Напоминание

Духовно - нравственное воспитание школьников.


Автор: Попова Юлия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ФГКОУ"СОШ №167"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Конспект внеклассного мероприятия по курсу ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"
Тема: Духовно - нравственное воспитание школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




Внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

«Род и семья – исток нравственных отношений»

Подготовительная работа:

Родители вместе с детьми готовили творческие работы в течение десяти дней:

1.

Родословное древо семьи

2.

Герб семьи

3.

Рассказ об одном из представителей рода (ветеран, писатель, труженик тыла, герой или др.)

4.

Рассказ о самой старой фотографии из семейного альбома

5.

Семейные легенды.

6.

Традиционное национальное блюдо семьи.

7.

Талисман или оберег семьи.

8.

Выставка коллекций и увлечений семьи

Цель: Формирование нравственной, духовной, социально – ориентированной личности путем

приобщения к семейным традициям. Пробуждение интереса школьника к своим корням, к

прошлому своей семьи на основе выполнения творческих работ совместно с родителями во

внеурочной деятельности.

Задачи:

1.

Заинтересовать родителей и обучающихся класса на выполнение творческих работ и

проектов по темам «Родословное древо семьи», «Герб семьи», «Рассказ об одном из

представителей рода (ветеран, писатель, труженик тыла, герой или др.)», «Рассказ о самой

старой

фотографии

из

семейного

альбома»,

«Семейные

легенды»,

«Традиционное

национальное блюдо семьи», «Талисман или оберег семьи», «Выставка коллекций и

увлечений семьи»

2.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в подготовке и проведении

мероприятия.

3.

Учить осуществлять информационный поиск для выполнения предложенных заданий;

4.

Развивать познавательный интерес школьника к своим корням, к прошлому своей семьи.

5.

Способствовать воспитанию любви и уважения к членам семьи, родным, родственникам,

предкам; знание, понимание и принятие обучающимися семейных ценностей.

6.

Совершенствование форм работы с семьёй.

Оборудование

:

столы (у каждой семьи свой), накрытые скатертью, принесённой из дома; на столе

каждая семья представляет семейное национальное блюдо, выставку коллекций и увлечений семьи,

талисман или оберег семьи…

Нитки для вязания длиной 50 см семи цветов радуги (для каждой семьи), круг из картона.

Ход занятия:

Педагог зажигает свечу и просит подойти к нему представителя от каждой семьи класса.

- Много-много лет назад люди жили племенами. Общий костёр объединял их. Возле него они

обсуждали важные вопросы, планировали свою жизнь. Но проходили годы, людям стало легче

охотиться и добывать себе пропитание, поэтому они стали жить отдельными семьями, унося с собой от

общего костра частичку огня (дети зажигают маленькие свечи и идут к своим семьям).

- А как образовался Ваш род? Как образовалась Ваша семья? Как выглядит Ваш семейный герб?

Расскажите нам.

Выступления семей.

- Спасибо. За каждое выступление семьи я буду давать нитку определённого цвета. Слово ГЕРБ

начинается с какой буквы? (Г) Значит нитка будет ГОЛУБОГО цвета.

- Чтобы представить следующую семейную реликвию, предлагаю Вам отгадать ребус (составить из

предложенных букв слово) - ФОТОГРАФИЯ

- Фотография является одним из исторических источников, которая может много поведать нам об

истории семьи, рода. Расскажите о самой старой фотографии из вашего семейного альбома.

Выступления семей.

- Слово фотография начинается с буквы Ф - ФИОЛЕТОВАЯ нитка.

- Педагог читает притчу «Тепло семейного очага»

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в

которой жило долгие годы.

Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой,

— и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за

принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду

счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и

сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только

там, где горит семейный очаг!

- А есть ли в Вашей семье такой человек, который является хранителем семейного очага? Или ваш

родственник имеет заслуги перед Родиной? Расскажите о нём.

Выступление семей.

- За выступление СИНЯЯ нитка.

- Предлагаю семьям выполнить новое задание: составить пословицу и объяснить её смысл. (Каждое

слово записано на отдельной карточке) СЕМЕЙНЫЙ ГОРШОК ВСЕГДА КИПИТ.

- Каждая семья уникальна по-своему: укладом жизни, традициями, увлечениями. На Ваших столах

представлена небольшая выставка семейных работ. Расскажите о ней.

Выступления семей.

- Интересно было услышать о Ваших Занятиях и увлечениях. Нитка ЗЕЛЁНОГО цвета.

- Чтение учителем притчи «Волшебная копейка»

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял

ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей?

Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал.

Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а

теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и

поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался

счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы

в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его

раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся?

Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не

стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким!

Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...

- Расскажите о своих семейных талисманах и оберегах.

Выступление семей.

- За рассказ о семейных Оберегах – ОРАНЖЕВАЯ нитка.

- Думаю, что в каждой семье есть рассказ, который передаётся из поколения в поколение. Интересно

было бы услышать Ваши семейные легенды.

- За рассказ о семейных и Жизненных легендах – ЖЁЛТАЯ нитка.

- Какой же семейный праздник обходится без застолья? Вот и у Вас на столах приготовлены

национальные традиционные блюда семьи. Поделитесь рецептом их приготовления.

- За семейную Кухню – КРАСНАЯ нитка.

Обобщение: вот и собраны все нити. Что они Вам напоминают? (цвета радуги).РАДУГА — символ

небесного, чистого, дарующего жизнь, таинственного и величественного. Думаю, что символом нашего

мероприятия может стать РАДУГА, потому что каждая из присутствующих семей многоцветна и

неповторима.

Слово СЕМЬЯ состоит из семи Я. Радуга тоже состоит из семи цветов. Каждый цвет радуги дополняет

другой, делая её необыкновенно красивой, как и каждый член семьи дополняет друг друга, объединяет

семейный род.

Я предлагаю вам сплести фенечку из этих нитей – символ единства вашей семьи, семейных ценностей.

Нам понадобится: круг из картона диаметром 7-8 см с восьмью надрезами и семь разноцветных нитей.

1.

Вырезаем небольшой кружок в центре круга, чтобы узелок фенечки мог там задержаться.

2.

Завязываем нитки в узелок и просовываем в отверстие посередине круга и распределяем нитки

по прорезям подходящего цвета. Следует заметить: узел должен быть с другой стороны

отверстия.

3.

Отмечаем на круге две стрелочки по направлению часовой стрелки.

4.

Отсчитываем от пустого надреза три надреза по часовой стрелке, берём нитку из этого надреза и

вставляем в пустой надрез.

5.

Повторяем действия п.4 несколько раз.

6.

Конец фенечки завязываем узелком.

Если не позволит время, фенечки можно сплести в другое время.

Итог занятия: Семья – люди, объединенные узами брака, кровного родства. Семьёй иногда называют

группу единомышленников, друзей. Мне бы хотелось, чтобы все присутствующие здесь стали семьёй.

Чтобы мы были дружными, помогали, если у кого-то что-то не получается, чтобы берегли и

приумножали семейные ценности.

Награждение семей Дипломами за участие.

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в

начальной школе

Разделы: Внеклассная работа

Цели и задачи:

формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

развитие индивидуальных способностей учащихся;

воспитание бережного отношения к природе;

формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Планируемые достижения учащихся:

Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.

Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

Учиться защищать природные ресурсы.

Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование:

аудиозапись голов птиц;

выставка книг “Природа – твой дом”;

оформление стенда “Охрана окружающей среды”;

индивидуальные творческие задания;

анкеты;

клей;

цветные карандаши;

мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;

карточки – знаки отличия индивидуальных достижений.

Ход мероприятия

Учитель

Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе.

Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц,

деревья и травы. Послушайте историю о лесе.

Кадр 1 Лес

– Жил был лес.

Кадр 2 Птицы

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц

филина, кукушки, дятла, соловья)

– Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)

Послушай песню о соловье в исполнении ученицы музыкальной школы.

(На скрипке исполняется музыкальное произведение “ Соловушка”)

Кадр 3 Звери

Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

Кадр 4 Человек

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги.

Места для жизни ему не хватило.

Кадр 5 Вырубка леса

– Стал человек тогда вырубать лес.

Кадр 6 Пожар в лесу

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Кадр 7 Загрязнение водоемов.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

Кадр 8 Воздух

Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

Кадр 9 Засорение отходами

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

Кадр 10 Просьба леса

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и

страшно стало в лесу.

– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

Кадр 11

Учитель

– Почему в лесу никто не живет?

Ученик

– Человек разрушил жизнь леса.

Учитель

– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Ученик

– Экология.

Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и

природа.

Учитель

– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

Задание 1

Учитель

– У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России.

Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в

нашем лесу.

1

Весной зеленела, летом загорела,

Осень в сад пришла, красный факел зажгла.

Ответ (Рябина)

2

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

Ответ (Берёза)

3

Зимой и летом – одним цветом.

Ответ (Ёль)

4.

Никто её не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

5.

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Породы деревьев вывешиваются на доску.

Группы готовят краткое сообщение о породе своего дерева, используя школьный гербарий.

Кадр 12. Деревья

Учитель

– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в

подвижные игры.

Задание 2

Учитель

– Кого ещё не хватает в нашем лесу?

Ученик

– Не хватает птиц и зверей

Учитель

На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов,

наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя,

лисы, совы, енота, дятла)

Задание 3

Игры с жителями леса.

Учитель

Выбери самого сильного и ловкого игрока из команды. Между стульями лежит змея. Двое игроков, по

сигналу, хватают змею.

Цель игры: первым вытащить змею из–под стульев. Кто выиграл, тот играет со следующим участником.

Кадр 13 Звери в лесу

– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за

помощь и приготовили для нас подарок – задание.

Задание 4

Енот Егорка принес его в этом конверте (достать конверт). Это кроссворд о природе.

Кадр 14 Кроссворд

Отгадаем кроссворд вместе. Каждой группе по вопросу.

Вопросы к кроссворду

1.

Как называется верхний плодородный слой земли?

2.

Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу?

3.

Синоним слова звери.

4.

Назови одним словом деревья, травы, кустарники.

5.

Житель планеты, наделенный разумом.

6.

Назови синоним слова атмосфера.

7.

Как называется солнце на языке астрономов?

Учитель

– Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии.

Кадр 15 Охрана природы

Учитель

– Нужно ли охранять природу?

Ученики

– Да!

Учитель

– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей

экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от

браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для

сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

Задание 5

На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении

человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).

Кадр 17 Итог урока

Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.

(Музыкальный клип).

Задание 6

Заполни анкету.

Цель: выявление материала для дальнейшей работы.

Возьми лист, на котором напечатана анкета. Ответь на вопросы.

1. Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ?

– Природу;

– Сказки разных народов.

2. Кому приносит вред дым из труб заводов?

– самолётам;

– всем живым существам.

3. Какую книгу называют “Красной?”

– атлас мира;

– книгу редких животных и растений.

4. Где животные могут не бояться охотников и человека?

– в заповеднике;

– в цирке.

5. Куда можно выбрасывать мусор в лесу?

– в берлогу медведя;

– в мусорный бак или забирать с собой.

Учитель

– Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете

природу беречь и охранять. Выставка книг “ Природа – твой дом” заинтересует любителей природы. В

библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Берегите природу!



В раздел образования