Авторы: Светлана Ивановна Молянова, Урманова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №3 СП "Детский сад Аленушка"
Населённый пункт: город Похвистнево
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Развивайка"
Раздел: дошкольное образование
Структурное подразделение «Детский сад «Алёнушка»
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней
общеобразовательной школы №3
города Похвистнево городского округа Похвистнево
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДАЮ:
на Педагогическом совете ДОО Директор ГБОУ СОШ № 3
СП «Детский сад Алёнушка» _________________Козлова Л.А.
ГБОУ СОШ № 3 «____»________________2021 г.
Протокол № 1 от
«__»__________2021 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
по сенсорному развитию детей 2-3 летнего возраста
«Развивайка»
Срок реализации программы: 1 год
Составили программы:
воспитатель первой категории
Урманова Наталья Васильевна,
воспитатель
Молянова Светлана Ивановна
Поправила титульник и посмотрите цель!
Похвистнево
2021
Пояснительная записка
Направленность: социально-педагогическая
Вид программы: модифицированная (рабочая)
Уровень освоения программы: базовый.
Программа «Развивайка» разработана на основе Примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до
школы» под редакцией, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой М.А. Васильевой.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
–
дополнительная
общеразвивающая программа «Развивайка» разработана в соответствии с:
1.
Законом Российской Федерации «Об образовании»;
2.
Базовы
рекомендациям
Министерства
образования
России
по
организации учебно- воспитательной работы в центрах дополнительного
образования, типовых образовательных программ по кружкам технического
моделирования и творческих наработок педагога;
3.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-
3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическим рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
4.
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями
к
устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СП
2.4.3648-20 (утвержден постановлением №16 от 30 июня 2020 г. Главного
государственного врача Российской Федерации.);
5.
Уставом ДОО;
6.
Программой развития ДОО.
Актуальность программы.
В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной
деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и
представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Все это говорит о
том, что именно с раннего возраста необходимо проводить специальную работу
по развитию сенсорных процессов. Огромную роль в развитии сенсорных
способностей детей отводится дидактической игре, так как ребенок практически
все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию –
контроль
за
состоянием
сенсорного
развития
детей.
Таким
образом,
актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей определяется
необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного
воспитания и внедрения современных технологий.
В
программе
предусмотрено
использование
различных
видов
дидактических игр:
На восприятие формы;
На целенаправленное развитие восприятия цвета;
На восприятие качеств величины;
На развитие речи, мышления.
Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической
игры будет идти эффективней при организации следующих психолого-
педагогических условий:
– подбор комплекса дидактических игр, соответствующих по цели
развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от
простого к сложному;
– просвещение педагогов и родителей в области сенсорного развития
детей;
– создание развивающей среды в группе детского сада.
Новизна. Педагогическая целесообразность.
Новизной данной программы является то, что в процессе познания
ребенком каждого объекта (свойств, качеств, признаков), дается правильное
многогранное
представление
об
окружающей
действительности,
способствующее
оптимизации
психического
развития
ребенка
и
более
эффективной социализации его в обществе. В процессе разработки данной
программы были модифицированы существующие игры на развитие восприятия
и моторики, а также представлены авторские дидактические игры.
Цель и задачи программы.
Цель программы: формирование у детей 2-3 летнего возраста восприятия
отдельных свойств явлений и предметов.
Задачи программы
Обучающие:
учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму,
величину, цвет, называть эти качества предметов;
включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета
с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и
развития мышления;
закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету,
форме и величине;
познакомить детей с геометрическими формами и их названиями;
дать представления о чередовании предметов по форме.
Развивающие:
-
развивать зрительные ощущения: учить различать цвет, форму,
величину предмета;
развивать тактильную чувствительность: учить различать на ощупь
качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие
силы рук, мелкой моторики, координации движений;
развивать слуховую чувствительность, уметь слушать и различать
звуки в окружающей обстановке;
обратить внимание детей на различие предметов по величине;
формировать понимание слов «большой» и «маленький».
Воспитательные:
воспитывать настойчивость желание достичь цели, вызвать чувство
радости от полученного результата;
воспитывать трудолюбие и партнерские отношения.
Отличительные особенности данной программы.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих
является включение в программу на развитие зрительно-моторной координации,
ориентировочных реакций, слуховых ориентировочных реакций, развития
тактильных ощущений, общей и мелкой моторики.
Занятия проводятся в групповой комнате. Все занятия имеют гибкую
структуру. Программа рассчитана на детей от 2 до 3 лет.
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
Принцип доступности заданий - предлагаемый материал и задания
соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников.
Необходимость
и
достаточность
предоставляемой
информации
дошкольникам предоставляется только тот объем информации, которым они
реально могут воспользоваться.
Принцип системности. Тематический материал и задания логически
связаны друг с другом.
Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Методические
задачи спрятаны за игровыми приемами.
Принцип
интеграции.
Использование
разных
видов
детской
деятельности.
Принцип
наглядности-
построение
процесса
образовательной
деятельности с максимальным использованием форм привлечения органов
чувств человека к процессу познания.
Принцип двигательной активности- организация образовательной
деятельности в режиме чередования динамических поз (стояние, сидение,
физкультминутки, танцевальные минутки, свободное передвижение по группе).
Принцип
психологической
комфортности
–
позволяет
создать
ситуацию успеха для повышения самооценки дошкольника, способствует
развитию доброжелательных взаимоотношений.
Сознательности и активности – нацеливает на формирование у
дошкольников понимания и устойчивого интереса к познавательной активности,
предполагает у дошкольников проявление самостоятельности, инициативы.
Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа.
Уже с момента рождения ребенок различает некоторые внешние
воздействия. Он отличает свет от темноты, звук от тишины, чувствует
прикосновение, запах и многое другое. Однако деятельность органов чувств у
него ещё не совершенна, и развитие их требует определённых условий. Особое
значение для дальнейшего развития ребёнка имеет деятельность органов зрения
и слуха. На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком
представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.
Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим
в
сенсорном
развитии
становится
восприятие
предметов,
а
переход
к
предметному
восприятию
является
следствием
овладения
простейшими
действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей
влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного
возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер,
включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее
значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная
деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное
развитие
детей
третьего
года
жизни
тесно
связано
с
продуктивной
деятельностью. Для детей третьего года 6 жизни уже доступно выполнение
элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение
цветовых
пятен,
складывание
простейших
предметов
из
строительного
материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств
отображаемых
вещей
и
используемого
материала.
Поэтому
необходимо
добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет -
постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении
самых различных действий
Сроки реализации программы.
Срок реализации программы: 1 год.
Организация занятий:
Занятия построены на чередовании различных видов деятельности
(рассматривание, слушание, беседы, выполнение заданий) и проводятся 1раз в
неделю по 10 мин.
В xоде образовательного процесса используется различный
методический и дидактичес
кий материал. Сами занятия проводятся в игровой
форме.
Планируемые результаты освоения программы.
В ходе реализации программы «Развивайка» дети будут:
различать и называть некоторые цвета спектра (красный, зелёный,
синий, жёлтый);
различать и называть геометрические формы (круг, квадрат,
треугольник);
использовать сенсорные эталоны (могут в речи использовать
сравнения: лимон жёлтый как солнышко; кузнечик зелёный как травка);
на ощупь различать качество предметов и иx называть;
слушать и различать звуки в окружающей обстановке;
различать качества материала (мягкий, твёрдый пушистый и т.д.).
Мониторинг качества усвоения программы
Мониторинг проводится 2 раза в год: вводная – октябрь, итоговая – май.
Методика диагностики:
наблюдение;
участие детей в творческих конкурсах рисунков и поделок;
опрос родителей по выполнению игровых заданий ребенком дома.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с
заданием;
Средний уровень
– для правильного выполнения задания ребенку
требуется подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание.
Средства, необходимые для реализации программы
Для занятий необходимо: группа со столами и стульями. Помещение
должно отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава
группы. Демонстрационная магнитная доска или мольберт. Шкафы для хранения
дидактических и методических пособий. Дидактические пособия: дидактические
игры.
Учебно-тематический план
Месяц
Тема занятий
Количество
занятий
Октябрь
Первичный инструктаж по ТБ
1
Знакомство с основными цветами (красный, желтый)
1
Знакомство с понятием «Большой и маленький».
1
Знакомство с геометрическими фигурами.
1
Ноябрь
Знакомство с однородными предметами по величине
1
Знакомство с основными цветами (синий, зеленый
1
Обогащение сенсорного опыта.
1
Развитие тактильных ощущений
1
Декабрь
Группирование однородных предметов.
1
Группирование по форме, цвету и размеру.
1
Знакомство с цветными мячами на ниточках –
первый дар Фрёбеля
1
Систематизировать знания детей о сенсорных
эталонах цвета, формах, качества поверхности на
основе сравнения трех макаронных изделий
1
Январь
Повторный инструктаж по технике безопасности
1
Знакомство со свойствами шара –первый дар
Фребеля (через действия с мячами)
1
Февраль
Знакомство с геометрическими фигурами.
1
Знакомство с величинами «большой», «средний»,
«маленький»
1
Группирование предметов по цвету
1
Группирование предметов по форме.
1
Март
Сравнение нескольких объектов по величине
1
Знакомство с качествами ткани
1
Группирование однородных предметов
1
Закрепление представлений о цвете. Соотношение
предмета по цвету.
1
Апрель
Закрепление представлений о величине
1
Закрепление распознаний геометрических фигур
1
Развитие обоняния
1
Закрепление представлений о цвете
1
Май
Закрепление о величине в ходе практических
действий с игрушками (использование методов
практического примеривания и зрительного
соотнесения)
1
Закрепление подбирать цвета по образцу
1
Закрепление группировке геометрических фигур по
форме с отвлечением от величины и цвета
1
Мониторинг
1
Содержание программы
1.Первичный инструктаж по ТБ.
Инструктаж по технике безопасности. Вовремя игры нельзя бросаться
игрушками, кубиками, толкать друг друга.
При нанизывании бус и шнуровке не допускать наматывание на
палец в несколько слоев шнура или лески (чтобы не нарушать кровообращение).
2.Знакомство с основными цветами (красный, желтый).
Игра по сенсорному развитию «Разноцветные палочки».
3.Знакомство с понятием «Большой и маленький».
Игра «Собери пирамидку».
4.Знакомство с геометрическими фигурами.
Игра по сенсорному развитию «Разложи фигуры по местам!»
5.Знакомство с однородными предметами по величине.
Игра на развитие сенсорного развития «Угости маленького и большого зайца
морковкой»
6.Знакомство с основными цветами (синий, зеленый).
Игра по развитию мелкой моторики «Собери бусы».
7.Обогащение сенсорного опыта. Дидактическая игра «Построим дом».
8.Развитие тактильных ощущений.
Дидактическая игра «Гусеничка - крупеничка».
9.Группирование однородных предметов.
Дидактическая игра «Найди пару».
10.Группирование по форме, цвету и размеру.
Игра на сенсорное развитие «Спрячь мышку».
11.Знакомство с цветными мячами на ниточках – первый дар
Фрёбеля. Игра «Сортировка мячей по цвету». Подвижная игра «Попади в цель».
12.Систематизировать знания детей о сенсорных эталонах цвета,
формах, качества поверхности на основе сравнения трех макаронных
изделий .
Дидактическая игра «Золушка»
13. Повторный инструктаж по технике безопасности.
При нанизывании бус и шнуровке не допускать наматывание на палец в
несколько слоев шнура или лески (чтобы не нарушать кровообращение).
14.Знакомство со свойствами шара –первый дар Фребеля (через
действия
с
мячами).Упражнения
«Мячик
спит» -
состояние
покоя
на
горизонтальной поверхности
«Мячик катится по дорожке» - движения по
поверхности
«Мячик катится с горы» - движения по горизонтальной поверхности
«Мячик катится по тропинке» - движение по кривой поверхности.
15. Знакомство с геометрическими фигурами.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
16. Знакомство с величинами «большой», «средний», «маленький».
Дидактическая игра «Три квадрата».
17.Группирование предметов по цвету.
Дидактическая игра «Варежки». Чтение потешки.
18. Группирование предметов по форме.
Игра «Весёлая шнуровка».
19. Сравнение нескольких объектов по величине.
Игра «Построй башни».
20. Знакомство с качествами ткани.
Дидактическая игра «Ателье».
21. Группирование однородных предметов.
Дидактическая игра «Найди пару».
22. Закрепление представлений о цвете. Соотношение предмета по
цвету.
Дидактическая игра «Загадочные пуговички». Чтение стихотворения.
23. Закрепление представлений о величине.
Дидактическая игра «Найди домик матрешки». Подвижная игра.
24. Закрепление распознаний геометрических фигур.
Дидактическая игра «Подбери заплатку». Пальчиковая гимнастика.
25. Развитие обоняния. Дидактическая игра «Ароматная радость».
26. Закрепление представлений о цвете.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
27. Закрепление о величине в ходе практических действий с
игрушками
(использование
методов
практического
примеривания
и
зрительного соотнесения). Дидактическая игра «Веселые матрешки».
28. Закрепление подбирать цвета по образцу.
Дидактическая игра «Наряжаем кукол».
29. Закрепление группировке геометрических фигур по форме с
отвлечением от величины и цвета.
Дидактическая игра «Фигуры – человечки заблудились».
30. Мониторинг.
Список используемой
литература:
1.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук.
Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия
развития, 1997.
2.Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики).
[Текст] /М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
3.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6
лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б.
Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
4.Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные
показатели). [Текст] / Е.Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
5.Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста:
программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В. Высокова. – Волгоград:
6.Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
7.Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей
раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П. Кочетова, Г.Г.
Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
8.Лямина Г.М. Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей
раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
9.Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное
развитие. [Текст] / И.А. Лыкова. –М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
10.Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет.
Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.
Маханева, С.В. Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
11.Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья
М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М. Монтессори. – М.:
12.Методическое
пособие
Сенсорное
развитие
детей
раннего
дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М.,
201 пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 199