Напоминание

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики


Автор: Смирнова Ирина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ- детский сад комбинированного вида №25
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные упражнения для совершенствования

артикуляционной моторики

Смирнова Ирина Николаевна

smirnova

2774@

mail

.

ru

Рассматриваются приёмы работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

по развитию артикуляционной моторики посредством нетрадиционных

упражнений.

Ключевые слова: речь, коррекционная работа, формы, приёмы.

С каждым годом наблюдается увеличение числа детей с несформированными

компонентами устной речи. Наиболее типичным является неправильное

произношение звуков. Звуки речи образуются в результате сложных

движений языка, губ, челюстей и для каждого из них существует

определённый артикуляционный уклад. Даже незначительные отклонения от

нормы в расположении органов артикуляции приводят к дефектному

произношению звуков речи. Поэтому очень важно формировать

необходимые артикуляционные уклады и развивать различные мышцы

речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика является основой

формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения,

она включает упражнения для тренировки подвижности органов

артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка,

мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков,

так и каждого звука той или иной группы.

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям можно

использовать нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер

и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через

сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке

языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик

падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать

шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а

шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно

промывать теплой водой с мылом

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в

вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с

ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по

языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать

круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие

похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и

обратно).

9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно

от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см,

ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и затянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый

пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ.

Выполняется в течение 10-15 секунд.

2. Это упражнение выполняется так же, как и в упражнении 1, но бинт

зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно.

Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в

правый угол, далее, наоборот, из правого угла в правый и т.д.

Выполняется 10 раз.

4.Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами,

попеременно то левыми, то правыми.

Выполняется 10 раз.

5. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не

губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим

ослабляется на несколько секунд.

Зажим - расслабление чередуются 10-15 раз.

6. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким

мягким языком в форме «лопатки».

Упражнения для языка с водой

"Не расплескай воду"

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода

может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из

широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта,

удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот.

Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад.

Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

Упражнения для губ, языка и челюстей с деревянным шпателем

1.Деревянный шпатель попеременно удерживается зубами и губами по 10 –

20 сек. (10 раз).

2. Рот широко открыт, язык удерживает деревянный шпатель попеременно у

нижней и верхней губы по 10 сек. (10 раз).

3.Язык «Лопатка», рот широко открыт, деревянный шпатель лежит на

кончике языка.

4.Движение языка вверх-вниз (10 раз). Челюсть неподвижна.

Гастрономическо-логопедические игры

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут

выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются

со сладостями!

1. Высунуть язык и продержать на нем соломинку как можно дольше.

2. Втягивать жевательный мармелад-спагетти в рот через вытянутые в

трубочку губы.

3. Тот же длинный мармелад нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо

стараться удержать мармелад губами!

4. Открыть рот и постараться удержать соломинку в равновесии на языке.

Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

5. Сделать усы! Удерживать соломинку у верхней губы с помощью кончика

языка.

6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.

7. Соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав

один конец между нижними зубами и языком.

8. Удерживать шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в

чашке.

9. Облизать чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.

10.Облизать язычком губки с вареньем, или мёдом

11.Удержать на плоском язычке кусочек сыра (постепенно язык не должен

дрожать)

12.Облизать языком с тарелки джем (покажи, как киска пьёт молоко в

мисочке)

13.Приклеить кусочек конфетки за зубами сверху или внизу достаём язычком

конфетку или ягодку слева и справа, голова на месте!

14.Язычком слизать сахар с колечка лимона по кругу или любые круглые

дольки фруктов, овощей

15. Съесть крем с торта на день рождения ртом;

16.Облизать мороженое, не кусать

17.Пить из соломинки или удерживать губками ту же соломку

18.Спрятать виноградинку за щекой

19. Дуть на горячий чай, щеки не надуваем!

20.Сплюнуть косточки арбуза с кончика языка или от ягод с косточками

21.Губами оторвать хвостик от клубники, ягоды с грозди смородины,

винограда, вишни

22.Втянуть губами спагетти

23. Круглую ягоду достать языком из-за щеки.

Литература

1.Логопедическая гимнастика Автор: Буденная Т. В. Дата издания: 2009

ISBN: 5-89814-042-5

Издательство: Детство-Пресс

2.Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые

стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6

лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. Автор: Воробьева

Т.А.,Крупенчук О.И.Издательство: Литера Год: 2004

3.Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое

пособие

Автор: Е. КраузеИздательство: Корона-Принт, Год:2007

3.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые

упражнения

Автор: Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.

Издательство: Гном и Д

Год: 2005



В раздел образования