Автор: Зайдуллина Юлия Даниловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Олененок
Населённый пункт: город Салехард
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи детей через игру
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи детей через игру.
Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе
которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через
художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны:
ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.
Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем
вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно
театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся
формирования речи ребенка. Она – неисчерпаемый источник развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В
результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу,
познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе.
В играх – драматизациях – ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»
самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной
выразительности. Педагогическая целесообразность использования коллективных
театрально-игровых постановок в обучении и воспитании позволяет повысить темп
развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.
Театрализованная игровая деятельность детям очень нравится, это весело и
занимательно. В результате возникающего интереса к таким видам деятельности,
поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной,
чёткой, повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка.
Таким образом, развитие речи детей осуществляется через театрально-игровую
деятельность, и ведёт к единой цели – ликвидации недостатков речевого развития в
процессе обучения и создания готовности к овладению школьными навыками и
умениями.
Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с
его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и
волшебными предметами.
Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой
крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на
человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью
близка и понятна детям. Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они
находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь
мы можем говорить о сказочном мире театра.
Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная
страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с
другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна
существует, и называется она Театр!
Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла
и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная
почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие
по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они
чародеи сказочной страны, именуемой театр.
Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы
родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед
Мороз, Иванушка – дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят
в жизнь ребенка, раскрывая перед ним
в доступной форме понятия добра и зла,
воспитывая добрые чувства.
В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства,
наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр –
одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на
воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным
искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность,
взаимовыручку, взаимозаменяемость.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником
развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным
ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что
театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его
сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей
способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам,
интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить
адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков
поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей
дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта,
честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и
сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно
способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет
педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные
ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать
робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия
помогают всесторонне развивать ребенка.
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие
– ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие
творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу,
самостоятельность. Творческие проявления детей в играх
разнообразны: от
придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до
перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких
творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры –
театрализованная игра.
Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества
детей. Ведь текст
произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые
сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В
театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания
определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом
изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он
так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний
мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре
требует
особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому
восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать
интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться
элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения.
Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в
которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем
разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства,
способность мыслить.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными
средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации
речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно
определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается
понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него,
происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели
не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной
работы.
Попадая в мир театра и становясь его непосредственным участником, ребенок
начинает активно развивать свою память. В театре ребенком движут азарт, вдохновение,
творческий подъем, а также сознание того, что труд является частицей общего дела всех
участников будущего спектакля, что значительно облегчает и ускоряет процесс
запоминания.
Ребенок легко запоминает несложные фразы во время репетиций и работы над
выразительностью речи и движений в ходе подготовки инсценировок и спектаклей.
Разучивание с детьми сложных, объемных текстов персонажей, особенно стихотворных,
лучше поручать родителям.
Наша задача – направить интерес ребенка в нужное русло, открыть перед ним
общепринятые и социально-нравственные пути реализации своего любопытства и
интереса, дающие ребенку возможность развиваться духовно и умственно. Детский театр,
благодаря своему огромному эмоциональному воздействию на детскую душу, способен
взять на себя задачу развития кругозора ребенка. Под влиянием интереса и других
положительных эмоций все увиденное и услышанное в театре будет устраиваться с
легкостью, и запоминаться на долго.
Изобразительное искусство – обязательный спутник детского театра. Декорации и
атрибуты к спектаклям, детали костюмов и сами костюмы героев, различного вида куклы
для кукольного театра – все это, несомненно, имеет прямое отношение к
изобразительному творчеству. Однако весь этот труд обычно ложится на плечи взрослых,
а дети – дошкольники остаются в роли активных созерцателей и, конечно, посильных
помощников. Чем они могут помочь взрослым в этих интересных делах, а заодно
расширить свой кругозор? Что-то раскрашивать или вырезать детям не в новинку, а вот
сплести украшения из бисера для Золушки и придворных дам – дело новое, интересное,
увлекательное. Бисероплетение станет для малышей еще одной ступенькой на пути
приобретения ими новых знаний.
Через театр можно рассказать детям о физических и природных явлениях: о таянии
льда, о морозе, о временах года.
Театр совершает вместе с ребенком экскурс в историю: старинные народные
костюмы, обычаи, традиции и быт. Русская народная сказка погружает малышей в
старину, переносит в давние – давние времена, «когда мир Божий был наполнен лешими,
ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям
летали жареные куропатки».
Со второй младшей группы на театральных занятиях дети обучаются простейшим
приемам управления куклами настольного театра. Дети придумывают небольшие истории,
происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти
выразительные интонации. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами,
чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как
речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеяно. Как бы
примитивны ни были истории, сочиненные малышами, мы радуемся вместе с ними
любому проявлению творчества, стремимся, чтобы желание поиграть с куклой появилось
у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочиненных сказок духовно раскрепощает
малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.
На театральных занятиях необходима атмосфера доброжелательности, взаимного
доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить,
когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.
Выдающийся советский психолог Л. Выготский писал: «Творческие процессы
лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого
подлинного, самого настоящего творчества». Кукольный театр и детское творчество в
жизни ребенка тесно связаны между собой: его фантазии воплощаются в живые образы и
театральное действие. В этом и заключается наибольшая ценность детского театрального
спектакля.