Напоминание

"Общение"


Автор: Колмакова Юлия Леонидовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СШ № 12 с кадетскими классами им. А.И.Сорокина
Населённый пункт: НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, АРЗАМАС
Наименование материала: Методическая разработка урока обществознания в 6 классе
Тема: "Общение"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 с кадетскими классами

им. А.И.Сорокина»

Колмакова Юлия Леонидовна, учитель истории и обществознания

Название методической разработки : урок обществознания в 6 классе

Тема: «Общение»

Арзамас, 2021

Пояснительная записка

Урок обществознания в 6 классе «Общение» направлен на профилактику

различных форм не толерантных отношений среди подростков. Современные

дети агрессивны, спорные вопросы пытаются решить с позиции силы,

нетерпимы к чужому мнению. Особенность урока заключается в том, что он

основан на библейских притчах. Ученики должны самостоятельно найти

ответы на непростые жизненные вопросы. Впервые проводится социальный

опрос о толерантности шестиклассников. Это даст возможность каждому

ребенку задуматься о том, какой он. Данный урок не является

единственным на данную тематику, так как в программе существует целый

раздел «Человек среди людей».

Любви, доброте, взаимоуважении нужно учить, наравне с письмом и счетом,

другими предметами, формировать потребность в социально одобряемой

деятельности.

Как часто с языка срываются слова: «Терпеть не могу!». Как часто мы

кривим губы, демонстрируя иронию по отношению друг к другу, к чьим-то

высказываниям. Как часто мы закатываем глаза, выражая неудовольствие

чьим-то поведением. Почему? Потому, что их мнение расходится с нашим. А

почему мы уверены, что наше мнение единственно правильное?

Есть старая притча: «Пришли к мудрецу два человека с просьбой рассудить

их. Он выслушал первого и на вопрос «Разве я не прав?» - ответил « Ты

прав». Выслушал второго и на вопрос «Разве я не прав?» - ответил «Ты

прав». Ученик мудреца воскликнул: «Учитель, но так не может быть!». «И ты

прав», - ответил мудрец.

Каждый имеет право быть правым, но это приводит к противоречиям,

противоречия к разногласиям, разногласия к нетерпимости. Как же нам

договориться?

О чем сегодня мы будем говорить на уроке? (Об умении

договариваться с другими людьми)

А как это можно сделать? (Только через любовь и уважение)

Исходя из выше сказанного, сформулируйте тему и задачи нашего урока.

Тема нашего урока – «Общение».

Цели урока:

осознание личной уникальности и принятие своеобразия других;

научить отзывчивости и развить способность к сопереживанию.

Задачи урока:

обосновать необходимость толерантного поведения для жизни

общества и каждого человека в отдельности

показать нравственную обусловленность терпимости по отношению к

другим людям

План урока.

Тип урока: проблемный, комбинированный, урок-практикум

Методы обучения: частично-поисковый.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного

обучения и воспитания, информационно- коммуникационная технология. Это

позволяет реализовать требования ФГОС

Межпредметные связи: история, музыка, литература

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,

индивидуальная, групповая. Это способствует формированию умения

прислушиватся друг к другу.

Материально-техническое обеспечение содержания урока: мультимедиа

проектор, компьютор, колонки звуковые, доска интерактивная, видеоролик

«Урок доброты», презентация «Какие мы?».

Предполагаемые результаты обучения:

Личностные:

получение учащимися опыта работы в группах

научатся договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

формируются умения действовать в рамках закона и нравственных

норм.

научиться принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться

отвечать за свои поступки.

Предметные:

осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека;

определять и объяснять другим людям своё отношение к

общественным нормам.

Метапредметные:

приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения;

умение понимать связи между людьми в обществе.

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока:

Урок проводится по заранее разработанному преподавателем плану в

соответствии с учебной программой.

Материал данного урока тесно связан с предыдущим уроком «Отношения с

окружающими» и продолжает развивать очень важную тему «Человек среди

людей» С моей точки зрения, это одна из самых важных тем в курсе

обществознания за 6 класс, т.к. учит понимать людей и устанавливать

контакты.

Урок построен на библейских притчах, что способствует прочному и

глубокому усвоению изучаемого на уроке материала.

Важное значение имеет организация занятий, обеспечивающая активную и

плодотворную деятельность каждого обучающегося в продолжении всего

урока.

Формы сообщения новых знаний:

Чтение и разбор ситуаций, описанных в библейских притчах

Просмотр видеоролика «Что такое доброта»

Просмотр презентации «Какие мы»

Чтобы активизировать работу обучающихся на уроке, устное изложение

материала чередуется с просмотром медиаресурсов, социальным

тестированием, беседой, вопросами, записями в тетради основных

формулировок и выводов.

Домашнее задание не задается. Его цель – дальнейшее усвоение,

закрепление, расширение знаний, умений и навыков обучающихся.

Рекомендуется чтение дополнительной литературы, которую преподаватель

подбирает в зависимости от содержания данного урока, степени

подготовленности обучающихся и их возрастных особенностей.

Конспект урока.

Учитель: Сегодня мы начнем наш урок с китайской притчи. Название

притчи «Ладная семья».

Фиронов Д. Китайская притча «Ладная семья»

Иллюстрация № 1

Жила-была на свете семья. Она была не простая.

Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И

занимала эта семья целое село. Так и жили всей

семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на

свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье

и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить,

правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом

чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада,

пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и

мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго –

видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял

бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.

Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил:

- И мира тоже.

Учитель: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава

семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить (о

дружеских взаимоотношениях в семье, классе, обществе)?

Учитель: У этого определения есть свое

понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою

историю.

Иллюстрация № 2

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор (ил. 2),

князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при

Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром

иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но,

несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих,

уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее

ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои

собственные принципы.

Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и

обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими.

Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к

изменениям, которых требует наша жизнь.

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о том, какие мы? Чем мы

отличаемся друг от друга? Оцените индивидуальность ваших товарищей.

Презентация «Какие мы?»

Чем отличаются друг от друга ваши товарищи?

Можете ли вы признать их достоинство?

Скажите, возможно, нравиться всем?

А, возможно, чтобы все учащиеся в классе были преданными

друзьями?

Почему мы разные: воспитание, характер, возраст?

Что у нас в классе общее? Цель: учеба, интересы, коллектив?

А чтобы добиться этой цели, нам что нужно? (Относиться

дружелюбно, по-доброму, терпеливо, уважительно)?

Учитель: Чтобы коллектив был сплоченным, нужно относиться друг к

другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо. Иными словами, дети, не

обладающие толерантностью, оказываются вне коллектива.

Игра «Волшебная лавка»

Продавец: Я предлагаю вам представить, что существует

волшебная лавка, в которой есть необычные вещи: терпение,

чувство юмора, чуткость, доброжелательность, доброта,

уважение, сострадание, понимание, прощение.

Но в качестве платы вы можете рассказать что-то веселое.

Продавец: а теперь возьмите свои покупки и наклейте на символический

рисунок Дерева толерантности.

Учитель: Теперь вы точно будете знать, какие качества нужно приобрести,

чтобы стать толерантным человеком.

Учитель: Я хотела бы предложить вашему вниманию маленькую сказку.

Подумайте, какой смысл заключен в этой сказке?

Звучит музыка, рассказывается сказка: «Любовь и Доброта»

Учитель: Жила-была на земле девушка по имени Любовь.

Скучно ей было жить на свете без подружки.

Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет

волшебнику:

Любовь: Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтоб я могла дружить

с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Учитель: Подумал волшебник и сказал:

Волшебник: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют,

и роса еще не просохнет.

Учитель: Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в

условленное место. Пришла и видит: стоят пять

прекрасных девушек, одна другой краше.

Волшебник: Вот выбирай. Одну зовут радость,

другую – Удача, третью – Красота, четвертую –

Печаль, пятую – Доброта.

Любовь: Они все прекрасны. Не знаю, кого и

выбрать…

Волшебник: Твоя правда. Они все хороши, и ты в

жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить

будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Учитель: Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза

каждой. Задумалась. А кого бы выбрали вы? Почему? (Ответы).

Учитель: Подошла Любовь к девушке по имени Доброта и протянула ей

руку. Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Учитель: Назовите учащихся в нашем классе, которые всегда добрые.

(Ответы).

Презентация с видеороликом «Уроки доброты»

Учитель: В жизни человек совершает разные поступки. В одних ситуациях

он правильно поступает и проявляет свои хорошие качества, но иногда

бывает наоборот.

Оцените поступки героев следующего рассказа

«Перед вами две дороги. Выбирайте »

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо

одетый пожилой мужчина. Возле него ваялась сумка. Он тихонько стонал. А

в глазах стояли слезы.

Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой

человек, сжав ее руку.

Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри-смотри, у него кровь на

брюках.

А нам-то что? Он сам виноват. Отпусти мою руку. Ему нужна помощь.

Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он

попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со всякими.

Пойдем отсюда. – Он попытался увести ее.

Знаешь что, да как ты можешь? Ему же больно, понимаешь? Нет, ты не

понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень

еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

Что с вами? – спросила она мужчину, - Что с вашей ногой?

Я сломал ее … кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе

больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Сейчас, сейчас. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

Спасибо, девушка, спасибо.

Послушай, - обратилась она к парню, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал (брезгливо смотрит на мужчину). Девушка

поднялась и, приблизившись к парню, сказала:

Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи. Я больше

знать тебя не хочу.

Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить?

Глупая! Ты пожалеешь об этом!

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел

прочь.

У вас открытый перелом. Я пойду вызову врача. Терпите. (Уходит)

Девушка! – окликнул ее мужчина. – Спасибо вам! Девушка обернулась

и улыбнулась.

Вы обязательно найдете счастье!

Учитель: Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили

в этом случае?

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если

мы будем внимательны к любому человеку – это будет проявление доброты.

Давайте посмотрим с вами небольшой видеоролик «О доброте»

Вопросы классу:

Заключительное слово учителя:

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это

прекрасно!

А если нет – ну что ж, печально.

Тест (социальная толерантность)

"Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность"

1.

Ты видишь взрослого, который плохо одет

- Это неважно.

- Ты подсмеиваешься над ним.

2.

Цвет кожи у другого ученика отличается от твоего...

- Ты стремишься лучше узнать его.

- Обижаешь и дразнишь

3.

Пожилая работница нашей школы медленно идет по двору

- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

4.

Твой одноклассник плохо отвечает у доски:.

- Поднимаешь руку, чтобы ответить самому

-Ты подсмеиваешься и радуешься его предстоящей «двойке»

5.

На твоих глазах обижают человека

- Ты пытаешься защитить его.

- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

6.

Твой сверстник порвал твою тетрадь:

- Ты его прощаешь.

- Ты поступаешь также как он.

7.

Ты поссорился со своим другом или подругой.

-Ты попытаешься объясниться с ним / ней/.

- Ты обижаешься и мстишь.

8.

К тебе жестоко поступают.

- Попытаешься поговорить, высказать свое мнение без жестокости.

- Ты отвечаешь также жестоко.

9. Ты недоволен собой.

- Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

-Ты все сваливаешь на других.

10. Ты стесняешься своих близких родственников на улице.

-Ты идешь с ними гулять.

-Ты не ходишь с ними гулять и т.д..

Анализ:

«2» - до 3 – толерантный человек

«2» - до 5 – менее толерантный

«2» - свыше 5 – нетерпимый, не милосердный по отношению к другим.

Данные, полученные при опросе, озвучиваются и делаются выводы.

Заключительное действие – «Техасские объятия»

Все встают в круг лицом внутрь очень тесно друг другу.

Затем кладут друг другу на плечи руки, поднимают правую руку и

вытягивают ее к центру круга и по команде ведущего все делают шаг

внутрь.

Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки о доброте, любви и

взаимоуважении.

Литература.

1.

Амонашвили Ш.А."Школа жизни" Издательство "Дом Шалвы

Амонашвили", Москва, 2000 год.

2.

Андрианов М.А."Философия для детей в сказках и рассказах". Пособие

по воспитанию детей в семье и школе. Издательство "Современное

слово", Москва, 2013 г.

3.

Куклачев Ю."Школа доброты". Рекомендации и предложения учителям

и психологам.

4.

Лопатина А."Начало мудрости" 50 уроков о добрых качествах.

Издательство "Амрита - Русь", Москва, 2015 г.

5.

Соколов Я.В. "Граждановедение" 6 класс. М., НВЦ "Гражданин", 2001.

6.

Презентации: «Какие мы?», видеоролик «Урок доброты»



В раздел образования