Автор: Лариса Викторовна Акимова
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ " Колосовская СШ"
Населённый пункт: Село Колосовка,Омская область
Наименование материала: методическая разработка разработка урока по русскому языку
Тема: Как написать сочинение-рассуждение.
Раздел: среднее образование
Тема. Как написать сочинение-рассуждение.
Цель:
развития речи и творчества, логического и образного мышления,
Задачи:
−образовательные:
-повторить знания учащихся о типе речи – рассуждении; обогащать словарный запас детей; помочь
понять содержание слова «милосердие»; обучение умению самостоятельно создавать собственное
высказывание, обладающее всеми признаками текста.
−развивающие:
-
развитие
творческой,
речевой
и
мыслительной
активности,
формирование
умения
анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы, отбирать
материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.
−воспитательные:
-
формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение,
самоуважение сострадание, соучастие, милосердие; воспитание уважения к другим людям, к
себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к
ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов
своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками
группы,
умение
строить
связное
монологическое
высказывание
в
учебно-научном
стиле,
осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать
последовательность,
систематизировать,
извлекать
информацию
из
представленных
источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы,
находить ответы на
вопросы.
Тип урока: урок развития речи и творчества/
Технология: технология критического мышления,
ИКТ, проблемно - поискового и
дифференцированного подхода к обучению.
Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, фронтальная работа, групповая работа,
индивидуальная работа, самостоятельная работа учащихся.
УМК и оборудование: презентация, раздаточный материал
(текст Д.Гранина, задания для групп); записи на доске (тема урока,); памятка «Структура
сочинения-рассуждения»; лист оценивания )
Структура урока.
1.
Оргмомент. Мотивация.
Сегодняшний наш урок является частью уроков с общей темой «Типы речи». А чтобы узнать точнее
тему урока - восстановите схему, вспомните недостающий тип речи.
И какое пропущено слово. Правильно, рассуждение- это и будет темой нашего урока.
А вы умеете рассуждать?
Что значит рассуждать? А рассуждать –это значит доказывать, логически мыслить, делать
обоснованные выводы.
Зачем нужно уметь рассуждать?
Где нам может пригодиться умение рассуждать? (умение необходимо, чтобы опровергнуть точку
зрения оппонента, с которым вы не согласны, еще это умение пригодиться вам на ОГЭ)
Как вы думаете рассуждать легче устно или письменно?
А вы умеете письменно рассуждать?
Исходя из нашей темы, попробуем определить с чем будем работать (будем учиться писать
рассуждение)
Ребята, рассуждать нужно правильно и сегодня мы начнем учиться, правильно строить текст-
рассуждение .Обратите внимание у вас на столах есть памятки. Как строится текст-
рассуждение и каковы основные требования к его построению? Прочитаем. В тексте-
рассуждении обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль.) Тезис
должен быть доказуемым и четко сформулирован, и , как правило, это определение с
комментарием; 2) доказательство или Аргументы должны быть убедительными, и их должно
быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее
сформулированы, тем неотразимее все рассуждение: а) ..., б) ..., в) ... и т. д., сопровождаемые
примерами; 3) вывод, или заключение.
Вот составляющие текста-рассуждения, а сегодня мы поработаем только с одной его частью -
тезисом, его формулировкой.
На ваших столах текст, с которым мы будем работать и выполним задания к нему,
прочитаем текст «Бездушие и равнодушие» Д. Гранина. (или «О милосердии»)( текст и задание к
нему на столах читает подготовленный ученик)
О МИЛОСЕРДИИ
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно,
хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь
часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там,
я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то
сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста.
Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая
женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом
отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не
нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным
ожиданием помощи...
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут
перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет,
вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного - они же видели, что
я весь в крови, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем
дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало
чувством привычным?
С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать
самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая
себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно
укоренилось.
(По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)
4. Частичный анализ текста.
– Что за беда приключилась с рассказчиком?
- Почему к нему никто не подходил , не обращал внимание?
- Смог ли он справиться со своей бедой самостоятельно?
- О чем он задумался, когда пришел домой о своей беде или о людях и их равнодушии?
А теперь давайте прочитаем следующие предложения и найдем, в каком из них содержится
основная мысль текста?
1.Равнодушие и даже бездушие стали в нашем обществе явлением привычным.
2. Упрекать других легко, когда сам находишься в бедственном положении.
3.Чувство взаимопомощи было присуще людям и во время войны, и после нее.
4. Постепенно чувство отзывчивости исчезло.
- А можем ли мы с вами столкнуться с такой или похожей ситуацией?
- Что же делать, чтобы не было в мире равнодушия или хотя бы было его меньше?
Как вы считаете? (Примерные ответы: Надо уметь творить добро для других. Не обижать близких
людей своим равнодушием. Уважать привычки и вкусы чужих для вас людей. Быть благодарным,
всегда помогать кому бывает трудно.)
Равнодушие - Как вы понимаете значение слова? (равнодушие – выражение безразличия,
безучастности)
- Сейчас я попрошу вас объединиться в группы, которым надо подобрать синонимы и антонимы к
слову «равнодушие» (работа в группах)
Ответы пишут на листах отдельных, чтобы потом вывесить на доску.
Если затрудняются, то дать подсказку: карточку со словами
бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение,
желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность,
непримиримость к злу.
Примерные ответы:
Синонимы: равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность,
жестокость, безжалостность.
Антонимы: гуманность, сочувствие, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие,
жалость, любовь, доброта, долг.) Прикрепляются на доску. Итак , можно сказать перед нами
положительные и отрицательные качества.
- Каких качеств больше?
- Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?
- Посмотрите на столбик с антонимами.
-Каким словом мы можем объединить эти качества? Назовите ключевое слово для всех этих слов.
(Ответ: Милосердие.)
- Как вы понимаете это слово?
Ответы учащихся: Милосердие — это нравственное качество человека, слово, образованное из
двух понятий «милое» и «сердце». Милое сердце – это доброе сердце, способное откликаться на
чужую боль и готовое из сострадания помочь тому, кто в ней нуждается.
А давайте послушаем,
какое определение дается в словаре ……………………………
Милосердие
– готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания,
человеколюбия (Толковый словарь Ожегова) . А теперь из всего услышанного сформулируйте
самостоятельно тезис и запишите
прослушать(Например М – это нравственное качество
человека, выражающееся в способности откликаться на чужую боль, а также в стремлении
бескорыстно помогать людям, прощать их.)
А теперь поработаем в паре Слово учителя: Подчеркнем ключевые слова в определении и
прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную
состоятельность этического понятия, т.е напишем Комментарий к тезису – 2-3 предложения,
содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут
быть ваши размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может
быть проявлено милосердие? Прослушать 1-2 в конце урока сдадите работы я посмотрю, что у вас
получилось и оценю .
Сегодня мы познакомилось со словами Милосердие и равнодушие. Какого слова не хватает
современному обществу? (Милосердие) . Вот с этим словом на следующем уроке мы продолжим
работу по написанию сочинения- рассуждения и будем учиться писать аргументы из текста.
А чтобы хорошо поработать на следующем уроке вот д/з подберите и запишите в тетрадях примеры
из жизни и лит произведений , где присутствует проблема милосердия
Теперь я прошу еще раз взять оценочные листы и завершить работу в них оценив свою работу на
уроке.
Рефлексия. И в заключение мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вас урок
заставил задуматься над поднятой проблемой- поднимите синий символ, если вас урок оставил
равнодушными– красный.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Памятка по строению текста-рассуждения. В тексте- рассуждении обычно выделяются три части:
1) тезис (высказывается какая-то мысль.) Тезис должен быть доказуемым и четко сформулирован, и ,
как правило, это определение с комментарием; 2) доказательство или Аргументы должны быть
убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут
убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение: а) ..., б) ..., в) ... и т. д.,
сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.
О МИЛОСЕРДИИ
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно,
хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь
часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там,
я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то
сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста.
Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая
женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом
отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не
нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным
ожиданием помощи...
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут
перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет,
вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного - они же видели, что
я весь в крови, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем
дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало
чувством привычным?
С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать
самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая
себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно
укоренилось.
(По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)
4. Частичный анализ текста.
– Что за беда приключилась с рассказчиком?
- Почему к нему никто не подходил , не обращал внимание?
- Смог ли он справиться со своей бедой самостоятельно?
- О чем он задумался, когда пришел домой о своей беде или о людях и их равнодушии?
А теперь давайте прочитаем следующие предложения и найдем, в каком из них содержится
основная мысль текста?
1.Равнодушие и даже бездушие стали в нашем обществе явлением привычным.
2. Упрекать других легко, когда сам находишься в бедственном положении.
3.Чувство взаимопомощи было присуще людям и во время войны, и после нее.
4. Постепенно чувство отзывчивости исчезло.
Карточку со словами:
бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение,
желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность,
непримиримость к злу.
Уркок РР Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Что такое милосердие?».
Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Что такое
милосердие?».
Задачи:
Образовательная: обобщить представление о таком типе речи как рассуждение; продолжить работу
над формированием навыков построения текста сочинения – рассуждения;
Развивающая: развивать навыки написания сочинения-рассуждения; умения определять все части
текста-рассуждения: тезис, доказательства, вывод; развивать умение строить рассуждение на
заданную тему; развитие речи: обогащение словарного запаса;
Воспитательная: воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию
логического мышления, устной монологической, диалогической речи; воспитывать нравственные и
этические качества посредством анализа дидактического материала,
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Тип урока: Развитие речи (подготовка к сочинению- рассуждению);
Планируемые результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать структуру текста -
рассуждения; уметь правильно строить текст; использовать языковые средства, соответствующие его
типу и стилю; писать сочинение на данную тему, редактировать содержание, структуру и речевое
оформление.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта): использование родного языка
как средства получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного
языка, литературы, и др.).
Личностные: потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому
самосовершенствованию.
Конечный результат работы: написание домашнего сочинения-рассуждения.
Ход урока.
2.Целеполагание и постановка учебной задачи.
- Сегодня у нас урок развития речи и мы будем продолжать учиться писать сочинение -рассуждение.
Такое сочинение нам нужно будет писать на ОГЭ в 9 классе. А, кроме того, умение отстаивать
определенную точку зрения, убеждать – это важное личностное качество.
- А о чем будет наше сочинение, вы возможно уже сами догадались! Да о милосердие, с этим
словом мы работали на предыдущем уроке.
Таким образом, предметом нашего разговора и вашего домашнего сочинения-рассуждения будет
МИЛОСЕРДИЕ. Вам предстоит написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое милосердие?».
- Откройте тетради и запишите число и
тему урока.
Приступая к работе над структурой сочинения-рассуждения обратите внимание у вас на столах
лежат
Памятка №1
План сочинения-рассуждения
1. Тезис−это положение, утверждение, которое требуется доказать.
2. Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
3. Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения.
Памятка №2
Структура сочинения-рассуждения
1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.
2. Комментарий определения.
3. Первый пример – аргумент из текста +комментарий
4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта +комментарий
5. Вывод.
.
Памятка№4
Аргументы из жизни
1.Исторические факты;
2.Высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.
3. СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)
4.примеры из читательского опыта
5.Результаты личных наблюдений
6.Биография известного человека(назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)
7.Культурные, национальные традиции (народная мудрость).
Но прежде чем начать работать над сочинением давайте поработаем с упражнениями на понимание
структуры сочинения.(работа в группах ) Перед вами 4 текста сочинения-рассуждения, но в трех из
них части переставлены, а в одном все находится на своем месте. Для работы с текстами я предлагаю
вам объединиться в группы и выполнить следующую работу.
Задание:
1) попробуй найти и исправить ошибки в композиции сочинений, т.е. расставьте всё на свои места: тезис,
аргументы и вывод.
1/ В приведенном отрывке текста Нины Аксеновой счастливым является отец героини
(предложения 34-35). Для него настоящим счастьем было приходить на утренники любимой дочери,
смотреть на нее, улыбаться ей.
В жизни счастье для каждого свое. Например, моя старшая сестра безумно любит кошек. У нас в
доме аж три кошки! Но ей этого мало, она всячески успевает помогать приюту для животных:
покупает корм, нужные медикаменты, помогает пристраивать маленьких котят, а иногда родной
дом приобретают уже взрослые кошки. Она счастлива, когда животные обретают хозяев.
Что такое счастье? Вы когда-нибудь задумывались над этим вопросом? Ведь для каждого человека
свое понимание счастья: для кого-то это иметь хорошо оплачиваемую работу, для кого-то —
иметь семью, здоровых детей. Счастье – это состояние души человека, при котором он чувствует
удовлетворение жизнью. Докажу это примерами.
Таким образом, счастье – это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек счастлив по-
своему.
2. Смелость — это решительность в поступках, самоуверенность и способность человека
преодолевать чувство страха и растерянности. Такое качество помогает человеку без
промедления, забыв о риске, броситься на помощь кому-либо или встать на чью-то защиту.
В жизни очень много смелых людей. Недавно я стала свидетелем того, как мужчина в нашем дворе
спас мальчика, на которого набросилась бездомная собака. Мужчина незамедлительно бросился на
помощь ребенку, благодаря чему ребенок сильно не пострадал.
В тексте Л. Воронковой девочка Валентинка оказалась очень смелой, так как она, не задумываясь о
возможных негативных последствиях, бросилась на помощь мальчику Романке и спасла его от
гибели.
Таким образом, смелые люди вызывают восхищение и уважение, им хочется подражать.
2.
Если все мы будем помогать друг другу, не ожидая благодарности, в нашей жизни добра
станет намного больше.
Добро – это все то, что мы чувствуем и делаем хорошего, это помощь людям и забота о них, это
радость и милосердие, любовь и надежда.
В приведенном отрывке очень многое заслуживает название «добро»: это и забота деда о внуке,
стремление воспитать нравственного и неравнодушного человека, и доброе, внимательное
отношение Алеши к окружающим людям, его привычка делать что-то хорошее не только себе, но и
всем, кому это может понадобиться. Мальчик на лету подхватывает добрую мысль дедушки и тайно
чинит и калитку (дедушка даже перечислил все работы, которые надо бы выполнить, чтобы калитка
стала прочной, красивой и ухоженной) и не ждет за это похвалы, потому что он человек
неравнодушный.
Мы и в жизни встречаем примеры таких неравнодушных людей, которые делают много доброго.
Я не раз видел, как люди подкармливают бездомных кошек, помогают старушке, упавшей на улице,
вызывают «скорую», если кому-то стало плохо. Конечно, я слышал от разных людей, что люди стали
злее, не хотят помогать. Но сам я встречаю чаще другое отношение. Буквально пару дней назад я
стал свидетелем того, как двое молодых парней дали отпор пьяному, который привязался к женщине,
матерился и требовал у нее денег. Она очень испугалась, а парни подошли и (правда, не слишком
вежливо) предложили пьянице идти своей дорогой.
4. Милосердие — это доброта, это умение сердцем почувствовать чужую боль и делами облегчить её.
В основе милосердия лежат, на мой взгляд, искренняя жалость и настоящая любовь к человеку.
Разве не эти чувства уничтожили гнев девочек, персонажей рассказа А. Приставкина, как только
они увидели похитительницу рыбок раздетой? Жалость к Люсеньке, так похожей на тех же
прозрачных рыбок, заставила дрогнуть сердца девочек. И ответ Инны на вопрос ночной няни
свидетельствует о том, что малышка не останется без внимания. Я думаю, что этот урок со-
страдания запомнят все: и Люсенька, и девочки.
Примером милосердия в наши дни может служить поведение людей, которые откликаются на
просьбу сдать кровь для больных. Так поступили и мой дедушка, и множество других людей, когда
они стали донорами для пострадавших от катастрофы в метро.
Я думаю, милосердие объединяет людей, делает их лучше.
Вот вы поработали с текстами и , я надеюсь, что вам стало понятней как пишется это сочинение, а
чтобы это проверить предлагаю в парах выполнить следующее задание:
Выберите подходящий тезис из предложенных и напишите 1 аргумент по тексту прошлого урока
Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…
1.Вы когда-нибудь задумывались, что означает слово «милосердие». Милое сердце – это доброе
сердце, способное откликаться на чужую боль.
2. Если заглянуть в словарь С.И.Ожегова, то мы прочитаем, что милосердие – это «готовность
помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».
3. Милосердие – это основа нашей жизни. И в какое бы время мы ни жили, надо, чтобы люди были
добры друг к другу.
4.Милосердие - это самая важные особенность человека. Именно благодаря этому качеству человек
развивается духовно. В анализируемом тексте Д.А. Гранин обращает внимание читателя на проблему
сострадания и милосердия к человеку.
5. Милосердие – это значит быть сострадательным, быть милым сердцем, всегда готовым помочь,
подставить плечо нуждающимся людям.
6. Что такое милосердие? Это готовность человека оказывать другим помощь безвозмездно, не
ожидая чего-либо взамен. Это любовь к людям, какие бы они поступки не совершали, и что бы они
не говорили. Это готовность пожертвовать своим временем ради других.
7. Милосердие — это доброта в сочетании с жалостью к кому-то, желание помочь. В жизни очень
важно быть милосердным, потому что милосердие рождает ответное чувство любви и благодарности.
8. Под милосердием я понимаю умение сострадать другому человеку. Это понятие включает в себя
жалость и желание помочь кому-то, кто оказался в беде или в сложной ситуации.
1 аргумент Автор заставляет читателя задуматься о том, как люди могут вести себя в разных
жизненных ситуациях и случаях по отношению к тем, кто нуждается в сочувствии. Также, писать
обращает наше внимание на то, что в настоящее время люди стали равнодушны друг к другу по
сравнению с военным временем. Хотя сейчас для оказания помощи существует гораздо больше
разных возможностей.
Рефлексия Урок прошел плодотворно, я научился и могу помочь другому
Я научился, но мне ещё нужна помощь
Мне было трудно на уроке
10.Домашнее задание
Напишите сочинение – рассуждение «Что такое милосердие?».