Авторы: Школа Галина Леонидовна, Москалева Александра Игоревна
Должность: учитель-логопед, педпгог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 1
Населённый пункт: Сведловская область, г. Ивдель
Наименование материала: Презентация
Тема: Инновационные технологии для развития речевой активности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ИННОВАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учитель-логопед Школа Г.Л.
педагог-психолог Москалева А.И.
МАДОУ детский сад № 1
г. Ивделя
Речевая активность – это устойчивое свойство личности
ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и
понимать речь окружающих; самостоятельном,
разнообразном, инициативном использовании речи в
практике общения; активном стремлении овладеть
языком .
Технология – это совокупность приемов, применяемых в
каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый
словарь).
Педагогическая технология- это совокупность психолого-
педагогических установок, определяющих специальный
набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов
обучения, воспитательных средств; она есть
организационно - методический инструментарий
педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цели:
медико-профилактическая, физкультурно-оздоровительная, обеспечение
социально-психологического благополучия, валеологического просвещения
родителей.
Н.К. Смирнов (родоначальник понятия) рассматривал, как совокупность форм и
методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья.
ВИДЫ:
- закаливание;
- беседы;
-спортивные праздники, развлечения, досуги;
-соревнования;
-прогулки-походы;
- тейпирование;
- физминутки, паузы, утренние круги;
-массаж биологически активных точек (БАТ);
- гимнастика для глаз;
- дыхательная гимнастика;
- кинезиологические упражнения (танцтерапия, телесно-
ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
- бизиборд (сенсорная панель);
- релаксация;
- самомассаж;
- биоэнергопластика;
- пальцевый массаж (камень, металл, стекло, дерево,
пластмасса,
природный материал, Су-Джок).
АРТ - ТЕРАПИЯ
ВИДЫ:
•
музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
•
сказкотерапия;
•
куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма
воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.
•
мнемотехника;
•
креативная игротерапия (песочная терапия);
•
Смехотерапия;
•
игротерапия;
•
изо-терапии:
- пальцевая живопись;
- рисование мягкой бумагой;
- рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
- рисование на стекле;
-ниткография;
-техника «кляксография»;
-техника рисования листьями,
палочками, камушками и т.п.;
-техника отпечатывания ватой;
-техника «оттиск пробками»;
- рисование ладонями;
- рисование на манке;
•
литотерапия;
•
цветотерапия;
•
библиотерапия (терапия через книгу, предложенная В.Н. Мясищевым).
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основывается на методологических подходах
Д.Дьюи, У.Х.Килпатрика, В.Н. Шульгина,
М.В. Купенина, ВВ. Гузеева
…Интегральная технология, которая объединяет особенности других
технологий.
Цель
-создать условия, при которых дети дошкольного возраста достаточно самостоятельно и
охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться
приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают
коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские
умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента,
анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного
обучения:
1)
в центре внимания – ребенок, содействие развитию
его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного
предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный
смысл для ребенка, что повышает его мотивацию в развитии;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает
выход каждого ребенка на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному
развитию основных физиологических и психических функций ребенка;
5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их
использования в разных ситуациях.
Типология проектов:
- по количеству участников, по продолжительности, по типу деятельности, по количеству
предметов.
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понятие исследование в детском саду рассмотрено в рамках программы
«Одаренный ребенок в массовой школе» А.И.Савенковым. Автор определяет три
уровня реализации «исследовательского обучения» в современной зарубежной
педагогике:
1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение
предстоит самостоятельно найти ребенку.
2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно
(на этом уровне допускается коллективный поиск).
3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и
разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.
Методы и приемы организации
экспериментально-исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
-моделирование (создание моделей об изменениях в
неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ГЕОКЭШИНГ
Педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно
познавать окружающий мир.
Суть технологии – организация игровой деятельности, наполненной
познавательным и развивающим материалом.
Отличительной особенностью игры с детьми дошкольного возраста
является отсутствие GPS-навигатора. Используется адаптированный вариант
игры – по картам и схемам.
Задачи:
•
Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте –
схеме, определять направление маршрута по компасу;
•
Вызвать интерес к самостоятельному решению познавательных,
творческих задач.
ИНФОРМАЦИОННО- КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Это педагогическая технология, использующая специальные способы,
программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства,
компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
•
«ДЕЛЬФА – 142» – логопедический тренажер позволяет работать с
любыми речевыми единицами: от звука до текста, решать разнообразные
логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания до развития
лексико – грамматической стороны речи.
•
«ИГРЫ
ДЛЯ
ТИГРЫ»
–
компьютерная
логопедическая
программа,
предназначенная
для
коррекции
общего
недоразвития
речи
у
детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
•
Интерактивное зеркало, стол, песочница
•
Интерактивные игры. Сайты: «Мерсибо»; «ВиЭль»
ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология обучения – совокупность методов и средств обработки,
представления, изменения и предъявления учебной информации (К.
Роджерс)
Условия для использования технологии:
1.Индивидуальные программы, которые моделируют исследовательское
мышление.
2. Групповые занятия на основе диалога и ролевых игр.
3.Учебный материал представлен методом исследовательских проектов,
выполняемых самими детьми.
Виды:
-исследовательская
-коммуникативная
-игровая
-психологическая
-деятельностная
-рефлексивная
-сотрудничество
СТОРИТЕЛЛИНГ
Технология рассказывания историй, позволяющая управлять
вниманием и чувствами слушателей, формировать желание общаться.
Возможности сторителлинга:
•
обогатить устную речь детей;
•
разнообразить образовательную деятельность;
•
научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
•
заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
•
облегчить процесс запоминания сюжета.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО
«Портфолио» предназначено для того, чтобы систематизировать
накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития
(например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование
со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в
данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего
профессионального уровня. «Портфолио» может собираться с различными
целями, поэтому единого определения данной технологии не существует
Задачи:
1. Поддерживать высокую учебную мотивацию дошкольников;
2. Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и
организовывать собственную учебную деятельность;
3. Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности
обучения и самообучения;
4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности детей,
формировать адекватную самооценку;
5. Содействовать персонализации образования; определять
количественные и качественные индивидуальные достижения;
6. Создавать предпосылки и возможности для успешной социализации
выпускников.
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы
игр:
•
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
•
познавательные, воспитательные, развивающие;
•
репродуктивные, продуктивные, творческие;
•
коммуникативные, диагностические, профориентационные,
психотехнические и др.
В. В. Воскобович разделил игровые средства на категории:
-универсальные (полифункциональные);
-предметные (развитие речи, освоение грамоты);
-конструктивные (навыки конструирования).
ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ
Цель- формирование у воспитанников способности и готовности к
созидательному творчеству в окружающем мире.
Практические занятия и занимательные упражнения позволяют
развивать пространственные, зрительные и математические представления,
фонематические функции, совершенствовать мелкую моторику, зрительно-
моторную координацию через игровой формат.
При работе с ТИКО-конструктором формируется глазомер, дети учатся
видеть в сложных объемных объектах более простые формы, успешно
овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются
на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, увлекаются
самостоятельным творчеством, объединяют отдельные тематические фигуры
в единую композицию.
ТЕХНОЛОГИЯ «ТРИЗ»
Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских
задач) принадлежит Г.С. Альтшуллеру . Т. А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко.
Главная идея теории заключается в том, что техническое
изобретательское мышление развивается по определенным законам,
которые можно познать и использовать для целенаправленного развития
мышления.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения
изобретательских задач (АРИЗ). Овладев алгоритмом, решение любых
задач идет планомерно, по четким логическим этапам:
•
корректируется первоначальная формулировка задачи;
•
строится модель;
•
определяются имеющиеся вещественно-полевые ресурсы;
•
составляется ИКР (идеальный конечный результат);
•
выявляются и анализируются физические противоречия;
•
прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Литература:
1.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании:
Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А.
Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.Б.
Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия»,
2001. – 248 с.
2.
Дифференцированный подход к детям как условие
личностно-ориентированного взаимодействия в
дошкольной образовательной организации / под науч. ред.
Л.В. Вершининой. – Томск, 2014
3.
Кто жужжит, кто шипит? В море под парусом. Весёлая
поляна. В чудесной чаще. Позвеним, посвистим, поцокаем. /
Е.В. Даниличева, М.В. Сергеева Изд. «Белый город» 2004
4.
Читать раньше, чем говорить!/ Н. Созонова, Е. Куцина Изд.
ООО «Книгомир» Екб. 2011
5.
Поваляева М.А. Справочник логопеда/ Поваляева М.А.
- Р-на-Д., 2002