Напоминание

Развитие компонентов готовности ребенка к обучению в школе


Авторы: Котельникова Ольга Леонидовна, Ольга Леонидовна Котельникова
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская СОШ №1 дошкольное отделение — детский сад №77
Населённый пункт: г. Одинцово
Наименование материала: Развитие компонентов готовности ребенка к обучению в школе
Тема: Развитие компонентов готовности ребенка к обучению в школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие компонентов готовности ребенка к обучению

в школе

Одним из важных вопросов вступления ребёнка в школьную жизнь является его готовность к

школе. В настоящее время существует большое количество определений и классификаций

готовности ребёнка к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению предполагает его всестороннее развитие.

Показатели готовности – это комплекс свойств и характеристик, которые описывают наиболее

значительные достижения в развитии ребенка. Такими основными составляющими готовности

к школе являются: мотивационная, умственная, личностная, волевая, а также физическая

готовность.

Личностная готовность к школе, Физическая готовность ребенка к обучению в школе,

Мотивационная готовность ребенка к обучению,

Развитие познавательной сферы в определенной степени определяет готовность к обучению,

поскольку овладение знаниями, основами наук предполагает прежде сложившуюся

познавательную направленность.

Изучением эмоционально-волевой готовности к школе занимались Д.Б.Эльконин,

А.В.Запорожец, Н.И. Гуткина, Е.О.Смирнова и др. учёные. Они указывают на то, что

достаточный уровень развития у ребёнка эмоционально-волевой сферы - важная сторона

психологической готовности к школе. Ведь школьная жизнь требует от ребёнка чёткого

выполнения определённых правил поведения и самостоятельной организации деятельности

и без достаточного развития эмоционально-волевой сферы ребёнок не сможет выполнять

правила школьного распорядка, следить за своим поведением на уроке, организовывать свою

деятельность.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе [2].

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребёнок станет школьником, его

общее развитие должно достичь определённого уровня. Речь идёт в первую очередь о

развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у

него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во

внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребёнка дошкольного

возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но

произвольно управлять ими он ещё как следует не умеет. Он может надолго и в деталях

запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для

его ушей, если он чем-то привлёк его внимание, но сосредоточится сколько-нибудь

длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А

между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.

Равно как и умение более широкого плана - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что

надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот

естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идёт о

воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной

причиной их стремления к приобретению знаний. Формирование мотивов учения и

положительного отношения к школе - одна из важнейших задач педагогического коллектива

детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и

положительного отношения к школе направлена на решение трёх основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3. формирование опыта учебной деятельности.

В настоящее время существуют различные виды программ дошкольного воспитания,

предполагающих в той или иной степени формирование у детей компонентов готовности к

обучению в школе. Представим некоторые из них.

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования, и их задача - обеспечить

качественное психолого-педагогическое сопровождение, позволяющее не только преодолеть

возникающие у ребёнка трудности, но и обеспечить их профилактику. Здесь важна

организация своевременной помощи со стороны медицинских работников и детской

поликлиники, коррекционно-психологическая помощь детского сада и школы, мобилизация

усилий и, конечно же, понимание и сотрудничество с родителями, с семьёй ребёнка, что

является непосредственным звеном в работе с детьми. Многоаспектность проблемы

преемственности между детским садом и школой требует конструктивного диалога всех

заинтересованных социально-административных групп и структур.

Итак, педагогические средства по формированию у дошкольников компонентов готовности к

обучению в школе у воспитанников подготовительной группы детского сада различны. В

первую очередь воспитатель придерживается той программы по которой работает детский

сад, которую взял за основу своего воспитательно-образовательного процесса. Важно не

забывать, что адекватная для дошкольного возраста форма обучения - это игра, поэтому

воспитатель должен своевременно выделить тех детей, которые начинают утрачивать

интерес к игре, и тех, которые играют на примитивном уровне. Для первых детей будет

полезно выполнение специальных заданий, поручений «своих дел в группе». Их надо больше

занимать рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Заставлять играть их не

следует. На учебных занятиях таким детям надо предлагать задания, имеющие вид учебной

задачи, дающие продуктивный результат.



В раздел образования