Автор: Гаппоева Фатима Кантемировна
Должность: учитель осетинского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им.Героя Советского Союза Г.В.Пасынкова г.Ардона РСО - Алания
Населённый пункт: РСО-Алания, г.Ардон
Наименование материала: Изучение родных языков в современной образовательной практике.
Тема: Изучение родных языков в современной образовательной практике.
Раздел: среднее образование
Изучение родных языков в современной образовательной практике.
Проблемы сохранения родной культуры и интеграции ее в
общекультурное пространство.
Самая большая ценность народа – язык,
язык, на котором он пишет, говорит, думает.
(Д.Н. Лихачев)
Сохранение и развитие родных языков – одна из государственных
задач, стоящих на современном этапе перед Россией, это особо актуально для
многонациональной Осетии.. В Осетии жители говорят на многих языках. В
формировании национальной идентичности значительную роль, занимает
родной язык.
Родным называют язык, который человек усваивает в раннем детстве,
подражая окружающим его взрослым и детям, определяет национальную
принадлежность человека. Но так бывает не всегда. В некоторых семьях, где
один из родителей или даже оба не являются одной национальности, но с
детства воспитывались в речевой среде, где принято говорить на родном
языке,
и
в
этих
случаях
именно
родную
речь
постоянно
слышит,
воспринимает и осваивает в раннем детстве ребенок. На этом языке он не
только учится говорить, но и познает и осмысливает окружающий мир,
думает. С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека
неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился, как следует говорить,
а его чистый слух уже ловит сказки, материнские колыбельные песенки. Но
ведь сказки и прибаутки – это язык. Часто говорим, что о человеке судят по
его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека –
зеркало его самого. Любую нацию всегда представляют дети. Когда
национальная культура умирает в детях, то это означает начало смерти нации.
И если завтра мой язык исчезнет,То я готов сегодня умереть.
Эти строки стихотворения «Родной язык» Расула Гамзатова, как нельзя лучше
говорят о том, что если исчезнет родной язык, то это станет настоящей
трагедией, ибо вместе с ним исчезнет и национальная культура целого народа,
а значит и сам этот народ.
О нации судят по его культуре, всему, что сделано, написано,
построено, изобрено. Поэтому важно воспитать детей на основе преданий,
песен и языка, легенд и старины. Недостаточно помнить культуру своего
народа, нации, недостаточно любить ее, нужно ею жить. Тогда мы с вами не
исчезнем в историческом небытие.
Язык народа – зеркало, в котором народ видит свое прошлое и
настоящее, на протяжении веков фиксировал общественные, социальные
явления, пережитые им.
За последние годы в Осетии существенно деформировались языковые
процессы. Это привело к тому, что часть населения утратило владение и
пользование родными языками. Жители городов невольно отвыкают от
родного языка, забывают его, так как общение в городах преимущественно –
на русском языке. Во многих городских семьях родители общаются с детьми
только на русском языке, зачастую они же не желают, чтобы их детей обучали
в школе родному языку, объясняя это перегруженностью их изучением наряду
с русским, английским языками, родного языка. Данное воспитание приводит
к отказу молодого поколения от родных духовных корней - нередко ведет к
пренебрежительному
отношению
к
осетинской
культуре,
традициям,
славному прошлому народа. Для того, чтобы пробудить интерес ребёнка к
изучению родного языка, уроки, прежде всего, должны быть интересными,
вызывать положительные эмоции, быть увлекательными с использованием
занимательных упражнений, творческих работ для развития устной и
письменной речи, использовать игровые моменты, загадки, сказки, пословицы
и поговорки. А для этого учитель должен работать творчески и опираться на
новые концепции, формировать национальное сознание путем ознакомления с
обычаями, традициями, ценностными ориентациями, своего народа. Школа
должна включать в план воспитательной работы каждого класса мероприятия,
беседы, игры, песни, танцы, прививающие любовь к искусству традициями
своего народа, необходимо устраивать встречи со старожилами города,
которые хорошо помнят лучшие традиции прошлого.
Успешно обучать детей родному языку можно и нужно в семье.
Приоритетную
роль
в
этом
деле
играет
мать.
При
отсутствии
заинтересованности ребенка и поддержки семьи даже под руководством
талантливого учителя и при наличии хорошего учебника трудно достичь
изучения ребенком родного языка. Поэтому нужно заботиться о повышение
роли семьи в решении данной проблемы. Если в условиях города не будем
прививать родной язык в семье, то останемся без него. Долг родителей –
открыть красоту и богатство родного языка, самим понять, изучить, а потом
уже донести до ребёнка.
Связь
поколений
заключается
в
передаче
потомкам
опыта,
накопленного предыдущими поколениями, в соблюдении обычаев и традиций
предков, в продолжение потомками дела, начатого предками… Приобщение
подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям.
Нельзя добиться прочных знаний языка, не привлекая к обучению родителей,
то как общение в школе, в семье на родном языке зарождает интерес и любовь
к языку, традициям семьи, нации. Только семья и школа помогут ребёнку
познать и осмыслить, сохранить и приумножить культурное наследие своего
народа. Необходимо с раннего детства приобщать к ценностям национальной
культуры, языку. Детство - это самое благоприятное время для начала
погружения детей в истоки родного языка. Мы все должны знать свои корни,
то место, в котором мы живем, свое прошлое. Ведь без прошлого нет
будущего.
Родной язык это неотъемлемая часть культуры, но часть очень
обширная и очень специфичная, ибо без знания родного языка невозможно
усвоить культуру. Национальная культура может усваиваться вместе с родным
языком, через газеты, театры, телепередачи, писателей, обычаи и традиции.
Отказ от родного языка может привести к исчезновению национальной
культуры, уровень развития родного языка - это показатель духовности
народа. Итак, обязанность каждого дагестанца - знать и беречь родной язык,
для человека, который не понимает значения родного языка, умолкает
дагестанская песня, дума, легенда, перед ним закрывает дверь искусство
родного слова. Человек, который не является носителем культурно - духовных
достояний, считают чужеземцем и отступником. И чтобы он ни говорил,
уважения к нему не будет.
От знания и владения родным языком мы
ничего не потеряет,
наоборот, приобретает - понимать историю своего народа, его культуру и
национальные ценности. Сохраним же языки, передающие духовные ценности
каждого
народа
грядущим
поколениям.
Итак,
родной
язык
является
важнейшей, богатейшей и крепчайшей связью, которая объединяет настоящее
и прошлое, отжившие и будущие поколение в единое целое. Если исчезнет
родной язык - исчезает и народ. И наоборот, пока родной язык народа в его
устах, до тех пор живёт и народ.
Народная мудрость говорит: отберёте у народа всё - он всё может
возвратить, а отберёте язык - и он никогда уже не создаёт его. Всё мы должны
помнить, что родной язык - самое большое сокровище. И когда появляется
угроза хоть что - то из него потерять, всех должна беспокоить тревога за язык,
за наше государство, за наше будущее. Всегда будем помнить, что путь к
истине и доброте, красоте и величии лежит через родной язык.
Это душа и сердце народа, без которой не выжить ни одной нации.