Напоминание

"Роль музыканта-концертмейстера на уроках хореографии"


Автор: Тюрина Елена Николаевна
Должность: музыкант-концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Республика Татарстан, город Набережные Челны
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Роль музыканта-концертмейстера на уроках хореографии"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МАУДО «Детская школа искусств»

Учебно-методическое пособие для учащихся

младших и средних классов на тему: « Роль

музыканта-концертмейстера на уроках

хореографии»

Возраст учащихся: 10-12 лет

Автор работы: Тюрина Елена Николаевна

Набережные Челны, 2022 год

Содержание

1.Музыка и движение.

2.Роль музыканта-концертмейстера на

занятиях по хореографии.

3.Подбор музыкального материала к занятиям

по хореографии.

4.Критерии подбора музыкального материала к

уроку народно-сценического танца.

5.Характеристика упражнений, танцевальных

движений и музыкальное сопровождение к

ним.

6.Музыкальное приложение.

Общий педагогический стаж работы музыканта 22 года. Вся моя работа

непосредственно связана с музыкой, с различными ее жанрами и сферами

путем восприятия слушания музыки на занятиях. На протяжении всего

времени работы я разработала собственную систему подбора музыкального

материала к занятиям: нотные сборники, аудиозаписи с фонограммами

детских песен к занятиям с дошкольниками, видеозаписи ведущих

хореографических ансамблей для занятий по хореографии.

1. На основе своего педагогического музыкального опыта считаю, что

из многих видов искусства, музыка обладает наибольшей силой воздействия

на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний,

настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.

Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания

духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной

сторон личности человека.

О важности формирования у детей музыкальной восприимчивости м

значении высокой художественности предлагаемого репертуара говорили

многие педагоги-музыканты: Кабалевский, Шацкая, Ветлугина и др.

Поднятая проблема по-прежнему актуальна. Ее решение требует обновления

музыкального восприятия-мышления.

Для детей дошкольного возраста в целом восприятие музыки

представляет большую трудность. Дошкольнику, с его наглядно-образным

мышлением, непроизвольным по характеру и малым по объему

запоминанием, неустойчивым вниманием, трудно воспринять и понять

абстрактный музыкальный образ. Вот почему ребенку нужно помочь войти в

мир музыки, помочь ее услышать и понять. Весьма продуктивно в этом плане

взаимодействие различных видов искусств, когда ребенок, воспринимая

музыкальные произведения, опирается на более доступные для него:

художественная литература (сказки, стихи), изобразительное искусство и

движение. В моей работе наибольший интерес и практическую значимость

имеет синтез музыки и движения.

2.Дети обычно с удовольствием двигаются под музыку. Ее настроение

определяет эмоциональный характер движения. Удачно найденное

выразительное движение позволяет ребенку глубоко проникнуть в

содержание музыкального образа, способствует умению слышать не только

внешний, звуковой план музыкального произведения, но и вникать во

внутреннее содержание. Двигаясь под музыку, ребенок переживает ее как

процесс, имеющий начало, развитие и логическое завершение. Именно в

музыкальном движении - эффективном способе анализе музыки легче всего

определяется форма движения. Детям дошкольного возраста доступны

простые изобразительные движения - погладить, пожалеть воображаемого

котенка, покачать куклу. Дети среднего и старшего возраста способны

воспринимать более сложную по форме музыку.

3.Для любого вида деятельности музыканта непременным условием

является отличное владение инструментом и методической базой. Но, наряду

с этим, знание специфики определенного вида деятельности, знание

необходимых требований и выработка навыков поможет в выборе

творческого направления на начальном этапе работы.

При музыкальном оформлении танцевальных движений достижение

эмоционального, образного, художественного единства зависит от

зрительного восприятия движения, пластики танцевальной композиции

музыкантом. Зрительное восприятие движений, пластики композиции,

индивидуальных способностей исполнителя, должно сочетаться и находить

отражение в музыкальном оформлении концертмейстером. Знания и умелое

подчеркивание особенностей данного танцевального движения средствами

музыкальной характеристики помогает в процессе обучения лучшему

запоминанию, творческому повышению качества исполнения учащимися.

Создается гармоничная связь музыки и движения.

В настоящее время возникает масса проблем, связанных с подбором

музыкального материала. «Время диктует новые технологии, инновации»,

поэтому музыканту необходимо быть в творческом поиске, искать

интересную и доступную музыку, чтобы дети с удовольствием воспринимали

ее и воспитывали этой музыкой эстетический вкус и развивали способность

ценить в музыку прекрасное. В своей работе я использую различную музыку

- классическую ( Моцарт, Бетховен, Гайдн, Григ), танцы народов мира

( русский, татарский, восточный и др.), детские польки и песенки из

мультфильмов, которые наиболее близки маленьким детям и вызывает у них

эмоциональный подъем. Для старших детей репертуар гораздо сложней, в

зависимости от предмета.

Урок народно - сценического танца строится из экзерсиса у станка и на

середине зала. Экзерсис у станка состоит из целого ряда разных движений.

Каждое движение связано с определенными национальными особенностями,

строится из типичных для данного народа элементов танца. Все движения на

уроке исполняются поочередно с каждой ноги. Музыкальное сопровождение

должно быть тождественным. Поэтому, главная задача концертмейстера-

необходимость знаний всех движений и их характер исполнения.

Педагог и концертмейстер не должны ограничиваться программой,

необходимо расширять свой репертуар. Творческая подготовка занятий,

тщательный подбор упражнений и музыкального сопровождения, их

соответствия возрастным особенностям и музыкальной подготовке

учащихся, постепенное нарастание сложности упражнений и музыки

приводят к успешному решению задач обучения.

4.Как известно, художественно содержательная, эстетически

привлекательная музыка, исполняемая на занятиях с учетом специфических

требований предмета, помогает учащимся в освоении как технических, так и

художественных выразительных средств хореографического искусства.

Музыкальное сопровождение на занятиях должно быть органически связано

с выполнением упражнений, должно соответствовать движению по

характеру, стилю и национальной окраске. Движения должны сочетаться с

ритмом музыки.

Все движения на уроке исполняются поочередно с каждой ноги.

Начало и конец отдельных движений, исполняемых на протяжении двух и

более тактов, а также различных комбинаций движений, должны совпадать с

началом и концом музыкальной фразы.

Таким образом, начало танцевальной фразы, комбинации или начало

отдельного движения, исполняемого на протяжении нескольких тактов,

совпадает с нечетными (первым, третьим, пятым и т. д) тактами

музыкального оформления, а конец отдельного движения или комбинации из

нескольких движений-с четными тактами (вторым, четвертым и т. д).

Почти каждому движению и комбинации сопутствуют:

1.

Вступление

-preparation-подготовительное движение,

предшествующее всей комбинации, при котором весь физический

аппарат учащегося приготавливается к исполнению заданного

движения, помогает почувствовать характер музыки, а следовательно и

движения.

Рreparation - исполняется, как правило, на протяжении двух тактов и строится

на музыкальном материале последующего упражнения, идущего в том же

характере и темпе. Лучше, если вступление заканчивается половинным

кадансом, что вызывает ощущение ожидания.

2.

Заключение

, заканчивающее всю комбинацию в исходное положение.

Заключение обычно состоит из двух аккордов и оканчивается

устойчивым звуком – полным кадансом.

Касаясь непосредственно работы концертмейстера на уроке народного

танца, надо сказать, что навык чтения нот необходим практически на каждом

занятии, и, еще в большей степени, в самостоятельной подготовке

концертмейстера к занятиям, в выборе текстов музыкального сопровождения

для танцевальных движений и комбинаций. В процессе работы музыканту

приходится пересматривать большое количество музыкального материала,

отбирая наиболее интересные пьесы, мелодии, которые в дальнейшем могут

остаться в творческом багаже музыканта. Творческий багаж – это и наличие

нужного материала, и большое количество музыки уже отложившейся в

памяти, знаемой наизусть.

У музыканта должна быть наготове различная музыка, необходимая для

урока народно – сценического танца – это характерная музыка различных

народов, основные народные танцы. Необходимо знание темповых и

ритмических особенностей, особенностей развития, варьирования народных

мелодий.

5

. Экзерсис у станка.

1.Demi plies, grand plies. Полуприседания и полные приседания.

а) плавные. Выполняются на музыкальный размер 2/4, занимают 2 такта. На

музыкальный размер 4/4, реже 6/8 медленного темпа-1 такт.

б) резкие. Выполняются на музыкальный размер 2/4, занимают 1 такт.

На музыкальный размер 4/4-1/2 такта.

Плавные и резкие полуприседания и полные приседания могут

комбинироваться в различных сочетаниях.

Характер движений приседаний - медленный, плавный, связный. В

музыкальном оформлении он наиболее соответствует понятиям adagio, molto

cantabile, semple legato. Упражнение исполняется в любом национальном

характере (в русском, польском, татарском, восточном и др.) Динамическая

линия движения развивается по мере постепенно увеличивающего

приседания, достигая кульминации в крайней точке приседания - внизу. И,

наоборот, по мере постепенного поднимания, т.е. возвращения в исходное

положение, динамическая линия движения ослабевает.

2.Ваttement tendu. Носок, каблук.

Упражнение на развитие подвижности стопы, может использоваться в

различном национальном характере, с всевозможным ритмическим

рисунком. Характер движения четкий, бодрый; темп исполнения –

умеренный.

В музыке это движение наиболее соответствует темпу и характеру –

andantino, marcato. Движение обычно исполняется в размере 2/4, реже 3/4

или 4/4.

3.Ваttement Jete. Маленькие броски.

Музыкальное оформление этого движения аналогично оформлению

предыдущего движения, с той лишь разницей , что бросковому,

отрывистому характеру этого движения в музыке более соответствует прием

отрывистого - staccato. Упражнение чаще исполняется в национальном

характере итальянского, русского, белорусского, танцев народов Кавказа.

Музыкальный размер 6/8, 2/4.

3.Rond. Круг ногой по полу.

Характер движения более плавный, связный. Движение исполняется

плавно, за исключением последнего – подведения стопы к щиколотке,

которое исполняется резко, что должно быть с акцентировано в музыкальном

ритме сопровождения. Музыкальный размер ¾ и 2/4. Исполняется в

характере польского, русского, украинского и других танцев.

5.Каблучные упражнения.

Движение исполняется в умеренном темпе, но не отрывисто, а более

выдержанно и подчеркнуто, исполнение энергичное. Исполняется в

характере различных народов, чаще в русском, белорусском, украинском.

Музыкальный размер 2/4, реже 3/4 и 4/4.

6.Flic-flac . Мазки ногой по полу «от себя» и «к себе».

Упражнение с напряженной стопой. Эти упражнения подготавливают

исполнителя к чечеточным движениям. Энергичное движение с

музыкальным размером 2/4 или 4/4, с синкопированным ритмом, наличием

пауз. В сопровождении может использоваться цыганская, русская музыка.

Часто используют мелодию матросского танца «Яблочко».

7.Ваttement fondu. Полуприседание на опорной ноге с поворотом колена

работающей ноги из закрытого положения в открытое.

В музыкальном оформлении наиболее соответствует определениям –

cantabile, semple legato.

8.Подготовка к «веревочке» и «веревочка».

Характер движения резкий, отрывистый. В музыкальном оформлении

наиболее соответствует определениям energico, marcato. «Веревочка

встречается в русском, украинском, венгерском и других народных танцах.

Музыкальный размер 2/4.

9.»Змейка, зигзаги».

Плавное, связное движение в медленном или умеренном темпе.

Музыкальный размер 2/4. Исполняется в характере татарского, восточного

танцев.

10.Дробное выстукивание.

Четкое, акцентированное движение, с определенным ритмическим

рисунком. Музыкальный размер 2/4, ¾. Исполняется в различном

национальном характере, чаще в русском, испанском.

11.Grand Ваttement Jete. Большие броски.

Движение особо четкого и энергичного характера. Исполняется в

музыкальном размере 2/4. Темп умеренный.

12.Присядки.

Присядки – движения, присущи только мужскому танцу. Присядки

делятся на 2 вида, высокие и низкие.

Первый вид: исполнитель после каждого глубокого приседания

поднимается в рост. Темп умеренный, музыкальное оформление

выдержанное, подчеркнутое.

Второй вид: все движения на глубоком приседании, не поднимаясь в

рост. Темп более подвижный.

13.Перегибы и наклоны корпуса.

Характер движения плавный, связный, медленный. В музыкальном

оформлении соответствует определению: adagio, cantabile

6.

Музыкальный материал можно скачать в хрестоматиях по

народно- сценическому танцу:

Хрестоматия народно-сценического танца_В1-3.pdf

Хрестоматия народно-сценического танца_В2-1.pdf

Хрестоматия народно-сценического танца_В2-2.pdf

Хрестоматия народно-сценического танца_В2-3.pdf

Хрестоматия народно-сценического танца_В1-1.pdf

Хрестоматия русского народного танца_Ч1.pdf

Хрестоматия русского народного танца_Ч2.pdf



В раздел образования