Напоминание

Изучение родных языков. Проблемы сохранения родной культуры.


Автор: Цахоева Залина Евгеньевна
Должность: учитель осетинского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза Г.В.Пасынкова г.Ардона Республики Северная Осетия - Алания
Населённый пункт: РСО-Алания, г.Ардон
Наименование материала: Изучение родных языков. Проблемы сохранения родной культуры.
Тема: Изучение родных языков. Проблемы сохранения родной культуры.
Раздел: среднее образование





Назад




Изучение родных языков. Проблемы

сохранения родной культуры.

Опубликовано 01.02.2019-2020г. Цахоева Залина Евгеньевна

Первый и самый ответственный шаг обучения-это усвоение роднго языка.

(А.Дистерверг)

Сохранение и развитие родных языков – одна из государственных задач,

стоящих на современном этапе перед Россией, это особо актуально для

многонациональной Осетии. В Осетии жители говорят на 30 языках. В

формировании национальной идентичности значительную роль, занимает

родной язык.

Родным называют язык, который человек усваивает в раннем детстве,

подражая окружающим его взрослым и детям, определяет национальную

принадлежность человека. Но так бывает не всегда. В некоторых семьях, где

один из родителей или даже оба не являются одной национальности, но с

детства воспитывались в речевой среде, где принято говорить на родном

языке, и в этих случаях именно родную речь постоянно слышит, воспринимает

и осваивает в раннем детстве ребенок. На этом языке он не только учится

говорить, но и познает и осмысливает окружающий мир, думает. С раннего

детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с

языком. Ребенок еще не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже

ловит сказки, материнские колыбельные песенки. Но ведь сказки и прибаутки

– это язык. Часто говорим, что о человеке судят по его делам, но забываем

иногда, что слово тоже поступок. Речь человека – зеркало его самого. Любую

нацию всегда представляют дети. Когда национальная культура умирает в

детях, то это означает начало смерти нации.

И если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть.

Эти строки стихотворения «Родной язык» Расула Гамзатова, как нельзя лучше

говорят о том, что если исчезнет родной язык, то это станет настоящей

трагедией, ибо вместе с ним исчезнет и национальная культура целого народа,

а значит и сам этот народ.

Воспитать детей на основе преданий, песен и языка, легенд и старины.

Недостаточно помнить культуру своего народа, нации, недостаточно любить

ее, нужно ею жить. Тогда мы с вами не исчезнем в историческом небытие.

Язык народа – зеркало, в котором народ видит свое прошлое и настоящее, на

протяжении веков фиксировал общественные, социальные явления, пережитые

им. За последние годы в Осетии существенно деформировались языковые

процессы. Это привело к тому, что часть населения утратило владение и

пользование родными языками. Жители городов невольно отвыкают от

родного языка, забывают его, так как общение в городах преимущественно – на

русском языке. Во многих городских семьях родители общаются с детьми

только на русском языке, зачастую они же не желают, чтобы их детей обучали

в школе родному языку, объясняя это перегруженностью их изучением наряду

с русским, английским языками, родного языка. Данное воспитание приводит к

отказу молодого поколения от родных духовных корней - нередко ведет к

пренебрежительному отношению к осетинской культуре, традициям, славному

прошлому народа. Для того, чтобы пробудить интерес ребёнка к изучению

родного языка, уроки, прежде всего, должны быть интересными, вызывать

положительные эмоции, быть увлекательными с использованием

занимательных упражнений, творческих работ для развития устной и

письменной речи, использовать игровые моменты, загадки, сказки, пословицы

и поговорки. А для этого учитель должен работать творчески и опираться на

новые концепции, формировать национальное сознание путем ознакомления с

обычаями, традициями, ценностными ориентациями, своего народа. Школа

должна включать в план воспитательной работы каждого класса мероприятия,

беседы, игры, песни, танцы, прививающие любовь к искусству традициями

своего народа, необходимо устраивать встречи со старожилами города,

которые хорошо помнят лучшие традиции прошлого. Успешно обучать детей

родному языку можно и нужно в семье. Приоритетную роль в этом деле играет

мать. При отсутствии заинтересованности ребенка и поддержки семьи даже

под руководством талантливого учителя и при наличии хорошего учебника

трудно достичь изучения ребенком родного языка. Поэтому нужно заботиться

о повышение роли семьи в решении данной проблемы. Если в условиях города

не будем прививать родной язык в семье, то останемся без него. Долг

родителей – открыть красоту и богатство родного языка, самим понять,

изучить, а потом уже донести до ребёнка.

Связь поколений заключается в передаче потомкам опыта, накопленного

предыдущими поколениями, в соблюдении обычаев и традиций предков, в

продолжение потомками дела, начатого предками… Приобщение

подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям.

Нельзя добиться прочных знаний языка, не привлекая к обучению родителей,

то как общение в школе, в семье на родном языке зарождает интерес и любовь

к языку, традициям семьи, нации. Только семья и школа помогут ребёнку

познать и осмыслить, сохранить и приумножить культурное наследие своего

народа. Необходимо с раннего детства приобщать к ценностям национальной

культуры, языку. Детство - это самое благоприятное время для начала

погружения детей в истоки родного языка. Мы все должны знать свои корни,

то место, в котором мы живем, свое прошлое. Ведь без прошлого нет

будущего.

Родной язык это неотъемлемая часть культуры, но часть очень обширная и

очень специфичная, ибо без знания родного языка невозможно усвоить

культуру. Национальная культура может усваиваться вместе с родным языком,

через газеты, театры, телепередачи, писателей, обычаи и традиции.

Отказ от родного языка может привести к исчезновению национальной

культуры, уровень развития родного языка - это показатель духовности народа.

Итак, обязанность каждого дагестанца - знать и беречь родной язык, для

человека, который не понимает значения родного языка, умолкает дагестанская

песня, дума, легенда, перед ним закрывает дверь искусство родного слова.

Человек, который не является носителем культурно - духовных достояний,

считают чужеземцем и отступником. И чтобы он ни говорил, уважения к нему

не будет.

От знания и владения родным языком мы ничего не потеряет, наоборот,

приобретает - понимать историю своего народа, его культуру и национальные

ценности. Сохраним же языки, передающие духовные ценности каждого

народа грядущим поколениям. Итак, родной язык является важнейшей,

богатейшей и крепчайшей связью, которая объединяет настоящее и прошлое,

отжившие и будущие поколение в единое целое. Если исчезнет родной язык -

исчезает и народ. И наоборот, пока родной язык народа в его устах, до тех пор

живёт и народ. Народная мудрость говорит: отберёте у народа всё - он всё

может возвратить, а отберёте язык - и он никогда уже не создаёт его. Всё мы

должны помнить, что родной язык - самое большое сокровище. И когда

появляется угроза хоть что - то из него потерять, всех должна беспокоить

тревога за язык, за наше государство, за наше будущее. Всегда будем помнить,

что путь к истине и доброте, красоте и величии лежит через родной язык.

Это душа и сердце народа, без которой не выжить ни одной нации.



В раздел образования