Напоминание

Зима. Зимние игры и забавы


Автор: Доронина Наталья Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад№18
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: конспект
Тема: Зима. Зимние игры и забавы
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР

по теме: « Зима. Зимние игры и забавы».

Коррекционно-образовательные цели:
 Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.  Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимние забавы», учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.  Совершенствовать грамматический строй р е ч и , суще ствительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.  Учить детей составлять связный повествовательный рассказ по сюжетной картине.  Развивать творческое воображение.
Коррекционно-развивающие цели:
 Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
 Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование:
сюжетная картина «Зимние развлечения», картинки с изображением зимних игр, демонстрационный материал для развития внимания, логического мышления, фланелеграф.
Ход занятия:

1.

Организационный момент. Звучит музыка П.И.Чайковского «Зимнее утро».
Приветствие. Логопед: Придумано кем-то Просто и мудро При встречи здороваться: - Доброе утро. Дети: - Доброе утро!- Солнцу и птицам. - Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Пусть доброе утро Длится до вечера.

2. Упражнение «Снежинки»
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели снежинки. На какое слово похоже слово снежинки? (снег) - Какие вы знаете слова, похожие на слово «снег»? (снежинка, снежный, снежок, снеговик, снегурочка). - Снежинки волшебные, на них нарисовано задание (переворачиваем снежинки, на них картинки: зебра, индеец, морковь, арбуз) Все слова скажите вслух, Выделяя первый звук. Звуки те соедините И скорей произнесите. - Какое слово получилось? (зима) - что такое зима? - когда наступает она? - что вам нравится зимой?
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы с вами будем поговорить о зиме, будем учиться составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Но прежде сыграем в игру.
3. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
- Я сейчас называю слова, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая? а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …). Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…). День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…). Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…). Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…). Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…). б) О чем можно сказать: Морозный что? — день, вечер, ветер… Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…).
Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…). Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).
4. Игра «Назови ласково»
с мячом - Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково. снег-снежок сосулька — сосулечка мороз - морозец дерево- деревце ветер - ветерок горка — горочка лёд - ледок холод - холодок зима - зимушка санки - саночки
5. Дидактическая игра «Подбери слова»
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает… Ветер (что делает?) – дует, задувает, воет… . Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… . Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются… Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .
6.

Упражнение на логическое мышление.
Посмотрите на картинку-загадку и скажите, какого предмета не хватает? снежинка санки снеговик санки снеговик снежинка снеговик снежинка ?
8. Физминутка (имитация движений).


Снег идет, снег идет. Дворник улицу метет, Мы катаемся на лыжах. И встаем мы на коньки, Мы катаемся на санках. И играем все в снежки.
9. Игра «Зимние забавы».
Детям демонстрируются картинки с изображением различных зимних игр.
- Что можно делать зимой? (кататься на коньках, лепить снеговика, играть в снежки, кататься на лыжах, играть в хоккей, кататься на санках).
10. Игра «Что лишнее?».
Картинки: санки, лыжи, велосипед, коньки.
11. Составление рассказа

по сюжетной картине «Зимние развлечения».
Беседа по картине: - Какое время года здесь изображено? - Чем занимались дети? - Что дети делали на горке? - Что делали на льду? - А что еще делали дети? (лепили снеговика) - Что на голове у снеговика? Из чего у него сделан нос? - Как еще веселились дети зимой? - Как вы думаете, понравилось детям на прогулке? -А теперь придумайте рассказ по картине. Расскажите, какой был день, когда дети вышли гулять. Расскажите, как они играли. Примерный текст рассказа: «Зимние забавы» Был солнечный зимний день. Кругом было много снега. Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и коньки. Девочка и мальчики катались с горки на санках и лыжах. Девочка каталась на коньках на льду. Снег оказался мягким и, несколько ребят слепили большого снеговика. Они одели ему на голову ведро, а вместо носа поставили морковку. А задорные мальчишки стали играть в снежки. Они их весело лепили и бросали друг в друга. Всем детям очень нравилось гулять зимой.
12. Итог занятия.
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии? - В какие игры можно играть зимой? - На чем можно кататься зимой? - Что понравилось на занятии?


В раздел образования