Автор: Тишкина Ирина Ивановна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ села Красное
Населённый пункт: село Красное, Краснинский район, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция заикания посредством логопедической ритмики.
Раздел: начальное образование
Коррекция заикания посредством логопедической ритмики
Проблема заикания – одна из сложнейших вопросов логопедии, как с точки зрения теории, так и
практики. Данная тема интенсивно исследовалась и освещалась в литературе на протяжении
всего ХХ вв. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии взаимосвязана с
именами известных авторов В. А. Гиляровского, Н. Г. Неткачева, И. А. Сикорского. Заикание
представляет собой широко известное речевое нарушение, которому свойственно наличие
сложного симптомокомплекса и в некоторых обстоятельствах невысокая эффективность лечения.
Появляясь в сенситивный, наиболее чувствительный период развития, речевая патология
уменьшает коммуникативные возможности ребенка, искажает личностные качества, осложняет
его социальную адаптацию. На начальном этапе данный дефект зачастую имеет более
облегченную форму. Но едва ощутимое вначале, заикание может со временем привести к
обострению и пробудить у ребенка болезненные переживания, боязнь произнести слово. Чем
длительнее отрезок времени с момента возникновения заикания, тем чаще оно перерастает в
стойкий дефект и влечет за собой изменения в сознание ребенка. Коррекции заикания в
современной логопедической литературе посвящено большое количество исследований (Е.Ф. Рау,
Л.М. Винокурова, Н.А. Власова, И.Г. Выготская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская и др.). В
логопедической практике с заикающимися дошкольниками неограниченно применяется
логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика – одно из средств развития и
совершенствования моторики и речи дошкольников с речевыми нарушениями. Это система
двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением
специального речевого материала. Однако, несмотря на многочисленные исследования,
недостаточно изученным остается аспект коррекции заикания у детей старшего дошкольного
возраста по средствам логопедической ритмики. Имеют место разработки методических
рекомендаций по проведению логопедической ритмики с детьми, имеющими заикание.
Недостаточно представлены в научно – методической литературе конкретные методические
разработки по включению логопедической ритмики в систему коррекционных занятий с детьми
старшего дошкольного возраста, страдающими заиканием. Таким образом, подчеркивается
актуальность затронутой нами проблемы.
Теоретические
основы проблемы коррекции заикания
у
детей
старшего
дошкольного возраста средствами логопедической ритмики
Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с
заиканием
Заикание полагается относить к нарушениям темпа и ритма речи, обусловленное судорогами
мышц речевого аппарата в процессе речи. У лиц с данным нарушением, судороги могут
проявляться то в мышцах губ, то в мышцах языка, то в области голосовых связок или в мышцах
дыхательного аппарата. Описанные состояния порождают периодическое "застревание" на
отдельных звуках, а следовательно нарушается правильность чередования ударных и безударных
слогов, а именно речевого ритма. Темп речи при заикании отличается неравномерностью: то он
резко задерживается из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то отдельные сегменты
речи в интервалах между судорогами произносятся в ускоренном темпе (пока "идет"). Заикание у
детей развивается в тесном контакте с личностными и поведенческими расстройствами и в
большинстве случаев обусловлен нервно-психического беспокойства ребенка, что создаёт
довольно сложную симптоматику и собственно речевые нарушения. Изменения в нервно-
психическом состоянии детей часто связаны не столько с появившимся заиканием, сколько с
неординарностью свойств индивида. Речевой дефект, обычно, лишь усиливает проявление тех
нарушений в развитии, которые у ребенка уже были или определились. В свою очередь огромную
роль играют пробелы или недостатки в воспитании, неодинаковое отношение к ребенку (то его
залюбливают, то безразмерно бранят за незначительную провинность), ситуации разногласия в
семье и др. Редко вызывает копирование неправильной речи близких людей и окружающих.
Причины сложного нарушения условно делят на 2 значительные группы - предрасполагающие,
или отдаленные, и производящие, или ближайшие. Рассмотрим первую группу.
Предрасполагающие источники имеют только задатки и могут спровоцировать появление
заикания. Причинами могут послужить следующие моменты: 1. Отягощенная наследственность
(присутствие дефекта у родителей, разнообразных нервных, психических и хронических
заболеваний, которые вызывают некую истощенность нервной системы ребенка). В генетике
ребенка, а именно в основе двигательной и личностной сферы могут быть заложены
патологические особенности, которые при отрицательных условиях могут привести к образованию
заикания. Частота возникновения описанного нарушения у родных братьев и сестер составляет
18%. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных - в 77%. У лиц
мужского рода процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей -- 9%, а для
женского пола - 36% и 17%.2. Течение беременности и родов у матери с осложнениями, что в
последствии негативно повлияет на состоянии нервной системы ребенка. Например,
изменчивость к разного рода неблагоприятным факторам. Заболевания такого рода, как
шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная
радиоактивность во многих случаях заражают быстрее всего нервную систему еще до родов. 3.
Соматические заболевания раннего возраста с тяжёлым, истощающим и повторяющимся
течением, что в свою очередь приводит к понижению устойчивости и работоспособности нервной
системы. 4. Отставание речевого развития ребёнка, которое может ухудшить период овладения
им фразовой речью. Особенно это касается нервно ослабленных детей; 5. Перенасыщение
речевым материалом, преждевременное разучивание трудных по содержанию стихотворений с
дальнейшим показом "достижений", сложна для еще неподготовленного речевого аппарата
ребенка. 6. Тревожная, беспокойная обстановка в семье, неправильные воспитательные меры, в
силу чего ребенок находится в постоянном нервном стрессе. Рассмотрим вторую группу причин.
Производящие, или другими словами ближайшие, т.е те которые что-то "производят". Своего
рода они являются толчком для заикания. Для них характерно многообразие. Приведём
некоторые примеры: 1. Действие так называемого сверхсильного раздражителя, что в
повседневной жизни нередко называют "испугом". Понятие "сверхсильности" раздражителя
очень относительно и в каждом конкретном случае зависит от степени истощенности нервной
системы ребенка и специфики его воспитания. Среди частенько встречаемых внешних
производящих причин заикания следует отметить острую психическую травму, нанесенная
животными, стихийными бедствиями, катастрофами, семейными конфликтами, физическими
травмами и медицинскими действиями. 2. Перенапряжение тормозного процесса, вызывающая
сбой нормального функционирования между основными нервными процессами. Данное явление
осуществляется тогда, когда ребенок вынужден что-то "держать на тормозах", более или менее
длительное время скрывать свои переживания от окружающих. 3. Одновременное действие двух
противоположных раздражителей. Согласно учению И. П. Павлова о возникновении неврозов,
приводит к так называемой "ошибке" основных нервных процессов с дальнейшим нарушением их
нормального взаимодействия. Достаточно небольшие, но циклично повторяющиеся "ошибки"
могут иметь место при потере единых требований к ребенку со стороны взрослых, когда один из
них побуждает ребенка к какому-то действию, а другой запрещает это же самое действие.
Присутствие сразу двух абсолютно противоположных раздражителя может послужить причиной
для срыва. 4. Резкое переучивание с левой руки на правую. У "правшей" ведущим, или
доминантным, в отношении речи является левое полушарие головного мозга, тогда как у
"левшей" -- правое. Именно поэтому, переучивая ребенка с одной руки на другую, мы как бы
заставляем его одновременно "поменять" и доминантность полушарий, переложив выполнение
речевой функции на менее адаптированное для поставленной цели полушарие головного мозга. В
большинстве случаях это не проходит бесследно, отрицательно сказываясь на состоянии функции
речи. У одной категории детей на данной почве могут возникать сложности с чтением и письмом,
а именно дисграфия и дислексия, у других - заикание. 5. Подражание лицам с заиканием. Чаще
всего к этому бывают подвержены впечатлительные и нервные дети. Если в окружении ребёнка и
его семьи кто-то заикается, то нередко бывает трудно развести роль наследственности и
подражания в возникновении заикания у ребенка. Лучше всего сводить к минимуму речевое
общение с детьми, особенно в период становления у них речи. Симптомы заикания также принято
делить на две группы, где выделяют физические, или первичные, и психические, или вторичные.
Проанализируем физические, к ним относятся следующие: 1. Судороги речевых мышц в процессе
речи. Это главный признак заикания, без наличия которого не приходится говорить о данном
речевом расстройстве. Судороги бывают двух видов - тонические и клонические. Тонические
судороги, в сравнении с клоническими, являются более тяжелыми и в случаях незаметного
развития заикания они обычно появляются позже клонических. При этом следует отметить, что на
определенном этапе нормального развития речи у ребенка отмечается так называемая "клонус-
фаза", характеризующаяся тем, что он иногда повторяет один и тот же слог (например, "су-сумка"
вместо "сумка"). 2. Сопутствующие движения. Сюда относятся судорожные сокращения
неречевых мышц в процессе произнесения слов. Например, в моменты сильнейшего напряжения
в момент речи может отмечаться судорожное запрокидывание головы, непроизвольные
судорожные движения рук, ног, туловища и пр. Проявления сопутствующих движений связано с
распространением нервного возбуждения с речевых мышц на соседние или даже отдаленные
мышечные группы, не имеющие никакого отношения к речи. Таким образом, данная ситуация
утяжеляет общую картину заикания. 3. Вегетативные расстройства. В организме вегетативная
нервная система выполняет важную функцию, связанную с иннервацией внутренних органов. В
норме ее нормальная деятельность контролируется корой головного мозга. Но, при разного рода
невротических расстройствах, к числу которых относится и большинство случаев заикания,
функция коры ослабляется, что приводит к появлению различных "вегетативных расстройств". Они
могут проявляться в неустойчивости пульса, колебаниях артериального давления, частых
сердцебиениях, повышенной потливости, побледнении или покраснении кожных покровов,
проявлении "гусиной кожи" и т. п. При усилении речевой судорожности обычно резко возрастают
и вегетативные проявления, которые увеличивают речевую судорожность. Итак, это своего рода
"замкнутый круг", из которого заикающемуся сложно выйти самостоятельно. Особенностью всех
перечисленных симптомов заикания является то, что для них характерна непроизвольность,
другими словами независимо от сознания и воли самого заикающегося. Следует отметить, что
могут иметь своё начало уже с самого первого момента появления заикания (по этой причине они
и называются первичными). К симптомам психического очертания заикания относятся
следующие. 1. Навязчивые страхи (phobos в переводе с греческого означает страх) или фобии. По
мере переживаний трудностей в общении и осознания непреодолимости данного состояния, у
него может развиться панический страх перед речью (фобия речи в целом или так называемая
лого фобия). Нередко еще задолго до предстоящего ответа на уроке ребенок пребывает в
состоянии мучительного страха, что еще более провоцирует речевую судорожность. Во многих
случаях страхи носят выборочный характер и выступает в виде фобии вполне определенных или
конкретных ситуаций речевого общения. 2. Навязчивые мысли о заикании. У одних лиц они носят
временный характер, возникая как следствие перед началом использования речи и исчезая
вскоре после ее завершения, у других же является доминирующими (преобладающими, как бы
заслоняющими собой все остальные мысли). Это приводит к образованию очень мучительного
внутреннего состояния. 3. Двигательные и речевые уловки, или защитные приемы. В связи с
появлением речевых переживаний ребёнок находится в процессе поиска средств для облегчения
речевого акта и для маскировки своего заикания. Так он приходит к использованию различных
уловок, которые могут носить двигательный или речевой характер. К зачислению двигательных
уловок принадлежат сопутствующие действия, которые имеют сознательное происхождение и не
являются судорожными. Иногда во время произнесения заикающийся неосознавая совершает
какое-то не относящееся к нему действие - поправляет причёску, застегивает кнопку и т. п., и при
этом испытывает облегчение в следствии невольного отвлечения своего внимания от речи. В
дальнейшем ребенок уже осознанно приходит к использованию "защитных" приемов. Довольно
часто человек уже и сам забывает о причине совершения им тех или иных действий и выполняет
их на механическом уровне, но сознательный характер происхождения двигательных уловок
всегда можно определить. 4. Особенности личности заикающихся. Появившееся заикание
относительно быстро начинает влиять на характер ребенка и накладывать неподходящий
отпечаток на всю его личность. Не все дети, чувствуя последствия в речи, начинают избегать
речевого общения и порой всяких контактов с окружающими, замыкаться в себе, играть в
одиночестве и т. п. (личность и поведение человека начинают меняться с того момента, как он
узнает о своем заболевании). К сожалению, "узнать" о наступившем заикании и понять все
связанные с ним трудности детям дошкольного возраста чаще всего способствуют окружающие их
взрослые (исправление сказанного с заиканием, требование "говорить нормально", высказывание
упреков или, наоборот, проявление излишнего сочувствия, жалости по отношению к ребенку и
т.п.). Таким образом, для психических симптомов заикания свойственно их сознательное и
"вторичное" происхождение. Тем самым они как бы "надстраиваются" над физическими
симптомами. Их присутствие всерьёз угнетает общую картину заикания и затрудняет его
устранение. Довольно редко симптомы психического плана посылают заикающимся намного
больше неприятностей, чем само заикание. Однако они характерны не всем страдающим им.
Например, заикающихся подростков условно принято делить на три группы: 1. Полное отсутствие
страха речи. 2. Страх речи носит умеренный характер (происходит в некоторых ситуациях
коммуникативного общения). 3. Ярко выраженный навязчивый страх речи свойственна крайняя
неуверенность в себе, постоянное использование в процессе речи различных уловок. Итак, раз
возникшее заикание во многих случаях постепенно "обрастает" психическими признаками,
напоминая в этой позиции снежный ком, который со временем набирает скорость и размер. По
причине этого очень важно не ждать полного развития всей симптоматики заикания, а стремиться
к преодолению уже на этапе раннего периода, а именно еще в дошкольном возрасте. С учетом
причинной обусловленности и особенностей проявления заикания выделяют его невротическую и
неврозоподобную формы. Невротическое заикание в основном развивается на фоне уже
имевшегося у ребенка невроза. Данная категория детей еще до возникновения заикания
обладает усиленной чувствительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью,
нарушениями сна, аппетита и т. п. В основе первоочерёдной причины заикания выступает какая-
либо психическая травма (сверхсильный раздражитель), оказывающая роль "последней капли".
Со временем такое заикание обычно "обрастает" психическими симптомами - постепенно
образуются фобии, уловки, переживания по поводу данного дефекта и т. п. Течение заикания
волнообразное, со сменяющими друг друга напряжениями и понижениями симптоматики, что
вообще специфично для невротических расстройств. Важной особенностью невротического
заикания является и то, что при нем не выявляется признаков органического поражения головного
мозга. Это говорит о функциональной манере нарушения. Об отсутствии "органики"
свидетельствует ранний анамнез: как правило, здесь нет выраженной патологии в течении
беременности и родов у матери, а также отклонений в раннем развитии общего и речевого плана
ребенка (развернутая фразовая речь у таких детей обычно появляется к полутора годам). В основе
неврозоподобного заикания находятся совсем иные причины. В ходе специальных исследований
у детей обнаруживаются признаки органического поражения головного мозга. Этому
свидетельствует и осложненный ранний анамнез (неблагополучное течение беременности и
родов у матери, многократные заболевания ребенка в раннем детстве, задержка в речевом
развитии, когда фразовая речь нередко появляется лишь в трехлетнем возрасте). Развитие
неврозоподобной формы заикания, осуществляется постепенно и без каких-либо внешних
обстоятельств. Протекание либо стационарно, как бы "на одной ноте", или равномерно
усиливаясь, но без свойственных для него постоянных колебаний и неустойчивости в проявлении
признаков. "Светлые" промежутки здесь отсутствуют. Психические симптомы выражены намного
меньше, чем при невротическом заикании, к тому же они не имеют прямой связи с
определенными обстоятельствами речи. Преодолеть неврозоподобное заикание значительно
труднее, чем невротическое. Таким образом, в речевом развитии детей отмечаются периоды,
когда их нервная система испытывает серьёзное напряжение. Для появления заикания особое
значение имеет период интенсивного формирования речи. В этот момент свойственно наличие
физиологических итераций. Отмечается значительная разница между не совсем оформленным
речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз. В этот период
психическая сторона речи превышает способности ее моторного осуществления. Речь
заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические речевые судороги),
повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические речевые судороги). Для лиц со
сложным дефектом свойственно появление в речи добавочных слов (эмболофразия), подмена
"трудных" слов "легкими" (уловки), сопутствующих речи движений (кивки, подергивание,
зажмуривание, покачивание). У большинства заикающихся более старших возрастных групп
наблюдается страх речи (лого фобия). Основным симптомом заикания являются судороги мышц
речевого аппарата в виде непроизвольного сокращения мышц в процессе речи или при попытке
начать разговор. Выделяют тонические и клонические судороги мышц речевого аппарата.
Тонические речевые судороги характеризуются резким повышением тонуса мышц в нескольких
группах, что акустически проявляется длительной паузой в речи или протяжной вокализацией.
При этом наблюдается общая скованность заикающегося, лицо его отражает напряжение, рот
либо полуоткрыт, либо закрыт с плотно сомкнутыми губами. Клонические речевые судороги
проявляются многократными ритмичными сокращениями мышц речевого аппарата, что
сопровождается повторением отдельных звуков, слогов или слов. Клонические и тонические
речевые судороги могут наблюдаться у одного и того же заикающегося и проявляться во всех
отделах речевого аппарата: дыхательном, голосовом и артикуляционном. В клинической картине
заикания, особенно при хронизации речевого дефекта, чаще встречаются смешанные судороги:
дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и т.д.