Напоминание

Нормативно-правовое и методологическое обоснование инновационной деятельности школы в современных условиях


Автор: Нохрина Ксения Андреевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ "СОШ 2 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля им. В.Н. Татищева"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Нормативно-правовое и методологическое обоснование инновационной деятельности школы в современных условиях
Раздел: среднее образование





Назад




Нормативно-правовое и методологическое обоснование инновационной

деятельности школы в современных условиях

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением

предметов гуманитарного профиля» г. Перми, РФ

В условиях модернизации российского образования актуализируется

вопрос

инновационной

деятельности

образовательных

учреждений.

Инновационная деятельность образовательного учреждения разворачивается в

рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и

реализуется в следующих основных направлениях:

- введение федеральных образовательных стандартов;

- развитие системы поддержки талантливых детей;

- развитие учительского корпуса;

- сохранение и укрепление здоровья школьников;

- создание современной школьной инфраструктуры и расширение

самостоятельности образовательных учреждений.

На наш взгляд, для качественного осуществления инновационной

деятельности в первую очередь необходимо обеспечить готовность учителя к

работе в условиях изменений.

Под инновационной деятельностью школы понимают целенаправленное

введение новшеств (нововведений) в педагогическую систему с целью

повышения качества образования. Субъектом инновационной деятельности

ученые рассматривают педагогический коллектив или группу педагогов школы,

занимающихся

внедрением

новшеств.

Содержанием

инновационной

деятельности

является

преобразование

педагогической

системы

школы

посредством внедрения новшеств. Назначением инновационной деятельности,

по

мнению

ученых,

становится

выявление

необходимости

изменений

педагогической

системы

школы,

поиск

и

эффективное

использование

существующих возможностей для реализации этих изменений [1, стр.118].

Понятие «инновация» определено в приказе Росстата от 30.10.2009 № 237

«Об

утверждении

статистического

инструментария

для

организации

федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой

в сфере науки и инноваций». Согласно данному документу инновация

представляет

собой

«конечный

результат

инновационной

деятельности,

получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта

(товара, работы, услуги), производственного процесса, нового маркетингового

метода или организационного метода, метода в ведении бизнеса, организации

рабочих мест или организации внешних связей».

Данное определение

применимо

и

в

сфере

образования

с

учетом

того,

что

деятельность

образовательной организации носит некоммерческий характер и не преследует

в качестве цели получения прибыли.

Инновационная деятельность – это вид деятельности, связанный с

трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок

либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или

усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или

усовершенствованные технологические процессы или способы производства

(передачи) услуг, использованные в практической деятельности.

Основные направления инновационной деятельности образовательного

учреждения (далее - ОУ) установлены приказом Минобрнауки России от

23.06.2009

218

«Об

утверждении

Порядка

создания

и

развития

инновационной инфраструктуры в сфере образования». К ним относятся:

- разработка, апробация и (или) внедрение новых элементов содержания

образования и системы воспитания, педагогических технологий, учебно-

методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств

обучения,

методик

подготовки,

переподготовки

и

(или)

повышения

квалификации кадров на основе применения современных образовательных

технологий;

-

разработка, апробация и (или) внедрение новых моделей ОУ,

механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях (в

т.ч. с использованием современных технологи), инструментов общественного

участия в управлении образованием, механизмов сетевого взаимодействия ОУ;

- любая иная деятельность, направленная на совершенствование учебно-

методического,

организационного,

правового,

финансово-экономического,

кадрового и материально-технического обеспечения деятельности ОУ.

Поташник М.М. выделяет три вида инноваций в современной школе:

модификационный, комбинаторный и радикальный [2, стр.204].

Мы

переживаем

сегодня

период

бурных

и

тотальных

перемен:

национальный проект «Образование», программа «Наша новая школа», новый

Закон

об

образовании,

новые

ФГОСы,

перестройка

организационно-

финансовых механизмов.

В этом потоке реформ каждой школе важно определить своё место.

Учитель в данном контексте – активный участник инновационных процессов,

это ключевая фигура во всех преобразовательных процессах. Очень важны

такие

качества

педагога

как

инициатива,

стремление

соответствовать

поставленным образованию задачам, желание совершенствовать мотивацию

своей деятельности и достигать оптимальных результатов. В современной

педагогике нет оппонентов по вопросу о роли учительства, ученые и практики

единодушны, что судьба преобразований школы связана с конкретными

педагогами [3, стр.15].

Очень важно отметить методологические основы для поддержки развития

школы в инновационном режиме:

- непременное условие развития школы – постоянный поиск резервов,

нестандартных проектов, моделей развития, постоянное инициирование новых

идей, перспектив;

-

необходимо

преодолевать

противоречия

между

государственно-

общественным управлением и административной регламентацией, между

традиционализмом педагогической деятельности и открытостью новым идеям и

веяниям;

- универсальный принцип развития образовательной системы школы

требует изменения, перехода из одного качественного состояния к другому

более высокому, иначе наступает движение по кругу и тогда неизбежны застой

и утрата определяющих линий развития;

- важно поддерживать в коллективе оптимистическое отношение к

возможности и необходимости инновационного развития. Одним из наших

девизов стали слова Я.А. Коменского: «Жалобы и желания нужно превратить в

попытку искания лучшего». Они побуждают нас преодолевать трудности и

искать новое, более совершенное;

- постоянно акцентируется внимание на миссии школы № 2, на главной

идее развития в Программе развития школы - за последние 8 лет работы

принято три Программы развития;

- четко и конкретно определяются идея, девиз, особенность каждого

учебного года;

- необходимо постоянно информировать коллектив о происходящих

изменениях в законодательстве и правовом поле образования РФ, Пермского

края и г. Перми;

- директор должен постоянно владеть информацией об инновационных

проектах образования, своего рода держать руку на пульсе, быть инициатором,

организатором участия школы в проектах, экспериментальных площадках,

семинарах и конференциях.

Публичный

доклад

директора

должен

постоянно

информировать

общественность,

учеников и родителей об активности школы в этом

направлении:

- необходимо постоянное стимулирование и поощрение педагогов к

инновационной деятельности через презентацию достижений, награждение,

информирование педагогов, учащихся и родителей о достижении учителей.

Используются разнообразные формы и приемы стимулирования активной

позиции педагога:

- укрепление его профессиональной мотивации;

- поддержка творческой деятельности или её элементов;

- развитие стремления к инновационным поискам и к новому опыту,

педагогическим находкам;

- побуждение к участию в научно-методических и состязательных

мероприятиях.

И здесь всё важно. Не каждый учитель готов приобщиться к масштабным

педагогическим мероприятиям. Сначала это может быть скромное выступление

на

МО,

педсовете,

планерке,

самоанализ

педагогической

деятельности,

открытый урок или мастер-класс, даже фрагмент урока, небольшая работа

исследовательского характера, подготовка к районному профессиональному

конкурсу и т.д.

Для внедрения нового требуются разумные темпы, объемы и зоны охвата,

а

также

крепкий

фундамент:

традиции,

наработки,

опыт.

Каждое

образовательное учреждение может выбрать в этом процессе свою нишу: быть

пионером и «застрельщиком», идти в первой когорте или спокойно внедрять то,

что уже перестало быть экспериментом.

Вывод прост: инновации необходимы образованию в целом и каждой

школе

и

педагогу

в

частности.

В

современных

социокультурных,

информационных и правовых условиях действенность развития школы в

значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется

ее инновационное развитие.

Библиографический список:

1.

Ильин А.С. Мотивация педагогики к инновационной деятельности как психолого-

педагогическая проблема. – «Инновации в образовании», 2012, № 6.

2.

Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной

школе, М., 2010 г.

3.

Роботова А. Учитель как субъект преобразовательных процессов в школе. –

«Управление школой», 2008, № 2.



В раздел образования