Автор: Мулин Виктор Николаевич
Должность: Преподаватель права
Учебное заведение: Сыктывкарский торгово-эконормический колледж
Населённый пункт: Сыктывкар . г.
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный процесс. Личность и коллектив
Раздел: среднее профессиональное
Тема: Воспитательный процесс. Личность и коллектив
Преподаватель права- МулинВ.Н.;
« Сыктывкарского торгово-экономического колледжа
Данная тема имеет особую актуальность на современном этапе. Воспитание студента-
это сложный организованный и целенаправленный процесс формирования личности.
Успех воспитания может быть гарантирован только тогда, когда он протекает в общей
атмосфере увлечённости, интереса, активности воспитуемых, а также строится в
соответствии с основными методологическими принципами воспитательного процесса.
Важным направлением воспитательной работы является развитие индивидуального
своеобразие человека. Известно, что «личность тем глубже выражает социальную природу
общества, диалектику общественных отношений, чем она своеобразнее и оригинальнее,
ибо в этом своеобразии проявляется
глубина способности личности с одной стороны и
усвоение общества с другой». В этой связи большое значение приобретает дальнейшая
разработка проблем, как индивидуального метода воспитательной работы, так и
коллективного.
Тема: « Воспитательный процесс обучения студентов колледжа. Личность и коллектив.»
В настоящее время приобретает важное значение, так как в этой теме воспитательная
работа опирается на процесс бесед, обсуждений и находится в нравственном взаимо
просвещении. Данное утверждение очень, подходит к нашему преподавательскому
коллективу СТЭКа. Контакт преподавателя со студентом должен носить характер
постоянного совершенствования навыков студента.
Не секрет, что многие студенты в особенности первокурсники и второкурсники на
замечания, преподавателя по поводу их не посещения занятий, не выполнения
домашнего задания, слушать радио, играть в сотик, разговоров между собой и т .д.
реагируют бурно и если студенту ответить тем же, то данная ситуация ведёт в тупик. В
данной ситуации метод- преподаватель - коллектив- -студент – родитель, является
самым своевременным и надёжным. В беседе с группой обсуждаются сложившиеся
ситуации, предлагается студенту высказать свою точку зрения и затем мнение других
студентов. В любом случае, преподаватель должен очень осторожно навязывать
студенту своё мнение того, что бережное отношение друг к другу несут только
положительные эмоции. Нет преподавателя, который бы хотел усугубить положение
студента в колледже, наоборот, старается больше дать знаний по своему предмету. А
негативные действия студента сказываются на изложении учебного материала и
дисциплину в группе. В этой ситуации иногда необходимо привлекать коллег по работе,
чтоб они закрепили у студентов моё видение по данному вопросу, если в данном случае
необходимо суждение иных лиц.
Когда проводится беседа в группе со студентом по вопросу плохой успеваемости,
посещаемости занятий, не выполнения домашней работы всегда обязательно, надо
ставить его в известность, что о таком его поведении в колледже обязательно будут
информированы по телефону его родители.
Так студентка ХХХХХХХ группы Юк-22 не могла долгое время сдать экзамены по
Гражданскому праву, Теории государства и права, систематически отсутствовала на
занятиях, не вела конспект. После беседы в группе по данному вопросу и информации её
мамы, результат не застал себя долго ждать. Аналогичное положение было со
студентами ХХХХХХ. ХХХХХХХ. ХХХХХХХХ. ХХХХХХХ
Такие контакты в коллективе и с родителями помогают преподавателю ближе узнать
внутренний мир студента, его отношение к реальной действительности, его ценности в
жизни, позволяют студенту раскрыть себя, и он из этого общения должен усвоить , что
преподаватель желает ему помочь в обучении, оказать помощь в вопросах которые он не
может разрешить сам, или сомневается в разрешении данной ситуации по существу.
Преподаватель должен донести до студента нашу реальность, а она такая, что работа ищет
знающего в данной области человека, а не его диплом или аттестат. Старая поговорка до
сих пор не утеряла своей актуальности: «Встречают по одёжке, а провожают по уму»
Многие могут высказаться «Блат и родственники» Да, в чём - то можно согласиться, но
лодырь, безграмотный или пристроенный по блату не кому не нужен. Чтоб этого избежать
нам преподавателям права приходиться ежедневно это внушить нашим студентам с
первых дней занятий в СТЭКе. В этих целях проводим встречи с бывшими студентами,
проводим экскурсии по различным тематикам, посещаем учреждения, которые нам для
учебного процесса интересны. Так, не однократно посещали со студентами органы
Записи актов гражданского состояния, приглашали сотрудников реабилитационного
центра по работе с наркоманами, проводили беседы, выступления. Посещали со
студентами специфическое учреждение - Следственный изолятор РК, где содержатся
лица, подозреваемые в совершении преступлений или находящиеся под судом. Вы
знаете, у посетивших это заведение оставило неизгладимое впечатление, а ещё главное
они это увиденное своими глазами расскажут другим знакомым друзьям и хочется
верить в то, что это послужит уроком для них в жизни.
Так при изучении предмета Теории государства и права- посетили Законодательную
ветвь власти Республики Коми- Государственный Совет РК, где студенты реально
увидели зал заседания народных избранников, опробовали себя в креслах депутатов,
председателя Гос. Совета РК, и кресла Главы РК. Ознакомились с историей
законодательной власти в РК, первыми депутатами Республики и конечно с работой
Государственного Совета РК на современном этапе.
Посетили Арбитражный Суд РК, посмотрели видеофильм о истории создания
Арбитражного суда в Республики Коми и его реальную жизнь. Ознакомились с оплатой
судей, помощников судей и секретарей. Встретились с бывшими студентами СТЭК,
которые настоящее время работают в суде. По предмету Гражданское право и
Гражданский процесс студенты вместе с преподавателем присутствовали на заседаниях
суда по гражданским и уголовным делам. В ходе судебных заседаний, студенты
закрепляют в реальности полученные знания по данным предметам и как результат при
разборе на занятиях у них возникает множество вопросов, которые они сами же с
использованием нормативно - правовых актов разрешают их самостоятельно, естественно
под наблюдением преподавателя. В стенах колледжа проводятся учебные судебные
заседания по различным тематикам.
Но в данном моменте мы видим не только индивидуальную работу самого студента, но и
большую работу самого коллектива. Согласитесь невозможно провести любое
мероприятие без надлежащей дисциплины. Преподаватель не уследит за всеми
студентами, у него всего два глаза, а за преподавателем наблюдают десятки глаз и вот тут
помощь коллектива, коллективного мнения огромны. Коллектив это мощнейшее оружие
в руках любого человека. От того как настроен коллектив и какую роль вы отводите ему в
той или иной ситуации, такой будет и результат. Прежде чем выйти на экскурсию по
посещению того или иного мероприятия, мы обсуждаем этот выход в коллективе.
Рассматриваем вопросы что должны увидеть студенты , на что в ходе посещения обратить
особое внимание, как вести себя в той или иной ситуации и конечно какие результаты мы
преследуем из этого мероприятия. У меня как преподавателя, ни когда не возникало
проблем со студентами по поводу того, что они будут во время проведения мероприятия
разговаривать, отвлекаться, блуждать по помещению, разговаривать по телефону, трогать
или брать что не положено и.т.д. Всё это возложено на коллектив, за этим всем
следят сами студенты и не радивого ставят сразу же на место. Всё это помогает как
студентам в усвоении пройденного материала и закреплении знаний полученных во
время лекций и практических занятий., так и преподавателю привить сплочённость
коллектива, знать с кем и как работать, на что надо более серьёзно обратить внимание во
время лекций или практических занятий, кому следует сделать замечание, а кого
наоборот поощрить. Очень большую роль играет коллектив и в проведении различных
массовых культурных мероприятий. Участие в проведении различных конкурсах и
Олимпиадах . Большее количество студентов не столько бояться участвовать в данных
мероприятиях, а больше не верят в свои силы. В беседе с ними необходимо убедить их
в том, что они не хуже чем те, которые будут участвовать, а наоборот у них есть больше
шансов победить, так они всё таки изучают юриспруденцию и обладают более
широкими познаниями в праве, чем другие и бояться не чего. И как итог многие
соглашаются на участие. Как результат, их старания были отмечены и призовыми
местами, сертификатами, даже показами ролика «К Дню Победы-рассказ о своём
дедушке» по телевидению. Лозунг в группах: «Мы коллектив и победа будет за нами.»
Считаю, что только через коллектив студент может раскрыть себя, и только коллектив
может привить ему общую культуру личности, трудолюбие в коллективе, уважение к
правам других и защите своих , формирование здорового образа жизни.
В воспитательной работе обращается внимание на поведение студентов не только в
стенах колледжа, но и как они ведут себя вне колледжа, на улице, в общественных
местах. Об этом не трудно узнать от них самих, если они доверяют тебе, то всё расскажут
о себе и других и это необходимо очень и очень осторожно применять в своей
преподавательской деятельности. Однако, всегда надо помнить, что преподаватель, не
друг или товарищ, а помощник, советчик в той или иной ситуации. Должна всегда
существовать грань студент-преподаватель. Студенты стараются ближе узнать своего
преподавателя, выставить ему свою оценку и утвердить эту оценку в коллективе и
главное, можно ли ему доверяться в той или иной ситуации.
В заключении , хочется отметить, что :
-Как не странно, но анализируя взаимоотношениях в группах обнаруживается , что у
некоторых студентов имеются противоречия, даже в своих суждениях.
- Не умение трудиться на общее благо, стараются уклоняться от общественных нагрузок.
- Эгоизм, нетерпимость некоторых студентов друг к другу, и есть даже нетерпимость
группы к группе.
В связи с этим, нам преподавателям необходимо добиваться дружелюбного отношения
студентов друг к другу, больше прислушиваться друг к другу.
Стараться больше задавать материала, с уклоном выполнения общего дела, доклады,
рефераты не одному студенту, а несколькими по возможности проводить совместные
мероприятия с группами И конечно, ставить в известность родителей об их
положительных или негативных успехах их детей