Автор: Авхадиева Ирина Николаевна
Должность: Учитель технологии
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ №1 г. Нолинска
Населённый пункт: Кировской области
Наименование материала: Публикация
Тема: МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Раздел: среднее образование
«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ»
Я — учитель технологии. Возможно, кому-то этот предмет не кажется
главным. Но, на мой взгляд, он — особенный, потому что связан с жизнью,
воспитывает у ребят творческие способности, толерантность, проектное
мышление,
социально-трудовую
компетентность,
способность
к
самообучению и самореализации. По большому счету именно технология,
имеющая отношение к деятельности людей по производству материальных и
нематериальных ценностей, воспитывает общественно ценные мотивы
выбора
профессии
и
трудолюбия,
помогает
приобретению
опыта
самостоятельной
практической
деятельности,
содействует
развитию
технологического мышления, творческого отношения к действительности,
проявлению индивидуальности у каждого ученика. Моя задача — создать
такую ситуацию, при которой ребенок захочет сделать что-то такое, что ему
интересно.
Поэтому
организовать
образовательный
процесс
нужно
так,
чтобы
развивалась творческая активность ученика, чтобы раскрывались его
индивидуальные качества.
Наиболее успешным в своей деятельности для решения данной проблемы,
считаю использование исследовательской деятельности на уроке и во
внеурочное время. Именно исследовательская творческая работа создает
условия для самореализации и раскрытия возможностей каждого ребенка,
развитию его творческой активности.
Методическая тема, над которой я работаю последние 3 года –
Развитие творческой активности через применение различных методов
обучения на уроках технологии.
Цель: создать условия для развития творческой активности учащихся,
самореализации их творческих и интеллектуальных способностей путем
вовлечения в исследовательскую деятельность.
Исходя из охарактеризованной выше цели, были поставлены следующие
задачи:
На основе научно-методических разработок с учетом педагогического опыта
разработать
педагогическую
модель
организации
исследовательской
деятельности
учащихся
,
направленной
на
развитие
их
творческой
активности.
Разработать и апробировать систему педагогической деятельности по
организации исследовательской деятельности на уроках и внеклассных
занятиях.
Способствовать распространению и презентации результатов творческой
активности учащихся.
Воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к
профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.
К сожалению, в настоящее время изменилось отношение к предмету
трудовое обучение. Современных детей уже перестал интересовать данный
предмет, они перестали видеть его в комплексе нужных учебных предметов.
Скорости восприятия информации настолько велики, что конечный результат
ручного труда кажется очень долгим, а достижение цели по выполнению
какой-либо творческой работы практически невозможным. Поэтому на своих
уроках я стараюсь придерживаться основополагающих принципов обучения:
1) принцип развивающего и воспитывающего обучения; 2) принцип
наглядности;
3) принцип научности; 4) принцип доступности и посильности;
5) принцип завершенности процесса обучения.
При планировании и разработки уроков учитываю методы их проведения в
зависимости от запланированной деятельности. Здесь я ставлю перед
ученицами социально- значимые цели, которые лежат в основе проблемного
обучения. Для этого я использую метод показательно - рассуждающего
изложения нового материала и метод диалогического изложения, когда дети
владеют достаточными знаниями по сопутствующим темам. В проектной
деятельности - эвристический и частично- поисковый метод. При работе на
швейной машине - алгоритмический метод, который заключается в четком
исполнении инструкций.
Современный
учитель
должен
быть
компетентен,
чтобы
реализовать
современные учебные программы, а так же уметь смотивировать учащихся к
решению долгосрочных задач, поэтому применение новых педагогических
технологий является неотъемлимой частью образовательного процесса. На
своих уроках я применяю ИКТ, игровые, арт-технологии, коллективную
творческая деятельность и система творческих заданий.
Организуя работу учащихся, учитель технологии должен так формировать
систему уроков и внеурочных занятий, чтобы было образовано пространство,
которое формирует творческую активность учащихся.
Творческая активность – это способность человека действовать в условиях
неопределённости;
осмысливать
и
переосмысливать
свои
действия;
осуществлять поиск решения.
Здесь нужно избежать однообразия в образовательном процессе. Поэтому
каждый
урок
по
типу
проведения
должен
соответствовать
теме
и
запланированной деятельности. Для этой цели я применяю такие типы
уроков, как изучение и закрепление нового материала, комбинированный,
практическая
и
самостоятельная
работа
в
группах,
коллективная
и
индивидуальная.
Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные.
Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его
преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях,
различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной
политике, экономике . Учитель должен учиться всему постоянно, потому что
в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы,
углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Перед
вами основные составляющие процесса самообразования учителя.
Приоритетные направления в дальнейшей работе
1. Продолжение работы по теме «Развитие творческой активности через
применение различных методов обучения на уроках технологии» т.к., она
актуальна,
отвечает
основным
требованиям
преподавания
предметов
эстетического направления.
2. Введение в образовательный процесс информационных технологий для
создания
условий
формирования
соответствующих
компетенций
и
повышения качества проводимых занятий и их соответствия современным
требованиям.
3. Продолжение
работы
по
предупреждению
отклонений
в
освоении
учащимися обязательного минимума содержания образования по предмету
технология.
4. Развитие творческих, умственных и сенсорных способностей.
5. Продолжение проектной исследовательской деятельности.
6. Привлечение учеников к участию в творческих конкурсах и выставках.
7.Обмен педагогическим опытом через публикацию своих разработок
в республиканских методических изданиях.
И в заключении, я хотела бы отметить. Способность к сотрудничеству -
важное качество творческой личности. Климат доверия в коллективе, где
каждый может предложить свои идеи и в диалоге выработать оригинальное
решение – условие успешной работы учителя технологии. Сотрудничество в
процессе творчества позволяет самореализоваться каждому и решению
проблемы в целом. Роль учителя сводится к организации работы, а так же к
оказанию помощи учащимся при возникновении затруднений, преодолеть
которые им, порой, не под силу в одиночку.