Автор: Трусеева Ирина Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 4
Населённый пункт: п. Верхнебаканский г. Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию "Калейдоскоп музыкальных умений"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 4
муниципального образования город Новороссийск
Методические рекомендации
для родителей
по музыкальному воспитанию
«Калейдоскоп музыкальных умений»
КАЛЕЙДОСКОП МУЗЫКАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
МАМЫ И ПАПЫ!
Знаете ли Вы, что ребёнок, слушая музыку,
познаёт
окружающий
мир
звуков
и
учится
целенаправленно действовать в нём?
Поэтому проверьте, может ли Ваш малыш в 3-4 года
заинтересованно слушать детские песенки;
с радостью узнавать знакомую мелодию;
петь знакомые песни или подпевать отдельные фразы;
различать
музыкальные
звуки
по
характеру
звучания,
длительности, высоте;
танцевать и играть под музыку;
ритмично выполнять движения;
с выразительностью исполнять песни, пляски, игры, упражнения.
Помогайте ребёнку воспитывать интерес к музыке, развиваться и
ощущать радость!
КАЛЕЙДОСКОП МУЗЫКАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
РОДИТЕЛИ!
У ребёнка к 5 годам отмечается большой интерес к музыке
и уже достаточно развита музыкальная память.
Вот его музыкальные возможности:
знает,
помнит,
узнаёт
большое
количество
музыкальных
произведений;
способен самостоятельно выразительно спеть любую знакомую
песню;
с интересом, внимательно воспринимает движения под музыку;
различает и может передавать характер музыки и движений;
способен импровизировать и творчески передавать игровой
образ;
может правильно играть на металлофоне и музыкальных
игрушках;
с удовольствием слушает музыку и эмоционально реагирует на
неё.
Будьте внимательны к ребёнку, пойте и музицируйте вместе с
ним!
КАЛЕЙДОСКОП МУЗЫКАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
В 5-6 лет у ребёнка активно развиваются
музыкальные способности.
Обратите внимание, может ли он
с удовольствием прослушивать музыку до
конца, эмоционально воспринимая и адекватно реагируя на неё;
различать выразительные особенности музыки;
проявлять интерес и исполнять самостоятельно все знакомые
песни, выделять любимые;
успешно импровизировать песни, мелодии;
ритмично правильно и выразительно выполнять различные
танцевальные движения;
самостоятельно играть на детских музыкальных инструментах;
самостоятельно и охотно высказываться о музыке.
Поддержите растущие возможности ребёнка!
КАЛЕЙДОСКОП МУЗЫКАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
МАМЫ И ПАПЫ!
Кругозор будущего школьника определяется его МУЗЫКАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРОЙ.
Проверьте, может ли он:
самостоятельно исполнить разнообразные по характеру
и тематике песни;
любит ли петь песни в любых жизненных ситуациях – игровых,
трудовых в свободное время;
легко и самостоятельно импровизировать мелодии и песни;
выразительно передать движения в танце;
с удовольствием участвовать в инсценировках;
самостоятельно оценивать исполненную песню или танец;
свободно играть на детском музыкальном инструменте;
абсолютно точно передавать характер музыки;
с желанием слушать различные мелодии, отбирать любимые.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МИНУТКИ
ПОЙТЕ РЕБЁНКУ ПЕСНИ!
Пение – мощный источник положительных эмоций.
Подарите их ребёнку!
Спойте ему любые, знакомые и приятные Вам, песенки. Малыш
будет смотреть на Вас, улыбаться и радоваться, а потом и
подпевать Вам.
Помните, что пение для ребёнка и вместе с ним стимулирует
речевое
развитие.
Поющие
и
слушающие
дети
более
заинтересованы в живом общении!
Старайтесь, чтобы пение было ритмичным. Можно пропевать
тексты потешек под любые, даже придуманные Вами, мелодии.
Вот несколько песен про дождик, выбирайте любую:
Дождик, дождик, кап да кап,
Ты не капай, дождик, так.
Дождик, дождик льётся.
В руки не даётся.
*
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи.
Дам тебе я ложку,
Ешь понемножку.
КАК МЫ ХОДИМ?
УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!
Знаете ли Вы, что ходьба определяет осанку и походку человека, а
также лексику танцевальных движений? Обратите внимание, как
ходит Ваш ребёнок…
Познакомьтесь с интересными видами ходьбы и предложите
ребёнку игровые упражнения. Выполняйте вместе с ним под
МУЗЫКУ:
«Кабанчики» - ходьба на пятках.
«Журавль на болоте» - ходьба, высоко поднимая колени.
«Лыжник» - ходьба широкими шагами.
«Уточка» - ходьба в полуприседе, руки на коленях.
«Коридор» - ходьба по узкой тропинке.
«Слалом» - ходьба с обхождением разных препятствий.
«По колено в воде» - ходьба с сопротивлением.
«С горки на горку» - ходьба по наклонной поверхности вверх и
вниз.
«По трапу» - по приподнятой опоре.
НЕ ЗАПРЕЩАЙТЕ ДЕТЯМ БЕГАТЬ!
Ребёнок в беге приобретает много полезных ориентировок в
пространстве и среди сверстников. Ловкость и быстрота реакции
улучшают
ВОСПРИЯТИЕ
МУЗЫКАЛЬНО-
РИТМИЧЕСКИХ
ДВИЖЕНИЙ.
Поэтому
не
запрещайте, а превращайте БЕГ в ИГРУ!
«Олени» - бег прыжками.
«Лабиринт» - бег «фигурный» по «восьмёрке»,
«змейкой», по «спирали».
«Ямки»
-
бег
с
переступанием
через
горизонтальные
препятствия.
«Кочки-бугорочки»
-
бег
через
вертикальные
препятствия.
«По камешкам» - бег с наступанием на твёрдые
вертикальные препятствия.
«Не урони» - бег с переноской мелких предметов в
кистях рук.
«По снегу» - бег по рыхлой поверхности.
ЧТОБЫ ОСАНКА БЫЛА ПРАВИЛЬНОЙ
МАМЫ И ПАПЫ!
Если Ваш ребёнок сутулится, начните с основного упражнения для
осанки.
Пусть ребёнок встанет спиной к стене (желательно без плинтуса)
так, чтобы почувствовать ЗАТЫЛОК, ЛОПАТКИ, ЯГОДИЦЫ,
ИКРЫ, ПЯТКИ.
Начинается
программирование
позвоночного
компьютера
в
положении нормальной осанки. Обыгрывайте с ребёнком это
упражнение в течение минуты как можно чаще. Пусть научится
сохранять позу без утомления. Включите спокойную МУЗЫКУ…
•
Огуречик, огуречик – интересный человечек. (Напряжение и
расслабление мышц спины через вхождение в образ огуречика.)
•
Плечи расправляет, головку поднимает. (Стоять ровно, лопатки
сблизить, голову гордо поднять.)
•
И стоит, как часовой, возле грядки полевой. (Спина прямая,
плечи отвести назад.)
МОГУ – ХОЧУ – БУДУ – ЕСТЬ!
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЁНКА
О САМООЦЕНКЕ
Мамы и папы!
Вы хотите, чтобы я стал УСПЕШНЫМ? Тогда обратите внимание
на мою САМООЦЕНКУ. Чтобы она была нормальной, я хочу,
чтобы Вы:
безусловно принимали меня;
бывали со мной вместе (играли, читали, занимались);
не вмешивались в мои занятия, если я сам справляюсь;
помогали, когда прошу;
использовали в повседневном общении приветливые фразы:
* «Мы рады тебя видеть»;
* «Хорошо, что ты с нами»;
* «Давай посидим вместе».
ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ!
«БУКАШКИ НА РОМАШКЕ»
МАМЫ И ПАПЫ!
Сделайте вместе с ребёнком специальный летний кукольный
театр. Его персонажами станут различные букашки, жучки,
бабочки. Их можно сделать из покупных заготовок или смастерить
из цветной бумаги.
Крепёж для плоских куколок тоже будет самым что ни на есть
летним: палочка от мороженого.
Инсценируйте с помощью жучков и бабочек на палочках
различные
стихотворения,
сказки,
например,
сказку
К.И.
Чуковского «Муха-Цокотуха».
Авторский текст сначала читайте сами, а потом поручите
ребёнку, допустим, от лица феи: она же повелительница всякой
маленькой живности…
При возможности подберите и включите соответствующую
музыку для инсценировки. Ребёнок научится выразительности речи
и движений, полюбит музыку и сказку вместе с Вашим участием!
ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ!
СОЧИНЯЕМ – ИГРАЕМ – ТАНЦУЕМ И ПОЁМ
МАМЫ И ПАПЫ!
Устраивайте для ребёнка в семье развлечения. Его детский
мир необычен, полон фантазии. Помогите ребёнку реально
воспринимать действительность и в то же время не разрушайте
чудес. Играть и сочинять можно на любую тему!
Например, ГНОМИК И ВЕЛИКАН!
Попробуйте окунуться в мир детства. Поиграйте в волшебный
мир превращений («Я палочкой волшебной тихо взмахну и в
гномика
и
великана
нас
превращу!»).
Итак,
Вы
будете
Великаном, а ребёнок – Гномиком.
Задавайте ребёнку вопросы, на которые можно отвечать словами
и движениями. Пусть он учится импровизировать, а Вы тоже
участвуйте и помогайте ему (Какого роста Гномик? Во что он
одет? Как говорит? А как ходит? Как танцует и поёт? И т.д.). А
потом изобразите Великана…
Спросите
у ребёнка, что любил делать Гномик? С кем он
дружил? А Великан? Хорошо ли быть гномиком? А великаном?
Могут ли они подружиться? А как? Проиграйте варианты.
Используйте для игры-импровизации музыку, танцуйте, пойте
вместе с ребёнком!
Подобные игры-общения создадут дружескую атмосферу между
Вами
и
ребёнком,
научат
его
самовыражению,
познанию
окружающего мира, его чувств и отношений, приобщат к основам
музыкального искусства.
КАК РАЗВИВАТЬ У РЕБЁНКА СПОСОБНОСТЬ К
ИНСЦЕНИРОВАНИЮ…
РОДИТЕЛИ!
Если вы хотите помочь своему ребёнку, чаще общайтесь с ним и
развивайте диалогическую речь.
КАК ЭТО ДЕЛАТЬ?
Подберите для ребёнка коротенькие стихотворения и используйте
их для игр-драматизаций и инсценировок. Пусть ребёнок сначала
научится понимать текст. А для этого чаще задавайте ему вопросы,
рассматривайте
иллюстрации,
заучите
текст.
Только
потом
инсценируйте по ролям. Текст должен быть понятным и лёгким для
запоминания. Например,
«ПЧЁЛКА»
Эй, пчела, где была?
-Тут и там, тут и там.
Где летала?
-По лугам. Тут и там. Тут и там.
Что ребятам принесла?
-Мёд,- ответила пчела.
Развивая диалог и связную речь, можно обыгрывать гимнастику
для глаз, проводить дыхательную гимнастику и массаж!
ДЛЯ ПАП И МАМ!
Как тренировать дыхание ребёнка?
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Возможности детей в пении невелики, так как
продолжается
формирование
голосовых
связок, а дыхание слабое и короткое. Поэтому
развитие
певческих
способностей
ребёнка
невозможно
без
тренировки дыхания. Чтобы ребёнок научился правильно дышать и
получал от этого удовольствие, играйте вместе с ним. Стихи можно
пропевать.
Начните с простейших игровых приёмов, постепенно
усложняя их.
Используйте коротенькие стихотворения.
Следите, чтобы дети не поднимали плечи, а выдох
был плавным, постепенным, длительным.
Дыхательное упражнение «Волк»
Волк зимой холодной
В лесу воет злой, голодный: (Голову поднять вверх, вдох.)
«У-у-у-у-у…»
(Губы сложить трубочкой и протяжно тянуть на
выдохе, напрягая мышцы шеи.)
Дыхательное упражнение «Одуванчик»
Как воздушный шар на ножке,
Одуванчик у дорожки.
Одуванчик – шарик белый.
Дунул я. И улетел он! (Дети делают спокойный вдох, не поднимая
плеч, затем задерживают дыхание и делают продолжительный
выдох: «ф-ф-ф-ф-ф…»)
ЧТОБЫ ГОЛОС РАЗВИВАТЬ, НАДО РЕЧЬ ТРЕНИРОВАТЬ!
Памятка родителям от ребёнка
МАМЫ И ПАПЫ!
Хотите ли Вы, чтобы я научился правильно и красиво петь? Тогда
наберитесь терпения и помогите мне развивать силу голоса.
Я очень люблю игры со звукоподражаниями.
Они развивают силу голоса, ритм, выразительность речи, навык
правильного дыхания.
Играйте и пойте вместе со мной!
Упражнение «Ку-ку!»
Где она? Никто не знает, на каком сидит суку,
В прятки с солнышком играет и кричит ему…
(Глубокий вдох.)
«Ку-ку!
Ку-ку!
Ку-ку!»
(Три
продолжительных
выдоха с паузой после каждого из них.).
Можно произносить громко и тихо.
Упражнение «Ворона»
Ворона пела в хоре, сидя на заборе: (Вдох.)
«Кар-р, ка-а-арр…» (Произносить протяжно на выдохе.).
Можно изображать сердитую и радостную ворону.
Упражнение «Жук»
«Ж-ж-у, - сказал крылатый жук, -
Посижу и пожужжу: ж- ж -ж». (Зубы стиснуть, губы вытянуть
чашечкой, произносить длительно и громко).
ИГРАЕМ И ОДНОВРЕМЕННО ДЫШИМ
МАМЫ И ПАПЫ!
ПОМНИТЕ, что большую роль в развитии силы голоса играет
положительное психоэмоциональное состояние.
Играйте вместе с ребёнком в игры
на развитие речевого
дыхания!
Непринуждённая весёлая атмосфера позволит Вам проявить к
нему больше внимания и увеличит совместное общение.
«БУЛЬКАНЬЕ» (восстановление носового дыхания, формирование
ритмичного выдоха)
Приготовьте бутылочки с водой и соломинки. Расскажите ребёнку,
что сейчас в воде будут появляться волшебные пузырьки.
Покажите, как дуть через соломинку: чтобы за один выдох
получилось долгое бульканье. Тот, кто пробулькает дольше всех,
получает приз.
«ВОДОЛАЗ»
(дыхательное упражнение)
Три, два, раз! Входит в море водолаз.
Трубку проверяет, в трубку выдыхает: (Вдох – пауза.)
«Фу-фу-фу…» (Короткие выдохи в кулак.)
СЕКРЕТЫ РЕЛАКСАЦИИ
ДЛЯ МАМ И ПАП
Когда ребёнок поёт и невнятно произносит слова и звуки, его
артикуляционные мышцы могут быть напряжены.
Секрет релаксации – это расслабление речевого аппарата.
Научите ребёнка расслаблять мышцы губ, нижней челюсти.
Вам помогут игровые упражнения, которые можно пропевать
вместе с ребёнком:
«ХОБОТОК»
Подражаю я слону: губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
Губы не напряжены и рассла-а-бле-ны.
«ЛЯГУШКИ»
Вот понравится лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам!
Потяну и перестану, и нисколько не устану!
Губы не напряжены и рассла-а-бле-ны
«ОРЕШЕК»
Зубы крепче мы сожмём,
А потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
МАМЫ И ПАПЫ!
Если Ваш ребёнок сверхподвижный, не отчаивайтесь!
Конечно, ОН -
И нуждается в постоянной Вашей поддержке и внимании.
Относитесь к нему спокойно и доброжелательно.
Продумайте
все
поручения
ребёнку.
Они
должны
быть
конкретными, чёткими и выполнимыми.
Не принуждайте его давать обещания. Лучше договоритесь с
ребёнком, что он не будет… «обижать кошку», или «с
сегодняшнего дня будет ставить обувь на место».
Проследите,
чтобы
рабочее
место было тихим
и
спокойным
–
не
около
телевизора
или
постоянно
открывающейся
двери.
Во
время
занятий
садитесь
рядом
с
ребёнком.
Регулируйте интенсивность его
движений, включая
задания на внимание, усидчивость, выдержку.
Поощряйте ребёнка сразу же, не откладывая.
Помните, что такому ребёнку особенно нужен тактильный
контакт: обнимите, прикоснитесь к нему!
МАМЫ И ПАПЫ!
ЕСЛИ ВЫ МНЕ ПОМОЖЕТЕ,
Я СТАНУ
САМЫМ… САМЫМ…
Медлительность – это особенность моей нервной системы.
Но свойства силы и подвижности можно тренировать.
Как? Выполняйте для этого мои условия!
1.
СПОКОЙНО
РАЗГОВАРИВАЙТЕ со мной! Это гораздо
эффективнее, чем Ваши крики и наказания.
2.
Когда я что-то делаю, НЕ
ТОРОПИТЕ
меня, держитесь
спокойно! Всякая спешка ещё больше замедлит мои действия.
3.
Мне нужен ЧЁТКИЙ РЕЖИМ ДНЯ! Определённый порядок
выполнения всех повседневных дел поможет мне быстрее с ними
справиться.
4.
Тренируя мою подвижность, увлекайте меня занимательностью
и игрой – именно они дают массу положительных эмоций!
Допустим, я очень хочу стать моряком. А Вы мне скажите:
«Очень хорошо, но моряк должен быть смелым и быстрым,
иначе его спишут с корабля. Постарайся это делать побыстрее!»
И я действительно буду стараться, да ещё и стану приговаривать:
«Моряку некогда зевать!»
5.
Давайте мне игры со сменой скорости движений (медленно-
быстро-медленно): ходьба и бег, хлопки…
МАМЫ И ПАПЫ!
Застенчивый ребёнок – хорошо ли?
Он робок и тих, удивительно послушен…
Но он и закомплексован, неуверен, одинок…
Обратите, пожалуйста, внимание:
благополучны ли взаимоотношения в семье;
не акцентируете ли Вы внимание на застенчивости;
есть ли у Вашего ребёнка друзья и как они относятся к нему;
нет
ли
в
семье
излишней
опеки
или
повышенной
требовательности;
есть ли у ребёнка недостатки в развитии (недоразвитие речи,
заикание, неуклюжесть и т.п.)?
Как преодолеть застенчивость?
* Помогите ребёнку расширить круг знакомств: чаще приглашайте
к нему друзей, вместе ходите в гости.
*
Не стремитесь сами всё сделать за ребёнка, давайте ему
определённую меру свободы и возможность открытых действий.
* Привлекайте его к выполнению различных поручений, связанных
с общением. Создайте ситуацию: к маме и папе пришли гости –
покажи им свою комнату, игрушки, поделки.
* Поддерживайте ребёнка, сочувствуйте, чаще хвалите, поощряйте
его игры со сверстниками.
Постоянно укрепляйте его уверенность в себе!
В МАМИН БЛОКНОТ
КАК ВОСПИТЫВАТЬ У МАЛЫША
ИНТЕРЕС К ДЕТСКОЙ ПЕСЕНКЕ?
Уважаемые Мамы!
Вы хотите приобщить своего ребёнка к музыке, заинтересовать его
весёлой песенкой?
Тогда купите малышу книжечку «Котенька-коток», которую
проиллюстрировал Борис Калаушин. Это книжка русских песенок-
потешек, и назывется она ещё «Бабушкины песенки».
В
отличие
от
разных
сборников
с
обработанными
фольклорными текстами, к этой
книжке приложен диск, на
котором записаны звучащие песенки-потешки.
Дома вместе с малышом Вы можете книжку не просто читать и
рассматривать, а и слушать
звучание
замечательных
«бабушкиных
песенок»,
проговаривать
и
пропевать их под диск или
самостоятельно.
Книжка
поможет
Вам
и
при
организации
в
семье
детского праздника.
В МАМИН БЛОКНОТ
ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ПАЛЬЧИКАМИ!
МАМЫ И ПАПЫ!
Весёлое, увлекательное и полезное занятие для ребёнка – это
пальчиковые игры. Они не только развивают мозг малыша, но и
помогают снять эмоциональное напряжение.
Играйте вместе с ребёнком! Используйте для таких игр небольшие
стишки, считалки, песенки.
! Для начала познакомьте малыша с ладошкой, пальчиками.
!
Прочитайте
потешку,
рассмотрите
иллюстрацию,
спросите
ребёнка: «Как зайка шевелит ушами? Как курочка открывает рот?»
! Покажите свой образец из пальцев. Побуждайте малыша
звукоподражать:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья!
Для ребёнка очень важно Ваше спокойно-ласковое
настроение
и
эмоциональный
контакт.
Это
своеобразная
школа
сенсорики,
развития
речи
и
добрых
взаимоотношений между Вами и малышом!
НУЖНЫ ЛИ РЕБЁНКУ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ?..
ДОРОГИЕ МАМЫ!
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ –
- это первые песни, с которыми встречается ребёнок
в своей жизни;
- они приобщают малыша к народным истокам;
- напевы колыбельных очень просты;
- колыбельные помогают ребёнку уснуть;
- они снимают стресс в ситуации перехода малыша
то бодрствования ко сну. Её ритмика, мелодика,
темп позволяют снять эмоциональное напряжение;
- колыбельные важны и для общения с ребёнком. Они создают
состояние защищённости, исходящее от Вас как от родного
любящего человека;
- через колыбельные песни малыш усваивает первичный словарный
запас,
необходимый
для
развития
мышления
и
познания
окружающего мира;
- тексты колыбельных излучают свет Вашей материнской любви.
Ласка распространяется не только на самого ребёнка, но и на то, с
чем он может соприкоснуться;
- колыбельные служат магическим заговором на хороший сон и
здоровье, отводят беду…
Доказано, что дети, которых укачивали колыбельной,
воспитывали прибаутками, - наиболее творческие дети.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Обратите внимание на то, что все дети музыкальны от природы.
Доказано, что:
- задатки музыкальности (строение слухового и голосового
аппарата) имеются у каждого ребёнка от рождения;
- музыкальная среда способствует развитию музыкальности.
Поэтому только от Вас зависит, как ребёнок сможет распорядиться
своим природным даром!
ПОМНИТЕ:
! Развитие музыкальных способностей необходимо начинать как
можно раньше.
! Путь развития музыкальности у каждого человека индивидуален.
Не огорчайтесь, если у ребёнка нет настроения и желания петь и
плясать.
Качественные
изменения
со
временем
перейдут
в
количественные. Проявите терпение!
! Не «приклеивайте» Вашему ребёнку ярлык «немузыкален», если
вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность развить.
ПОСТАРАЙТЕСЬ:
создать дома фонотеку записей классической, народной,
современной детской музыки;
приобретать музыкальные игрушки: погремушки, гармошки,
дудки. Сделайте музыкальные игрушки сами вместе с
ребёнком;
поощрять любое проявление песенного и танцевального
творчества ребёнка. Пойте и танцуйте вместе с малышом;
искать музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в
городе;
посещать музыкальные концерты, театры.
Если ребёнок слушает музыку…
РОДИТЕЛИ!
Обратите внимание на то, что СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ является
одним из любимых видов музыкальной деятельности детей
дошкольного возраста. Ребёнок не просто слушает музыку, но и
эмоционально реагирует на неё, способен запоминать, узнавать и
называть многие знакомые произведения…
Давайте
ребёнку
для
прослушивания
музыку
народного,
классического и современного репертуара из Вашей домашней
фонотеки.
ПРИ ЭТОМ ПОМНИТЕ:
Продолжительность слушания музыки должна быть чётко
регламентирована, так как произвольность поведения ребёнка
только формируется, и музыкальная деятельность его может
иметь, в зависимости от возраста, неустойчивый характер.
Музыка, исполняемая для детей, не должна
быть громкой и продолжительной, потому что у дошкольника ещё
продолжается процесс развития органов слуха. Его барабанная
перепонка нежна и легко ранима, окостенение слухового канала и
височной кости не закончилось.
Бережно относитесь к ребёнку, не перегружайте его большим
количеством различных музыкальных впечатлений!
Музыкальный режим
МАМЫ И ПАПЫ!
Знаете ли Вы, что музыка вовлекает в комплексную работу все
отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных,
мотивационных, эмоциональных систем? Во время исполнения
музыки вся кора головного мозга активна, а значит, активен весь
человек.
При желании распланируйте имеющуюся в Вашей фонотеке
музыку для ребёнка на весь день (выходной) или часть дня (в
будни).
Утро. Утро станет необычным, если Вы разбудите
своего малыша звоном колокольчика или тихой
музыкой. Это повлияет на установление спокойных,
доброжелательных
отношений
между
Вами
и
ребёнком.
Зарядка. Начать день с зарядки очень сложно. Но
музыка поможет выполнению движений!
Планирование на день. Настройте ребёнка на размышление о том,
что предстоит сегодня сделать. Своеобразным сигналом-заставкой
будет отрывок пьесы П. Чайковского «Утренние размышления»
(сб. «Детский альбом»).
Музыкальные шутки-минутки. Весёлые минутки в течение дня
очень полезны.
Итог дня. Поразмышляйте с ребёнком под музыку о том, что, и как
он сделал (отрывок из пьесы П. Чайковского «Сладкая грёза»)
Соблюдение ребёнком музыкального режима поможет ему стать
собранным, полюбить музыку и понимать Вас!
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРОТЕКА
Как развивать у ребёнка интерес к импровизации?
МАМЫ И ПАПЫ!
Импровизация связана с развитием у ребёнка речевых интонаций
голоса, мелкой и крупной моторики и координации движений.
Научите ребёнка импровизировать звучащими жестами (хлоп, топ,
шлёп, щёлк) и в игре на палочках-клавесах в заданном ритме. Для
этого подберите любой рифмованный текст, например, «Про кота»:
Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота Котовича,
За Петра Петровича
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ
Проговаривайте текст вместе с ребёнком и отхлопывайте ритм.
Предложите
ребёнку
импровизировать
ритм
звучащими
жестами (шлёп -топ или др.).
Проговаривайте текст с разными интонациями голоса.
Предложите проиграть ритм на палочках.
Предложите ребёнку выполнить под ритм придуманные вами,
а потом самим ребёнком движения.
Пусть Ваш ребёнок проявляет фантазию, выдумку, творчество!
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРОТЕКА
ИГРОВОЙ МАССАЖ «Чей нос?»
РОДИТЕЛИ!
Поиграйте с ребёнком в игровой закаливающий массаж. Пусть он
поучится голосом передавать свои ощущения.
Чей нос? (Разминайте ребёнку большими пальцами рук седьмой
шейный позвонок – выпуклую косточку сзади на шее).
Славин (Повторяйте эти же движения).
Куда ходил? (Разминайте плечи массирующими движениями рук).
Славить (Повторяйте эти же движения).
Что выславил? (Постукивайте кулачками по спине).
Копеечку (Повторяйте эти же движения).
А что купил? (Пощипывайте пальцами спину).
Конфеточку (Повторяйте эти же движения).
С кем съел? (Поглаживайте по спине сверху вниз).
Сам (Повторяйте эти же движения).
Почему нам не дал? (Пощекотайте ребёнка).
Игровые массажные движения вызывают различные ощущения,
которые нужно почувствовать и передать голосом. Разминание –
ноющим
голосом,
постукивания
–
отрывистым
голосом,
пощипывания – писклявым, хихикающим голосом, поглаживания –
приятным, протяжным голосом.
Поменяйтесь с ребёнком местами: он массажист, а Вы передаёте
свои ощущения.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРОТЕКА
Игра «Гости»
МАМЫ И ПАПЫ!
В эту игру играйте всей семьёй. Распределитесь на 3-4 «дома» в
зависимости от количества человек в семье. В каждом доме пекут
«пирог» - говорят или пропевают речевую фразу. Один участник –
гость. Он заходит в «дом» и пробует «пирог» - говорит вместе с
хозяином дома.
Варианты музыкально-речевых фраз – «пирогов»
1-й дом: Цынцы-брынцы, у-ца-ца.
2-й дом: Тренди-бренди, у-ха-ха.
3-й дом: Топы-дрёпы, туки-тряк.
4-й дом: Тяпши-ляпши, стук-бряк.
Сопровождайте «поход в гости» фонограммой русской народной
мелодии. Каждый член семьи будет по очереди то хозяином, то
гостем.
Придумывайте вместе с ребёнком свои разные «пироги», которые
обязательно надо попробовать, то есть пропеть речевую фразу или
проговорить.
В этой игре ребёнок обязательно научится говорить ритмично,
чувствовать и понимать определённый ритм, воспринимая музыку.
У него будет развиваться и дикция произношения!
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
О ПЕВЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ
ДОШКОЛЬНИКА
Уважаемые родители!
Ребёнок дошкольного возраста проявляет большой интерес к
пению, любит петь сам, с взрослыми и сверстниками. Однако его
певческие возможности невелики.
Обратите внимание на то, что
Голосовой аппарат ребёнка не сформирован, связки очень
тонкие, голос достаточно хрупкий.
Певческое
дыхание
слабое
и
короткое,
поэтому
продолжительность пения не должна превышать в среднем 5-
ти минут.
НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ РЕБЁНКА ДОЛГО ПЕТЬ!
Во время пения ребёнку нельзя опускать голову, так как при
этом гортань сдавливается, затруднено прохождение воздуха,
вследствие
чего
возникает
перенапряжение
голосового
аппарата.
СЛЕДИТЕ ЗА ОСАНКОЙ РЕБЁНКА, ПОЛОЖЕНИЕМ ГОЛОВЫ
ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ
Дикция остаётся нечёткой.
Ребёнок не может отследить правильность собственного
пения.
ЗАБОТЬТЕСЬ ОБ ОХРАНЕ ДЕТСКОГО ГОЛОСА!
АЗБУКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЁНКА
В ДВИЖЕНИЯХ ПОД МУЗЫКУ
Родители!
Дошкольник с большим удовольствием выполняет
разнообразные движения под музыку в танцах и играх, с
радостью включается в свободные пляски. Однако
танцевальные возможности его ещё ограничены…
УЧТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧТО
! Ребёнок не может следить за осанкой, положением головы во
время движений.
ОБРАЩАЙТЕ СЕРЬЁЗНОЕ ВНИМАНИЕ НА ЕГО ОСАНКУ!
! Лёгкость движений остаётся относительной.
!
В
движениях
ещё
нет
необходимой
пластичности,
выразительности.
! Ребёнку трудно регулировать свою двигательную активность
в соответствии с музыкой.
! Длительность игры и пляски остаётся непродолжительной,
т.к.
возбуждение
преобладает
над
торможением.
Возможны
двигательные и эмоциональные перегрузки.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ГРУППУ ЗДОРОВЬЯ СВОЕГО
РЕБЁНКА,
НЕТ
ЛИ
У
НЕГО
НАРУШЕНИЙ
ОПОРНО-
ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, НАРУШЕНИЙ В ЗРИТЕЛЬНОЙ
И МОТОРНОЙ СИСТЕМАХ.