Напоминание

Развитие звуковой культуры речи посредством игровой деятельности


Авторы: Грибанова Ольга Викторовна, Ольга Викторовна Грибанова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Малинка" с.Кытманово
Населённый пункт: АЛТАЙСКИЙ КРАЙ, КЫТМАНОВСКИЙ РАЙОН, КЫТМАНОВО
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие звуковой культуры речи посредством игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малинка» с. Кытманово

Развитие звуковой культуры речи

посредством игровой деятельности

Воспитатель: Грибанова О.В

Речь — это достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов,

звуков и других элементов языка.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.

Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в

целом:

правильное произношение звуков,

правильное произношение слов,

громкость и скорость речевого высказывания,

ритм,

паузы,

тембр,

логическое ударение,

нормальное функционирование речедвигательного аппарата,

нормальное функционирование слухового аппарата.

Проблемы развития речи имеют особую значимость. Число детей с нарушениями

звукопроизношения постоянно возрастает. Организация обучения средствами

игровой деятельности позволяет сформировать правильное построение речи

дошкольника и исправить дефекты в её звуковой культуре.

Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он развивается.

Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают

образовательные и воспитательные задачи. Играя, ребёнок накапливает знания,

развивает мышление и воображение, осваивает родной язык и учится общению.

В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми

происходит усвоение ребёнком социальных связей и отношений, развиваются

психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребёнок,

свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Создание эмоционально благоприятной ситуации, способствует возникновению

желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает

создать такие ситуации, в которых даже неактивные, необщительные дети

вступают в речевое общение и раскрываются.

Писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно

владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а

играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо

ребёнку».

Вовлекая детей в игровую деятельность, мы активизируем речевое развитие.

Речь

ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои

задачи речевого развития ребёнка. Я на занятиях по развитию речи дошкольников

и в свободной деятельности использую словесные игры: «Царь горох»,

«Придумай слово», «Наоборот», «Закончи фразу», «Комплименты» «Кот и

мышы», «Кто в домике живёт», «Сочиним свою сказку», «Земля, воздух, вода».

Играем в игры на развитие слухового внимания: «Кто как разговаривает?», «Как

тебя зовут?», «Поймай звук», «Угадай, чей голосок», «Кукушка».

«Четвёртый лишний», «Громко, тихо, шёпотом».

Игры на развитие речевого дыхания: «Пой со мной», « Буря в стакане», «Задуй

мяч в ворота».

Игры на развитие правильного звукопроизношения: «Весёлый язычок идет

гулять», играем в пальчиковые игры с проговариванием слов, а так же играем в

подвижные игры и игры малой подвижности со словесным сопровождением.

В игре у ребёнка происходит становление культуры речи и общения:

формируется интонационная выразительность речи, её темп, чёткость

произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность,

умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими,

обогащается словарный запас, участие в играх стимулирует речевую активность

ребёнка.

Ребёнок при общении учится произносить слова внятно и чисто, чтобы он

был понятен при общении с окружающими его людьми. Чаще всего дети, у

которых речь ясная, правильная, чёткая – являются лидерами. Иногда

неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном

возрасте вполне закономерно. Но старшие дошкольники с недостатками

произношения должны быть обследованы специалистами для их устранения, так

как иногда дети становятся замкнутыми, робкими, стесняются говорить,

общаться со сверстниками.

Игровое упражнение «Если бы…».

Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления –

синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

- «Если бы я был волшебником, то …»

- «Если бы я стал невидимым…»

- «Если весна не наступит никогда…

***

«Тише, мыши. Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!»

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми.

Игра «Тихо — громко»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: бубен или барабан.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или барабана они

начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно,

высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как

обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а

при тихих ударах — тихо. В это время произносить следующие слова:

Мы идем и топаем:

«Топ — топ — топ».

Мы идем и хлопаем:

«Хлоп — хлоп — хлоп».

Игра «Насос»

Цель. Автоматизация звука с.

Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся

поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока

велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем

насос и будем накачивать шину: «с-с-с... » Дети встают и по очереди, а потом

все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса.

Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет

движения. Насос ремонтируется.

Игровое упражнение «Раздели правильно».

Цель – развитие умения делить слова на слоги.

Необходимо сказать детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого

наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести

слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули,

столько в слове и слогов.

Педагог читает детям шуточное стихотворение – начало английской

народной песенки в переводе С.Я. Маршака:

-Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

-Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

-Даю вам честное слово!

Далее педагог задаёт детям вопросы на понимание текста:

-Кого видел поэт? В каком виде они были?

-Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Носки, тапочки,

рукавички и т.д.)

-Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с

вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и

животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

-Даём честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видали двух сорок

Без… (ботинок) и … (чулок).

И щенков без … (носков).

И синичек без … (рукавичек).

Шел барашек …без кудряшек.

Данное стихотворение можно продолжать и дальше по усмотрению учителя.

По образцу этого упражнения можно брать другие стихи и делать тоже

самое.

-Нам с тобой пришёл черёд

-Сыграть в игру «Наоборот».

-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … ( «низко»).

-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … ( «близко»).

-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ( «пол»).

-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ( «нашёл»)!

-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … ( «храбрец»).

-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … ( «конец»).

- Игровое упражнение «Закончи фразу».

Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова

– неприятели).

Педагог называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать

слово, которое пропустил учитель, т.е. закончить фразу.

-Сахар сладкий, а лимон …

-Луна видна ночью, а солнце …

-Огонь горячий, а лёд …

-Река широкая, а ручей …

-Камень тяжёлый, а пух …

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

-Чистый воздух (свежий воздух).

-Чистая вода (прозрачная вода).

-Чистая посуда (вымытая посуда).

-Самолёт сел (приземлился).

-Солнце село (зашло).

-Река бежит (течёт, струится).

-Мальчик бежит (мчится, несётся).

-Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).

маленький (малюсенький).

- Игра «Что бывает?»

Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и

правильно их согласовывать.

Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову –

признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

-Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

-красное – платье, яблоко, знамя, …



В раздел образования