Автор: Владимирова Юлия Фатиховна
Должность: преподаватель отделения театрального искусства
Учебное заведение: МКУ ДО "Новомайнская ДШИ"
Населённый пункт: Димитровград, Ульяновская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы актерского мастерства»
Раздел: дополнительное образование
ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы актерского мастерства»
/1 год обучения/
Возраст детей: от 4 до 7 лет
(34 учебных недели в год)
Количество часов: 34 часа
для обучающихся по:
Дополнительной общеразвивающей программе в области искусств
Раннее эстетическое развитие
(для поступающих в возрасте 4 – 6 лет)
(срок обучения – 1 год)
Составитель: Владимирова Ю.Ф.
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.
Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся
-Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI.
Список литературы и средств обучения
-Список литературы
-Средства обучения
2
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета его место и роль в образовательном процессе
Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней,
дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски,
звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать
выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей,
собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется
его звуковая культура речи.
Учебный предмет «Основы актерского мастерства»
реализуется в рамках предмета по выбору. Он включает в работу и физический, и
эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребенка. Предмет формирует определённые
актерские
исполнительские
знания,
умения
и
навыки;
знакомит
с
сущностью
исполнительского театрального творчества, с выразительностью и содержательностью
сценического действия; способствует выявлению творческого потенциала обучающегося.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от
непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей младшего
дошкольного возраста.
И к языковой выразительности речи у детей старшего
дошкольного возраста.
Для развития ребенка необходимо создание таких условий, при которых каждый
мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном
разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом
огромную помощь может
оказать предмет «Основы актерского мастерства».
Этот
учебный предмет
развивает эмоциональную сферу ребёнка, позволяет формировать
социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Таким образом, данный предмет помогает всесторонне развивать малыша.
Срок реализации учебного предмета
Срок
реализации
программы
по
учебному
предмету
«Основы
актерского
мастерства» - 1 год. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, т.е.
поступающих в образовательную организацию в возрасте 4-6 лет.
Объем учебного времени предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Недельная нагрузка по предмету «Театральные игры» составляет 1 час в неделю.
Занятия проходят в (мелкогрупповой) групповой форме.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного
времени
Всего часов
Годы обучения
1-й год
Полугодия
1
2
Количество недель
16
18
Аудиторные занятия
16
18
68
Самостоятельная работа
16
18
68
Максимальная учебная
нагрузка
32
36
136
3
Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Для качественного усвоения материала используются следующие формы:
Игра
Инсценировки
Объяснение
Чтение преподавателя
Показ
Личный пример
Беседы
Просмотр видеофильмов
Разучивание произведений устного народного творчества
Обсуждение
Наблюдения.
Средства:
музыкальное сопровождением (магнитофон, ноутбук);
Наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.);
Разные виды театров – пальчиковый, настольный театр ложек, театр кружек,
теневой театр,
Литературные произведения, иллюстрации.
Технология проведения:
Сущность состоит в конструировании творческого процесса по модели субъект-
субъектного взаимодействия с ребёнком через раскрытие творческого потенциала в
речевых умениях, в использовании жестов, мимики. Структура занятий представлена:
Коммуникативные игры
-Игры, направленные на развитие воображения, внимания
-Игры на развитие выразительной и диалогической речи
-Игры с элементами танцевальных движений.
Культура и техника речи
-Артикуляционная гимнастика
-Пальчиковые игры
-Этюды
-Инсценировки
-Изготовление атрибутики и варьируется в зависимости от темы.
Цель и задачи учебного предмета:
Цель:
Развитие
интонационной
выразительности
речи,
способности
воспринимать
художественный образ литературного произведения и творчески отражать его в
театральных действиях.
Задачи:
Учить различать жанры произведений: потешка, сказка, рассказ, стихотворение и
т.д.
Развивать у детей интонационную выразительность речи; умение чисто и чётко
проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.
Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально - игровой
деятельности.
Совершенствовать у детей пластику движения, мимику, танцевальные и игровые
импровизации.
Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
4
Развивать
умение
оценивать
поступки
героев,
выделяя
положительные
и
отрицательные качества персонажей; чувствовать юмор.
Развивать
у
дошкольников
потребности
в
самостоятельной
театральной
деятельности.
Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, сообразительность,
инициативу.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Структура программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются аспекты, отражающие работу
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
"Содержание учебного предмета".
Методы обучения
игровой метод;
метод сюжетно-ролевой игры;
метод перемены ролей в одной и той же сюжетно-ролевой игре;
практико-ориентированный метод;
проблемный метод;
рефлексивный метод.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Материально-технические условия реализации предмета:
•
учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм и правил,
имеется ковровое покрытие;
•
стол;
•
стулья;
•
магнитофон;
•
фортепиано;
•
ноутбук, оснащенный звуковыми колонками;
•
фонотека;
•
использование сети Интернет;
•
набор детских музыкальных инструментов: бубен, треугольник, металлофон;
•
спортивный инвентарь: скакалки, обручи.
II. Содержание учебного предмета
5
Учебно-тематический план
№
Наименование раздела, темы
Вид учебного
занятия
Общий объем времени
(в часах)
Максимальная
учебная
нагрузка
Самостоятельн
ая работа
Аудиторные
занятия
1
Вводное занятие.
Знакомство с видами театров
Урок
4
2
2
2
Техника речи
Урок
4
2
2
3
Ритмопластика
Урок
10
5
5
4
Актерский тренинг
Урок
10
5
5
5
Техника речи
Урок
6
3
3
6
Актерский трениинг
Урок
4
2
2
7
Подвижные игры
Урок
10
5
5
8
Режиссёрские игры
Урок
18
9
9
9
Контрольный урок
Урок
2
1
1
Итого:
68
34
34
Годовые требования:
Развивать в процессе работы на сцене следующие навыки:
- наблюдательность;
- творческую фантазию и воображение;
- внимание и память;
- ассоциативное и образное мышление;
- чувство ритма;
- логическое мышление;
- уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя.
Содержание учебного предмета
Вводное занятие
Дать детям представление о театре, расширить знания об этом древнем
искусстве.
Вовлечь детей в увлекательный мир театра.
В работе использовать наглядное пособие (фото, слайды, рисунки).
Познакомить с различными видами театров, имеющихся в группе.
Цель. Объяснить детям значение слова «событие», обращая внимание детей на элементы
актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Рассказать о театрах города.
Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных
Ритмопластика
Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений;
6
умение согласовывать действия друг с другом.
Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал.
Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение
музыки.
Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия
друг с другом.
Актерский тренинг
Актерский тренинг это непрерывная смена игр и упражнений, которые осуществляют
последовательный, поэтапный отбор элементов актерской техники и пробуждают личную
активность каждого учащегося без насилия над его природой. Подлинная
заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха
выполнения задания. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента
игры, т.к. именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Цель.
Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с
воображаемыми предметами; развивать дикцию.
Техника речи.
Цель.
Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию.
Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.
Сюжетно-ролевые игры (в том числе музыкальные)
Дети соприкасаются с комплексным подходом к освоению актёрского мастерства, с
умением самостоятельно развивать сюжет.
Пример:
Групповое упражнение «На острове сокровищ». Группа из 3-6 человек поставлена
в условия «зоны оправданного молчания», т.к. рядом – пираты, они могут их услышать и
поймать. А мы должны пробраться к кораблю и уплыть.
Сюжетно-ролевая музыкальная игра по игровой французской народной песенке
«Братец Яков, спишь ли ты?». Роли: группа детей, зовущих Якова, сам Яков и башенные
часы (куклы, которые «выезжают» при бое часов - у каждой фигурки - свой образ -
танцовщицы, кузнеца, воина и т.п.). Проделав круг под музыкальное сопровождение,
можно с колокольчиками, бубнами, флейтой, часы прекращают бить, а фигурки двигаться.
Братец Яков всё спит… Игра развивает воображение, пластичность, музыкальность и
чувство ритма.
Коллективная игра «Джунгли».
Объединение этюдов-наблюдений «Звери»,
«Растения», элементы выстраивания взаимоотношений. Пластическая игра без текста, со
звукоподражанием животным и музыкальным сопровождением.
Коллективная
игра
«Цирк».
Объединение
этюдов-наблюдений
«В
цирке»,
стихотворений о цирке С.Михалкова, С.Маршака. А.Барто и др. в увлекательное
представление с музыкальным сопровождением
Режиссерские игры
Игры воспитывают у ребёнка навыки сочинительства , ответственности за свою
собственную работу, лидерские качества.
Кукольный театр.
При помощи любого вида кукол, которыми несложно
руководить (пальчиковые, перчаточные куклы, обычные игрушки) разыграть сюжет какой-
либо сказки, стихотворения. Например, по сказке В.Сутеева «Кто сказал «мяу?», «Репка»,
7
«Теремок», «Кот в сапогах» и т.д.
1 вариант – самостоятельный показ.
2 вариант – с привлечением партнёров - обучающихся, которым сам ребёнок -
ответственный режиссёр - поставит исполнительские задачи. Педагог следит за
корректностью поведения при постановке, вежливостью, как условием общения между
юными режиссёрами и актёрами.
Культура и техника речи
Цель.
Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Основы актерского
мастерства» в рамках предмета по выбору, является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков:
умения воплощать музыкальную и пластическую характеристику персонажа;
умение выполнять элементы актерского тренинга;
навыков владения средствами пластической выразительности;
навыков использования игровых и тренинговых упражнений для избавления от
психологических проблем и физических зажимов;
навыков тренировки психофизического аппарата;
умения координироваться в сценическом пространств
навыки по сочинению этюдов на заданную тему;
К числу творческих элементов, которыми должны овладеть учащиеся,
относятся:
держать внимание к объекту, к партнеру;
видеть, слышать, воспринимать;
воображение и фантазия;
чувство правды на сцене;
чувство ритма
мышечная свобода и пластичность;
правильное произношение звуков;
чувство фразы;
умение действовать словом.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную
и корректирующую функции.
Виды аттестации по предмету «Основы актерского мастерства»:
– текущая,
– промежуточная.
Текущая аттестация осуществляется постоянно, проводится с целью контроля за
качеством освоения материала урока, раздела учебного материала.
Промежуточная
аттестация
оценивает
результаты
учебной
деятельности
обучающихся по окончании полугодий учебного года.
8
Основными формами промежуточной аттестации являются: зачет, контрольный
урок.
Контрольный урок в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце
учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет
«Основы актерского мастерства». Промежуточная аттестация по предмету «Основы
актерского мастерства» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью
обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
качества реализации образовательного процесса;
степени теоретической и практической подготовки по текущим
разделам
учебно-тематического плана;
контроля сформированных у обучающихся умений и навыков на определенном
этапе обучения.
Критерии оценки
Уровень результативности работы заключается в уровнях освоения: высокий,
средний и низкий.
Высокий уровень «зачет»:
Знает виды театров;
Владеет интонационной выразительностью речи;
Владеет выразительностью жестов и мимики;
Умеет оценивать поступки героев;
Проявляет инициативу и творчество.
Средний уровень «зачет»:
Знает виды театров;
Интонационная выразительность речи недостаточно выражена;
Владеет выразительностью жестов и мимики;
Имеет навыки кукловождения;
Умеет оценивать поступки героев;
Проявляет творчество, но недостаточно инициативен.
Низкий уровень «незачет»:
Знает виды театров;
Слабо выражена интонационная выразительность речи;
Недостаточно владеет выразительностью жестов и мимики;
Умеет оценивать поступки героев;
Не проявляет творчество, недостаточно инициативен.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Основным методом формирования качества исполнительского мастерства является
метод актерского тренинга, упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что
обучающиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в
выполнении того или иного задания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а
также развивают свое мышление и творческие способности. Следовательно -
«…
необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической
карьеры» - К.С. Станиславский.
Начинать тренинг следует с формирования готовности у обучающихся восприятия
учебного
материала
с
использованием
способов
концентрации
внимания
и
эмоционального побуждения.
Важнейшие
принципы, применяемые на занятиях по основам актерского
мастерства, это:
9
- контрастность в подборе упражнений;
- прием усложнения заданий;
- комплексность задач на уроке и в каждом упражнении;
- выполнение упражнений и этюдов по словесному заданию педагога.
Работа над отрывками и учебным спектаклем через творческое взаимодействие
ученика и учителя, этюдный метод репетиционной работы, как и метод действенного
анализа произведения, позволят педагогу максимально раскрыть индивидуальность
обучающегося.
Обязательным фактором в обучении детей, а по данному предмету особенно,
является дисциплина. Необходимо воспитывать у детей чувство ответственности и
способность доводить начатое дело до логического итога вопреки перемене своих
интересов или влиянию внешних факторов.
Метод исследовательской деятельности выступает ключевым для обеспечения
творческой атмосферы в коллективе, создаёт возможность поиска различных способов
выполнения
поставленных
задач,
новых
художественных
средств
воплощения
сценического образа. Необходимо стремление педагога предлагать такие задания, которые
включали бы детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск для развития
креативного мышления.
Для быстрого включения ребенка в творческий процесс подходит метод создания
проблемных ситуаций - представление материала занятия в виде доступной, образной и
яркой
проблемы. Это очень сближает коллектив, выявляет характер и личностные
качества обучающихся.
В методическую работу педагога также входит посещение с детьми учреждений
культуры (театров, концертных залов, музеев, филармоний и др.), просмотр видеозаписей
спектаклей, мастер-классов известных актеров и режиссеров. Воспитание зрительской
культуры формирует устойчивый интерес к театру, как к виду искусства.
Сцена – это самый сильный педагог, а зритель - самый строгий экзаменатор.
Максимальное участие в творческих мероприятиях, тематических концертах и культурно-
просветительской деятельности образовательного учреждения, позволит обучающимся на
практике проверить, закрепить и развить свои умения и навыки исполнительского
мастерства.
Организация самостоятельной работы учащихся
Самостоятельная работа учащихся заключается в посещении театров и других
учреждений культуры, выполнении домашних заданий, сочинении этюдов, работе над
индивидуальными заданиями и самостоятельными отрывками, работе над ролью, работе
над совершенствованием и закреплением профессиональных навыков.
VI. Список литературы и средств обучения
1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.
2.Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.
3.Вакуленко Ю.А, Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском
саду. Волгоград 2008
4.Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А,» От рождения до школы»: примерная
основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М,
«Мозаика-синтез» 2014
5.Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.
«Генезис» 2000.
6.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.
7.А.В.Щеткин Театральная деятельность в детском саду» «Мозаика-синтез» М. 2010
Средства обучения:
1.
Ширма двухсторонняя.
2.
Театральный грим.
10
3.
Ковровое покрытие.
4.
Светоаппаратура.
5.
Шляпы, платки, шарфы, кепки, и др.
6.
Занавес.
7.
Цветные карандаши краски.
8.
Цветная бумага.
9.
Пальчиковые куклы.
11