Напоминание

Как написать сочинение-рассуждение.


Автор: Лариса Викторовна Акимова
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ " Колосовская СШ"
Населённый пункт: Село Колосовка,Омская область
Наименование материала: методическая разработка разработка урока по русскому языку
Тема: Как написать сочинение-рассуждение.
Раздел: среднее образование





Назад




Тема. Как написать сочинение-рассуждение.

Цель:

развития речи и творчества, логического и образного мышления,

Задачи:

образовательные:

-повторить знания учащихся о типе речи – рассуждении; обогащать словарный запас детей; помочь

понять содержание слова «милосердие»; обучение умению самостоятельно создавать собственное

высказывание, обладающее всеми признаками текста.

развивающие:

-

развитие

творческой,

речевой

и

мыслительной

активности,

формирование

умения

анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы, отбирать

материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.

воспитательные:

-

формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение,

самоуважение сострадание, соучастие, милосердие; воспитание уважения к другим людям, к

себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к

ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов

своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками

группы,

умение

строить

связное

монологическое

высказывание

в

учебно-научном

стиле,

осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать

последовательность,

систематизировать,

извлекать

информацию

из

представленных

источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы,

находить ответы на

вопросы.

Тип урока: урок развития речи и творчества/

Технология: технология критического мышления,

ИКТ, проблемно - поискового и

дифференцированного подхода к обучению.

Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, фронтальная работа, групповая работа,

индивидуальная работа, самостоятельная работа учащихся.

УМК и оборудование: презентация, раздаточный материал

(текст Д.Гранина, задания для групп); записи на доске (тема урока,); памятка «Структура

сочинения-рассуждения»; лист оценивания )

Структура урока.

1.

Оргмомент. Мотивация.

Сегодняшний наш урок является частью уроков с общей темой «Типы речи». А чтобы узнать точнее

тему урока - восстановите схему, вспомните недостающий тип речи.

И какое пропущено слово. Правильно, рассуждение- это и будет темой нашего урока.

А вы умеете рассуждать?

Что значит рассуждать? А рассуждать –это значит доказывать, логически мыслить, делать

обоснованные выводы.

Зачем нужно уметь рассуждать?

Где нам может пригодиться умение рассуждать? (умение необходимо, чтобы опровергнуть точку

зрения оппонента, с которым вы не согласны, еще это умение пригодиться вам на ОГЭ)

Как вы думаете рассуждать легче устно или письменно?

А вы умеете письменно рассуждать?

Исходя из нашей темы, попробуем определить с чем будем работать (будем учиться писать

рассуждение)

Ребята, рассуждать нужно правильно и сегодня мы начнем учиться, правильно строить текст-

рассуждение .Обратите внимание у вас на столах есть памятки. Как строится текст-

рассуждение и каковы основные требования к его построению? Прочитаем. В тексте-

рассуждении обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль.) Тезис

должен быть доказуемым и четко сформулирован, и , как правило, это определение с

комментарием; 2) доказательство или Аргументы должны быть убедительными, и их должно

быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее

сформулированы, тем неотразимее все рассуждение: а) ..., б) ..., в) ... и т. д., сопровождаемые

примерами; 3) вывод, или заключение.

Вот составляющие текста-рассуждения, а сегодня мы поработаем только с одной его частью -

тезисом, его формулировкой.

На ваших столах текст, с которым мы будем работать и выполним задания к нему,

прочитаем текст «Бездушие и равнодушие» Д. Гранина. (или «О милосердии»)( текст и задание к

нему на столах читает подготовленный ученик)

О МИЛОСЕРДИИ

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно,

хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь

часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там,

я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то

сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста.

Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая

женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом

отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не

нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным

ожиданием помощи...

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут

перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет,

вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного - они же видели, что

я весь в крови, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем

дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало

чувством привычным?

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать

самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая

себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно

укоренилось.

(По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)

4. Частичный анализ текста.

– Что за беда приключилась с рассказчиком?

- Почему к нему никто не подходил , не обращал внимание?

- Смог ли он справиться со своей бедой самостоятельно?

- О чем он задумался, когда пришел домой о своей беде или о людях и их равнодушии?

А теперь давайте прочитаем следующие предложения и найдем, в каком из них содержится

основная мысль текста?

1.Равнодушие и даже бездушие стали в нашем обществе явлением привычным.

2. Упрекать других легко, когда сам находишься в бедственном положении.

3.Чувство взаимопомощи было присуще людям и во время войны, и после нее.

4. Постепенно чувство отзывчивости исчезло.

- А можем ли мы с вами столкнуться с такой или похожей ситуацией?

- Что же делать, чтобы не было в мире равнодушия или хотя бы было его меньше?

Как вы считаете? (Примерные ответы: Надо уметь творить добро для других. Не обижать близких

людей своим равнодушием. Уважать привычки и вкусы чужих для вас людей. Быть благодарным,

всегда помогать кому бывает трудно.)

Равнодушие - Как вы понимаете значение слова? (равнодушие – выражение безразличия,

безучастности)

- Сейчас я попрошу вас объединиться в группы, которым надо подобрать синонимы и антонимы к

слову «равнодушие» (работа в группах)

Ответы пишут на листах отдельных, чтобы потом вывесить на доску.

Если затрудняются, то дать подсказку: карточку со словами

бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение,

желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность,

непримиримость к злу.

Примерные ответы:

Синонимы: равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность,

жестокость, безжалостность.

Антонимы: гуманность, сочувствие, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие,

жалость, любовь, доброта, долг.) Прикрепляются на доску. Итак , можно сказать перед нами

положительные и отрицательные качества.

- Каких качеств больше?

- Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?

- Посмотрите на столбик с антонимами.

-Каким словом мы можем объединить эти качества? Назовите ключевое слово для всех этих слов.

(Ответ: Милосердие.)

- Как вы понимаете это слово?

Ответы учащихся: Милосердие — это нравственное качество человека, слово, образованное из

двух понятий «милое» и «сердце». Милое сердце – это доброе сердце, способное откликаться на

чужую боль и готовое из сострадания помочь тому, кто в ней нуждается.

А давайте послушаем,

какое определение дается в словаре ……………………………

Милосердие

– готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания,

человеколюбия (Толковый словарь Ожегова) . А теперь из всего услышанного сформулируйте

самостоятельно тезис и запишите

прослушать(Например М – это нравственное качество

человека, выражающееся в способности откликаться на чужую боль, а также в стремлении

бескорыстно помогать людям, прощать их.)

А теперь поработаем в паре Слово учителя: Подчеркнем ключевые слова в определении и

прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную

состоятельность этического понятия, т.е напишем Комментарий к тезису – 2-3 предложения,

содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут

быть ваши размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может

быть проявлено милосердие? Прослушать 1-2 в конце урока сдадите работы я посмотрю, что у вас

получилось и оценю .

Сегодня мы познакомилось со словами Милосердие и равнодушие. Какого слова не хватает

современному обществу? (Милосердие) . Вот с этим словом на следующем уроке мы продолжим

работу по написанию сочинения- рассуждения и будем учиться писать аргументы из текста.

А чтобы хорошо поработать на следующем уроке вот д/з подберите и запишите в тетрадях примеры

из жизни и лит произведений , где присутствует проблема милосердия

Теперь я прошу еще раз взять оценочные листы и завершить работу в них оценив свою работу на

уроке.

Рефлексия. И в заключение мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вас урок

заставил задуматься над поднятой проблемой- поднимите синий символ, если вас урок оставил

равнодушными– красный.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Памятка по строению текста-рассуждения. В тексте- рассуждении обычно выделяются три части:

1) тезис (высказывается какая-то мысль.) Тезис должен быть доказуемым и четко сформулирован, и ,

как правило, это определение с комментарием; 2) доказательство или Аргументы должны быть

убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут

убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение: а) ..., б) ..., в) ... и т. д.,

сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.

О МИЛОСЕРДИИ

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно,

хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь

часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там,

я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то

сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста.

Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая

женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом

отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не

нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным

ожиданием помощи...

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут

перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет,

вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного - они же видели, что

я весь в крови, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем

дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало

чувством привычным?

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать

самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая

себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно

укоренилось.

(По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)

4. Частичный анализ текста.

– Что за беда приключилась с рассказчиком?

- Почему к нему никто не подходил , не обращал внимание?

- Смог ли он справиться со своей бедой самостоятельно?

- О чем он задумался, когда пришел домой о своей беде или о людях и их равнодушии?

А теперь давайте прочитаем следующие предложения и найдем, в каком из них содержится

основная мысль текста?

1.Равнодушие и даже бездушие стали в нашем обществе явлением привычным.

2. Упрекать других легко, когда сам находишься в бедственном положении.

3.Чувство взаимопомощи было присуще людям и во время войны, и после нее.

4. Постепенно чувство отзывчивости исчезло.

Карточку со словами:

бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение,

желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность,

непримиримость к злу.

Уркок РР Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Что такое милосердие?».

Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Что такое

милосердие?».

Задачи:

Образовательная: обобщить представление о таком типе речи как рассуждение; продолжить работу

над формированием навыков построения текста сочинения – рассуждения;

Развивающая: развивать навыки написания сочинения-рассуждения; умения определять все части

текста-рассуждения: тезис, доказательства, вывод; развивать умение строить рассуждение на

заданную тему; развитие речи: обогащение словарного запаса;

Воспитательная: воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию

логического мышления, устной монологической, диалогической речи; воспитывать нравственные и

этические качества посредством анализа дидактического материала,

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Тип урока: Развитие речи (подготовка к сочинению- рассуждению);

Планируемые результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать структуру текста -

рассуждения; уметь правильно строить текст; использовать языковые средства, соответствующие его

типу и стилю; писать сочинение на данную тему, редактировать содержание, структуру и речевое

оформление.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта): использование родного языка

как средства получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,

умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного

языка, литературы, и др.).

Личностные: потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому

самосовершенствованию.

Конечный результат работы: написание домашнего сочинения-рассуждения.

Ход урока.

2.Целеполагание и постановка учебной задачи.

- Сегодня у нас урок развития речи и мы будем продолжать учиться писать сочинение -рассуждение.

Такое сочинение нам нужно будет писать на ОГЭ в 9 классе. А, кроме того, умение отстаивать

определенную точку зрения, убеждать – это важное личностное качество.

- А о чем будет наше сочинение, вы возможно уже сами догадались! Да о милосердие, с этим

словом мы работали на предыдущем уроке.

Таким образом, предметом нашего разговора и вашего домашнего сочинения-рассуждения будет

МИЛОСЕРДИЕ. Вам предстоит написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое милосердие?».

- Откройте тетради и запишите число и

тему урока.

Приступая к работе над структурой сочинения-рассуждения обратите внимание у вас на столах

лежат

Памятка №1

План сочинения-рассуждения

1. Тезис−это положение, утверждение, которое требуется доказать.

2. Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

3. Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения.

Памятка №2

Структура сочинения-рассуждения

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста +комментарий

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта +комментарий

5. Вывод.

.

Памятка№4

Аргументы из жизни

1.Исторические факты;

2.Высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.

3. СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)

4.примеры из читательского опыта

5.Результаты личных наблюдений

6.Биография известного человека(назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)

7.Культурные, национальные традиции (народная мудрость).

Но прежде чем начать работать над сочинением давайте поработаем с упражнениями на понимание

структуры сочинения.(работа в группах ) Перед вами 4 текста сочинения-рассуждения, но в трех из

них части переставлены, а в одном все находится на своем месте. Для работы с текстами я предлагаю

вам объединиться в группы и выполнить следующую работу.

Задание:

1) попробуй найти и исправить ошибки в композиции сочинений, т.е. расставьте всё на свои места: тезис,

аргументы и вывод.

1/ В приведенном отрывке текста Нины Аксеновой счастливым является отец героини

(предложения 34-35). Для него настоящим счастьем было приходить на утренники любимой дочери,

смотреть на нее, улыбаться ей.

В жизни счастье для каждого свое. Например, моя старшая сестра безумно любит кошек. У нас в

доме аж три кошки! Но ей этого мало, она всячески успевает помогать приюту для животных:

покупает корм, нужные медикаменты, помогает пристраивать маленьких котят, а иногда родной

дом приобретают уже взрослые кошки. Она счастлива, когда животные обретают хозяев.

Что такое счастье? Вы когда-нибудь задумывались над этим вопросом? Ведь для каждого человека

свое понимание счастья: для кого-то это иметь хорошо оплачиваемую работу, для кого-то —

иметь семью, здоровых детей. Счастье – это состояние души человека, при котором он чувствует

удовлетворение жизнью. Докажу это примерами.

Таким образом, счастье – это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек счастлив по-

своему.

2. Смелость — это решительность в поступках, самоуверенность и способность человека

преодолевать чувство страха и растерянности. Такое качество помогает человеку без

промедления, забыв о риске, броситься на помощь кому-либо или встать на чью-то защиту.

В жизни очень много смелых людей. Недавно я стала свидетелем того, как мужчина в нашем дворе

спас мальчика, на которого набросилась бездомная собака. Мужчина незамедлительно бросился на

помощь ребенку, благодаря чему ребенок сильно не пострадал.

В тексте Л. Воронковой девочка Валентинка оказалась очень смелой, так как она, не задумываясь о

возможных негативных последствиях, бросилась на помощь мальчику Романке и спасла его от

гибели.

Таким образом, смелые люди вызывают восхищение и уважение, им хочется подражать.

2.

Если все мы будем помогать друг другу, не ожидая благодарности, в нашей жизни добра

станет намного больше.

Добро – это все то, что мы чувствуем и делаем хорошего, это помощь людям и забота о них, это

радость и милосердие, любовь и надежда.

В приведенном отрывке очень многое заслуживает название «добро»: это и забота деда о внуке,

стремление воспитать нравственного и неравнодушного человека, и доброе, внимательное

отношение Алеши к окружающим людям, его привычка делать что-то хорошее не только себе, но и

всем, кому это может понадобиться. Мальчик на лету подхватывает добрую мысль дедушки и тайно

чинит и калитку (дедушка даже перечислил все работы, которые надо бы выполнить, чтобы калитка

стала прочной, красивой и ухоженной) и не ждет за это похвалы, потому что он человек

неравнодушный.

Мы и в жизни встречаем примеры таких неравнодушных людей, которые делают много доброго.

Я не раз видел, как люди подкармливают бездомных кошек, помогают старушке, упавшей на улице,

вызывают «скорую», если кому-то стало плохо. Конечно, я слышал от разных людей, что люди стали

злее, не хотят помогать. Но сам я встречаю чаще другое отношение. Буквально пару дней назад я

стал свидетелем того, как двое молодых парней дали отпор пьяному, который привязался к женщине,

матерился и требовал у нее денег. Она очень испугалась, а парни подошли и (правда, не слишком

вежливо) предложили пьянице идти своей дорогой.

4. Милосердие — это доброта, это умение сердцем почувствовать чужую боль и делами облегчить её.

В основе милосердия лежат, на мой взгляд, искренняя жалость и настоящая любовь к человеку.

Разве не эти чувства уничтожили гнев девочек, персонажей рассказа А. Приставкина, как только

они увидели похитительницу рыбок раздетой? Жалость к Люсеньке, так похожей на тех же

прозрачных рыбок, заставила дрогнуть сердца девочек. И ответ Инны на вопрос ночной няни

свидетельствует о том, что малышка не останется без внимания. Я думаю, что этот урок со-

страдания запомнят все: и Люсенька, и девочки.

Примером милосердия в наши дни может служить поведение людей, которые откликаются на

просьбу сдать кровь для больных. Так поступили и мой дедушка, и множество других людей, когда

они стали донорами для пострадавших от катастрофы в метро.

Я думаю, милосердие объединяет людей, делает их лучше.

Вот вы поработали с текстами и , я надеюсь, что вам стало понятней как пишется это сочинение, а

чтобы это проверить предлагаю в парах выполнить следующее задание:

Выберите подходящий тезис из предложенных и напишите 1 аргумент по тексту прошлого урока

Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

1.Вы когда-нибудь задумывались, что означает слово «милосердие». Милое сердце – это доброе

сердце, способное откликаться на чужую боль.

2. Если заглянуть в словарь С.И.Ожегова, то мы прочитаем, что милосердие – это «готовность

помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

3. Милосердие – это основа нашей жизни. И в какое бы время мы ни жили, надо, чтобы люди были

добры друг к другу.

4.Милосердие - это самая важные особенность человека. Именно благодаря этому качеству человек

развивается духовно. В анализируемом тексте Д.А. Гранин обращает внимание читателя на проблему

сострадания и милосердия к человеку.

5. Милосердие – это значит быть сострадательным, быть милым сердцем, всегда готовым помочь,

подставить плечо нуждающимся людям.

6. Что такое милосердие? Это готовность человека оказывать другим помощь безвозмездно, не

ожидая чего-либо взамен. Это любовь к людям, какие бы они поступки не совершали, и что бы они

не говорили. Это готовность пожертвовать своим временем ради других.

7. Милосердие — это доброта в сочетании с жалостью к кому-то, желание помочь. В жизни очень

важно быть милосердным, потому что милосердие рождает ответное чувство любви и благодарности.

8. Под милосердием я понимаю умение сострадать другому человеку. Это понятие включает в себя

жалость и желание помочь кому-то, кто оказался в беде или в сложной ситуации.

1 аргумент Автор заставляет читателя задуматься о том, как люди могут вести себя в разных

жизненных ситуациях и случаях по отношению к тем, кто нуждается в сочувствии. Также, писать

обращает наше внимание на то, что в настоящее время люди стали равнодушны друг к другу по

сравнению с военным временем. Хотя сейчас для оказания помощи существует гораздо больше

разных возможностей.

Рефлексия Урок прошел плодотворно, я научился и могу помочь другому

Я научился, но мне ещё нужна помощь

Мне было трудно на уроке

10.Домашнее задание

Напишите сочинение – рассуждение «Что такое милосердие?».



В раздел образования