Напоминание

ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы актерского мастерства»


Автор: Владимирова Юлия Фатиховна
Должность: преподаватель отделения театрального искусства
Учебное заведение: МКУ ДО "Новомайнская ДШИ"
Населённый пункт: Димитровград, Ульяновская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы актерского мастерства»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Основы актерского мастерства»

/1 год обучения/

Возраст детей: от 4 до 7 лет

(34 учебных недели в год)

Количество часов: 34 часа

для обучающихся по:

Дополнительной общеразвивающей программе в области искусств

Раннее эстетическое развитие

(для поступающих в возрасте 4 – 6 лет)

(срок обучения – 1 год)

Составитель: Владимирова Ю.Ф.

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

-Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.

Список литературы и средств обучения

-Список литературы

-Средства обучения

2

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета его место и роль в образовательном процессе

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней,

дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски,

звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать

выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей,

собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется

его звуковая культура речи.

Учебный предмет «Основы актерского мастерства»

реализуется в рамках предмета по выбору. Он включает в работу и физический, и

эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребенка. Предмет формирует определённые

актерские

исполнительские

знания,

умения

и

навыки;

знакомит

с

сущностью

исполнительского театрального творчества, с выразительностью и содержательностью

сценического действия; способствует выявлению творческого потенциала обучающегося.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от

непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей младшего

дошкольного возраста.

И к языковой выразительности речи у детей старшего

дошкольного возраста.

Для развития ребенка необходимо создание таких условий, при которых каждый

мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном

разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом

огромную помощь может

оказать предмет «Основы актерского мастерства».

Этот

учебный предмет

развивает эмоциональную сферу ребёнка, позволяет формировать

социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Таким образом, данный предмет помогает всесторонне развивать малыша.

Срок реализации учебного предмета

Срок

реализации

программы

по

учебному

предмету

«Основы

актерского

мастерства» - 1 год. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, т.е.

поступающих в образовательную организацию в возрасте 4-6 лет.

Объем учебного времени предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Недельная нагрузка по предмету «Театральные игры» составляет 1 час в неделю.

Занятия проходят в (мелкогрупповой) групповой форме.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного

времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

Полугодия

1

2

Количество недель

16

18

Аудиторные занятия

16

18

68

Самостоятельная работа

16

18

68

Максимальная учебная

нагрузка

32

36

136

3

Форма проведения учебных аудиторных занятий.

Для качественного усвоения материала используются следующие формы:

Игра

Инсценировки

Объяснение

Чтение преподавателя

Показ

Личный пример

Беседы

Просмотр видеофильмов

Разучивание произведений устного народного творчества

Обсуждение

Наблюдения.

Средства:

музыкальное сопровождением (магнитофон, ноутбук);

Наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.);

Разные виды театров – пальчиковый, настольный театр ложек, театр кружек,

теневой театр,

Литературные произведения, иллюстрации.

Технология проведения:

Сущность состоит в конструировании творческого процесса по модели субъект-

субъектного взаимодействия с ребёнком через раскрытие творческого потенциала в

речевых умениях, в использовании жестов, мимики. Структура занятий представлена:

Коммуникативные игры

-Игры, направленные на развитие воображения, внимания

-Игры на развитие выразительной и диалогической речи

-Игры с элементами танцевальных движений.

Культура и техника речи

-Артикуляционная гимнастика

-Пальчиковые игры

-Этюды

-Инсценировки

-Изготовление атрибутики и варьируется в зависимости от темы.

Цель и задачи учебного предмета:

Цель:

Развитие

интонационной

выразительности

речи,

способности

воспринимать

художественный образ литературного произведения и творчески отражать его в

театральных действиях.

Задачи:

Учить различать жанры произведений: потешка, сказка, рассказ, стихотворение и

т.д.

Развивать у детей интонационную выразительность речи; умение чисто и чётко

проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.

Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально - игровой

деятельности.

Совершенствовать у детей пластику движения, мимику, танцевальные и игровые

импровизации.

Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.

4

Развивать

умение

оценивать

поступки

героев,

выделяя

положительные

и

отрицательные качества персонажей; чувствовать юмор.

Развивать

у

дошкольников

потребности

в

самостоятельной

театральной

деятельности.

Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, сообразительность,

инициативу.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Структура программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются аспекты, отражающие работу

преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки обучающихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы

"Содержание учебного предмета".

Методы обучения

игровой метод;

метод сюжетно-ролевой игры;

метод перемены ролей в одной и той же сюжетно-ролевой игре;

практико-ориентированный метод;

проблемный метод;

рефлексивный метод.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным

нормам, нормам охраны труда.

Материально-технические условия реализации предмета:

учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм и правил,

имеется ковровое покрытие;

стол;

стулья;

магнитофон;

фортепиано;

ноутбук, оснащенный звуковыми колонками;

фонотека;

использование сети Интернет;

набор детских музыкальных инструментов: бубен, треугольник, металлофон;

спортивный инвентарь: скакалки, обручи.

II. Содержание учебного предмета

5

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Вид учебного

занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная

учебная

нагрузка

Самостоятельн

ая работа

Аудиторные

занятия

1

Вводное занятие.

Знакомство с видами театров

Урок

4

2

2

2

Техника речи

Урок

4

2

2

3

Ритмопластика

Урок

10

5

5

4

Актерский тренинг

Урок

10

5

5

5

Техника речи

Урок

6

3

3

6

Актерский трениинг

Урок

4

2

2

7

Подвижные игры

Урок

10

5

5

8

Режиссёрские игры

Урок

18

9

9

9

Контрольный урок

Урок

2

1

1

Итого:

68

34

34

Годовые требования:

Развивать в процессе работы на сцене следующие навыки:

- наблюдательность;

- творческую фантазию и воображение;

- внимание и память;

- ассоциативное и образное мышление;

- чувство ритма;

- логическое мышление;

- уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя.

Содержание учебного предмета

Вводное занятие

Дать детям представление о театре, расширить знания об этом древнем

искусстве.

Вовлечь детей в увлекательный мир театра.

В работе использовать наглядное пособие (фото, слайды, рисунки).

Познакомить с различными видами театров, имеющихся в группе.

Цель. Объяснить детям значение слова «событие», обращая внимание детей на элементы

актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Рассказать о театрах города.

Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных

Ритмопластика

Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений;

6

умение согласовывать действия друг с другом.

Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал.

Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение

музыки.

Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия

друг с другом.

Актерский тренинг

Актерский тренинг это непрерывная смена игр и упражнений, которые осуществляют

последовательный, поэтапный отбор элементов актерской техники и пробуждают личную

активность каждого учащегося без насилия над его природой. Подлинная

заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха

выполнения задания. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента

игры, т.к. именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Цель.

Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с

воображаемыми предметами; развивать дикцию.

Техника речи.

Цель.

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию.

Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

Сюжетно-ролевые игры (в том числе музыкальные)

Дети соприкасаются с комплексным подходом к освоению актёрского мастерства, с

умением самостоятельно развивать сюжет.

Пример:

Групповое упражнение «На острове сокровищ». Группа из 3-6 человек поставлена

в условия «зоны оправданного молчания», т.к. рядом – пираты, они могут их услышать и

поймать. А мы должны пробраться к кораблю и уплыть.

Сюжетно-ролевая музыкальная игра по игровой французской народной песенке

«Братец Яков, спишь ли ты?». Роли: группа детей, зовущих Якова, сам Яков и башенные

часы (куклы, которые «выезжают» при бое часов - у каждой фигурки - свой образ -

танцовщицы, кузнеца, воина и т.п.). Проделав круг под музыкальное сопровождение,

можно с колокольчиками, бубнами, флейтой, часы прекращают бить, а фигурки двигаться.

Братец Яков всё спит… Игра развивает воображение, пластичность, музыкальность и

чувство ритма.

Коллективная игра «Джунгли».

Объединение этюдов-наблюдений «Звери»,

«Растения», элементы выстраивания взаимоотношений. Пластическая игра без текста, со

звукоподражанием животным и музыкальным сопровождением.

Коллективная

игра

«Цирк».

Объединение

этюдов-наблюдений

«В

цирке»,

стихотворений о цирке С.Михалкова, С.Маршака. А.Барто и др. в увлекательное

представление с музыкальным сопровождением

Режиссерские игры

Игры воспитывают у ребёнка навыки сочинительства , ответственности за свою

собственную работу, лидерские качества.

Кукольный театр.

При помощи любого вида кукол, которыми несложно

руководить (пальчиковые, перчаточные куклы, обычные игрушки) разыграть сюжет какой-

либо сказки, стихотворения. Например, по сказке В.Сутеева «Кто сказал «мяу?», «Репка»,

7

«Теремок», «Кот в сапогах» и т.д.

1 вариант – самостоятельный показ.

2 вариант – с привлечением партнёров - обучающихся, которым сам ребёнок -

ответственный режиссёр - поставит исполнительские задачи. Педагог следит за

корректностью поведения при постановке, вежливостью, как условием общения между

юными режиссёрами и актёрами.

Культура и техника речи

Цель.

Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Основы актерского

мастерства» в рамках предмета по выбору, является приобретение обучающимися

следующих знаний, умений и навыков:

умения воплощать музыкальную и пластическую характеристику персонажа;

умение выполнять элементы актерского тренинга;

навыков владения средствами пластической выразительности;

навыков использования игровых и тренинговых упражнений для избавления от

психологических проблем и физических зажимов;

навыков тренировки психофизического аппарата;

умения координироваться в сценическом пространств

навыки по сочинению этюдов на заданную тему;

К числу творческих элементов, которыми должны овладеть учащиеся,

относятся:

держать внимание к объекту, к партнеру;

видеть, слышать, воспринимать;

воображение и фантазия;

чувство правды на сцене;

чувство ритма

мышечная свобода и пластичность;

правильное произношение звуков;

чувство фразы;

умение действовать словом.

IV. Формы и методы контроля, система оценок.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное

управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную

и корректирующую функции.

Виды аттестации по предмету «Основы актерского мастерства»:

– текущая,

– промежуточная.

Текущая аттестация осуществляется постоянно, проводится с целью контроля за

качеством освоения материала урока, раздела учебного материала.

Промежуточная

аттестация

оценивает

результаты

учебной

деятельности

обучающихся по окончании полугодий учебного года.

8

Основными формами промежуточной аттестации являются: зачет, контрольный

урок.

Контрольный урок в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце

учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет

«Основы актерского мастерства». Промежуточная аттестация по предмету «Основы

актерского мастерства» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью

обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

качества реализации образовательного процесса;

степени теоретической и практической подготовки по текущим

разделам

учебно-тематического плана;

контроля сформированных у обучающихся умений и навыков на определенном

этапе обучения.

Критерии оценки

Уровень результативности работы заключается в уровнях освоения: высокий,

средний и низкий.

Высокий уровень «зачет»:

Знает виды театров;

Владеет интонационной выразительностью речи;

Владеет выразительностью жестов и мимики;

Умеет оценивать поступки героев;

Проявляет инициативу и творчество.

Средний уровень «зачет»:

Знает виды театров;

Интонационная выразительность речи недостаточно выражена;

Владеет выразительностью жестов и мимики;

Имеет навыки кукловождения;

Умеет оценивать поступки героев;

Проявляет творчество, но недостаточно инициативен.

Низкий уровень «незачет»:

Знает виды театров;

Слабо выражена интонационная выразительность речи;

Недостаточно владеет выразительностью жестов и мимики;

Умеет оценивать поступки героев;

Не проявляет творчество, недостаточно инициативен.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Основным методом формирования качества исполнительского мастерства является

метод актерского тренинга, упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что

обучающиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в

выполнении того или иного задания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а

также развивают свое мышление и творческие способности. Следовательно -

«…

необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической

карьеры» - К.С. Станиславский.

Начинать тренинг следует с формирования готовности у обучающихся восприятия

учебного

материала

с

использованием

способов

концентрации

внимания

и

эмоционального побуждения.

Важнейшие

принципы, применяемые на занятиях по основам актерского

мастерства, это:

9

- контрастность в подборе упражнений;

- прием усложнения заданий;

- комплексность задач на уроке и в каждом упражнении;

- выполнение упражнений и этюдов по словесному заданию педагога.

Работа над отрывками и учебным спектаклем через творческое взаимодействие

ученика и учителя, этюдный метод репетиционной работы, как и метод действенного

анализа произведения, позволят педагогу максимально раскрыть индивидуальность

обучающегося.

Обязательным фактором в обучении детей, а по данному предмету особенно,

является дисциплина. Необходимо воспитывать у детей чувство ответственности и

способность доводить начатое дело до логического итога вопреки перемене своих

интересов или влиянию внешних факторов.

Метод исследовательской деятельности выступает ключевым для обеспечения

творческой атмосферы в коллективе, создаёт возможность поиска различных способов

выполнения

поставленных

задач,

новых

художественных

средств

воплощения

сценического образа. Необходимо стремление педагога предлагать такие задания, которые

включали бы детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск для развития

креативного мышления.

Для быстрого включения ребенка в творческий процесс подходит метод создания

проблемных ситуаций - представление материала занятия в виде доступной, образной и

яркой

проблемы. Это очень сближает коллектив, выявляет характер и личностные

качества обучающихся.

В методическую работу педагога также входит посещение с детьми учреждений

культуры (театров, концертных залов, музеев, филармоний и др.), просмотр видеозаписей

спектаклей, мастер-классов известных актеров и режиссеров. Воспитание зрительской

культуры формирует устойчивый интерес к театру, как к виду искусства.

Сцена – это самый сильный педагог, а зритель - самый строгий экзаменатор.

Максимальное участие в творческих мероприятиях, тематических концертах и культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения, позволит обучающимся на

практике проверить, закрепить и развить свои умения и навыки исполнительского

мастерства.

Организация самостоятельной работы учащихся

Самостоятельная работа учащихся заключается в посещении театров и других

учреждений культуры, выполнении домашних заданий, сочинении этюдов, работе над

индивидуальными заданиями и самостоятельными отрывками, работе над ролью, работе

над совершенствованием и закреплением профессиональных навыков.

VI. Список литературы и средств обучения

1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.

2.Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.

3.Вакуленко Ю.А, Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском

саду. Волгоград 2008

4.Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А,» От рождения до школы»: примерная

основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М,

«Мозаика-синтез» 2014

5.Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.

«Генезис» 2000.

6.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.

7.А.В.Щеткин Театральная деятельность в детском саду» «Мозаика-синтез» М. 2010

Средства обучения:

1.

Ширма двухсторонняя.

2.

Театральный грим.

10

3.

Ковровое покрытие.

4.

Светоаппаратура.

5.

Шляпы, платки, шарфы, кепки, и др.

6.

Занавес.

7.

Цветные карандаши краски.

8.

Цветная бумага.

9.

Пальчиковые куклы.

11



В раздел образования