

исследователи

сходятся

во

мнении,

что

урок,

организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен

приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и

выраженными формами утомления.

Для

снятия

эмоционального

напряжения

еобходимо

спользование

игровых

технологий,

игровых

обучающих

программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических

экскурсов.

Этот

прием

позволяет

решить

одновременно

несколько

различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им

сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую

значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной

познавательной деятельности и т. п.

Хороший

эффект

дает

использование

интерактивных

обучающих

программ,

которые

вызывают

неизменный

интерес

у

школьников,

одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно

отметить

и

прием

использования

литературных

произведений,

иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции:

«Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь,

поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы

скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от

темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же

введение в урок литературных или исторических отступлений способствует

не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению

межпредметных

связей,

а

также

и

воспитательным

целям.

Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт

школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается

задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется

дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого

ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к

каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика

выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок,

поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор

или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал,

которым

может

располагать

педагог,

стремящийся

к

раскрытию

способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или

замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои

знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает

эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не

справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и

напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных

психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку

зрения.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и

эмоциональной

приподнятости

работоспособность

класса

заметно

повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному

усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых

гигиенических и психологических условий для организации учебной

деятельсти, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду

здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья

человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со

школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у

него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно

вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не

только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но

и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной

жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Так, на уроках химии, физики практически любая изучаемая тема может

быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих

формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда

же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных

случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных

бытовых ситуациях.

Среди

здоровьесберегающих

технологий

можно

особо

выделить

технологии

личностно-ориентированного

обучения,

учитывающие

особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное

раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной

деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве,

разнообразные игровые технологии.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии

позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в

психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря

использованию

современных

технологий

оказывается

возможным

обеспечить

наиболее

комфортные

условия

каждому

ученику,

учесть

индивидуальные

особенности

каждого

ребенка,

а

следовательно,

минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его

здоровью.



В раздел образования