Автор: Иванова Татьяна Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 88"
Населённый пункт: Город Оренбург
Наименование материала: Проектная деятельность педагога
Тема: "Формирование музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №88»
Проектная деятельность педагога
«Формирование музыкально-ритмических
навыков у детей дошкольного возраста»
Подготовила музыкальный
руководитель:
первой квалификационной
категории
Иванова Татьяна Николаевна.
Оренбург, 2022 г.
Актуальность.
Современное ДОО — это уникальное образовательное учреждение нового
типа, совершенно непохожее на детский сад еще десятилетней давности. В
условиях модернизации образования, вариативности программ и
типов дошкольных учреждений все острее обозначается необходимость
решения проблемы целостного развития ребенка. Необходимым условием
гармоничного развития ребенка является полноценное музыкально-
эстетическое воспитание, развитие основ восприятия музыки. Об
этом свидетельствует обязательность художественно-эстетического
воспитания и развития детей, прописанное в Федеральном Государственном
Образовательном Стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
Новизна:
Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их
здоровья будет более успешным при систематичном использовании на
музыкальных занятиях музыкально-ритмических упражнений в игровой
форме.
Участники
проекта:
дети
подготовительной
группы,
музыкальный
руководитель, воспитатели, родители.
Тип проекта: музыкально-творческий, долгосрочный.
Срок реализации проекта: сентябрь - май
Цель и задачи организации проекта
Участники
проекта
Цель организации
проекта
Задачи организации проекта
Дети
Проведение
мероприятий,
направленных на
организацию и
подготовку
совместной
деятельности
по развитию
музыкально-
ритмических навыков у
дошкольников в
течение
учебного года.
-Систематизировать музыкальные занятия детей с
элементами музыкально-ритмических движений;
- Создавать условия, обеспечивающие
эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
-С помощью музыкально-ритмических упражнений
повышать адаптивные возможности детского
организма (активизировать защитные свойства
устойчивость к заболеваниям);
-Формировать правильную осанку,
-
Создание развивающей среды (ритмические
палочки, ритмические кубики, ленточки, флажки,
султанчики, цветы, шары,
создание дидактических игр и музыкальных
уголков в группах)
Педагоги
(воспитатели,
специалисты
ДОУ)
Создание условий для
занятий ритмикой в
дошкольном
учреждении.
- Формировать у педагогов, участников
педагогического проекта практической готовности
в оказании помощи при организации занятий и
мероприятий;
-Консультировать воспитателей
по индивидуальной подготовке ребенка к
выступлению на праздниках и развлечениях;
-как правильно оформить музыкальный уголок
-Проведение занятий, развлечений, досугов.
-Участие в танцевальных конкурсах, концертах,
-
Ведение интернет -странички на сайте ДОУ по
развитию
музыкально-ритмических
движений у детей дошкольного возраста.
Родители
Работа с детьми в
домашних условиях
через интернет –
страничку, на сайте
ДОУ.
Выполнять
рекомендации
музыкального
руководителя.
-
Привлечение родителей к работе
по изготовлению музыкально-дидактических игр,
самодельных музыкальных инструментов
для групповых комнат, созданию костюмов для
выступлений и атрибутов.
-Заинтересовать родителей в разучивании
элементов танца дома с детьми
Условия реализации проекта
-Подготовленность
педагогов,
обеспечивающая
их
профессиональную
готовность
к
созданию
проектов
в
дошкольном
образовательном
учреждении.
-Предметно-развивающая
среда,
способствующая
для
проведения
мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей.
-Создание уголков творчества для продуктивной деятельности детей.
-Подготовка родителей к созданию ситуаций успеха для детей в условиях
проектной деятельности.
-Взаимодействие и сотрудничество с социумом.
Формы и методы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
Тематическая, музыкальная, образовательная деятельность, музыкальные
занятия с использованием музыкально-ритмических движений, развлечения
и досуги для детей и их родителей, музыкально – валеологические занятия,
музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников
музыкально - физкультурные развлечения.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, консультации, наглядная информация, проведение
дистанционных информаций по работе с детьми.
Методы работы с детьми:
Практический метод: музыкальные занятия, разные виды игр, подвижные
музыкальные игры, музыкальные паузы вне занятий, ритмопластика,
коммуникативные танцы, утренняя гимнастика, физкультминутки,
презентации по теме проекта;
Словесный метод: беседа для чего нужны танцы, разучивание музыкальных
упражнений, танцев, хороводов, музыкальное сопровождение режимных
моментов на занятии, пальчиковая гимнастика, слушание музыкальных
произведений по теме проекта;
Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала;
подбор разных видов атрибутов и костюмов для спортивных развлечений,
демонстрация мультфильмов и видеофильмов.
Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта
Деятельность детей
Деятельность
педагогов
Взаимодействие с семьей
1 этап:
(сентябрь)
подготовительн
ый
-Беседа «Для чего
нужны танцы»
-Разучивание танцев,
хороводов,
музыкально-
ритмических
упражнений.
-Разучивание игр с
элементами
танцевальных
движений
- Составление
плана
мероприятий по
работе педагогов
с детьми
- Сбор и
накопление
материала,
изучение
литературы
- Организация
развивающей
предметно-
пространственной
среды.
-Составление плана мероприятий
по работе с родителями
-- Анкетирование родителей
2 этап (октябрь-
апрель) –
реализация
проекта
-Разучивание
«Музыкально-
дидактических игр»,
-«Физминутки»,
-Разучивание
коммуникативных
танцев,
-Распределение с
воспитателями
пошагового
выполнения
заданий с детьми.
-Распределение
ролей между
детьми,
разучивание
текста.
- Организация и
проведение
образовательной
деятельности
Обсуждение тематики
мероприятий в русле
выполнения проекта
- «Творческая мастерская»
(совместно с родителями
создание необходимых
костюмов или элементов
костюмов, декорации, и т.д.).
3 этап (май) –
заключительны
й
- Представление
опыта работы по
музыкально-
ритмическому
Мастер класс
«Танцуют
педагоги»
Помощь в приобретении
флажков, султанчиков, цветов,
для танцев.
развитию детей.
Подведение
итогов
Заключительный
концерт:
«Танцуют все!»
Презентация
проекта.
Помощь в приобретении
наград для победителей.
Ожидаемые результаты
Дети:
В результате осуществления проекта должен возрасти интерес к
музыкально-ритмической деятельности, уровень психомоторного развития и
эмоциональной сферы детей, их творческих и коммуникативных проявлений,
сформируются навыки музыкально-ритмических движений.
1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
2. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей
детей
3.Стабильность физической и умственной работоспособности.
4. Развитие дыхательной системы детей.
5. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация,
ориентирование в пространстве).
Родители:
- формирование представлений о создании игровой среды для полноценного
физического развития ребенка
- повышение знаний о детях дошкольного возраста
- активное участие в помощи по проведению различных мероприятий..
Результаты работы педагога:
Сделана
подборка:
упражнений
по
ритмопластике,
дыхательной
и
артикуляционной гимнастике, музыкально-подвижных игр, музыкально-
дидактических игр, коммуникативные танцы.
Составлен алгоритм проведения музыкального занятия с использованием
танцев. Хороводов и музыкально-ритмических упражнений.
Подобран материал для консультаций с воспитателями, родителями,
наглядный материал.
Проведены праздники и развлечения: «День знаний», «День
музыки», «День народного единства», «Праздник осени», «День
Матери».
«Танцевально-образные игры–танцы, для детей 6-7 лет
В проекте использовались программы и методические пособия:
Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания». (М. «Просвещение»
1976г.)
И.А.Каплуновой, И.А.Новоскольцева «Праздник каждый день»
М.Зацепиной «Музыкальное воспитание в детском саду», «Музыкальное
воспитание дошкольников»
О.П. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с
дошкольниками.
Т.Е.
Тютюнниковой,
Программа
«Ритмическая
мозаика»,
«Топ-хлоп,
малыши»
А.И. Бурениной; технологии Е.Железновой «Ритмика для малышей»,
Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6 -7 лет. Москва,
2008г.
Система музыкальной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/
авт.-сост. О.Н. Арсеневская.-Волгоград: Учитель, 2011.
Приложение:
Музыкально-ритмическая деятельность детей старшего
дошкольного возраста
(консультация для воспитателей)
Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного
возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств:
слушания музыки, пения и музыкально – ритмического движения.
Музыка,
как
самое
эмоциональное
из
искусств,
близка
впечатлительной
натуре
ребенка,
и
в
этом
заключается
сила
ее
воспитательного
воздействия.
Под
влиянием
музыки
развивается
художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. С
раннего детство ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные
музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок
упражняется в движении, осваивает его.
Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей
степени способствует развитию детского творчества являются музыкально-
ритмические движения. Именно музыка и движение формируют у ребенка
свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать,
отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.
Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность
познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только
художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни,
человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.
Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок
учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка,
выразительная
легкая
походка.
Говоря
о
развитии
музыкальных
способностей в музыкально-ритмической деятельности имеют в виду, прежде
всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать
это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить
воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои
движения.
Отечественные и зарубежные ученые, музыканты, учителя музыки
накопили большой опыт по применению выразительных движений в
процессе музыкального воспитания. Теоретические и методические подходы
к занятиям по музыкально-ритмическому воспитанию были обоснованы с
научной точки зрения в начале ХХ века. Тогда во многих странах Европы
получила распространение система ритмического воспитания. Она стала
известна под названием "метода ритмической гимнастики". Ее создателем
был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Э. Далькроз
считал, что музыканту нужно иметь не только хороший слух, но и хороший
ритм. Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль
музыкальной педагогики и "культивировать ритмическое чувство само по
себе". Регулятором движения Далькроз сделал музыку.
К. Орф — выдающийся немецкий педагог-музыкант, композитор
создал систему музыкального воспитания под названием "Шульверк". В ней
огромная роль отводится ритмическому воспитанию детей. Карл Орф считает
первичную основу музыки сплавом звучащего слова, жеста и движения, а
фундаментом
музыкальности
—
музыкально-ритмическое
чувство
и
музыкальный слух, позволяющие пережить, понять музыку. Он отмечал, что
музыка не существует сама по себе. Она связана с движением, танцем,
словом. В процессе восприятия музыки ребенок должен не только слушать
ее, но и быть ее исполнителем, не важно песня это или инструментальное
произведение. Он может ее спеть, станцевать или сопроводить ритмическими
движениями.
Одним
из
основателей
ритмики
в
нашей
стране
была
Н.
Г.
Александрова.
Она
участвовала
в
длительном
и
трудном
процессе
приспособления зарубежной педагогической системы к нашим условиям.
Большой вклад в развитие теории о связи музыки и движений внесли
советские психологи Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, С. Л.
Рубинштейн, П. М. Якобсон. Они считают, что чувства, которые испытывает
человек, проявляются в непроизвольных мимических и пантомимических
движениях.
Исследования психологов, педагогов, музыковедов выразительные
движения способствуют развитию восприятия музыки детьми с раннего
детства.
Сегодня в музыкальной педагогике все вопросы, связанные с развитием
тех или иных музыкальных способностей детей, навыками исполнения
музыки, рассматриваются в неразрывной связи с восприятием музыки.
Музыкальное искусство, воздействуя на психику человека, побуждает его не
только к внутренним, но и внешним действиям. В этой связи выдающийся
психолог Б. М. Теплов подчеркивал, что восприятие музыки есть активный
процесс, который не является только слуховым. Этот процесс, как определил
его Теплов - слуходвигательный. Музыка без ритма не существует и всякое
ее восприятие есть ритмическое. Музыка создает у человека зрительные,
двигательные и другие представления. Значит, в процесс восприятия музыки
важно включать кроме музыкальных образов зрительные (картины, слайды),
двигательные, которые помогут лучше, острее, ярче понять ее.
Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в
музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям —
развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного
движения. Музыкально-ритмические навыки — это навыки передачи в
движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы,
темпа,
динамики,
метроритма).
Музыкально-ритмические
навыки
осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и
хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования же в работе над этими
навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения
— это определенный запас движений, которые заимствованы из физической
культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега,
перестроений), из области сюжетной драматизации (изображение птиц,
зверей, человек и его деятельность), из области танца (элементы народных
плясок, бальных танцев), а также движения детской пляски, существующие,
пожалуй, только в детском саду.
Задачи
музыкально-ритмического
развития
дошкольников
можно
сформулировать следующим образом:
1) формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным
движениям;
2) развивать восприятие музыкальных образов, способность выражать
их в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной
выразительности;
3) совершенствовать танцевальные движения, используя все виды
шага;
4) выразительно и качественно исполнять танцы с различными
предметами, давая собственную интерпретацию;
5) учить прочному овладению техническими приемами, мимикой и
жестом, выражению своих эмоций в осанке и позах;
7) способствовать развитию творческого потенциала каждого ребенка,
поощрять
придумывание
собственного
игрового
образа,
персонажа;
составление "своей" пляски на основе комбинирования различных элементов
физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
Для музыкального движения на занятии
очень важен выбор репертуара.
Ребенок откликается движением на различную музыку, но только,
если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет
побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть
классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть
любого жанра, главное, чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке,
понятной детям. Задача педагогов состоит в том, чтобы развить у детей
способность
к
восприятию
новизны,
умение
импровизировать
без
предварительной подготовки.
Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач,
причем любых, не только музыкальных. Главное – развить в ребенке его
потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.
Занятия музыкой являются многосторонним процессом, в котором должны
активно участвовать как педагог, так и его воспитанники. Для развития
интереса к музыке у детей педагогу необходимо все время искать новые
приемы, подходы к занятию, вовлекать в музыкальный процесс. Главное
место в занятиях должно занимать развитие творческих способностей детей,
а вместе с тем и интереса к музыке и культуре в целом.
Важно,
чтобы
в
творческом
музицировании
(пении,
игре
на
инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании,
размышлении и т.д.) ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно
«проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание
педагога. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить»
чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка.
Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-
слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих
проявлениях. И музыкально-ритмические движения играют огромную роль в
становлении личности ребенка.
Консультация для родителей
«Зачем ребёнку нужны танцы? »
Уважаемые родители!
Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития
маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку
раскрыться как личность. Соединение движения, музыки, игры формирует
атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают
ребёнка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдёт совсем
немного времени, и вы заметите, как ваша дочь или сын заметно
преобразится: появятся гордая осанка, правильная координация движений,
утончённая пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм, понимать
характер мелодии, у него разовьётся художественный вкус, творческая
фантазия. Всё это непременно сделает его более глубокой личностью и
научит лучше понимать себя и других.
Что и говорить, танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не
важно, по правилам человек танцует или двигается, как умеет. В любом
случае танец – это удовольствие. Окунувшись в удивительный мир танца и
музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции, что не
всегда позволительно делать в повседневной жизни. Таким образом,
танцевальное искусство несёт в себе, помимо красоты, и
психотерапевтический эффект: выражая, себя открыто и ярко, не боясь
внутренних противоречий и страстей, мы тем самым освобождаемся от
зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в нашей душе.
Танец позволяет полностью раскрепоститься и учит не бояться быть самим
собой.
Танцы – это также отличный способ укрепить своё здоровье. Плавные и
экспрессивные движения распрямляют позвоночник, укрепляют мышцы и
улучшают осанку.
Ещё в Древней Греции полагали, что для формирования творческой,
гармонически развитой личности необходимо всестороннее образование,
включающее, помимо обучения арифметике и астрономии, музыку и танцы.
В 20 веке швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз
разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих
пор является одной из самых известных и популярных методик
музыкального образования в мире. По Далькрозу, через общения с музыкой
и танцами человек учится познавать окружающий мир и себя в этом мире,
а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают
воспитывать силу воли, коммуникабельность и развить творческий
потенциал.
Действительно, многие исследования психологов доказали, что дети,
занимающиеся танцами, добиваются больших успехов в учёбе, чем их
сверстники, а также опережают их в общем развитии. Танец помогает
формировать начальные математические и логические представления
ребёнка, тренирует навыки ориентирования в пространстве; развивает речь.
Занятия танцами помогают развить такие качества, как целеустремлённость,
организованность и трудолюбие. Ритмика, пластика формируют основные
двигательные умения и способности, препятствуют нарушению осанки.
Такие занятия обогащают двигательный опыт ребёнка, совершенствуют
моторику, развивают активные мыслительные действия в процессе
физических упражнений.
Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощёнными,
открытыми и общительными. С помощью танца можно решать многие
психологические проблемы. Ребёнок через танец начинает смотреть на мир
другими глазами. Конечно, проблемы просто так ни куда не исчезнут, но
воспринимать их человек начинает по-другому, гораздо более позитивно.