Авторы: Новикова Лариса Васильевна, Конькова Наталья Васильевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 388
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей комбинированной группы для детей с ТНР 6-7 лет по лексической теме "День защитников Отечества"
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы Новиковой Ларисы Васильевны и Коньковой Натальи
Васильевны учителей-логопедов высшей квалификационной категории МКДОУ
д/с № 388 г. Новосибирска.
Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы для
детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет.
Данный материал представляет собой практическое пособие для
непосредственной образовательной деятельности воспитателей
комбинированной группы для детей 6-7 летнего возраста с тяжелыми
нарушениями речи. Оно включает в себя подвижную игру с речевым
сопровождением, считалку, стихотворение по лексической теме «23 февраля –
день защитников Отечества». Здесь подобраны упражнения на развитие
артикуляционной и мелкой моторики, на развитие лексико-грамматических
категорий, фонематических процессов, развитие слухового и зрительного
внимания, памяти и логического мышления. Подобран материал на развитие
связной речи и лексики. Все это поможет педагогу в организации занятий в
течение недели.
Данный материал ориентирован на выполнение Программы воспитания и
обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.
Комаровой и программ коррекционного обучения и воспитания детей
с нарушениями речи под редакцией Г.В. Чиркиной. Соответствует ФГОС.
Лексическая тема: «День защитника Отечества»
Развитие общих речевых навыков
Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи и
звукопроизношением.
Стихотворение «Наша армия родная» Считалка
Пограничник на границе нашу землю стережет, Гордо ходят на просторе
Чтоб работать и учиться мог спокойно весь народ. Корабли в далеком море.
Охраняет наше море славный доблестный моряк, Капитан корабль ведет,
Гордо реет на линкоре наш родной российский флаг. По волнам корабль идет.
Наши летчики-герои небо зорко стерегут. Раз, два, три,
Наши летчики-герои охраняют мирный труд. Капитаном будешь ты!
Наша армия родная стережет покой страны,
Чтоб росли мы, бед не зная, чтобы не было войны.
Развитие мелкой моторики
Пальчиковые гимнастики «В небе»
В небо синее пилот Ребенок сжимает резиновый мячик на ударные
Поднимает самолет. слоги.
Он летит за облаками,
Над горами и лесами
Развитие общей моторики
Подвижные игры с речевым сопровождением «Слава армии родной»
Слава армии родной, берегущей наш покой. Хлопают в ладоши.
Она Россию защищает, границы зорко охраняет. Шагают на месте, взмахивая руками.
На границе тишина. Приседают, руки вниз.
Сияет полная луна. Встают, руки через стороны вверх.
Здесь враг опасный не пройдет. Шагают по кругу друг за другом.
Границу он не перейдет! Идут друг за другом в полном приседе.
А в небе мчатся самолеты, Бегут друг за другом, руки в стороны.
В кабинах летчики-пилоты.
Видна им с неба вся граница, Останавливаются, поворачиваются лицом
Не проглядят они и птицу. к центру круга, смотрят в воображаемый бинокль.
И с моря враг к нам не пройдет - Руками выполняют движение «брасс».
На страже наш российский флот! Выполняют руками перекрестные
движения над головой.
И моряки на кораблях Шагают на месте. «Отдают честь».
Нас защитят на всех морях!
И скажет дружно детвора: Хлопают в ладоши.
«Российской армии – ура!» Поднимают руки вверх.
Развитие речевого дыхания, чувства ритма
Упражнение «Перекати-поле» на воспитание длительного плавного выдоха. Дети дуют на
кусочки сухой травы до пограничных столбиков.
Игра «Азбука Морзе».
Мимические упражнения. Психогимнастика
Изобразить строгого пограничника, хитрого врага, веселого солдата, серьезного пилота.
Пластический этюд «Прыжок с парашютом».
Развитие связной речи
Беседа о защитниках Родины. Чтение произведений с обсуждением: А. Гайдар «Часовой», А.
Митяев «Почему Армия родная?», «Мешок овсянки», С. Алексеев «Первая колонна», А.
Твардовский «Рассказ танкиста». Составление рассказа о военных по карте-схеме
«Профессии». Заучивание стихотворений об армии. Загадки.
Пословицы и поговорки. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
Тяжело в учении — легко в бою. Дружно за мир стоять - войне не бывать. Если армия сильна
– непобедима и страна. В армии быть – народу служить. Российский воин похвалы достоин.
Родину-мать учись защищать! Цветам нужно солнце, а людям – мир.
Лексика
Активизация и обогащение предметного словаря. Армия, боец, бомба, вертолет, военный,
война, войска, враг, генерал, героизм, герой, десантник, защитник, звание, лейтенант, летчик,
майор, матрос, медаль, моряк, мужество, награда, отвага, орден, парашют, пехота, пехотинец,
пограничник, подводная лодка, полководец, противник, снайпер, ракетчик, рана, ранение,
родина, рядовой, Отечество, смелость, снайпер, солдат, танк, танкист, храбрец.
Обогащение и активизация словаря прилагательных: армейский, бесстрашный, героический,
доблестный, мужественный, отважный, раненый, смелый, трусливый, храбрый.
Активизация глагольного словаря: воевать, вылечить, драться, защищаться, перевязывать,
победить, ранить, сопротивляться, сражаться, стрелять, заряжать.
Активизация словаря наречий: смело, метко, быстро, решительно, настойчиво.
Развитие лексико-грамматических процессов
«Сосчитай до пяти» Согласование существительных с числительными и
прилагательными в роде, числе. Одна зенитная установка, один боевой самолет, одна
подводная лодка, один храбрый солдат.
«Измени по образцу». Образование множественного числа глаголов. Летает – летают,
служит – служат, защищает – защищают, воюет - …, стреляет - …, побеждает - …
«Кто это?». Образование существительных с помощью суффиксов. Как называется
человек, который летает на вертолете, ездит на танке, служит в пехоте, прыгает с
парашютом, служит на подводной лодке?
«Собери предложение». Составление предложения из данных слов. Самолет, в,
военный, небо, подняться. Совершил, поступок, солдат, геройский. Пограничник,
собакой, границу, с, сохраняет. Читают, книги, о, мальчики, войне.
«Измени по образцу». Образование прилагательных от существительных. Солдат –
солдатский, пехота - …, танк - …, ракета - …, враг - …, герой - …
«Закончи предложение». Активизация словаря по теме. Сержант, лейтенант, майор –
это воинские … Вертолетами и самолетами управляют …
«Что общего и чем отличаются друг от друга?» Самолет и вертолет. Корабль и
подводная лодка. Шапка и фуражка. Шинель и пальто.
«Добавь парное слово». Моряк – корабль, летчик - … (самолет, вертолет). Вверх –
вертолет, вниз - … (парашют). Солдат – воевать, медсестра - … (лечить).
«Измени по образцу». Образование множественного числа существительных. Один
боец – много бойцов (снайпер, ракетчик, танкист, пограничник, медсестра, моряк,
солдат, штурман). Много (чего?) – оружия, ракет, снарядов, обмундирования.
«Что сделал?» Образование глаголов с помощью приставок. Бежал – побежал,
выбежал, забежал, перебежал, отбежал, убежал.
«Какие?» Образование относительных прилагательных. Сухопутные, военно-морские,
авиационные, военно-воздушные.
«Объясни словечко». Активизация словаря по теме. Сухопутный, полководец,
бескозырка.
«Исправь ошибку». Согласование слов в предложении. Храбрая солдат награжден
медалью. Генерал отдала приказание солдатам. Пограничники защищает границы
нашей страны. Десантник прыгнула с парашютом.
Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления
«Кто лишний?» Десантник, танкист, ракетчик, тракторист. Рядовой, лейтенант, летчик,
майор. Храбрый, мужественный, смелый, съедобный. Танк, самолет, трамвай, вертолет.
«Какое слово не подходит». Танк, танковый, танец, танкист. Летчик, летать, летный,
летний. Ракета, рак, ракетный, ракетчик.
«Что не так?» Солдаты не должны защищать Родину. Танкист управляет самолетом.
Подводная лодка взлетела в небеса.
«Найди отличия».
«Определи на слух, какое слово самое длинное» Бомба, пуля, граната, мина.
Развитие навыков языкового анализа и синтеза
Развитие фонематических представлений. «У кого больше» (подбор названий военных
профессий с заданным звуком).
Слоговое лото. «Мы - военные».
Звуковой анализ слов: солдат, родина, танк, самолет.
Грамота
Чтение предложений по теме.
Составление слов из готовых слогов.
Работа над слоговой структурой слова
Работа над одно-, дву-, трех_ и четырехсложными словами (отработанными ранее).
Задания по самокоррекции
«Обведи по трафарету». «Проводи пограничника до заставы», Выкладывание фигуры из
палочек по образцу. Нарисуй фигуру по точкам.
Дорисуй по образцу. Штриховка изображения военной техники.