Автор: Цахоева Залина Евгеньевна
Должность: учитель осетинского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза Г.В.Пасынкова г.Ардона Республики Северная Осетия - Алания
Населённый пункт: РСО-Алания, г.Ардон
Наименование материала: Изучение родных языков. Проблемы сохранения родной культуры.
Тема: Изучение родных языков. Проблемы сохранения родной культуры.
Раздел: среднее образование
Изучение родных языков. Проблемы
сохранения родной культуры.
Опубликовано 01.02.2019-2020г. Цахоева Залина Евгеньевна
Первый и самый ответственный шаг обучения-это усвоение роднго языка.
(А.Дистерверг)
Сохранение и развитие родных языков – одна из государственных задач,
стоящих на современном этапе перед Россией, это особо актуально для
многонациональной Осетии. В Осетии жители говорят на 30 языках. В
формировании национальной идентичности значительную роль, занимает
родной язык.
Родным называют язык, который человек усваивает в раннем детстве,
подражая окружающим его взрослым и детям, определяет национальную
принадлежность человека. Но так бывает не всегда. В некоторых семьях, где
один из родителей или даже оба не являются одной национальности, но с
детства воспитывались в речевой среде, где принято говорить на родном
языке, и в этих случаях именно родную речь постоянно слышит, воспринимает
и осваивает в раннем детстве ребенок. На этом языке он не только учится
говорить, но и познает и осмысливает окружающий мир, думает. С раннего
детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с
языком. Ребенок еще не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже
ловит сказки, материнские колыбельные песенки. Но ведь сказки и прибаутки
– это язык. Часто говорим, что о человеке судят по его делам, но забываем
иногда, что слово тоже поступок. Речь человека – зеркало его самого. Любую
нацию всегда представляют дети. Когда национальная культура умирает в
детях, то это означает начало смерти нации.
И если завтра мой язык исчезнет,
То я готов сегодня умереть.
Эти строки стихотворения «Родной язык» Расула Гамзатова, как нельзя лучше
говорят о том, что если исчезнет родной язык, то это станет настоящей
трагедией, ибо вместе с ним исчезнет и национальная культура целого народа,
а значит и сам этот народ.
Воспитать детей на основе преданий, песен и языка, легенд и старины.
Недостаточно помнить культуру своего народа, нации, недостаточно любить
ее, нужно ею жить. Тогда мы с вами не исчезнем в историческом небытие.
Язык народа – зеркало, в котором народ видит свое прошлое и настоящее, на
протяжении веков фиксировал общественные, социальные явления, пережитые
им. За последние годы в Осетии существенно деформировались языковые
процессы. Это привело к тому, что часть населения утратило владение и
пользование родными языками. Жители городов невольно отвыкают от
родного языка, забывают его, так как общение в городах преимущественно – на
русском языке. Во многих городских семьях родители общаются с детьми
только на русском языке, зачастую они же не желают, чтобы их детей обучали
в школе родному языку, объясняя это перегруженностью их изучением наряду
с русским, английским языками, родного языка. Данное воспитание приводит к
отказу молодого поколения от родных духовных корней - нередко ведет к
пренебрежительному отношению к осетинской культуре, традициям, славному
прошлому народа. Для того, чтобы пробудить интерес ребёнка к изучению
родного языка, уроки, прежде всего, должны быть интересными, вызывать
положительные эмоции, быть увлекательными с использованием
занимательных упражнений, творческих работ для развития устной и
письменной речи, использовать игровые моменты, загадки, сказки, пословицы
и поговорки. А для этого учитель должен работать творчески и опираться на
новые концепции, формировать национальное сознание путем ознакомления с
обычаями, традициями, ценностными ориентациями, своего народа. Школа
должна включать в план воспитательной работы каждого класса мероприятия,
беседы, игры, песни, танцы, прививающие любовь к искусству традициями
своего народа, необходимо устраивать встречи со старожилами города,
которые хорошо помнят лучшие традиции прошлого. Успешно обучать детей
родному языку можно и нужно в семье. Приоритетную роль в этом деле играет
мать. При отсутствии заинтересованности ребенка и поддержки семьи даже
под руководством талантливого учителя и при наличии хорошего учебника
трудно достичь изучения ребенком родного языка. Поэтому нужно заботиться
о повышение роли семьи в решении данной проблемы. Если в условиях города
не будем прививать родной язык в семье, то останемся без него. Долг
родителей – открыть красоту и богатство родного языка, самим понять,
изучить, а потом уже донести до ребёнка.
Связь поколений заключается в передаче потомкам опыта, накопленного
предыдущими поколениями, в соблюдении обычаев и традиций предков, в
продолжение потомками дела, начатого предками… Приобщение
подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям.
Нельзя добиться прочных знаний языка, не привлекая к обучению родителей,
то как общение в школе, в семье на родном языке зарождает интерес и любовь
к языку, традициям семьи, нации. Только семья и школа помогут ребёнку
познать и осмыслить, сохранить и приумножить культурное наследие своего
народа. Необходимо с раннего детства приобщать к ценностям национальной
культуры, языку. Детство - это самое благоприятное время для начала
погружения детей в истоки родного языка. Мы все должны знать свои корни,
то место, в котором мы живем, свое прошлое. Ведь без прошлого нет
будущего.
Родной язык это неотъемлемая часть культуры, но часть очень обширная и
очень специфичная, ибо без знания родного языка невозможно усвоить
культуру. Национальная культура может усваиваться вместе с родным языком,
через газеты, театры, телепередачи, писателей, обычаи и традиции.
Отказ от родного языка может привести к исчезновению национальной
культуры, уровень развития родного языка - это показатель духовности народа.
Итак, обязанность каждого дагестанца - знать и беречь родной язык, для
человека, который не понимает значения родного языка, умолкает дагестанская
песня, дума, легенда, перед ним закрывает дверь искусство родного слова.
Человек, который не является носителем культурно - духовных достояний,
считают чужеземцем и отступником. И чтобы он ни говорил, уважения к нему
не будет.
От знания и владения родным языком мы ничего не потеряет, наоборот,
приобретает - понимать историю своего народа, его культуру и национальные
ценности. Сохраним же языки, передающие духовные ценности каждого
народа грядущим поколениям. Итак, родной язык является важнейшей,
богатейшей и крепчайшей связью, которая объединяет настоящее и прошлое,
отжившие и будущие поколение в единое целое. Если исчезнет родной язык -
исчезает и народ. И наоборот, пока родной язык народа в его устах, до тех пор
живёт и народ. Народная мудрость говорит: отберёте у народа всё - он всё
может возвратить, а отберёте язык - и он никогда уже не создаёт его. Всё мы
должны помнить, что родной язык - самое большое сокровище. И когда
появляется угроза хоть что - то из него потерять, всех должна беспокоить
тревога за язык, за наше государство, за наше будущее. Всегда будем помнить,
что путь к истине и доброте, красоте и величии лежит через родной язык.
Это душа и сердце народа, без которой не выжить ни одной нации.