Авторы: Котельникова Ольга Леонидовна, Ольга Леонидовна Котельникова
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская СОШ №1 дошкольное отделение — детский сад №77
Населённый пункт: г. Одинцово
Наименование материала: Развитие компонентов готовности ребенка к обучению в школе
Тема: Развитие компонентов готовности ребенка к обучению в школе
Раздел: дошкольное образование
Развитие компонентов готовности ребенка к обучению
в школе
Одним из важных вопросов вступления ребёнка в школьную жизнь является его готовность к
школе. В настоящее время существует большое количество определений и классификаций
готовности ребёнка к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению предполагает его всестороннее развитие.
Показатели готовности – это комплекс свойств и характеристик, которые описывают наиболее
значительные достижения в развитии ребенка. Такими основными составляющими готовности
к школе являются: мотивационная, умственная, личностная, волевая, а также физическая
готовность.
Личностная готовность к школе, Физическая готовность ребенка к обучению в школе,
Мотивационная готовность ребенка к обучению,
Развитие познавательной сферы в определенной степени определяет готовность к обучению,
поскольку овладение знаниями, основами наук предполагает прежде сложившуюся
познавательную направленность.
Изучением эмоционально-волевой готовности к школе занимались Д.Б.Эльконин,
А.В.Запорожец, Н.И. Гуткина, Е.О.Смирнова и др. учёные. Они указывают на то, что
достаточный уровень развития у ребёнка эмоционально-волевой сферы - важная сторона
психологической готовности к школе. Ведь школьная жизнь требует от ребёнка чёткого
выполнения определённых правил поведения и самостоятельной организации деятельности
и без достаточного развития эмоционально-волевой сферы ребёнок не сможет выполнять
правила школьного распорядка, следить за своим поведением на уроке, организовывать свою
деятельность.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе [2].
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребёнок станет школьником, его
общее развитие должно достичь определённого уровня. Речь идёт в первую очередь о
развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у
него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во
внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребёнка дошкольного
возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но
произвольно управлять ими он ещё как следует не умеет. Он может надолго и в деталях
запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для
его ушей, если он чем-то привлёк его внимание, но сосредоточится сколько-нибудь
длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А
между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.
Равно как и умение более широкого плана - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что
надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот
естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идёт о
воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной
причиной их стремления к приобретению знаний. Формирование мотивов учения и
положительного отношения к школе - одна из важнейших задач педагогического коллектива
детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и
положительного отношения к школе направлена на решение трёх основных задач:
1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;
3. формирование опыта учебной деятельности.
В настоящее время существуют различные виды программ дошкольного воспитания,
предполагающих в той или иной степени формирование у детей компонентов готовности к
обучению в школе. Представим некоторые из них.
Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования, и их задача - обеспечить
качественное психолого-педагогическое сопровождение, позволяющее не только преодолеть
возникающие у ребёнка трудности, но и обеспечить их профилактику. Здесь важна
организация своевременной помощи со стороны медицинских работников и детской
поликлиники, коррекционно-психологическая помощь детского сада и школы, мобилизация
усилий и, конечно же, понимание и сотрудничество с родителями, с семьёй ребёнка, что
является непосредственным звеном в работе с детьми. Многоаспектность проблемы
преемственности между детским садом и школой требует конструктивного диалога всех
заинтересованных социально-административных групп и структур.
Итак, педагогические средства по формированию у дошкольников компонентов готовности к
обучению в школе у воспитанников подготовительной группы детского сада различны. В
первую очередь воспитатель придерживается той программы по которой работает детский
сад, которую взял за основу своего воспитательно-образовательного процесса. Важно не
забывать, что адекватная для дошкольного возраста форма обучения - это игра, поэтому
воспитатель должен своевременно выделить тех детей, которые начинают утрачивать
интерес к игре, и тех, которые играют на примитивном уровне. Для первых детей будет
полезно выполнение специальных заданий, поручений «своих дел в группе». Их надо больше
занимать рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Заставлять играть их не
следует. На учебных занятиях таким детям надо предлагать задания, имеющие вид учебной
задачи, дающие продуктивный результат.