Автор: Феофанова Галина Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 47 "Лесная сказка" - филиал АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: Мирнинский район посёлок Айхал
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта по экологии
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по теме
«Как обнаружить воздух в помещении?»
(Экспериментальная деятельность)
(Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Физическое развитие»)
Педагог: Феофанова Галина Борисовна, воспитатель первой
квалификационной категории
Возрастная группа: средняя
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Форма организации: групповая
Цель: формирование представлений о свойствах воздуха;
Задачи НОД:
Познавательное развитие:
- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
- Развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
- Развивать любознательность и познавательную активность
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- Способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками, умения выслушивать их.
- Формировать интерес к общению между взрослыми и детьми.
Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе
образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей.
Звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо,
шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.
Развивающие задачи:
-Развивать внимание, память, речь
Воспитательные задачи: воспитывать умение работать в коллективе, проявлять инициативу.
Виды деятельности
: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Дидактический и наглядный материал: бумажные веера, полиэтиленовый пакет, трубочки для сока, стаканчики с водой, пустая бутылка;
сюжетные картинки.
Билингвальный компонент:
воздух.
Планируемый результат: ребенок знает, для чего человеку нужен воздух, имеет представление о свойствах воздуха; умеет проводить
эксперимент, активно применять полученные знания.
Ход деятельности:
Этапы деятельности
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Мотивационно-
побудительный
Загадывает загадку:
Через нос проходит в грудь, и обратно держит путь, он
невидимый но все же без него мы жить не можем.
Конечно это воздух.
Показывает технологическую карту «Воздух».
Задает вопросы:
-Можем ли мы увидеть воздух?
-А сможем почувствовать воздух?
Предлагает сделать дыхательную гимнастику.
- Давайте закроем носик и попробуем дышать. Не
получается? А если мы научимся правильно дышать мы
будем хорошо думать.
Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы,
каждый высказывает свое мнение.
Организационно-
поисковый
Показывает картинки: «В лесу», «На море» «В горах».
Задает вопросы:
-Как вы думаете, где самый чистый воздух? (В лесу, в
горах, на море)
Рассматривают картины, рассказывают, что они
видят на картинках, рассуждают, беседуют,
высказывают предположения.
С интересом наблюдают, рассматривают веера,
-Почему без воздуха человек не может прожить?
-Как узнать есть ли воздух вокруг?
Организует экспериментальную деятельность.
Опыт № 1.
Перед вами бумажные веера. (Показывает, как ими
пользоваться) Воздух легко обнаружить, если создать его
движение. При этом его можно почувствовать кожей лица
– это будет легкий ветерок. (Предлагает сделать то же
самое).
Физкультурная минутка
Проводит опыт № 2. «Буря в стакане»
-Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что
происходит? (Появляются пузырьки)
-Вот видите! Вывод: значит воздух есть внутри нас. Мы
дуем в трубочку и он выходит. Но чтобы подуть, мы
сначала вдыхаем воздух, а уж потом выдыхаем через
трубочку, и так получаются пузырьки. Ребята, а какие
пузырьки можно еще пускать? (Мыльные)
-Давайте и мыльные пузыри попускаем.
Проводит опыт № 3. «Пустая бутылка»
-
Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух?
Опускает в таз с водой бутылку -воздух выходит.
-Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство
предметов, которые выглядят пустыми заполнены
воздухом.
-Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом.
Например – воздушный шарик.
Надувает шарик.
Чем я заполнила шарик?
- А воздух еще может и работать. Он двигает парусные
суда, воздушные шары
.
обмахивают себя. Рассказывают какие у них
были ощущения, какой был воздух.
Рассуждают, каким еще может быть воздух,
например, летом, когда жарко, или в лесу, если
пожар, или зимой в мороз.
Выполняют упражнения.
Проводят исследование.
Пускают мыльные пузыри.
Проводят исследование.
Рефлексивно -
корригирующий
Организует игровое упражнение «Делаем выводы».
Мы знаем:
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха – «запереть» воздух,
«поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух внутри некоторых предметов;
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха невозможна жизнь;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер – это движение воздуха.
Благодарит за активное участие.
Встают в круг. Делают выводы.
Выражают свое эмоциональное состояние.