Автор: Григорьев Павел Михайлович
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОБУ "Технический лицей Н.А. Алексеевой"
Населённый пункт: Якутск
Наименование материала: Учебная программы
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: полное образование
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий
момент
являются
неотъемлемой
частью
современного
дошкольного
образования.
Информатизация
системы
образования
предъявляет
новые
требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно
актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития
информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены
происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это
связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и
воспитания. Одним из важных условий обновления является использование
новых информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю
доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер,
использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода
мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели стали для
ребенка проводником в мир новых технологий.
Актуальность:
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий
призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию
детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из
инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные
технологии.
Применение информационно-коммуникационных технологий в
дошкольном
образовании
становится
все
более
актуальным,
так
как позволяет средствами
мультимедиа,
в
наиболее
доступной
и
привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить
творческую составляющую учебного процесса.
Цель проекта:
Повышение
качества
образования
в
ОУ
путем
внедрения
в
образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в
соответствии с ФГОС.
Задачи проекта:
- создание единого информационного пространства ОУ, в котором были бы
задействованы все участники образовательного процесса: администрация ОУ,
педагоги, воспитанники и их родители.
- обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих профессиональную
педагогическую деятельность в условиях ИКТ.
- разработка технологий мультимедийных сопровождений образовательного
процесса.
- создание общей сетевой мультимедийной базы, банка компьютерных
обучающих программ, дидактических и методических материалов, которыми
могли бы пользоваться в своей практике педагоги ОУ.
Значимость проекта:
Материал должен раскрыть педагогам преимущества использования ИКТ в
своей образовательной деятельности для обеспечения полноценного перехода
ребенка на следующий уровень системы непрерывного образования. А именно,
воспитание
любознательного,
активного,
эмоционально
отзывчивого,
овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками ребенка.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ОУ на сегодняшний
день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности
дошкольной
организации
по
ФГОС
является
созданная
предметно-
пространственная среда. ПРС должна быть вариативной и содержательно
насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим,
спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача ОУ: совместить
в едином развивающем пространстве традиционные игры, уроки с ярким и
наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной
точкой для работы над целым направлением — создание интерактивной
образовательной среды.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ОУ является
использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации
образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с
вербальных
методов
образования
на
методы
поисковой
и
творческой
деятельности педагогов и учеников. В связи с этим педагоги, в большей степени,
становится
соучастником,
помощником.
Использование
компьютерных
технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в
образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития,
планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к
совместной
образовательной
деятельности,
оформление
стендов,
групп,
кабинетов.
- создание презентаций в программе Microsoft
Рower Рoint в различных
образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое
развитие», «Познавательное развитие» и др. Мною созданы серии презентаций к
занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Для
большей эффективности презентации строю с учетом программы детского сада и
возрастных
особенностей
дошкольников,
в
них
включаю
занимательные
вопросы,
анимационные
картинки,
игры,
просмотр
познавательных
мультфильмов.
Презентация
помогает
объединить
огромное
количество
демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных
наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов.
Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр информационного
материала
с
наложением
хорошо
известным
им
аудиорядом,
создание
простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.
- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет
ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по
игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в
виртуальный мир один на один с компьютером.
- Помимо презентаций в своей работе использую обучающие программы.
Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику
элемента
конкретных
событий,
представлений,
у
него
развивается
способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать
прежде,
чем
делать.
Это
означает
начало
овладения
основами
теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и
для родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ОУ с ссылками на группы.
- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью
информационного и научно-методического сопровождения образовательного
процесса.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального
развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-
воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной
организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с
возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится
от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10
минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений
зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную
гимнастику для глаз.
Заключение.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя
позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование.
Информационные
технологии
значительно
расширяют
возможности
воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ в ОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в
развитии
всех
сфер
личности
ученика,
взаимодействии
с
родителями
воспитанников, организации деятельности педогога, значительно способствует
повышению качества образовательного процесса.
Я выявляю следующие
преимущества использования ИКТ в полном среднем образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс,
способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации
умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат
своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать
моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков
работы
с
ними
позволяет
педагогу
намного
эффективнее
выполнять
поставленные задачи.
4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога;
способствовало
изменению имиджа как педагогов, так и ОУ
в целом;
повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий, а
также качество предоставляемых сопроводительных материалов; мотивировало
и стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей;
расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые
дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его
«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,
которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и
собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В
частности,
прекрасные
возможности
создает
систематизация
и
структурирование
учебного
материала.
Появляется
возможность
для
концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных
источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и
скомпонованных
педагогом
в
зависимости
от
потребностей
детей
и
особенностей программы.