Авторы: Грибанова Ольга Викторовна, Ольга Викторовна Грибанова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Малинка" с.Кытманово
Населённый пункт: АЛТАЙСКИЙ КРАЙ, КЫТМАНОВСКИЙ РАЙОН, КЫТМАНОВО
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие звуковой культуры речи посредством игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малинка» с. Кытманово
Развитие звуковой культуры речи
посредством игровой деятельности
Воспитатель: Грибанова О.В
Речь — это достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов,
звуков и других элементов языка.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.
Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в
целом:
правильное произношение звуков,
правильное произношение слов,
громкость и скорость речевого высказывания,
ритм,
паузы,
тембр,
логическое ударение,
нормальное функционирование речедвигательного аппарата,
нормальное функционирование слухового аппарата.
Проблемы развития речи имеют особую значимость. Число детей с нарушениями
звукопроизношения постоянно возрастает. Организация обучения средствами
игровой деятельности позволяет сформировать правильное построение речи
дошкольника и исправить дефекты в её звуковой культуре.
Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он развивается.
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают
образовательные и воспитательные задачи. Играя, ребёнок накапливает знания,
развивает мышление и воображение, осваивает родной язык и учится общению.
В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми
происходит усвоение ребёнком социальных связей и отношений, развиваются
психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребёнок,
свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Создание эмоционально благоприятной ситуации, способствует возникновению
желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает
создать такие ситуации, в которых даже неактивные, необщительные дети
вступают в речевое общение и раскрываются.
Писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно
владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а
играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо
ребёнку».
Вовлекая детей в игровую деятельность, мы активизируем речевое развитие.
Речь
ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои
задачи речевого развития ребёнка. Я на занятиях по развитию речи дошкольников
и в свободной деятельности использую словесные игры: «Царь горох»,
«Придумай слово», «Наоборот», «Закончи фразу», «Комплименты» «Кот и
мышы», «Кто в домике живёт», «Сочиним свою сказку», «Земля, воздух, вода».
Играем в игры на развитие слухового внимания: «Кто как разговаривает?», «Как
тебя зовут?», «Поймай звук», «Угадай, чей голосок», «Кукушка».
«Четвёртый лишний», «Громко, тихо, шёпотом».
Игры на развитие речевого дыхания: «Пой со мной», « Буря в стакане», «Задуй
мяч в ворота».
Игры на развитие правильного звукопроизношения: «Весёлый язычок идет
гулять», играем в пальчиковые игры с проговариванием слов, а так же играем в
подвижные игры и игры малой подвижности со словесным сопровождением.
В игре у ребёнка происходит становление культуры речи и общения:
формируется интонационная выразительность речи, её темп, чёткость
произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность,
умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими,
обогащается словарный запас, участие в играх стимулирует речевую активность
ребёнка.
Ребёнок при общении учится произносить слова внятно и чисто, чтобы он
был понятен при общении с окружающими его людьми. Чаще всего дети, у
которых речь ясная, правильная, чёткая – являются лидерами. Иногда
неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном
возрасте вполне закономерно. Но старшие дошкольники с недостатками
произношения должны быть обследованы специалистами для их устранения, так
как иногда дети становятся замкнутыми, робкими, стесняются говорить,
общаться со сверстниками.
Игровое упражнение «Если бы…».
Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления –
синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
- «Если бы я был волшебником, то …»
- «Если бы я стал невидимым…»
- «Если весна не наступит никогда…
***
«Тише, мыши. Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись!»
Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми.
Игра «Тихо — громко»
Цель игры: развить у детей силу голоса.
Оборудование: бубен или барабан.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или барабана они
начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно,
высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как
обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а
при тихих ударах — тихо. В это время произносить следующие слова:
Мы идем и топаем:
«Топ — топ — топ».
Мы идем и хлопаем:
«Хлоп — хлоп — хлоп».
Игра «Насос»
Цель. Автоматизация звука с.
Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся
поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока
велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем
насос и будем накачивать шину: «с-с-с... » Дети встают и по очереди, а потом
все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса.
Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет
движения. Насос ремонтируется.
Игровое упражнение «Раздели правильно».
Цель – развитие умения делить слова на слоги.
Необходимо сказать детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого
наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести
слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули,
столько в слове и слогов.
Педагог читает детям шуточное стихотворение – начало английской
народной песенки в переводе С.Я. Маршака:
-Даю вам честное слово, вчера в половине шестого
-Я видел двух свинок без шляп и ботинок.
-Даю вам честное слово!
Далее педагог задаёт детям вопросы на понимание текста:
-Кого видел поэт? В каком виде они были?
-Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Носки, тапочки,
рукавички и т.д.)
-Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с
вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и
животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.
-Даём честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видали двух сорок
Без… (ботинок) и … (чулок).
И щенков без … (носков).
И синичек без … (рукавичек).
Шел барашек …без кудряшек.
Данное стихотворение можно продолжать и дальше по усмотрению учителя.
По образцу этого упражнения можно брать другие стихи и делать тоже
самое.
-Нам с тобой пришёл черёд
-Сыграть в игру «Наоборот».
-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … ( «низко»).
-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … ( «близко»).
-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ( «пол»).
-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ( «нашёл»)!
-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … ( «храбрец»).
-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … ( «конец»).
- Игровое упражнение «Закончи фразу».
Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова
– неприятели).
Педагог называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать
слово, которое пропустил учитель, т.е. закончить фразу.
-Сахар сладкий, а лимон …
-Луна видна ночью, а солнце …
-Огонь горячий, а лёд …
-Река широкая, а ручей …
-Камень тяжёлый, а пух …
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
-Чистый воздух (свежий воздух).
-Чистая вода (прозрачная вода).
-Чистая посуда (вымытая посуда).
-Самолёт сел (приземлился).
-Солнце село (зашло).
-Река бежит (течёт, струится).
-Мальчик бежит (мчится, несётся).
-Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).
маленький (малюсенький).
- Игра «Что бывает?»
Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и
правильно их согласовывать.
Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову –
признаку подбирается как можно больше слов – предметов.
-Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
-красное – платье, яблоко, знамя, …