Автор: Смирнова Ирина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ- детский сад комбинированного вида №25
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные упражнения для совершенствования
артикуляционной моторики
Смирнова Ирина Николаевна
smirnova
2774@
.
ru
Рассматриваются приёмы работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
по развитию артикуляционной моторики посредством нетрадиционных
упражнений.
Ключевые слова: речь, коррекционная работа, формы, приёмы.
С каждым годом наблюдается увеличение числа детей с несформированными
компонентами устной речи. Наиболее типичным является неправильное
произношение звуков. Звуки речи образуются в результате сложных
движений языка, губ, челюстей и для каждого из них существует
определённый артикуляционный уклад. Даже незначительные отклонения от
нормы в расположении органов артикуляции приводят к дефектному
произношению звуков речи. Поэтому очень важно формировать
необходимые артикуляционные уклады и развивать различные мышцы
речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика является основой
формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения,
она включает упражнения для тренировки подвижности органов
артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка,
мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков,
так и каждого звука той или иной группы.
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям можно
использовать нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер
и вызывают положительные эмоции у детей.
Упражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через
сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке
языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик
падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать
шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а
шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно
промывать теплой водой с мылом
Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в
вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с
ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по
языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать
круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие
похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и
обратно).
9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно
от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом
Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см,
ширина 4-5 см.
1. Сомкнутые и затянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый
пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ.
Выполняется в течение 10-15 секунд.
2. Это упражнение выполняется так же, как и в упражнении 1, но бинт
зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно.
Выполняется 10 раз.
3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в
правый угол, далее, наоборот, из правого угла в правый и т.д.
Выполняется 10 раз.
4.Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами,
попеременно то левыми, то правыми.
Выполняется 10 раз.
5. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не
губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим
ослабляется на несколько секунд.
Зажим - расслабление чередуются 10-15 раз.
6. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким
мягким языком в форме «лопатки».
Упражнения для языка с водой
"Не расплескай воду"
1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода
может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из
широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта,
удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот.
Выполняется 10 раз.
3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад.
Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнения для губ, языка и челюстей с деревянным шпателем
1.Деревянный шпатель попеременно удерживается зубами и губами по 10 –
20 сек. (10 раз).
2. Рот широко открыт, язык удерживает деревянный шпатель попеременно у
нижней и верхней губы по 10 сек. (10 раз).
3.Язык «Лопатка», рот широко открыт, деревянный шпатель лежит на
кончике языка.
4.Движение языка вверх-вниз (10 раз). Челюсть неподвижна.
Гастрономическо-логопедические игры
Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут
выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются
со сладостями!
1. Высунуть язык и продержать на нем соломинку как можно дольше.
2. Втягивать жевательный мармелад-спагетти в рот через вытянутые в
трубочку губы.
3. Тот же длинный мармелад нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо
стараться удержать мармелад губами!
4. Открыть рот и постараться удержать соломинку в равновесии на языке.
Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
5. Сделать усы! Удерживать соломинку у верхней губы с помощью кончика
языка.
6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
7. Соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав
один конец между нижними зубами и языком.
8. Удерживать шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в
чашке.
9. Облизать чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.
10.Облизать язычком губки с вареньем, или мёдом
11.Удержать на плоском язычке кусочек сыра (постепенно язык не должен
дрожать)
12.Облизать языком с тарелки джем (покажи, как киска пьёт молоко в
мисочке)
13.Приклеить кусочек конфетки за зубами сверху или внизу достаём язычком
конфетку или ягодку слева и справа, голова на месте!
14.Язычком слизать сахар с колечка лимона по кругу или любые круглые
дольки фруктов, овощей
15. Съесть крем с торта на день рождения ртом;
16.Облизать мороженое, не кусать
17.Пить из соломинки или удерживать губками ту же соломку
18.Спрятать виноградинку за щекой
19. Дуть на горячий чай, щеки не надуваем!
20.Сплюнуть косточки арбуза с кончика языка или от ягод с косточками
21.Губами оторвать хвостик от клубники, ягоды с грозди смородины,
винограда, вишни
22.Втянуть губами спагетти
23. Круглую ягоду достать языком из-за щеки.
Литература
1.Логопедическая гимнастика Автор: Буденная Т. В. Дата издания: 2009
ISBN: 5-89814-042-5
Издательство: Детство-Пресс
2.Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые
стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6
лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. Автор: Воробьева
Т.А.,Крупенчук О.И.Издательство: Литера Год: 2004
3.Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое
пособие
Автор: Е. КраузеИздательство: Корона-Принт, Год:2007
3.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые
упражнения
Автор: Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Издательство: Гном и Д
Год: 2005