Напоминание

Изучение родных языков в современной образовательной практике.


Автор: Гаппоева Фатима Кантемировна
Должность: учитель осетинского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им.Героя Советского Союза Г.В.Пасынкова г.Ардона РСО - Алания
Населённый пункт: РСО-Алания, г.Ардон
Наименование материала: Изучение родных языков в современной образовательной практике.
Тема: Изучение родных языков в современной образовательной практике.
Раздел: среднее образование





Назад




Изучение родных языков в современной образовательной практике.

Проблемы сохранения родной культуры и интеграции ее в

общекультурное пространство.

Самая большая ценность народа – язык,

язык, на котором он пишет, говорит, думает.

(Д.Н. Лихачев)

Сохранение и развитие родных языков – одна из государственных

задач, стоящих на современном этапе перед Россией, это особо актуально для

многонациональной Осетии.. В Осетии жители говорят на многих языках. В

формировании национальной идентичности значительную роль, занимает

родной язык.

Родным называют язык, который человек усваивает в раннем детстве,

подражая окружающим его взрослым и детям, определяет национальную

принадлежность человека. Но так бывает не всегда. В некоторых семьях, где

один из родителей или даже оба не являются одной национальности, но с

детства воспитывались в речевой среде, где принято говорить на родном

языке,

и

в

этих

случаях

именно

родную

речь

постоянно

слышит,

воспринимает и осваивает в раннем детстве ребенок. На этом языке он не

только учится говорить, но и познает и осмысливает окружающий мир,

думает. С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека

неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился, как следует говорить,

а его чистый слух уже ловит сказки, материнские колыбельные песенки. Но

ведь сказки и прибаутки – это язык. Часто говорим, что о человеке судят по

его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека –

зеркало его самого. Любую нацию всегда представляют дети. Когда

национальная культура умирает в детях, то это означает начало смерти нации.

И если завтра мой язык исчезнет,То я готов сегодня умереть.

Эти строки стихотворения «Родной язык» Расула Гамзатова, как нельзя лучше

говорят о том, что если исчезнет родной язык, то это станет настоящей

трагедией, ибо вместе с ним исчезнет и национальная культура целого народа,

а значит и сам этот народ.

О нации судят по его культуре, всему, что сделано, написано,

построено, изобрено. Поэтому важно воспитать детей на основе преданий,

песен и языка, легенд и старины. Недостаточно помнить культуру своего

народа, нации, недостаточно любить ее, нужно ею жить. Тогда мы с вами не

исчезнем в историческом небытие.

Язык народа – зеркало, в котором народ видит свое прошлое и

настоящее, на протяжении веков фиксировал общественные, социальные

явления, пережитые им.

За последние годы в Осетии существенно деформировались языковые

процессы. Это привело к тому, что часть населения утратило владение и

пользование родными языками. Жители городов невольно отвыкают от

родного языка, забывают его, так как общение в городах преимущественно –

на русском языке. Во многих городских семьях родители общаются с детьми

только на русском языке, зачастую они же не желают, чтобы их детей обучали

в школе родному языку, объясняя это перегруженностью их изучением наряду

с русским, английским языками, родного языка. Данное воспитание приводит

к отказу молодого поколения от родных духовных корней - нередко ведет к

пренебрежительному

отношению

к

осетинской

культуре,

традициям,

славному прошлому народа. Для того, чтобы пробудить интерес ребёнка к

изучению родного языка, уроки, прежде всего, должны быть интересными,

вызывать положительные эмоции, быть увлекательными с использованием

занимательных упражнений, творческих работ для развития устной и

письменной речи, использовать игровые моменты, загадки, сказки, пословицы

и поговорки. А для этого учитель должен работать творчески и опираться на

новые концепции, формировать национальное сознание путем ознакомления с

обычаями, традициями, ценностными ориентациями, своего народа. Школа

должна включать в план воспитательной работы каждого класса мероприятия,

беседы, игры, песни, танцы, прививающие любовь к искусству традициями

своего народа, необходимо устраивать встречи со старожилами города,

которые хорошо помнят лучшие традиции прошлого.

Успешно обучать детей родному языку можно и нужно в семье.

Приоритетную

роль

в

этом

деле

играет

мать.

При

отсутствии

заинтересованности ребенка и поддержки семьи даже под руководством

талантливого учителя и при наличии хорошего учебника трудно достичь

изучения ребенком родного языка. Поэтому нужно заботиться о повышение

роли семьи в решении данной проблемы. Если в условиях города не будем

прививать родной язык в семье, то останемся без него. Долг родителей –

открыть красоту и богатство родного языка, самим понять, изучить, а потом

уже донести до ребёнка.

Связь

поколений

заключается

в

передаче

потомкам

опыта,

накопленного предыдущими поколениями, в соблюдении обычаев и традиций

предков, в продолжение потомками дела, начатого предками… Приобщение

подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям.

Нельзя добиться прочных знаний языка, не привлекая к обучению родителей,

то как общение в школе, в семье на родном языке зарождает интерес и любовь

к языку, традициям семьи, нации. Только семья и школа помогут ребёнку

познать и осмыслить, сохранить и приумножить культурное наследие своего

народа. Необходимо с раннего детства приобщать к ценностям национальной

культуры, языку. Детство - это самое благоприятное время для начала

погружения детей в истоки родного языка. Мы все должны знать свои корни,

то место, в котором мы живем, свое прошлое. Ведь без прошлого нет

будущего.

Родной язык это неотъемлемая часть культуры, но часть очень

обширная и очень специфичная, ибо без знания родного языка невозможно

усвоить культуру. Национальная культура может усваиваться вместе с родным

языком, через газеты, театры, телепередачи, писателей, обычаи и традиции.

Отказ от родного языка может привести к исчезновению национальной

культуры, уровень развития родного языка - это показатель духовности

народа. Итак, обязанность каждого дагестанца - знать и беречь родной язык,

для человека, который не понимает значения родного языка, умолкает

дагестанская песня, дума, легенда, перед ним закрывает дверь искусство

родного слова. Человек, который не является носителем культурно - духовных

достояний, считают чужеземцем и отступником. И чтобы он ни говорил,

уважения к нему не будет.

От знания и владения родным языком мы

ничего не потеряет,

наоборот, приобретает - понимать историю своего народа, его культуру и

национальные ценности. Сохраним же языки, передающие духовные ценности

каждого

народа

грядущим

поколениям.

Итак,

родной

язык

является

важнейшей, богатейшей и крепчайшей связью, которая объединяет настоящее

и прошлое, отжившие и будущие поколение в единое целое. Если исчезнет

родной язык - исчезает и народ. И наоборот, пока родной язык народа в его

устах, до тех пор живёт и народ.

Народная мудрость говорит: отберёте у народа всё - он всё может

возвратить, а отберёте язык - и он никогда уже не создаёт его. Всё мы должны

помнить, что родной язык - самое большое сокровище. И когда появляется

угроза хоть что - то из него потерять, всех должна беспокоить тревога за язык,

за наше государство, за наше будущее. Всегда будем помнить, что путь к

истине и доброте, красоте и величии лежит через родной язык.

Это душа и сердце народа, без которой не выжить ни одной нации.



В раздел образования