Автор: Елена Николаевна Лошакова
Должность: Учитель
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №3
Населённый пункт: Ипатовский городской округ, с.Большая Джалга
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в школе
Раздел: среднее образование
Здоровьесберегающие технологии в школе
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для
всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу
специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что
здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать
или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты
всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с
получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье
ребенка,
его
социально-психологическая
адаптация,
нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он
живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,
т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени
его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее
интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся
жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам
окружающей среды.
По
данным
Института
возрастной
физиологии
РАО,
школьная
образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с
действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих
здоровье детей школьного возраста.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса
создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят
к
поломке
механизмов
саморегуляции
физиологических
функций
и
способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая
система
школьного
образования
имеет
здоровьезатратный
характер.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем
здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической
работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью.
Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в
сохранении
и
укреплении
здоровья
учащихся.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению
Н.К.
Смирнова,
-
это
все
те
психолого-педагогические
технологии,
программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся
культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и
укреплению,
формирование
представления
о
здоровье
как
ценности,
мотивацию
на
ведение
здорового
образа
жизни.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом
зависят
функциональное
состояние
школьников
в
процессе
учебной
деятельности,
возможность
длительно
поддерживать
умственную
работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное
наступление
утомления.
Практически
все
исследователи
сходятся
во
мнении,
что
урок,
организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен
приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и
выраженными формами утомления.
Для
снятия
эмоционального
напряжения
еобходимо
спользование
игровых
технологий,
игровых
обучающих
программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических
экскурсов.
Этот
прием
позволяет
решить
одновременно
несколько
различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им
сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую
значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной
познавательной деятельности и т. п.
Хороший
эффект
дает
использование
интерактивных
обучающих
программ,
которые
вызывают
неизменный
интерес
у
школьников,
одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно
отметить
и
прием
использования
литературных
произведений,
иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.
Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции:
«Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь,
поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы
скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от
темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же
введение в урок литературных или исторических отступлений способствует
не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению
межпредметных
связей,
а
также
и
воспитательным
целям.
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт
школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается
задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется
дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого
ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к
каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика
выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок,
поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор
или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал,
которым
может
располагать
педагог,
стремящийся
к
раскрытию
способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или
замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои
знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает
эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не
справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и
напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных
психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку
зрения.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и
эмоциональной
приподнятости
работоспособность
класса
заметно
повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному
усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых
гигиенических и психологических условий для организации учебной
деятельсти, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду
здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья
человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со
школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у
него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно
вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не
только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но
и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной
жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Так, на уроках химии, физики практически любая изучаемая тема может
быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих
формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда
же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных
случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных
бытовых ситуациях.
Среди
здоровьесберегающих
технологий
можно
особо
выделить
технологии
личностно-ориентированного
обучения,
учитывающие
особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное
раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной
деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве,
разнообразные игровые технологии.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии
позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в
психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря
использованию
современных
технологий
оказывается
возможным
обеспечить
наиболее
комфортные
условия
каждому
ученику,
учесть
индивидуальные
особенности
каждого
ребенка,
а
следовательно,
минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его
здоровью.