Автор: Шайдуллина Ризеда Явдатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №17
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: статьтья
Тема: Из опыта работы
Раздел: начальное образование
Мой семилетний опыт работы.
Семь лет назад я случайно узнала о методике Владимира Ивановича
Жохова. Это было не случайно. Ведь именно тогда я стала понимать, что по-старому я
уже не хочу работать. А эта методика для меня оказалась «спасительным кругом».
После личной беседы с Жоховым В.И. я увидела точки соприкосновения в его
методике и своих самостоятельных подходах- «пазлы» совпали. Сейчас Владимир
Иванович открыт для сотрудничества, его сайт и соцсети приглашают учителей и
директоров школ любых городов России. И именно этот факт вдохновил меня на
написание отзыва об обучении первоклассников по этой методике спустя семь лет
после моей работы с ней. Много разных мнений, да в принципе, как всегда было в
образовании. Имея большой стаж работы, я думаю могу высказать свою точку зрения-
успех в работе с детьми это, когда учитель умеет и готов применять ту методику,
которая близка по духу. Главное не навредив ребенку, при огромной поддержке
родителей.
Начальная школа по методике Жохова — это учебно-методический
комплекс для 1–4-х классов. Кроме обучения основным школьным предметам система
включает упражнения для развития речи и органов чувств, тренировки лёгких и
опорно-двигательного аппарата.
Методика Жохова полностью соответствует нормам ФГОС, хотя техника
преподавания по ней сильно отличается от традиционной. Занятия проводятся в
игровой форме и предполагают комфортную психологическую обстановку: нет
жёсткой дисциплины, а взаимопомощь и самовыражение только приветствуются.
Регулярная методическая поддержка. Возможность проконсультироваться с автором
методики по любым вопросам — большой плюс для педагога.
Каждый день — зарядка для ума и гимнастика для тела.
Каждый урок — хорошая песня и классическая музыка.
Каждая тема — богатый визуальный ряд, особая технология прохождения.
Каждый ребёнок — личность самобытная и яркая.
Каждая личность — достойна уважения.
Каждая книга — источник становления нравственной позиции.
Каждый праздник — способ самовыражения.
Каждый рисунок — яркий образный мир ребёнка.
Каждые каникулы и выходные — без обязательных домашних заданий и зубрёжки.
Да, я не могу сказать, что все было идеально, что я ни разу не вставала в тупик,
не понимая, что мне делать. Это касается как воспитательных, так и учебных
моментов. Что-то мы решали с родителями класса на собраниях и в личных разговорах
я просила совета и оценки ситуации у Жохова Владимира Ивановича.
Писать слова и предложения мы начали почти сразу, как только стали учить
письменные буквы, еще большая часть класса читать не умела. За урок ребята писали
четыре строчки вперемешку с устными упражнениями, а к концу урока получался
какой-нибудь забавный стишок на листочке. (У нас не было тетрадей до середины
третьей четверти, каждый урок дети писали на новых, специально разлинованных
листочках). Кто умел читать, сразу же прочитывал эти стишки, все весело смеялись, я
была страшно довольна их успехами. И вот однажды, спустя чуть ли не две недели, я
случайно обнаружила, что один мальчик просто копирует крючочки, не читая текст.
Ну, ему было сложно прочесть, я не просила, он и не читал. И какой же был мой ужас,
когда я поняла, что таким же образом пишут еще четыре ребенка! Так мне стало
стыдно, что не отследила этот момент, так хотелось идеальности. Сейчас мне смешно,
ведь ничего экстраординарного не произошло, ну, не прочитали, и ладно, чтение
тренировали на других заданиях, а там навык крючочков отрабатывали.
А еще расскажу об одном воспитательном сложном моменте. Один мальчик,
когда я его спрашивала, залезал под стол и молча там сидел. Родители с ним
разговаривали, но он продолжала так делать, а я обливалась холодным потом, боялась
усугубить ситуацию.
Владимир Иванович посоветовал просто позволить ему там сидеть. И да,
сработало. Сначала он просто там сидел, вылезал только на чтение и математику,
потому что очень любил, потом стала говорить из-под стола, а в итоге и совсем
перестала куда-либо залезать.
Я пользовалась методикой Жохова семь лет. Сейчас я не работаю с
Владимиром Ивановичем, он сказал, что я и так с успехом решаю главную задачу –
воспитание коллективного духа и сотрудничества между детьми. Я подробно
рассказывала ему, что у нас происходит в школьной и внешкольной жизни, отсылала
фотографии с наших мероприятий, а у нас в школе, действительно насыщенная
внутри- и околошкольная жизнь. Правда, я уверена, что лично мне дальнейшая работа
принесла бы огромную пользу, да и моим ученикам тоже. Но я стараюсь по сей день
применять информацию, полученную от Владимира Ивановича.
Педагогические приемы, узнанные мной при работе с программой, я с успехом
применяю до сих пор при обучении моих младших детей. Слова Жохова В.И.
подтвердились: поработав по его методике, учитель уже не становиться прежним, он
навсегда остается «жохвцем», так мы себя называем любя.
Программа очень интересная. Она находится у педагога на спец.диске,
запрещено к распространению. Все говорят, зачем растить гениев, зачем гнать детей и
допускать хождение по классу. Но на деле это не так.
Не скажу, что растят гениями.
Просто дети растут очень раскрытыми к познаниям и с радостью впитывают новую
информацию, тем методом, которым им преподносят.
Например, дети начинают проходить римские цифры, и родитель в ужасе.
Зачем? Не просто от 1 до 20. А в сотнях, тысячах. Сами дети не могут справиться с
задачами, кажется что все бесполезно. С них не требуется это знать наизусть и
зазубрить. Их просто ЗНАКОМЯТ с существованием сотен, тысяч, десятков, единиц.
Потом они переходят на более абстрактные вещи. Быстро начинают изучать, что
можно посчитать двойками, пятерками, десятками. Это не такой подход как на
обычной программе. Дети хором могут отвечать, могут не отвечать. Если дети
перевозбуждены, они могут спокойно выйти гулять. В жоховских классах вообще нет
строгой дисциплины: школьники могут свободно ходить по классу, в любой момент
выйти в туалет, подбежать к учителю, чтобы задать вопрос, или выкрикнуть ответ с
места. Да, могут перемещаться по классу, но никто не отменял воспитание и уважение!
А уважать детей там учат друг друга. Вообще, заметила, большой упор на уважение,
раскрытие эмоций. Только уважая друг друга и педагога, дети от души научатся не
мешать, и не бояться.
Болезни. Говорят, дети на методике Жохова меньше болеют. В целом, да.
Просто, они меньше подвержены стрессам и не напрягаются, не боятся, нет той
психосоматики, которая присутствует на обычной программе. Непохожая посадка на
уроке дает возможность поддерживать осанку ребенка, не нагружает позвоночник.
Для себя за годы работы с Владимиром Ивановичем я взяла на заметку много плюсов
для современных приемов обучения нынешних детей. так непохожих на детей 20 лет
назад.
Вместо чтения по слогам детей учат читать по буквам, а обучение письму
проходит без прописей — сначала дети используют маркерные доски, затем —
обычные тетради в линейку и клетку. Письмо на маркерных досках и карандашом на
листочкач снимает напряжение ребенка. Ведь у него есть возможность легко
исправить ошибку.
Нет, ты не просто переключаешь слайды — ты постоянно обсуждаешь с детьми
всё, что на доске. В начале урока зарядка: учитель делает её вместе с детьми. Кстати,
отличное оздоровление для учителя! Песни в рамках урока тоже поём все вместе.
Помимо этого учитель должен направлять внимание, отвечать на вопросы, поощрять,
поддерживать, запускать командные процессы и следить за выполнением заданий.
Мне очень нравится, что подсказывать не запрещается — это считается не
«медвежьей услугой», а взаимовыручкой. Активно используется на уроке работа
консультантов-помощников. Обсуждение задач с одноклассниками и ответы хором
только приветствуются. Ребята учатся здоровому взаимодействию в коллективе:
помогать друг другу и принимать помощь, уважать товарищей и радоваться их
успехам.
Сильный курс математики, ученики жоховских классов демонстрируют очень
хорошие результаты. Нет учебников, пишут карандашом, считают первое время на
пальчиках, правда. Детям распечатывают «домашку» на листочках. В которых, они
пишут карандашом.
Психологический комфорт. Игровая форма обучения и отсутствие муштры. При
грамотной работе педагога учиться по Жохову приятно и интересно. Развитие
творческих способностей. Обучение в жоховских классах пробуждает у многих детей
тягу к рисованию, пению, музицированию и литературному творчеству.
Морально-нравственное воспитание. Учебный процесс построен на
взаимоуважении.
Они изучают весь мир, некоторыми вопросами меня дети ставили в тупик.
Даже я не знала ответов. Смотрим фильмы дискавери, с ними очень много
разговариваю, очень много рассказываю, очень много читаю. Смотрят старые добрые
сказки и их же читают. Ищут сходство и различия, обсуждают поступки. Очень много
разговоров. Любимые занятия «Шепталочки», когда дети работают в парах и шепчут
друг другу ответы на вопросы, хвалят друг друга, аппладируют. Любят помогать
«Неумейкину» справляться с неудачами, преодолевать трудности, неогорчаться и не
надсмехаться .
Эти годы работы помогли мне не только понять для себя, чего мне не
доставало в работе, но и стало «глотком свежего» для движения вперед, как педагога с
многолетним стажем. Общение с такими же учителями в соцсетях, понимание, что
есть учителя одного духа-это огромная поддержка. К сожалению такой поддержки
среди коллег я не смогла найти. Сейчас я продолжаю работу с обычными классами, но
уже сама «до кончиков пальцев» понимаю, что приемы и методы В.И. Жохова всегда
будут со мной. Родители без страха стараются отдать второго, третьего ребенка; мои
бывшие ученики записывают своих детей.
Правильное понимание свободы для современного, непростого ученика с
правильными границами позволеного на уроке- успех учителя, а главное радость и
небоязнь школы для ребенка и родителей. Сейчас я эмоционально стабильна, я знаю,
как можно работать по-новому с современными детьми, знаю, что я вновь получаю
удовольствие от своей любимой работы.
Встреча с Жоховым В.И. и учителями Удмуртии. Выступление перед учителями.
Урок письма и чтения. Урок математики.
«Шепталочка»- работа в парах. Разбирай домашнее задание.
«Где мои орлята?»- посадка на уроке. Работа на досочках.