Авторы: Ерюкова Вера Анатольевна, Ишкова Наталья Сергеевна
Должность: социальный педагог, педагог-дефектолог
Учебное заведение: ГБУ Центр содействия семейному воспитанию "Берег надежды"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка (сценарий)
Тема: досугово-развивающее мероприятие «ВЕТЕР–ДРУГ И ВРАГ»
Раздел: дополнительное образование
15.6.2020
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ
«БЕРЕГ НАДЕЖДЫ»
СЦЕНАРИЙ
ДОСУГОВО-РАЗВИВАЮЩЕГО
МЕРОПРИЯТИЯ
с элементами опытно-экспериментальной деятельности
для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
«ВЕТЕР – ДРУГ И ВРАГ»,
посвященное «Всемирному Дню Ветра»
Разработали:
социальный педагог
В.А.Ерюкова,
педагог-дефектолог
Н.С.Ишкова
Цели:
Ознакомление детей со свойствами ветра.
Задачи:
Образовательные:
расширение кругозора детей, углубление знаний о неживой природе;
формирование познавательного интереса к явлениям окружающей среды;
ознакомление детей с природном явлением - ветром, его свойствами,
причинами его возникновения, его особенностях, значении для человека и
окружающего мира;
формирование интереса к экспериментальной и опытнической деятельности,
основ естественно-научных и экологических понятий;
Развивающие:
развитие наблюдательности, логического мышления, воображения;
развитие
умения
самостоятельно
делать
выводы,
формулировать
и
высказывать свое точку зрения по результату увиденного;
развитие речи, активизация и расширение словарного запаса (ветер, ветерок,
ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга);
развитие навыков конструирования.
Воспитательные задачи:
развитие коммуникативных навыков и способности взаимодействовать в
коллективе;
воспитание доброжелательного отношения друг к другу и взрослым;
разнообразие досуговой деятельности,
развитие эмоциональной отзывчивости.
Предварительная работа:
чтение отрывков из произведений А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях» - «Ветер, ветер, ты могуч….» и «Сказка о царе Салтане» -
Ветер по морю гуляет….»;
разучивание стихотворения (Г. Лагздынь) «Ветерок»;
рассмотрение картинок барханов пустыни;
наблюдение за ветром на прогулке;
игры с султанчиками, вертушками, воздушными шарам, мыльными пузырями;
подвижная игра «Раздувайся пузырь».
Планируемые результаты:
проявление
чуткости
к
художественному
слову
при
знакомстве
со
стихотворением «Ветерок»;
активное и доброжелательное взаимодействие с педагогам и сверстниками в
решении игровых и познавательных задач;
выражение элементарных причинно-следственных выводов.
Материалы и оборудование:
1.
презентация на тему «День ветра»
2.
картинки с изображениями (насос, парусник, веер, вентилятор, мельница,
пылесос);
3.
фен, вентилятор, пакеты, вертушка, свистульки, барабан, бумага, маленькие и
большие бутылочки, резиновая груша, воздушные шары, листы бумаги
(любого формата) на каждого ребенка для изготовления вертушек и вееров,
гуашь, крышки пластиковые разного размера, ленты.
Предварительная работа:
Вспомнить отрывки из произведений А.С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях» - «Ветер, ветер, ты могуч….» и «Сказка о царе
Салтане» - Ветер по морю гуляет…. Рассмотреть картинки барханов пустыни,
научиться надувать воздушные шары.
Ход занятия:
I.
Организационный момент
Ведущий:
Ребята, отгадайте загадку, и узнаете, о чем сегодня мы будем говорить.
1. Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане.
Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует … (ветер).
(Слайд 1)
2. Ребята, может быть, вы не знаете,
Но сегодня Праздник ветра,
Очень важно, понимаете,
Суть его узнать при этом.
Ветер помогает людям,
Всем нам мельницы известны,
Отмечать давайте ж будем
Этот праздник интересный.
Можно змея из бумаги,
Смело запустить всем нам,
Иль поднять цветные флаги,
Предоставив их ветрам!
Ведущий:
Пусть энергия ветра помогает планете,
Электричество может она людям давать.
Праздник Ветра мы встретим с радостным смехом,
Будем ветер ловить, будем с ветром играть.
Но это будет потом, на прогулке, а сначала, давайте узнаем, что же
такое ветер? (Ответы детей)
(Слайд 2)
Правильно - ЭТО ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА.
(Слайд 3)
А откуда он берется? Почему дует ветер?
II.
Основная часть
Просмотр видео «Откуда берется ветер?»
(Видео 1)
Ведущий:
Ветер может быть полезен, а может и приносит вред. (Слайд 3)
Просмотр видео «Как ветер людям помогает»
(Видео 2)
Просмотр видео «Вред от ветра»
(Видео 3)
А можно ли увидеть ветер? (Ответы детей)
Да, УВИДЕТЬ МЫ ЕГО НЕ МОЖЕМ. Только видим, как он качает ветви
деревьев.
А как вы думаете, а поймать мы его можем? Сейчас я вам покажу, как можно
поймать ветер.
Опыт
:
Из полиэтиленового пакета, вырезаем квадрат. По углам квадрата крепим
(завязываем) нитки. Берём контейнер от киндер-сюрприза с кусочком пластилина
внутри, это у нас груз, и все четыре нити крепим к контейнеру. Получается в виде
парашютика. Подбрасываем вверх.
Наблюдаем, как он опускается. Вот, мы и поймали ветер.
На этом свойстве воздуха основана работа парашюта. Парашютисты ловят
ветер и планируют в воздухе. Даже устраивают соревнования на точность
приземления.
Птицам ветер помогает планировать.
Также, используя ветер, летают люди на дельтапланах, а вид спорта
называется – дельтапланеризм. Именно ветер помогает им летать.
А теперь вспомним, как еще люди используют энергию ветра.
Загадка про ветряную мельницу. (см иллюстрацию на стеногазете)
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может.
Ответ: (Ветряная мельница)
Мельница - это специальный механизм, который используется для
измельчения муки.
А сейчас вместе с вами проведем эксперимент, как работает ветряная
мельница. Выставляем нашу бумажную мельницу против ветра. Если есть ветер,
она закрутится, а если ветра нет, можно пробежаться, держа её в руке. Её ещё
называют вертушкой. Вертушки делают для забавы и украшения. Немного позже
вы сможете научиться сами делать вертушку.
А еще ветре очень важен для мореплавателей.
А. С. Пушкин писал:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Ветер надувает паруса и помогает кораблям плыть.
Позже желающие смогут сделать себе кораблик.
А сейчас ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Видео 4)
Игра
малой подвижности «Ветер»
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревце все выше, выше.
III. Заключительная часть
МАСТЕР-КЛАССЫ
(изготовление вертушки, кораблика и парашюта по желанию)
А сейчас приглашаю всех на улицу.
На прогулке мы проведем эстафету «У кого корабль быстрее».
Проводится командами по парам.
(Краблики должны доплыть до противоположного края).